Меню Рубрики

Передача о самом главном заикание

Заикание – нарушение ритма и плавности речи, характеризующееся повторением букв, слогов или слов.

Заикание возникает в результате возникающих судорог мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти). Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей. В тоже время, интересным фактом является то, что люди с заиканием спокойно поют.

Заикание, чаще всего, возникает у детей, возрастом от 2 до 5 лет. У мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Очень важно вовремя заметить первые признаки заикания и сразу же обратиться к логопеду.

Первыми признаками заикания является протягивание слов, повторение букв или слогов. Проявляется нервозность. Иногда малыш вовсе замолкает, и это его очень расстраивает. Если с заиканием не бороться, то наивысшего пика эта дисфункция речевого аппарата достигает в юности, а к 30 годам и дальше — затихает.

МКБ-10: F98.5
МКБ-9: 307.0

Рассмотрим причины заикания более подробно.

1. У детей с дефектом нервной системы (неврозоподобное заикание):

— наследственная предрасположенность;
— травма при родах;
— тяжелая беременность матери;
— болезненность в первые годы жизни.

Такие детки внешне абсолютно здоровы. Но, при обследовании, могут обнаружить повышенное внутричерепное давление и повышенную судорожную готовность.

2. У детей со здоровой нервной системой:

— после неврозов, вызванных стрессами и переутомлением, после испуга или сильного расстройства, потрясения;

Такому подвержены впечатлительные детки. Им не стоит смотреть фильмы, которые могут испугать. Не стоит их заставлять много учиться, а плохие новости рассказывать аккуратно. Такого типа заикание усиливается, когда ребенок волнуется.

Бывают, случаи, когда ребенок хочет кому-то подражать, после чего он начинает заикаться;

Заикание также может возникнуть, если ребенка насильно переучить из левши в правшу.

Если ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова или запинается – это еще не значит, что он заикается. В этом случае стоит присмотреться и понаблюдать за ним. Многие детки просто слишком торопятся что-то сказать и не успевают за собой выразить свою мысль правильно. Такая речь в возрасте 2-7 лет относиться к норме.

Но, если такая речь постоянно и сопровождается тревогой, напряжением и избеганием речи – то это может указывать на начальную стадию заикания.

— частые повторы слов, слогов или букв;
— протяжные звуки;
— избегание общения;
— частое пребывание в расстроенном состоянии;
— напряженные мышцы лица и шеи;
— относительная слабость воли;
— страх говорить в присутствии определённых людей или в обществе;
— резкие подъемы громкости голоса.

Наличие заикания может вынудить человека избегать разговоров, в результате чего, у него сужается круг общения, и как следствие — общего развития. Может возникнуть мнительность, напряженность, настороженность, чувство неполноценности, раздражительность, пугливость, которые приводят к еще большему усугублению заикания.

Также, заикание может привести к снижению успеваемости в учебе, помешать в выборе профессии, карьерном росте, создании семьи, т.к. заикающийся человек, или как таких людей часто называют – «заика», с годами становится стеснительным и замкнутым.

Диагноз «заикание» ставят, если симптомы длятся более 3 месяцев.

Среди методов диагностики заикания различают:

Как избавится от заикания? Лечение заикания включает в себя соблюдение следующих мероприятий:

1. При первых признаках заикания, в ребенке необходимо воспитывать уверенность и сознательное стремление преодолеть этот недостаток.
2. Разговаривайте с ребенком плавно, спокойно, выговаривайте внятно слова.
3. Никогда не перебивайте ребенка, всегда давайте ему возможность выговориться.
4. Приучите ребенка управлять темпом речи, избегать ускорений и говорить на выдохе, а не на вдохе.

5. Научите говорить слова чуть замедленно, но не монотонно.
6. Регулярно общайтесь с ребенком, задавайте вопросы, пусть он Вам постоянно что-то рассказывает. Но сначала, делайте это только в узком, семейном кругу, а по мере успеха, расширяйте круг «посвященных».
7. Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.к. в этой ситуации заикание может только усилиться.
8. Во время разговора смотрите ребенку в глаза и при его заикании ни в коем случае не показывайте, что Вы расстроены, не отводите глаз.
9. Следите за речью ребенка, исполняйте все вышеперечисленные рекомендации, но не переусердствуйте с контролем.

Невротическое заикание хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Лечение включает в себя коллективную игровую психотерапию и логопедическую ритмику. Также для лечения заикания назначают физиотерапию, общий массаж и логопедический массаж.

Главным приемом лечения заикания считается замедленная ритмизированная речь. Существуют также специальные устройства для людей с проблемой заикания, которые отбивают ритм и помогают координировать речь.

