Меню Рубрики

Вся правда о заикании

«Малыш подрастет и будет говорить правильно», — думают родители, замечая, как кроха запинается и по несколько раз повторяет один и тот же слог. Иногда так и происходит, но бывает и по-другому. Заикание может начаться резко и неожиданно после пережитого стресса. Но бывает, что проблема подкрадывается исподволь. Взрослым кажется, что ребенок запинается, потому что подыскивает слова, что в момент становления речи вполне естественно. Чаще всего это действительно «проблемы роста». Но без логопеда или невролога докопаться до истины сложно.

В большинстве случаев предрасположенность к заиканию передается по наследству. Если кто-то из близких или дальних родственников малыша пережил аналогичное состояние, родителям следует понаблюдать за крохой, а, заметив в его речи что-то необычное, срочно обратиться к логопеду. Бывает, что проблему провоцируют индивидуальные особенности психики ребенка. На ранимого малыша может подействовать даже совсем небольшое переживание, например, наказание в детском саду. Все прочие шалуны тут же забудут о неприятности, а слишком впечатлительный начнет заикаться. К группе риска относятся также дети с задержкой речевого развития. Стараниями родителей и логопеда делается все, чтобы они быстрее заговорили. Но при форсировании речевого развития вместо отдельных слов и простых предложений кроха пытается выдать сложные конструкции.

И речевые центры головного мозга могут не справиться с нахлынувшей информации и дать сбой.

БОЛЕЗНИ МОГУТ СПРОВОЦИРОВАТЬ ЗАИКАНИЕ

Высокая температура и осложнения сами по себе вряд ли могут спровоцировать заикание. Наверняка есть и другие причины: скорее, стрессы из-за болезненных уколов или горьких лекарств или других неприятных процедур создают благоприятный фон для развития недуга.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ НЕ ПРОПУСТЯТ ЗАИКАНИЕ

Если сегодня ребенок говорит хуже, чем вчера — его речь стала более прерывистой, возбужденной, неплавной, — стоит насторожиться. Чаще всего запинки проявляются в первых слогах слов. В некоторых случаях ребенок может повторять последний слог: «Я хочу-чу-чу-чу домой». Часто родители не воспринимают такие повторы всерьез и даже умиляются «смешными» особен-ностши детской речи, не подозревая, что со временем их могут заменить спазмы. Дети постарше умеют маскировать ситуацию, используя разные хитрости. Чтобы избежать запинок, они заменяют слова на синонимы или переставляют трудное слово на второе место.

ЗАИКАЮЩИЙСЯ МАЛЫШ НЕ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ПЛАВНО

Те, кто думает, что речь заикающегося малыша всегда одинакова, ошибаются. Заикание непредсказуемо и часто, особенно у малышей 2-4 лет, то «прячется», то вновь проявляется.

Ребенок, который в непривычных ситуациях не может без запинки произнести ни одного слова, при более простых обстоятельствах (например, дома с близкими) вдруг начинает говорить без проблем. Так может случиться и на приеме у логопеда, ведь тон его речи обычно спокойный и доброжелательный. Специалисту может даже показаться, что мама ошибается, но его стоит переубедить, рассказав о трудных моментах, и начать лечение.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ

Сама запинка — это спазм, который может возникнуть на любом этапе произнесения звука в одном или сразу нескольких отделах речевого аппарата. При вокальном спазме никак не «включается» голос: кроха открывает рот, а звук не раздается. Из-за этого сложно произносить сонорные согласные «р», «л», «м», «н». Артикуляционный спазм блокирует губы и язык, и тогда малыш не справляется с резкими согласными звуками «к» и «т». Во время дыхательного спазма ребенок говорит на вдохе, и голос его звучит очень напряженно. В чистом виде вряд ли встречаются эти формы заикания, как правило, логопеду приходится работать со смешанными вариантами.

ЗАИКАНИЕ ЛЕЧИТСЯ МЕДИКАМЕНТАМИ

Заикание — это сложное речевое нарушение, поэтому нельзя относиться к нему как к насморку: врач назначил лекарство, и все прошло. Пока ребенок принимает медикаменты, проблема может угаснуть (хотя далеко не у всех). Но спустя некоторое время после окончания курса терапии она зачастую возвращается.

БЕЗ ПОМОЩИ РОДИ ТЕЛЕЙЗАИКАНИЕ НЕ ПРЕОДОЛЕТЬ

Чтобы помочь малышу справиться с заиканием, взрослые должны «войти в тему» -почитать материалы сайтов и форумов, посвященных проблеме. Это позволит им найти подходящую методику.

Оптимальным считается курс, продолжающийся год. Он начинается с консультации, на которой логопед проводит диагностику речи ребенка и определяет, что именно предстоит делать. Родители на время становятся «домашними логопедами», для этого им тоже придется многому научиться. Весь курс условно делится на несколько этапов. Первый этап начинается с режима молчания, которого боятся многие непосвященные мамы и папы но он всегда проходит легко. Затем следуют 15 занятий, после их окончания малыши уже говорят без запинок, хотя и медленнее, чем обычно. Главное, что они чувствуют себя спокойно и комфортно во всех речевых ситуациях.

Через 2-3 месяца происходит убыстрение темпа и начинается активная работа над выразительностью речи. Еще через полгода, когда скорость речи достигает нормы, работа над выразительностью продолжается.

После окончания курса ребенок уже не нуждается в активных занятиях, но находится под постоянным наблюдением логопеда. В это время речь ребенка уже ничем не отличается от речи сверстников. Год активной работы принес свои плоды: благодаря системе функциональных тренировок кроха говорит без запинок в любой ситуации.

МАЛЫШ ДОЛЖЕН ХОДИТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА

Такие специальные группы полезны, но чаще всего они не лечат от заикания, а учат жить с этой проблемой. В них малыш

обучается медленной речи, дыхательной гимнастике, проходит процедуры для укрепления нервной системы (массаж, ЛФК), готовится к школе. Подобные практики очень полезны, но помогают в той или иной степени лишь замаскировать проблему.

Заикание, которое раньше считалось неизлечимым заболеванием, в настоящее время успешно исправляется. Главное — проявить целеустремленность, иметь желание, найти силы и методику, результаты которой подтверждены временем.

Малыши любят копировать поведение окружающих. И манера говорить -не исключение. Если кроха на фоне полного здоровья и благополучия начал заикаться, проверьте, нет ли в его окружении страдающего от этой проблемы.
Родители знают: сильные отрицательные эмоции вредны для психики малышей. Но забывают, что слишком яркие положительные впечатления тоже опасны. Задумайтесь об этом, прежде чем приглашать на праздник клоунов, фокусника, Деда Мороза с мешком подарков.
Чаще всего первые признаки заикания проявляются в возрасте от 2 до 5 лет. Позднее подобные нарушения речи редко случаются впервые.