Советую ни в коем случае не обращаться и не водить ребенка к бабкам, дедкам, различным экстрасенсам и поддавать их гипнозу. Лучше делайте все от Вас зависящее и молитесь Богу, Он сотворил нас, и Ему нет ничего невозможного!

Будьте здоровы. ?

источник

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д. Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия. Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге. Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц. На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя. Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день. Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера. Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

источник

Заикание – это патология речи, из-за которой нарушаются темп, ритм, плавность произношения слов. Во время заикания также нарушается общая согласованность в работе голоса, речевых мышц, дыхания. Эти проблемы возникают вследствие судорог в разных областях речевого аппарата. Такие судороги делятся на клонические (то есть постоянное повторение определенного звука либо слога, часто повторение возникает в начале слова) и тонические (возникновение напряжения, которое не позволяет одолеть сбой, произошедший в процессе речи). Диагностируют и тоно-клоническое заикание – это смешанный вид. Заикание у детей вызывает появление в речи ребенка вынужденных остановок в процессе произношения либо постоянного повторения определенных слогов и звуков. Как правило, заикание у детей проявляется в период от двухлетнего до пятилетнего возраста. Именно в этот период у малышей активно развивается речь, а речевая функция еще не достаточно окрепла и развилась. Замечено, что примерно в три-четыре раза чаще заикаться начинают мальчики. Такую особенность специалисты объясняют тем, что представители мужского пола менее устойчивы эмоционально.

Читайте также:  Как вылечить ребенка от заикания народными методами

Чтобы понять, как вылечить заикание, следует осознать, по каким причинам оно проявляется. Условно все причины, которые ведут к возникновению такой патологии, как заикание у детей, можно поделить на две группы: это те причины, которые предрасполагают “почву” и те, что производят толчки к заиканию.

К факторам, которые называют предрасполагающими, принято относить:

  • наличие невропатических патологий разного рода у родителей;
  • невропатические особенности заикающегося малыша (энурез, ночные кошмары, высокая раздражительность, эмоциональные проблемы);
  • конституциональная предрасположенность к болезни (проблемы в деятельности нервной системы, психические травмы).

Также таковыми факторами являются наследственность (врожденная слабость речевого аппарата может передаться наследственно), поражение головного мозга ребенка ввиду разных причин (травмы, полученные внутриутробно и в процессе родов, осложнения после детских заболеваний).

Причины производящие также разделяют на несколько видов. Физиологическими факторами являются болезни с энцефалитическими последствиями, полученные в ранние периоды травмы, нарушения в мозге, проблемы с деятельностью нервной системы, возникшие вследствие болезней и действующие ослабляюще центральные аппараты речи.

Психическими и социальными причинами являются следующие факторы: одномоментная травма психики (страх, сильный испуг), долгий период воздействующая на ребенка психическая травма, постоянные конфликты и связанные с ними переживания, отрицательные эмоции, провоцирующие психическое напряжение. Заикание может спровоцировать также тяжелая травма психического характера. Это резкое и неожиданное потрясение, которое спровоцировало особо острую аффективную реакцию: ощущение ужаса, большой радости.

Заикание у детей может развиться и вследствие изначально неправильного формирования функции речи в детском возрасте. Так, ребенок может привыкнуть говорить очень быстро, начинать речь на вдохе, неправильно произносить звуки. Негативно на детей воздействует и речь родителей, которая характеризуется быстротой и нервозностью, а также слишком сильная нагрузка речевым материалом, несоответствующим возрасту ребенка. Замечено, что настаивание родителей на овладении ребенком в слишком раннем возрасте многими языками провоцирует проявление заикания в одном их них. Ребенок также может слышать речь человека, который заикается, и подражать ему намеренно либо начать заикаться непроизвольно.

В процессе переучивания ребенка-левши у него может возникнуть дезориентация нервной деятельности и, как следствие, заикание. Слишком строгое отношение к школьнику учителя может стать толчком для развития заикания. Для понимания, как вылечить заикание, врач должен определить целый ряд особенностей в конкретном случае заболевания.

Во время первых проявлений заикания ребенок может резко умолкнуть и начать постоянно отказываться разговаривать. Такое молчание может длиться несколько часов или целый день. Потом, заговорив, ребенок уже начинает заикаться. Следует учесть, что при оперативном обращении к специалисту еще до того, как заикание проявилось, патологию речи можно предотвратить.

Заикание может сопровождаться употреблением лишних звуков перед некоторыми словами (как правило, это гласные звуки), повторением определенных слогов либо слов в самом начале фразы, резкими остановками в средине фразы, слова, трудностями перед тем, как начать речь.

Лечение заикания у детей предполагает предварительное тщательное обследование пациента. Во время обследования специалист должен провести детальный расспрос родителей заикающегося пациента. Так, ему очень важно выяснить особенности нервно-психического здоровья родителей, наличия у них других заболеваний. Доктор расспрашивает и о том, как протекала беременность. Специалисту важно знать всю информацию о том, как развивалась речь заикающегося ребенка: когда он начал лепетать, говорить, сказал первые слова и связные фразы, каким является его речевое окружение.

Особое внимание придается воспитанию ребенка в семье. Так, важно знать, как к нему относятся взрослые, помогают ли они в процессе формирования речи. Логопед детально расспрашивает родителей о том, когда именно появились признаки заикания, как они выражались, как ребенок говорит с людьми и оставаясь наедине. После того как ответы на все вопросы получены, врач проводит детальное обследование речи ребенка, а также других процессов, которые могут влиять на его речь.

Так, доктор делает выводы об общительности, особенностях речи, моторике, особенностях, проявляемых ребенком в играх и обучении. Для того чтобы исследования были наиболее полными, используются книги, картинки, игрушки.

В итоге специалист должен определить, какая форма заикания присуща пациенту и как она возникла, насколько часто проявляется заикание, какие еще нарушения речи, а также других функций имеют место. По возможности специалист выясняет и то, как сам ребенок относится к заиканию.

Наиболее благоприятные результаты при лечении заикания проявляются, если проводить его детям в 2 — 4 года. В то же время наименее подходящим для лечения считается подростковый возраст ввиду всех психологических особенностей ребенка данной возрастной категории.

Для того чтобы лечение заикания у детей было наиболее эффективным, следует постоянно проводить наблюдение ребенка у психоневролога, логопеда. Чтобы осознать, как избавиться от заикания, следует, прежде всего, принять во внимание то, что у таких детей слишком слабая нервная система, следовательно, важен индивидуальный подход к заикающемуся ребенку. Важно обеспечить спокойную и доброжелательную обстановку в семье, а также придерживаться правильного речевого режима.

Для того чтобы лечение заикания было наиболее эффективным, следует объединить усилия родителей ребенка и нескольких специалистов. Итак, врач-психоневролог назначит препараты, которые будут воздействовать успокаивающе, а также те средства, которые снимают спазмы, возникающие в речевых мышцах. Чтобы разобраться, как вылечить заикание, специалист изучает семейную ситуацию. Доктор данного профиля сможет правильно оценить общую семейную обстановку и подсказать, как правильно действовать, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.

В последние годы особенно популярными стали новые методы лечения заикания, которые являются психотерапевтическими. Кстати, лечение заикания у взрослых аналогично предполагает использование новых методик. Такое лечение заикания основывается на том, что заикание считают формой «выученного» поведения. То есть заикание воспринимают не как заболевание, а как определенную форму поведения, которая подвергается коррекции. И специалист все усилия направляет на то, чтобы переубедить ребенка, что говорить необходимо уверено и без заикания.

Чтобы вылечить заикание, активно используются методы расслабления, переключения внимания, а также гипноз. Пациентов учат говорить медленно, при этом делая определенные движения руками в обозначенном ритме. Такие упражнения отвлекают малыша от речи, и он может расслабиться.

Хороший эффект в процессе лечения данного недуга дают физиотерапевтические процедуры. Это электросон, а также электрофорез с использованием разных лекарств. Назначаются также занятия лечебной физкультурой, рефлексотерапия.

На сегодняшний день существует также много методик логопедического направления. Так, логопед проводит с ребенком занятия по правильному речевому дыханию, делает голосовую гимнастику, учит плавной и медленной речи.

На сегодняшний день существует много логопедических методик, причем, разные специалисты используют разнообразные методы.

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Заикание у взрослых – довольно редкое, но от этого не менее непривлекательное явление, которое может иметь различные корни. Недаром еще древние лекари и ученые, да и современные светила медицины уделяют ему столь пристальное внимание в поиске возможных причин и эффективных методов решения проблемы данного нарушения речи как у детей, так и у взрослых.

[1], [2]

Методы современной неинфекционной эпидемиологии позволяют как можно более точно определить уровень распространенности заикания среди различных слоев населения. По сведениям различных авторов процент заикающихся среди школьников составляет от 1,5 до 2,2%. К подростковому возрасту такое расстройство речи сохраняется приблизительно у 1% детей.

Среди взрослого населения эта цифра колеблется в пределах 1-3%. При этом среди мужчин заикание встречается в 3,5-4 раза чаще, чем среди женщин.