Проголосовало: 5

источник

Вы пробовали говорить, когда сильно нервничаете или плачете? Очень трудно говорить ровно и не рвать слова. Некоторые люди не могут этого делать даже в процессе обычного разговора по причине заикания. По-научному заикание называется «логоневроз». В целом 1% взрослых и 5% детей страдают заиканием в той или иной форме, причем мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек. Можно ли справиться с заиканием и что нового появилось среди способов его преодоления – в нашей статье.

Причины заикания

До 19 века считалось, что заикание не болезнь, а следствие плохого воспитания, и справляться с ним должны педагоги. В конце 19 столетия русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский в своей монографии «Логоневроз» впервые назвал заикание детской болезнью, обратив внимание на биологическую основу проблемы с речью у детей. В 2010 году американский ученый Дэннис Драйна провел исследование, вследствие которого связал причину логоневроза у детей с мутацией в гене GNPTAB.

Однако, какой бы ни была причина, для проявления врожденного заикания нужен очень сильный толчок. В жизни ребенка есть кризисные периоды – 3 года, 5-7 лет и подростковый возраст, когда сильный испуг (крик разъяренного взрослого или нападение собаки) может послужить запуском заикания.

У маленьких детей может проявляться временное заикание, так как не все зоны мозга ещё хорошо развиты, и со временем оно может пройти. Но если вы заметили, что заикание длится более 6 месяцев – однозначно нужно заняться его лечением.

Лечение заикания

Процесс речи очень сложный, в нём задействованы мозг, гортань, голосовые связки, мышцы, управляющие языком, губы, лицевые мышцы, дыхательная мускулатура. Поэтому, когда мы говорим про логоневроз как функциональное нарушение речи, нужно понимать, что вылечить его причину нельзя, но можно успешно справиться с преодолением заикания.

По сути заикание – рассинхронизация речи, нарушение её ритма, поэтому в первую очередь ребенка учат выстраивать ритм речи, делать её более медленной. Скорость речи дает возможность справиться с выговариванием слов, но в итоге речь становится медленной, скандированной (ма-ма, па-ро-воз и т.д.) и эмоционально не окрашенной.

Татьяна Григорьевна Визель, доктор психологических наук, профессор, нейропсихолог, автор более 200 научных и научно-популярных публикаций, по учебникам которой учились многие российские логопеды, разработала авторскую методику, которая позволяет решить проблему медленной и не эмоциональной речи. Вот что говорит об этом логопед центра «МЦР-Дети» Кристина Чайковская:

«Проблема с заиканием у детей – это нарушения механизма речи, дыхания и эмоций. Методика Татьяны Григорьевны появилась не так давно и интересна тем, что через использование жестов, рук и дыхания позволяет задействовать оба полушария мозга и сделать речь ребенка эмоционально окрашенной, в отличие от скандированной речи при обычном подходе к коррекции заикания, когда нас учили отстукивать ритм по столу или ноге».

Очень важно начать лечить заикание как можно раньше – в раннем возрасте оно поддается коррекции гораздо легче. Обратите особое внимание, что если заикание у ребенка длится более 6 месяцев, то однозначно нужно обратиться к врачу. Логопед нашего центра Кристина Чайковская – сертифицированный специалист по работе с заиканием по методу Татьяны Григорьевны Визель. Вы всегда можете получить консультацию и узнать, как помочь ребенку в случае заикания.

источник

Историческая драма «Король говорит!», получившая от Академии 12 номинаций, является одним из самых главных претендентов на «Оскар» в этом году. Она рассказывает историю короля Георга VI перед началом Второй Мировой Войны, который боролся с проблемой заикания, преследовавшей его всю жизнь.

Ученые пока не могут ответить точно на вопрос, что является причиной заикания в детстве, говорит Нэн Ратер (Nan Ratner), психолингвист из Университета Мэриленд в Колледж Парке. Заиканием страдает только 1 процент взрослых во всем мире, однако у детей проблема может появиться в 4 процентах случаев. Лекарства от этого заболевания пока не существует, однако существует определенная терапия, которая может помочь снизить симптомы до минимума.

В фильме «Король говорит!» удачно показано, насколько серьезной проблемой может быть заикание, особенно для такой фигуры, как будущий король Великобритании Георг VI, который испытывал большое унижение, когда выступал с речью перед тысячами британцев. Стыд заставляет заику не только испытывать стресс и вызывает у него негативные мысли (например, неуверенность в себе), но также приводит к обратному результату, когда человек пытается что-то четко и быстро сказать.

«Картина «Король говорит!» показывает, что заикание – это не просто повторение слогов и слов», — говорит Ратнер. «Это изнуряющее и мешающее жить нарушение речи».

Фильм «Король говорит!» поддерживает несколько очень распространенных мифов о заикании. В нем говорится о том, что заболевание Георга VI частично связано со строгим воспитанием и детскими травмами – эти два фактора на самом деле не играют важной роли в появлении заикания.

«У нас нет серьезных доказательств того, что это действительно так, скорее наоборот», — объясняет Ратнер. «Почти каждый родитель спрашивает меня, что он сделал неправильно и почему у ребенка появилось заикание».

Конечно, родители могут поспособствовать тому, что ребенок станет заикаться еще сильнее. Ратнер особенно подчеркивает, что родители должны обращаться за медицинской помощью как можно раньше.

Лечение на ранней стадии хорошо помогает: около 80 процентов детей в возрасте от 2 до 5 лет полностью излечиваются от заикания. Однако некоторым детям не удается избавиться от недуга, несмотря на предложенное лечение, что указывает на то, что заболевание имеет серьезные генетические корни.

«Сейчас мы понимаем, что заикание является наследственным заболеванием. Многие люди, у которых наблюдается заикание, имеют родственников-заик», — говорит Ратнер.

Фильм показывает победу над болезнью человеческого духа и дружбы между королем Георгом VI и его лечащим врачом Лайонелом Логом (Lionel Logue). Также фильм дает понять, что заикание во взрослом возрасте можно вылечить с помощью специальной терапии.

«Король Георг страдал от заикания всю свою жизнь», — говорит Ратнер. «После лечения он смог нормально говорить и стал намного счастливее от того, что может говорить перед публикой, однако полностью избавиться от болезни ему так и не удалось».