Заикание, возникшее уже во взрослом возрасте, если оно не связано с органическими поражениями мозга, проявляется лишь в общении с окружающими. Разговор «про себя» уже не имеет тех дефектов речи, мысленно человек общается свободно. Это говорит о том, что такое заикание должно легко поддаваться лечению.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Заикание в детском возрасте дело, можно сказать, обычное. Такое нарушение речи, по разным источникам, можно наблюдать у 2-9% малышей в возрасте 2-4 лет. Причиной этому могут быть как физиологические особенности развития организма, так и стрессовые состояния. Иногда к заиканию у ребенка могут привести неправильные действия родителей в деле развития речи их чада. Но если проблемы с речевой активностью в младшем детском возрасте не влекут за собой особых проблем в социализации ребенка, то в более старшем возрасте заикание может стать причиной психологических расстройств: ребенок становится замкнутым, малообщительным, чувствует себя изгоем в коллективе.

Заикание у взрослых имеет немного иные последствия. Это не только психологический дискомфорт в общении. Плавная речь с правильным произношением слов – одна из составляющих имиджа успешного человека. Заикание в большинстве случаев является серьезной преградой в построении карьеры, а также в создании семьи и достижении личного счастья.

И все же, заикание даже во взрослом возрасте вполне излечимо. Это не столь уж редкое явление, и многие известные личности, как и простые люди, давно попрощались с проблемой заикания, преследующей их с детства или давшей о себе знать во взрослой жизни.

Заикание – это нарушение речи связанное с многочисленными кратковременными спазмами мышц речевого аппарата. Речевой аппарат человека состоит из:

  • дыхательного отдела (легкие, бронхи, трахеи),
  • активных органов речи (язык, губы, мягкое небо, голосовые связки, язычок),
  • пассивных органов (зубы, глотка, гортань и другие неподвижные части органы, участвующих в образовании звуков и слов).

Во время разговора с собеседником мышцы голосового аппарата судорожно сжимаются, и речь получается прерывистой. Положение усугубляется, если человек старается говорить быстро или волнуется, а также при эмоциональном перевозбуждении.

Основные причины заикания у взрослых могут быть следующими:

  1. Органические повреждения головного мозга. Некоторые болезни головы и ЦНС (инсульт опухоли головного мозга, менингит и др.), а также травмы головы могут повлечь за собой заикание вследствие недостаточного проведения нервных импульсов. При этой форме заикания проявления судорожного синдрома лицевых мышц и дыхательной мускулатуры особенно выражены. Больные во время разговора могут совершать активные действия различными частями тела: перебирать пальцы рук, раскачиваться либо кивать головой и т.п.
  2. Невротические причины. Заикание у взрослых может возникнуть под влиянием стрессовой ситуации или тяжелых эмоциональных переживаний. Человек может чего-то сильно испугаться, стать свидетелем преступления, переволноваться за родных или пережить их смерть, попасть в ситуацию, вызвавшую шоковое состояние. Иногда случается расстройство речи на фоне сильного волнения перед выступлением или соревнованиями. Невротическая форма заикания, как правило, имеет непродолжительное течение.
  3. Недостаточное лечение раннего заикания в детском возрасте. Иногда родители, слушая советы бывалых, думают, что заикание пройдет само по себе, но улучшение не наступает, и заболевание переходит в хроническую форму со спазмами мышц. Лечение таких состояний уже более длительное, нужно запастить должным терпением, чтобы пройти его до победного конца.
  4. Наследственность. Сюда можно включить как родовые физиологические особенности, так и наследственную предрасположенность к некоторым заболеваниям головного мозга, вызывающим нарушения в функционировании речевого аппарата, и даже склонность к возникновению заикания на нервной почве.

Именно причина заикания у взрослых зачастую влияет на длительность его лечения. Ну и, конечно же, настойчивость и желание самого пациента.

[10], [11], [12]

Патогенез заикания у взрослых, впрочем, как и у детей, еще достаточно не изучен. Существуют различные теории: психогенная, генетическая, семантогенная, которые пытаются объяснить происхождение и схему развития патологического процесса. В последнее время ученые склоняются к тому, что в развитии заикания обычно участвует не один фактор. Это осложняет ситуацию с определением точной причины заикания.

Тем не менее, последние исследования подтверждают влияние наследственного фактора на вероятность развития заикания. У 17,5% пациентов с невротическим заиканием присутствует генетическая предрасположенность к его возникновению.

[13], [14], [15], [16], [17], [18], [19]

Не обратить внимания на начало заикания у взрослого человека просто невозможно. Ведь то, что для ребенка младшего возраста является нормой, для взрослого человека может быть отклонением от этой самой нормы. Первые признаки заикания: частые заминки перед тем, как что-то сказать, неуверенность и желание избежать продолжительного разговора, прерывистость произношения звуков и слов. Часто на этом этапе люди пытаются, если это возможно, отделаться кивком головы, избегают публичных выступлений.

Основные симптомы невротического заикания у взрослых проявляются в виде:

  • Множественного повторения некоторых слов, отдельных слогов или даже звуков.
  • Непривычного удлинения звуков в словах.
  • Не связанного со смысловой и эмоциональной нагрузкой увеличения громкости речи, особенно вначале слова.
  • Заметного напряженного выражения на лице и слишком натянутых мышц шеи при разговоре.
  • Чувства нехватки воздуха при разговоре, спазматическое дыхание.
  • Частого стремления избежать общения.

Очень часто заикающийся человек начинает заметно нервничать перед началом разговора или расстраивается, если ему нужно общаться на людях.

Заикание у взрослых можно разделить на несколько видов по следующим признакам:

  • Течение заболевания.
  • Клинические проявления болезни (этиология).
  • Характеристика судорог речевых мышц .

По характеру течения заболевания можно выделить следующие виды заикания:

Однажды возникнув, нарушение речи присутствует в любых ситуациях, связанных с необходимостью общения посредством речи.

Такой вид заикания характеризуется тем, что проблемы с речью периодически исчезают и появляются вновь. Обычно это связано с эмоциональными ситуациями, сильным волнением.

  1. Рецидивирующее или возвратное.
Читайте также:  Как вылечить приобретенное заикание

Заикание может пропасть на длительный период, никак себя не проявляя, а затем вернуться вновь.

По характеристике судорог разделяют 3 вида заикания:

  • Клоническое заикание у взрослых, когда множественные спазмы речевой мускулатуры, идущие один за другим, вызывают непроизвольное дублирование согласных звуков, отдельных слогов и даже слов.
  • Тоническое заикание, связанное с длительным сильным сокращением мышц рта и горла, что приводит к задержке речи, удлиненным паузам между словами, повторению гласных звуков и некоторых согласных (в русском языке они называются сонорными).
  • Смешанный тип с проявлениями симптоматики предыдущих 2-х видов.

И, наконец, по клиническим проявлениям заикание можно разделить на 2 вида:

  • Невротическое заикание у взрослых или логоневроз, причиной которого являются стрессовые ситуации.
  • Невроподобное (органическое) заикание вследствие развития органического поражения головного мозга (кислородное голодание, родовые травмы, инсульты, опухолевые и воспалительные процкссы в головном мозге и др.). Симптомы такого заикания стабильны и не зависят от эмоционального состояния. Обычно нарушение речи у таких пациентов сопровождается судорогами и подергиванием лицевых мышц, дополнительными, не имеющими эмоционального подтверждения движениями головы, пальцев рук и всего туловища.

Логоневроз может иметь как постоянный, так и временный характер, зависящий от психологического состояния пациента. Если человек нервничает или волнуется, симптомы заикания могут усиливаться. И, наоборот, состояние покоя снижает проявления речевой патологии. Иногда для того, чтобы человек перестал заикаться, достаточно напоить его теплым чаем или небольшим количеством алкоголя, дать послушать релаксирующую музыку или просто психологически поддержать и успокоить.

Невротическое заикание легко поддается коррекции и лечению, тем не менее, оно требует своевременной профессиональной помощи, чтобы избежать нежелательных последствий и осложнений. Если вовремя не начать лечение, заикание может принять хроническую форму, когда у человека присутствуют устоявшиеся неправильные стереотипы поведения и речевые навыки. У пациента может со временем развиться боязнь общения, вызывающая сильное волнение и связанное с ним появление симптомов заикания. К тому же к речевым нарушениям могут присоединиться нервные реакции лица и тела, появляется неуверенность в себе и быстрая усталость от разговора, настроение ухудшается.

Может быть, именно по этой причине заикание у взрослых, имеющее корни еще в детском возрасте, лечится гораздо сложнее и дольше. Какова бы ни была изначальная причина, невротическая или органическая, заболевание с возрастом не проходит само по себе, а приобретает устойчивый характер, что заметно затрудняет лечение. А значит, лечение нужно начинать при первых признаках заикания еще в детском возрасте.

[20], [21], [22], [23]

Не стоит спешить себе или родным ставить диагноз «заикание». Небольшие паузы между словами во время разговора, редкие повторения слов и слогов вовсе не являются показателем наличия заикания у взрослых. Такие незначительные нарушения речи могут быть свидетельством сильного волнения, спешки или, наоборот, задумчивости. Некоторые моменты речи (говор нараспев, удлиненные паузы между словами) могут быть отличительными особенностями некоторой расы или географического региона. Темперамент тоже может внести свой вклад в изменение характеристики речи.

Предварительно можно поставить или опровергнуть диагноз заикания, следуя паре тестов:

  1. Посчитайте количество ненужных пауз, произнеся текст из 100 слов. До 7 перерывов – норма. Более 10 пауз – большая вероятность развития патологии речи.
  2. Понаблюдайте за выражением лица. Если при разговоре мышцы лица выглядят сильнонапряженными, есть вероятность присутствия нарушения речи. На это же указывает наличие пауз между словами продолжительностью от 1 до 30 секунд.