Многие виды терапии, которые показаны в фильме, используются по сей день. Например, Лог учит короля произносить слова, деля их на группы, старается избавить его от страха перед публичными выступлениями и даже использует громкую музыку, чтобы отвлечь внимание короля и показать ему, что он может говорить не заикаясь, если не слышит свою речь. Лог советует королю бросить курить, что было правильно. Также врач помогает ему обрести уверенность в себе.

В картине показаны некоторые неэффективные виды терапии, например, когда человек пытается произносить ругательные слова, наполнив рот камушками.

источник

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

Читайте также:  Адаптол для детей при заикании

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

источник

Вот уже год как Митя Фомин публикует на HELLO.RU свои авторские колонки. За это время он по-настоящему раскрылся в них, проявился не как популярный артист, а как врач. Митя Фомин — дипломированный психолог, «частная практика» которого проходит на HELLO.RU, чему мы очень рады. В своих колонках он поднимает самые неожиданные темы. Может ли измена спасти брак? Имеет ли право на существование суррогатное материнство? Как относиться к транссексуальности? Сегодня мы публикуем новую колонку Мити. Она получилась очень личной, ведь автор решил рассказать о борьбе с заиканием — проблеме, которую когда-то преодолел сам.

— Тема этой колонки особенная. Я ее не придумывал, редакция ее не предлагала, она родилась из ваших просьб. Уже несколько лет мне на почту и в социальные сети приходят письма и сообщения, в которых разные люди делятся своими историями. О том, что их волнует, что мешает жить, препятствует карьере, не дает свободно общаться.

Мне 22. Мне 17. Мне 31. Моему мужу 44, — читаю я в письмах. — Я хотел стать работником спецслужб. Я артист. Я продавец. Я домохозяйка, — пишут люди.

Они разного пола, возраста, социального статуса и внешне не отличаются от других.

Я заикаюсь с детства. Не чувствую себя полноценным человеком. Я испробовал все. Что мне делать? Как вы от этого избавились? — все письма, как правило, заканчиваются одинаково.

У этих людей логоневроз (нарушение плавности речи, заикание). Заметив, что мне удалось добиться положительных результатов в борьбе с этой особенностью, они просят поделиться личным опытом.

Я буквально выплевывал из себя слова

Я не понаслышке знаю, какое это испытание, когда ты, обладая всеми средствами общения: ясностью мысли, знанием родного языка, мимикой, жестикуляцией, имея поставленную задачу, не можешь объясниться.

В дошкольные годы по воскресеньям родители посылали меня за сдобным тестом в кулинарию «Аленка» на улице Богдана Хмельницкого в родном Новосибирске. С замиранием сердца я стоял в длинной очереди, ведь мне предстояло буркнуть мимолетом, за чем я пришел. Казалось бы, ничего не значащая фраза «Мне полкило сдобного теста» для меня была равноценна переходу в потусторонний мир. Но вот моя очередь подходила, я еле выплевывал из себя слова и выбегал, провожаемый пристальными взглядами примолкнувшей толпы. Уже в школе невыносимо сложно было представить, что тебя вызовут к доске и заставят что-то рассказывать.

Между мной тем и мной теперешним огромная разница. Но у меня нет абсолютных ответов на вопросы, которые мне задают. Потому что до сих пор не известно, откуда берется заикание, оно сложно лечится и практически никогда не исчезает. Люди порой с незаурядными способностями не могут проявить себя в сферах, которые связаны с необходимостью качественного звукоизвлечения. Помните начало гениального фильма «Король говорит»? Когда на молодого, статного, блистательного, но заикающегося монарха Георга VI возложена его первая королевская миссия — объявить британскому народу по радио о начале Второй мировой войны? Блестяще сыгранная Колином Фертом роль демонстрирует нам полную неспособность взрослого, трезвого, умного, образованного человека произнести заранее написанную и отрепетированную речь.

Логоневроз никак не связан с умственными способностями человека. Это сложное расстройство, которое проявляется в нарушении нормального ритма речи, неожиданных паузах или повторениях отдельных звуков. Все это — следствие непроизвольных судорог органов артикуляции, которые и порождают трудности устного общения. Непроизвольного — потому что судороги происходят в момент эмоционального всплеска, их невозможно сдержать с помощью прямого физиологического воздействия. Вы наверняка замечали, что даже люди, не страдающие заиканием, порой заикаются, когда очень возбуждены. Это происходит потому что речь произносится с гораздо меньшей скоростью, чем формируется мысль. В результате возникает нагромождение психомоторных импульсов, которые несут информацию, и человек просто не успевает ее озвучивать.

Если с компьютера одновременно подать на принтер несколько разных команд о запуске печати и, не дождавшись их выполнения, еще одну и еще, то в конце концов принтер не справится с количеством задач и просто выдаст жеваную бумагу, на которой невозможно ничего прочитать. Так же с нашими мыслями и, соответственно, речью. По моим наблюдениям, к заиканию более склонны люди с импульсивной, холерической натурой, торопящиеся что-то сделать. Неспособность их нервной системы вовремя упорядочить все процессы и выдает речевой сбой.

Ученые до сих пор спорят, болезнь это или глубокая привычка. Это не просто физический дефект, это очень сложная, комплексная проблема, которая лежит в плоскостях физиологии, психологии, социальной адаптации. Решение возможно только при систематическом воздействии: когда вы работаете с логопедами, психологами и обязательно — сами над собой. Я поделюсь собственными наблюдениями, которые помогли мне справиться с этим.

Нет ничего проще, чем один раз решиться и все изменить

Не существует суперметодики, которая может помочь конкретному человеку, а тем более всем людям. Результат зависит только от вас, и только вы способны изменить ситуацию. У меня есть теория: любой человек в течение жизни делает то, что ему приятно или его устраивает, поэтому я не приемлю разговоров о том, как надоела работа или замучила жена. Этими словами мы просто оправдываем себя в глазах других. Когда здравомыслящий и свободный человек испытывает в чем-либо дискомфорт, однажды он говорит этому явлению «стоп». Конечно, вы не перестанете тут же есть гамбургеры, курить или заикаться, но заставьте себя остановиться хоть на мгновение.

Скажите одно предложение без единой запинки, без пауз. Завтра их будет уже два, затем — три фразы, и процесс пойдет. Вы наверняка знаете исторический пример Демосфена, который после неудачного публичного выступления, будучи высмеянным, враз решил изменить свое будущее. Говорят, он разговаривал с набитым морскими камешками ртом, во время бега и подъемов в гору, таким образом укрепляя голос.