Эти тесты не являются точными методами исследования, и лишь являются поводом начать более тщательную профессиональную диагностику. Тем более, мало поставить диагноз «заикание», нужно еще определить к какому типу (невротическому или неврозоподобному) относится данное расстройство речи, поскольку от этого будет зависеть правильность и эффективность выбранных методов лечения.

Для постановки верного диагноза врач-специалист может назначить различные анализы (крови и мочи), а также инструментальную диагностику, позволяющую выявить органические поражения мозга на различных стадиях. К инструментальным методам в данном случае относятся МРТ (томография) мозга и электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

И все же мало различить 2 вида заикания у взрослых между собой. Важно выявить причину появления речевого расстройства, чтобы понять, какие методы лечения будут наиболее эффективными. Именно дифференциальная диагностика с участием логопеда, психолога, невролога, психиатра на основе полного анамнеза и результатов инструментальных и лабораторных исследований могут воссоздать полную картину заболевания, установить или опровергнуть наследственную предрасположенность к заиканию и разработать план эффективной борьбы с данной патологией.

[24], [25]

Проблема заикания имеет в своем решении несколько аспектов, которые связаны с физиологией, социализацией и психическим состоянием человека. И только комплексное лечение, охватывающее все эти стороны, сможет дать хорошие результаты. Домашнее лечение одними травами и заговорами, к которому склоняются многие родители заикающихся детей, приводит к тому, что проблема лишь усугубляется переходом во взрослый возраст, когда лечение уже затруднено выработанными годами неправильными привычками и навыками общения.

Выбор методов лечения заикания у взрослых зависит от того, к невротическому или органическому типу относится данное нарушение речи. Органический тип заикания – это вообще тема для отдельного разговора. Его лечение сводится к борьбе с проблемой, его породившей. А поскольку причиной такого заикания являются серьезные нарушения в работе головного мозга, зачастую осложненные генетическим фактором, то лечение заикания и его первопричины может затянуться на долгие месяцы и годы.

Невротический вид заикания у взрослых лечится намного легче и успешнее. Но для него большое значение имеет именно комплексный подход, включающий в себя медикаментозное и народное лечение, назначаемое неврологом, а также систематическую работу с логопедом, психологом и психотерапевтом, которые помогут пациенту восстановить нормальный ритм речи, преодолеть страхи, включиться в нормальный ритм жизни, наладить общение.

Метод лечения посредством лекарственных препаратов имеет своей целью снятие судорожного синдрома и стабилизацию работы ЦНС, отвечающей за наступление различных нервных реакций. Таблетки от заикания у взрослых можно поделить на 3 группы: ноотропные (улучшают работу мозга), седативные (снижают нервное напряжение) и спазмолитики (оказывают противосудорожное действие).

К первой группе препаратов можно отнести ноотропное средство «Фенибут», оказывающее успокоительное, психостимулирующее действие. Кроме этого «Фенибут» препятствует образованию тромбов в сосудах мозга, разрушению клеток организма и способствует их регенерации (обновлению).

Данный препарат врачи могут назначить в качестве терапии как при органическом, так и при невротическом заикании для снятия тревожно-невротического состояния, выражающегося в виде страхов, тиков лица, боязни общения и т.п.

Дозировка и способ применения. Принимать таблетки «Фенибут» можно в любое время суток, желательно после еды, проглатывая таблетку целиком. А вот дозы препарата (обычная разовая доза 1-3 таблетки), количество приемов в день (кратность приема) и курсов лечения, а также продолжительность лечения может назначить лишь лечащий врач, основываясь на показаниях, возрасте больного и переносимости компонентов препарата.

Противопоказаниями к применению препарата служат беременность и период лактации, печеночная недостаточность, повышенная чувствительность к составляющим лекарственного средства. Препарат практически не имеет побочных действий. Вначале приема таблеток может наблюдаться сонливость. Этот же симптом, особенно в совокупности с тошнотой си рвотой, может указывать на передозировку препаратом.

Принимая «Фенибут» длительное время нужно контролировать морфологические показатели крови и функции печени. Может влиять на скорость реакции.

К седативным средствам можно отнести «Глицин», «Афобазол» и «Грандаксин». «Глицин» выступает в качестве регулятора обменных процессов в мозге, а «Грандаксин» и «Афобазол» отличаются выраженным успокоительным действием (транквилизаторы).

«Афобазол» — транквилизатор, не вызывающий лекарственного привыкания. Его действие направлено на устранение тревожности, страха, опасений, и связанных с ними нервных мышечных и дыхательных реакций. Прием препарата рекомендуется осуществлять после еды в количестве 1-2 таблеток (10мг) трижды в день. Обычно курс лечения длится 14-28 дней, но при необходимости врач может увеличить дозировку (до 60 мг в сутки) и продолжительность курса (до 3-х месяцев).

Противопоказаниями к применению «Афобазола» могут служить беременность и грудное кормление, индивидуальная непереносимость препарата или отдельных его компонентов, а также возраст менее 18 лет. К побочным действиям можно отнести возможные реакции иммунной системы при повышенной чувствительности к препарату.

Положительное действие на нервную систему оказывает и прием растительных седативных средств, таких как «Дормиплант» и «Новопассит».

«Новопассит» — препарат на основе богатого растительного сбора (валериана, мелисса, зверобой, боярышник и др.) с хорошим успокоительным (седативным) и противотревожным (анксиолитическим) действием. Выпускается в виде таблеток или раствора (сиропа).

Дозировка и способ применения. Обычная разовая доза — 1 таблетка или чайная ложка сиропа (5 мл), в чистом виде или разбавленная водой. Принимать препарат нужно трижды в день перед едой. В случае если прием препарата вызывает угнетение и подавленность утреннюю и вечернюю дозы уменьшают вдвое, а дневную оставляют прежней. Если возникнет такая необходимость, врач может увеличить стандартную дозу препарата вдвое. При появлении тошноты препарат лучше принимать вместе с пищей.

Противопоказания к применению «Новопассита»: возраст младше 12 лет, миастения (генетическое нервно-мышечное заболевание), индивидуальная непереносимость препарата или его компонентов. Побочные действия: нарушения в работе ЖКТ (изжога, иногда тошнот а и рвота, изменение плотности стула), реже головокружения и сонливость, а также аллергические проявления и слабость.

Меры предосторожности. Во время лечения препаратом не стоит употреблять спиртные напитки. Осторожность нужно соблюдать пациентам с болезнями печени, желудка и кишечника. Препарат отрицательно влияет на концентрацию внимания.

Если через неделю не наступит заметного улучшения или симптомы усилятся, следует немедленно обратиться к врачу за назначением другого препарата.

Из спазмолитиков при заикании у взрослых врачи чаще всего назначают «Мидокалм», «Магнерот» и «Финлепсин» в комплексе с витаминными препаратами группы В.

Противосудорожный препарат «Магнерот» восполняет дефицит магния в организме, что является причиной судорог и повышенной возбудимости. Прием лекарства можно разделить на 2 этапа:

  • Семидневный курс : по 2 таблетки 3 раза в день,
  • Начиная со второй недели : 1 таблетка 2-3 раза в день.

Полный курс лечения составляет от 2 до 4 недель, иногда больше. Таблетки пьют с небольшим количеством воды перед едой.

Противопоказания: болезни почек и печени, камни в мочевом пузыре, непереносимость лактозы и недостаток лактазы, возраст моложе 18 лет, а также индивидуальная непереносимость препарата. Побочные действия: среди часто встречающихся можно выделить: изменение частоты и качества стула и реакции иммунной системы.

Помимо медикаментозного лечения больным с логоневрозом показаны психотерапевтические сеансы с применением седативных методик, лечение гипнозом, а также иглорефлексотерапия. На таких сеансах пациентам помогают справиться со страхом речи, повысить самооценку, правильно принимать свою проблему и ответственно относиться к ее преодолению.

Далее к терапии подключаются занятия с логопедом, который либо корректирует уже имеющиеся речевые навыки, либо прививает новые, правильные. Приблизительно через полчаса после этих занятий назначают массажные процедуры. Массаж при заикании у взрослых представлен в виде процедур рефлексотерапии (точечный массаж) и остеопатии (мягкое массажное воздействие на мышцы), которые имеют положительное действие на артикуляционный голосовой аппарат и систему дыхания.

На третьем этапе лечения заикания у взрослых к вышеназванным процедурам подключаются лечебная гимнастика, бассейн, сауна.

Существует множество различных методик комплексного воздействия на проблему заикания с различными системами тренировки речи, начиная от общения «тет-а-тет» и заканчивая публичными выступлениями внутри коллектива (группы пациентов с одной проблемой).

Физиотерапевтическое лечение заикания, помимо рефлексотерапии и остеопатии, включает в себя:

  • Процедуры, нормализующие тонус лицевых мышц (дарсонвализация мышц лица и шеи – воздействие на мышцы переменным током высокой частоты и напряжения, но малой силы и кратковременное воздействие синусоидальными токами на область гортани)
  • Процедуры для восстановления и оптимизации функций ЦНС (электросонтерапия, лечебные ванны и массаж, франклинизация, альфа-массаж, различные виды релаксации).