Действие, отягощенное дополнительной нагрузкой, перестает быть источником раздражения: если вы каждый день бегаете с утяжелителями на руках и ногах, то через некоторое время бег без веса покажется легкой прогулкой. Не знаю, насколько были действенны приемы Демосфена. Но результат известен — это выдающийся представитель греческой риторики и самый известный политический оратор. Нет ничего проще, чем один раз решиться и все изменить.

К каждому сердцу своя отмычка

В привычной ситуации практически никто не заикается. У каждого человека есть так называемая мной дельта комфорта, которая защищает его от нежелательного общения. Подумайте, что вам мешает говорить, а что наоборот помогает? Это могут быть конкретные ситуации или настроение, или окружение. И старайтесь создавать вокруг себя комфортную среду.

Я, например, интуитивно понимаю, что в той или иной компании разговор не заладится, и просто не ввязываюсь. Правда, это понимание пришло лишь с опытом. Очевидно, речевой аппарат настолько остро завязан на внутренних мозговых процессах, что раньше тебя показывает, как сложится ситуация. Если человек располагает к себе, речевой аппарат расслабляется, и вы говорите нормально. Если мозг посылает сигнал, что собеседник «инороден» твоему состоянию или пересек допустимую дельту комфорта, мы моментально зажимаемся. Формируя мнение о людях, можно верить и собственной речи — это заложено в нас на уровне безусловных рефлексов и интуиции.

Интересный факт про моего любимого писателя, автора книги «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, который тоже заикался: наиболее комфортно он чувствовал себя в компании маленьких девочек, его застенчивость вмиг исчезала. У него было более 100 подруг, причем он прерывал эту дружбу, как только девочки становились взрослее. Многие девушки оставили после себя мемуары, но ни одна из них, как и ни один биограф писателя, ни словом не обмолвились о том, что эти связи могли носить сексуальный характер. Очевидно, Льюис действительно комфортно чувствовал себя среди детей, а одной из девочек — дочери декана Оксфорда, в котором Кэрролл преподавал математику, Алисе — он посвятил свое бессмертное произведение.

Читайте также:  Адаптол отзывы детям при заикании отзывы

Поощрение вниманием тщетно

Большое значение имеет отношение окружающих к вашей особенности. Некоторые проявляют чрезмерное внимание к заикающимся, пытаются проговорить за них сложные слова или слишком участливо слушают, не сводя пристальный взгляд, но при этом только нагнетают обстановку. Заикающийся пытается предвосхитить ожидание тех, кто его слушает, и торопит сам себя. Чем больше его ждут, тем больше он напрягается и в итоге заикается — это порочный круг. Особенно внимательным следует быть с детьми: некоторые взрослые часто жалеют заикающихся детей, ведь у них и так проблемы в школе и с друзьями. А дети легко к этому привыкают. Людям нравится внимание.

Над юным Брюсом Уиллисом смеялись одноклассники, но дома родители сознательно не замечали его дефекта речи. Они воспитали в ребенке настолько здоровое отношение к ситуации, что в какой-то момент он просто решил: заикание станет его «фишкой».

Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь. Я думал: ладно, я заика. Зато я могу рассмешить вас, так что вы об этом забудете. Этакий фокус. (Из интервью Брюса Уиллиса для Esquire, 2016 год).

Брюс Уиллис

В 8 классе Уиллис сам напросился в школьный спектакль, чтобы, по его словам, не чувствовать себя неполноценным, и — о чудо! — во время игры на сцене, притворяясь кем-то другим, он не заикался! То же самое происходило перед камерами и с оскароносной Джулией Робертс, которой заикание не помешало стать одной из самых успешных и любимых драматических и комедийных актрис. Джулия Робертс

Не бойтесь быть артистичными, раскрашивайте ваш монолог, рассказывайте истории в лицах, меняйте голоса, проигрывайте многочисленные образы. Превращение в другого человека позволит вам преодолеть собственную внутреннюю скованность. А потом, вдруг именно на эту речевую особенность опирается вся ваша харизма?

Только громкий, глубокий, уверенный голос неуязвим

Люди, которые заикаются годами, начинают стесняться своего голоса: говорят глуше, тише, закрываются и прячутся. Но скованность и стеснение, робость, боязнь говорить — это всего лишь последствия заикания. От них избавиться легче, чем от самого дефекта речи. Люди становятся необщительными, чтобы не демонстрировать свои особенности, в то время как действовать нужно прямо наоборот. Практиковаться, заставлять себя общаться, говорить громко, медленно, связанно, занять активную позицию — делать все, чтобы чаще говорить на людях.

Я постоянно делал себе такие вызовы — раз за разом выходил на сцену. Надо отдать должное создателям группы Hi-Fi — Эрику Чантурия, Павлу Есенину, Алене Михайловой и Максиму Швачко: они не видели в этом никакого дефекта и тем самым не оставляли мне шанса на разоблачение.

Я выходил на сцену каждый день, без всяких логопедов, оказывался в стрессовой ситуации и каждый раз повторял себе: «Это была твоя мечта. Этим людям не интересны твои проблемы — им интересно только то, что ты скажешь сейчас и затем споешь».

И это, оказывается, не так сложно: как только ты выходишь на сцену, пропевашь четкую по ритмике песню, слышишь собственный голос, который опирается на динамику микрофона, твой речевой аппарат начинает работать иначе. После песни это состояние автоматически пролонгируется на период общения с публикой — конферанса. Только громкий, глубокий, уверенный голос неуязвим. Поверхностный, тихий и неуверенный вас обязательно подведет.

Многие публичные люди заикаются, но умело это скрывают

Некоторым удается удачно маскировать заикание — используя акценты на определенные слоги, паузы, имитирующие задумчивость или, наоборот, импульсивность натуры. А тем самым они просто помогают своей речи быть более плавной. В ряде случаев это работает! Вы удивитесь, если узнаете, как много публичных людей заикается, но умело это скрывают. Однако скрывать заикание и не заикаться — это разные вещи. Рассказывают, что Мэрилин Монро, решив в возрасте 11 лет стать актрисой, на протяжении трех лет ежедневно тратила по несколько часов на различные упражнения. Уже будучи взрослой, она выработала особую технику дыхания, которая позволяла ей скрывать заикание. Хотя полностью избавиться от этого дефекта речи ей так и не удалось. Мэрилин Монро

Мечтать, планировать, достигать

Лучшая импровизация — многократно и хорошо отточенная. С легкостью рассказанная известным юмористом шутка всегда заранее заготовлена, а ведь юмористы хорошо владеют своей речью. Каждое слово, каждое предложение нужно продумывать и готовить всем, а тем более людям, которые имею дефект речи. В наших силах менять темпоритм, физику проживания в каждом отдельном моменте. Возьмите время, чтобы сформировать мысль про себя до конца, выстройте в уме предложение, рассчитайте комфортный интервал речи. Для заикающихся людей особенно важно четкое планирование: любая бессистемность, непредсказуемость может застать их врасплох.

Известно, что Уинстон Черчилль, один из лучших ораторов XX века, вдохновлявший своими речами британцев в тяжелые военные годы, часами оттачивал собственные речи, репетируя перед зеркалом, специально прорабатывая жесты и мимику. Сам он характеризовал себя как человека с дефектом заикания, хотя некоторые считают, что он специально прибегал к этому приему, как сценическому, чтобы удивлять слушателей. Вот и думайте. А некоторые страдают. Уинстон Черчилль

В моем случае особую роль сыграло пение. Когда ты поешь, ты существуешь в определенных ритмических обстоятельствах, связываешь буквы в слова посредством техники пропевания, и это исключает возможность появления той самой судороги — причины заикания. Изменения вокальной мышцы в момент пения как бы синхронизируются с внутренним ритмом человека, речь приобретает нормальную плавность.

2-3 раза в неделю я обязательно занимаюсь вокалом с преподавателем Ниной Савицкой. Она профессионал с 25-летним стажем, войс-продюсер, член жюри и педагог по вокалу телепроектов «Фабрика звезд», «СТС зажигает суперзвезду», «Главная сцена», номинант премии «Грэмми». С ее помощью я продолжаю учиться овладевать собственным голосом. Нина Савицкая

Натренированные голосовые связки более податливы, и это влияет на плавность речи. Как правило, мы не чувствуем прямой связи между напряжением вокальной мышцы (она слабочувствительна) и извлеченным звуком, как прослеживаем ее, например, между поднятием штанги и ростом бицепса. Мы не видим и не чувствуем, какую часть голосовых связок нужно сократить, чтобы взять фа диез первой октавы.

Но тренируя мышцы посредством упражнений, мы постепенно начинаем контролировать процесс звукоизвлечения. Наработанные нейронные связи помогают сформировать нужный звук, закрепить этот навык, и со временем мы уже извлекаем его осознанно и мгновенно. Ведь не зря даже лучшие актеры и дикторы телевидения, профессионалы с многолетним стажем, делают различные упражнения годами и десятилетиями, не оставляя себе шанса ошибиться в прямом эфире или на съемочной площадке. Все их приемы для заикающихся людей большое подспорье.

Я никогда не был подвержен смущению

Возможно, мне удалось добиться результатов еще и потому, что я никогда не был подвержен смущению, робости или излишней молчаливости. У меня не было проблем с общением, я рос активным ребенком, был лидером, всегда был уверен в себе, старался быть на виду.

Мой двоюродный дядя — народный артист России, актер Борис Хмельницкий — тоже заикался, но робостью не отличался никогда, и уже в детстве мог за себя постоять, прямо двинув в глаз тем, кто решит над ним подсмеиваться. Он даже поначалу думал, что эта особенность сделает актерскую карьеру для него несбыточной мечтой. Но окончательно его сомнения развеял известный гипнотизер, телепат и артист начала-середины XX века Вольф Мессинг. Как признавал сам Борис, помог Вольф, конечно, не избавлением от недуга, а правильными установками — об этом я уже говорил ранее. И, конечно, на сцене у Бориса с речью было все отлично.

Любым способом выигрывайте время

Мне всегда помогало здоровое чувство юмора: с самого начала разговора проще всего сказать что-то на отвлеченную тему или пошутить, не затрагивая основной предмет встречи. Вспомните о погоде, собаке, новом клипе Стаса Михайлова, американском президенте или о том, что вас никогда не касалось. Юмор — универсальный язык, который моментально подхватывается, люди редко не шутят в ответ. И когда дельта комфорта преодолена, а пиковая точка внимания к вам пройдена (ведь именно момент максимального внимания к собственной персоне так важен для заикающихся), собеседник отвлечен, можно начинать основной разговор. Выигрывайте время — оно ваш главный союзник. Митя Фомин

Всегда проще жить, если ты никому ничего не доказываешь

Самоутверждение в любой из сфер человеческой деятельности становится подспорьем в борьбе с заиканием. Общеизвестна закономерность: если человек успешен в какой-то одной деятельности, то он предположительно становится успешен и в других областях. Сегодня я смотрю какие-то видеоинтервью Hi-Fi и вижу, что заикался достаточно серьезно. Конечно, с приходом к группе успеха осознание собственной значимости в своих глазах и глазах других людей сделало меня более расслабленным. Тебе проще жить, если ты никому ничего не стараешься доказывать. У меня появилось ощущение собственного тела, пластики, динамики, значимости, все это помогает планировать и заканчивать собственную мысль.

Сегодня люди становятся гораздо терпимей к различным проявлениям друг друга, чем даже в моем детстве, с одной стороны, и циничней, равнодушней, с другой. Сегодня считается нормальным не думать об окружающих и концентрироваться на себе. Мне кажется, это единственно верное решение — ничего, кроме поощрения и роста в собственных глазах, оно не принесет. Оставайтесь уверенными в себе, работайте над собой, становитесь хозяевами собственной жизни, а не чужих мнений, и тогда у вас все будет в порядке, вне зависимости от того, заикаетесь вы или нет.

источник

Вчера, 22 октября, отмечался Международный день заикающихся людей. Мы продолжаем развенчивать известные мифы, связанные с разного рода заболеваниями. Сегодня речь пойдет о заикании.

Специалисты свидетельствуют — более 1% взрослого населения страдают заиканием. Король Англии Георг VI, британский премьер-министр Уинстон Черчилль, актеры Брюс Уиллис, Жерар Депардье, Василий Лановой – вот далеко неполный список известных людей, которые в разный период смогли превозмочь свой недуг. Их пример – яркое свидетельство тому, что с заиканием можно бороться, его можно исправить, особенно если с походом к врачу не затягивать.

Миф 1. Заикание лечить не надо, это не болезнь.

Неправда. Заикание — это речедвигательный невроз, он входит в международную классификацию болезней и относится к эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрасте. И как любую болезнь, заикание должен лечить врач.

Миф 2. Если человека напугать, он начнет заикаться

Каждый из нас когда-нибудь пугался лая собаки, выстрела петарды, у каждого в жизни были стрессы, многих воспитывали строгие родители и учителя, но далеко не у всех испуг и стресс привели к заиканию.

По мнению специалистов, есть определенные условия, которые вызывают изменения в головном мозге: это может быть гипоксия (нехватка кислорода) плода во время беременности, родовая травма, травма головы в детстве. В результате этих изменений нарушается взаимодействие между структурами, связанными с речью.

Сильный испуг — не причина заикания, стресс лишь дает ему проявиться, дает обнаружить себя. Но часто заикание возникает и без всяких эмоциональных потрясений.

Миф 3. Заикание лучше лечить гипнозом. Лекарств от него не существует

Гипноз — это метод воздействия на психику, его действительно иногда используют для коррекции заикания, однако врачи рекомендуют комплексный подход к лечению, включающий медицинские, психологические и педагогические методы.

Как считают специалисты, запинки в речи — это лишь то, что мы видим на поверхности, но под этим явлением часто скрываются очень серьезные психологические и личностные проблемы. Для решения серьезной проблемы необходим комплексный подход, применение отдельных методик чаще всего малоэффективно. Лекарства подбираются врачом индивидуально в каждом конкретном случае и служат для создания оптимального функционального состояния мозга к дальнейшим нашим воздействиям.

Поэтому одни лишь таблетки, выписанные врачом, не помогут вылечить заикание, а вот в процессе комплексной терапии могут быть назначены, и этого не нужно пугаться.

Миф 4. Заикание — это не генетика, но приобретенный дефект речи

По утверждению специалистов, наследственный фактор имеет большое значение. Степень риска возникновения у ребенка заикания возрастает, если у близких родственников оно есть. Причем сыновья заикающихся людей больше подвержены болезни, чем дочери. Соотношение заикающихся мужчин и женщин примерно 4 к 1.

Правда: заикание чаще всего возникает в детстве

Во взрослом возрасте заикание проявляется довольно редко.

Если заикаться начал взрослый человек, никогда за собой этого не замечавший, ему нужно как можно скорее обратиться к врачу и пройти обследование. Причиной, вызвавшей заикание, может оказаться серьезное заболевание мозга.

Как правило, первые запинки в речи появляются у человека в возрасте двух-пяти лет, когда идет активное формирование речи.

Правда: после лечения заикание может вернуться

Лечение заикания может помочь полностью избавиться от него. Но ни один врач не может гарантировать, что при определенных условиях болезнь никогда не вернется.

Согласно статистике у детей распространенность заболевания в районе 5%, в то время как у взрослых — 1%, значит, можно предположить, что болезнь прошла. Во взрослом возрасте справиться с заиканием сложнее, хороший результат требует очень продолжительной серьезной работы и высокой мотивации. Как считают врачи, практическое восстановление речи и значительное улучшение после лечения возникает у 90% пациентов. Но нередко симптомы возвращаются, в основном после каких-либо эмоциональных потрясений.

Правда: публичные выступления помогают вылечить заикание

Тренировка публичных выступлений является важнейшим аспектом в лечении, поскольку направлена на преодоление страха речи, который испытывают многие заикающиеся. Публичное выступление — самая сложная задача для заикающегося, это для него сильный стресс, и в этих условиях он учится контролировать себя.

источник

Зовут меня — Сева родился в 1990 году в городе Ижевске. Хочу рассказать всем о той проблеме, с которой я столкнулся с самого раннего детства, а решение нашёл, спустя почти 19 лет с рождения.

Заикался я с самого первого момента как начал говорить. В первый раз заикание меня начало волновать ближе к школьному возрасту, когда я стал задумываться, а что же думают обо мне другие люди (Да если бы тогда уже кто — то мне смог полноценно помочь).

Не помню точно, но мама сказала, что уже в детском саду я ходил к логопеду тогда я даже и не думал, что такое заикание и почему я разговариваю не как все (Странно всех это волнует а меня нет – детское мышление =) легко и просто) . Потом различные гадалки, бабушки с веничками и какими то странными молитвами — проще говоря мы объездили всю Удмуртию по советам каких то друзей знакомых которые сами не знали сути проблемы, а так просто искренне хотели помочь.

Я взрослел: познавал окружающий мир, радовался жизни, играл, веселился, был счастлив, у меня не было проблем. Мама, папа, друзья все он были рядом и я чувствовал их тепло и заботу, но скор всё изменилось. Школа — тогда был самый сильный удар Я стал ощущать что, что то не то люди не охотно общаются со мной друзей стало меньше. Все ребята учили стихотворения и выходили рассказывать их перед классом — я тоже хотел делать это, желал, можно сказать изо всех сил, показать всем, что я могу, я умею говорить лучше всех я специально ради этого и учил стихотворение. Но ничего не получалось. И, да, скорость чтения которую обычно проверяют в младших классах — всех меньше — обидно и даже стыдно, тем более, когда говорят результаты на весь класс. Год сменялся годом, и жизнь наполнялась серым оттенком всеобщего разочарования.

Школьная жизнь продолжалась 5 класс смена обстановки новая школа новые друзья преподаватели всё было очень сложно. Даже стихотворения, я уже стал рассказывать, учительнице литературы, оставаясь после уроков, потому как времени выслушать меня на уроке не хватало, и учитель нашёл хороший выход. Эти экзамены — как я их ненавидел кто бы знал, когда сидишь перед преподавателем знаешь всё, но молчишь, молчишь как партизан на допросе, от того что сам боишься говорить. Что мне помогало совсем не поникнуть духом — ( честно говоря мысли о суициде меня тоже посвящали часто, но я отгонял их поскольку знал как я важен своим родителям и что лучший друг Федя с ним я могу говорить и они принимают меня таким каков я есть) спорт я начал заниматься лёгкой атлетикой – бегом. В 10 – 11 кроме бега увлекался волейболом и баскетболом и стал лучшим игроком ШБЛ. первой лиги. Счастье много положительных эмоций давал мне спорт. Первая любовь большие разочарования, выпускные экзамены, вступительные экзамены переход от школьной жизни и начало обучения в УдГУ на Педагогическом факультете физической культуры. Первый курс снова новые знакомства, экзамены и поскольку факультет педагогический первое собственное проведение пробного урока на группе в роли будущего педагога. Если в школе приходилось сдавать экзамены рассказывать стихотворения то тут – полный ужас надо было ещё командовать своими одногрупниками. Второй курс, да, картина не становиться ярче, а лишь покрывается чёрным слоем снова и снова. Начало практики в детском саду . Как я — заикаясь в детский сад управлять детьми, Я не смогу, что делать , как – как я это сделаю, это не возможно вот мысли которые окружали меня тогда. Заикаясь, но играя роль перед детьми как в театре — это было не так сильно заметно (вообще когда я говорил выразительно я почти не заикался). Наступили экзамены в летную сессию и там на одно из экзаменов ( на это повлияло много факторов проблемы в семье разногласия с друзьями, высокая эмоциональная напряжённость от переполоха сессии и др.) я вытянул экзаменационный билет подготовился а хотя я всегда готовлюсь и для меня это не проблема , а сидел я только в ожидании того когда же я пойду отвечать. В горле всё пересыхало мысли путались я смотрел на своих одногрупников и волновался ещё больше я знал что сейчас им придётся терпеть, но слушать меня. Я сел перед учителем, стал рассказывать (я знал, что это мой последний и самый сложный экзамен и от него зависит моя стипендия) запинка за запинкой я не мог выгнать из своёй головы так много мыслей которые посещали её с каждой новой секундой. Я ни когда не отступал даже когда на первом курсе участвуя на соревнованиях в беге на 800 метров на последних ста метрах порвал мышцу на бедре я всё равно добежал не выиграл соревнования но стал третьим ( не описание к дальнейшим действиям кому либо, а скорее предостережение «Иногда нужно отступить» (напряжение не преодолевать напряжением – одна из основных фраз от избавления от заикания) заикания =) потому как последствия были не столь хороши 3 месяца лечения и реабилитации). И вот я сижу перед учителем отвечаю. Постепенно я чувствую как сама грудная клетка моя больше не двигается я не могу сделать вдох, задыхаюсь, и при этом стараюсь ещё говорить ( Это можно сравнить с тем как выдавливать последние остатки крема из тюбика) Чего я про истине хотел в тот момент да просто чтобы это всё закончилось. Я ответил на все вопросы, получил 5 – отлично. Вышел из аудитории и понял что я хотел 5-ку стипендию, но я не был рад я даже не улыбнулся скорее что то разочаровывало меня и я не мог этого убрать стереть из своей памяти. Я пришёл домой зашёл сел на диван открыл зачётную книжку и в этот момент я понял, что мне хотеться умереть да именно умереть всё я выполнил все цели, пришёл к финишу, сдал экзамены на стипендию, закончил 2 курс. Летом 2008 года: Мне стало всё безразлично, я ходил с друзьями по ночным клубам, выпивал алкогольные напитки, развлекался, стал жить только сейчас, сегодняшним днём и мне было наплевать на всё вокруг, и на себя в том числе; я хотел счастья и получал в полной мере.

Читайте также:  Афобазол при заикании отзывы

Лето шло: одним летним июньским утром я встал после очередной гулянки посмотрел в зеркало и понял, что я стал именно тем кем никогда не хотел стать! Я понял, что это уже не я, но ещё могу бороться. Два дня не выходил из дома не отвечал на звонки новых друзей которые упорно звонили и писали смс об очередном ночном плане. Я тогда сказал себе раз и навсегда слово «нет» и решил, что только я творю свою судьбу и ни кто более.

Поиск средств решения проблемы:

Я сидел больше недели за компьютером (ну конечно не всё время я и другими делами занимался, но по часа 3 в день точно) заходил на различные сайты в интернете искал средства лечения от заикания.

Изучил много методов и целых методик. Пробовал сейчас актуально различные компьютерные программы для лечения и т.д. были какие то эффекты но скорее только малого улучшения а не прекращения заикания. Находил в интернете различные группы по лечению, но они стоили большие суммы я их, сразу же откидывал, да и заикающиеся люди на форумах в интернете писали, что толку от них нет никакого.

Хочу рассказать о самых известных методиках: НЕ скажу, что они сильно эффективны но есть приличные плюсы (хотя сам не пребывал) но читал о их методиках и понимаю, что народ толковый. (« Если вам не жалко денег и вам не хочется самим исправить себя свою речь + получить компьютерный голос как у робокопа =) добро пожаловать и за вас всё сделают за деньги ну правда если попадёте в 80 процентов как они говорят которые излечатся полностью и превратятся в терминатора 5» – шутка но правдивая ) На самом деле я вам не советую туда обращаться, а на их сайт ( http://dictor.ru/ ) стоит глянуть и книжку почитать « Заикание NET» много полезного найдёте для себя.

Есть в интернете такой Снежко Роман Алексеевич пишут на его личном сайте , что ну прямо очень, очень хороший мудрец, что то он там лечит всех от всех болезней туда сюда — излечит вас за 3 дня от заикания только надо записаться на личную встречу за 100 тысяч рублей. Ещё у него программа компьютерная есть! РАСПА называется 50 тысяч рублей стоит (сходите в магазин букварь купите за 50 рублей тот же эффект будет – написал один человек на форуме) и моё личное мнение тоже – всё это туфта и просто корыстный человек зарабатывает деньги на горе и несчастии других «ну как без этого в нашем мире». Но всё же зайди те на все эти сайты о ознакомьтесь о чём говорят эти люди. «У каждого есть своя истина и каждый приближает к ней — к каком то результату» Лично я ознакомился со всем, что нашёл и взял многое для себя собрал понемножку из разных источников и соединил в себе.

Добавлю от себя — таблеток для лечения заикания не существует они лишь на время скрывают его, и наносят вред всему организму ( Можно сравнить с алкоголем или курением или наркотиками)

Как исправлял свою речь: Я считаю, что есть два больших звена которые связываются в одно, это:

1. Внутренний мир заикающегося — мозг: мысли, чувства, помять, воображение, и многое другое (с чем не очень порой получается справляться)

2. Внешние факторы, а именно — тело человека: развитие дыхательных мышц – поскольку у заикающегося они плохо развиты; речевые мышцы – для правильной постановки языка при образовании звука и их сложения в слова, мышц глотки, шеи, важно развитие голосовых связок.

Сужу лично по себе – Я начал говорить лучше, выразительнее, красивее, чётче, научился играть голосом и оставаться собой, без этого от заикания не избавиться.

1. Я начинал всё с гимнастики дыхания «Система лечебного дыхания по А.Н. Стрельниковой»,

(Вообще, все дыхательные упражнения пойдут на пользу; Хорошо помогает плаванье в Бассейне, оно расслабляет и сразу же тренирует дыхательную систему – знаю потому, как сам хожу в бассейн каждый четверг) Я в основном выполнял два упражнения «Насос» и «Обними плечи» по минут 15 – 20 утром и вечером выходные ещё днём. Выполнял их где то 4 месяца ежедневно без перерывов иначе эффекта не будет.

Для себя я придумал такую игу — называться «Как можно больше» Я делал упражнения, по Стрельниковой; каждый день и вёл счёт, записывал в тетрадке — сколько дней подряд у меня получаться выполнять упражнение. Всего упражнения на дыхание делал около 4 полных месяцев почти каждый день и сейчас продолжаю делать, но реже. Рекорд игры у меня составил 40 дней, вот так! Товарищи заикающиеся — кто сможет побить мой рекорд! =)

Затем, так получилось, что я заболел — перетренировался на тренировках (Занимаюсь лёгкой атлетикой, бегом, иногда так бывает) подскочило давление. Пришёл в Спортивный Диспансер, там меня осмотрели выписали лекарство для понижения давления. Один знакомый врач, имя её Людмила Валентиновна, это врач, который делает осмотр она знала мою проблему заикания и посоветовала мне своего знакомого логопеда (в дальнейшем я узнал, что у её дочери были тоже проблемы с речью, но она вылечилась уже в детстве, в школьном возрасте). Я сначала отказывался от помощи, потому как видел, что результаты от дыхательной гимнастики были на лицо (срок тогда уже был 3 месяца с начала выполнения лечебной гимнастики по Стрельниковой ). Я уже чувствовал, что заикается, стал меньше и хотел всего добиться сам (просто я очень упёртый если делаю то до конца, и в детстве я уже ходил к логопеду, а результата не было), как она меня тогда уговорила? Сам не знаю! =). Сейчас я очень благодарен этой женщине, потому как без неё я бы возможно не смог избавиться от заикания. Я пришёл на консультацию к логопеду, занятия были у неё на дому. Мы выполнили различные упражнения, в конце занятия логопед сказала – «Ну у него не такая тяжёлая форма заикания» В тот момент я подумал про себя – «да слышала бы она меня 3 – 4 месяца назад удивилась бы, когда я ни одного слова без запинки, на экзамене сказать не мог».

2. Я ходил к логопеду 2 раза в неделю, в понедельник и пятницу. Совместно с этим, по указанию логопеда, мне делали массаж на спину и воротниковую зону, (курс массажа был 10 раз) совместно с этим дома мама делала точечный массаж от заикания, есть такой, почитайте литературу найдите сами ( Азиатский, китайский народ очень преуспели в медицине из одного источника слышал, что в этом направлении они ушли на 100 лет вперёд в отличии от всего остального мира, они изобрели йогу, иглоукалывание и многое другое; использование методик йоги очень помогает при преодолении психологического барьера между заиканием и нормальной речью).

3. Упражнения которые я выполнял с логопедом были направлены на развитие мышц: шеи, языка, лицевых мышц, также развивали голосовые связки — риторикой и специальными обучающими книгами (Заикающийся должен выработать привычку говорить правильно, ещё лучше чётче, красивее, чем остальные люди) Вот некоторый минимум для речевых мышц :

Упражнения для языка и губ

Статические упражнения для языка

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК» — чередование положений губ.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

С логопедом очень часто пересказывали тексты (Я читал текст стараясь говорить красиво с выражением, делая ударения в каждом слове, отрабатывал интонационные манеры, играл своей речью, а потом также красиво пытался пересказать его). Для таких самостоятельных занятий без логопеда хочу посоветовать книгу «Коррекция заикания в играх и тренингах» И.А Поварова, Но обязательно попросите: друга, маму, папу – пересказывайте рассказы им и упражнения тоже выполняйте, чтобы они слушали вас (психология общения, потому как Я, оставаясь наедине с собой, разговаривая сам с собой, ни когда не заикался или очень редко). На счёт книги — она написана очень умело и грамотно.

С логопедом выполняли дыхательные упражнения, такие как, например: Сдувание свечек на звуки (проговаривая звук, делается выдох) сдувание свечей на расстоянии метра от них, в начале не получалось не то и не другое. Мне попался, очень — отличный логопед и я душевно благодарен ей за то, что она помогла мне решить мою проблему =).

Что я понял на пути решения:

1. Что без крепкой основы: дыхания и развития речевых мышц ничего бы не получилось. Как это понял – у меня плохо работал, язык я не мог выполнять элементарные задания как «Иголочка», «Трубочка», «Чашечка» многие. Сам ещё в добавок брал зеркало садил перед собой сестру, у неё прекрасная речь, смотрел как говорит она, как располагает губы язык когда произносит звуки и слова, а потом смотря в зеркало пытался повторить так же – зачем? Почему? Чтобы выработать привычку (навык) Объясню позже.

2. Психология: Вывел для себя пару правил: Я могу позволить себе паузу в предложении даже в словосочетании; при начале разговора не делать вдох, как пишут во многих книгах, а сделать выдох и диафрагма сама наберёт воздух; стал избегать монотонного голоса, потому как собеседнику становится скучно, и сам начинаешь заикаться; Стал обдумывать свои высказывания – я уже точно знал, что скажу в следующий момент. Правил я придумал много сейчас уже все не вспомню. =)

Теперь расскажу, почему психология и мозговая деятельность, наше тело и его физиология, так сильно виляют на заикание.

1.Попробуйте поднять перед собой руку и приказать ей двигаться верх и вниз одновременно ХА не получиться. Попробуйте полноценно сконцентрироваться на двух вещах, объектах (мыслях) одновременно, например: о мониторе который стоит на столе и компьютерной мышке ХА опять не получилось и у любого человека не получиться, только на одном предмете вы можете полноценно сконцентрировать внимание, только одно действие выполнить телом – языком, а как если язык не умеет этого ? – как же он должен выполнить это. Люди не могут чётко произносить букву Р да они просто не умеют этого делать.

Зачем? Почему? я сидел и копировал движения губ и языка сестры? Ответ:

Разучивание любой новой деятельности проходит так вначале образуется умение затем навык. Умение — Способность выполнять какую либо деятельность делать, основываясь на знании об этой деятельности, опытности.

Навык – умение доведённое до автоматизма.

2. Попробуйте сжать кулак со всей силы – особо стойкие продержат минуты 2. Вот вам и физиология попробуйте так же напрячь мышцы шеи, языка, голосовых связок. Каждый знает бетонная плита тяжелая её не поднять ХА, а заикающийся не знает, он напрягает свои мышцы из всех сил старается выговорить слова — Это не правильно – чтобы мышцы работали хорошо и долго фаза напряжения должна сменяться фазой расслабления, а не постоянное напряжение за напряжением.

Вывод: В мозговую память человека заикание может передаваться по ДНК, по наследству, как и склонность к чему либо, а может появиться и в случае травм мозга: например при рождении, это говорит о том, что из памяти стёрты файлы под названием «Красивая речь». Я понял очень многое чего раньше не понимал, сейчас я говорю прекрасно, и в тоже время могу заставить себя заикаться, потому что у меня образовалась 2 привычки и пользоваться я могу любой =) Но конечно предпочитаю не заикаться =). Пословица: «Не понять волка — не оказавшись в его шкуре» =) Только не подумайте, что моя сестра волк =).

источник