Многие пациенты, а чаще всего их родные, склоняются к тому, чтобы лечить заикание дома. Такое, скажем прямо, безответственное отношение к проблеме нарушения речи может привести к ухудшению ситуации. Ведь в домашних условиях нет возможности осуществлять комплексный подход к лечению заикания у взрослых. К тому же отсутствие контроля со стороны врача может сказаться и на самом отношении больного к лечению, на систематичности приема лекарств и проведения процедур.

Тем не менее, если уж вы так настаиваете на домашнем лечении, вам предварительно необходимо научиться некоторым элементам самопомощи, таким как аутотренинг (самовнушение), самомассаж лица и шеи (лечебный!), а также дыхательная гимнастика, например, по методу Стрельниковой, который основан на использовании элементов йоги.

Дыхательная гимнастика направлена на нормализацию, как носового, так и ротового дыхания, ведь без навыков оптимизации дыхания во время разговора больному очень сложно справиться с заиканием. Различные дыхательные упражнения от заикания у взрослых, согласно системе Стрельниковой, должны основываться на правильном дыхании во время выполнения движений: резкий вдох и продолжительный спокойный бесшумный выдох, активное участие диафрагмы в дыхательном процессе. Все активные движения (приседания, повороты головы, наклоны туловища) выполняются только на вдохе.

Речевая гимнастика в домашних условиях. Такая гимнастика способствует развитию правильного дыхания во время разговора.

  1. Попробуйте прочитать русскую народную сказку «Репка», делая вдох на паузах между словами.
  2. Делая короткий вдох с открытым ртом, произносите один из гласных звуков на выдохе, пока хватит воздуха в легких.
  3. То же самое попробуйте проделать с несколькими гласными звуками, произнося их один за другим.
  4. Попробуйте на выдохе досчитать до 10, постепенно увеличивая счет.
  5. Читайте на одном выдохе различные поговорки, пословицы и скороговорки, что способствует тренировке дыхания и более скорому избавлению от заикания у взрослых и детей.

Примеры скороговорок для тренировки речи и дыхания:

  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  • У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Помимо пословиц и скороговорок можно пробовать пропеть известные с детства песенки. Веселые и добрые они поднимут настроение, помогут максимально расслабиться и научат правильно дышать при разговоре.

Читайте также:  Как вылечить ребенка от заикания народные средства

Что же нам предлагает народная медицина для того, чтобы помочь скорее вылечить заикание у взрослых? Ароматерапия, самомассаж, рецепты смесей, настоев и отваров из трав и плодов, медовые рецепты, а также заговоры и молитвы – вот основные методы лечения заикания, известные еще с давних времен.

Стоит отметить, что сами по себе они вряд ли смогут эффективно справиться с проблемой заикания, но в комплексе с методами традиционной медицины, несомненно, дадут положительный эффект. Может некоторые народные методы, такие как заговоры или молитвы, и покажутся многим сомнительными, но они тоже имеют право на существование. Поскольку логоневроз имеет в своем основании психическую травму, то важным фактором лечения является вера. Надо, чтобы больной поверил, что этими методами он может исцелиться. Заговоры и молитвы – это своеобразное внушение человеку уверенности в себе и своих силах. Если же человек не верит в действенность данных методов, то нет никакого смысла их использовать.

Другое дело ароматерапия. Здесь вера не требуется, всю работу сделают эфирные масла, обладающие седативным действием, способные снять нервное напряжение, утихомирить страхи. Такими действиями обладают масла бергамота и сосны, розы и сандала, розмарина и базилика, чабреца и полыни, шалфея и герани, и, конечно же, лаванды. Для этого необходимо капнуть масло на платок и вдыхать некоторое время его аромат. Такую процедуру необходимо проводить трижды в день.

Ароматические масла в смеси с кефиром можно применять и для принятия ванн. Для этого берут 100 г кисломолочного продукта и добавляют к нему 5-6 капель любого из вышеперечисленных эфирных масел. Масляно-кефирную смесь добавляют непосредственно в ванну с теплой водой.

Заикание у взрослых можно лечить отварами плодов. Выраженным успокоительным действием обладает компот из кожуры яблок, проваренных в чистой воде в течение 5 минут. В него можно добавить настой мелиссы или просто пить с сахарком или медом.

Кстати, мед тоже обладает замечательным седативным эффектом, известным еще в старину. Например, Авиценна рекомендовал3 раза в день смазывать язык смесью меда и мумие (пропорция для смеси 5:1).

Подобный вариант лечения можно встретить и в «бабушкиных» рецептах. Нужно приготовить 2 смеси мумие и меда в разных пропорциях (1:8 и 1:5). Мумие надо брать в количестве 0,2 грамма. Первая смесь (концентрированная) принимается утром, вторая (послабее) – вечером в течение 4-х месяцев.

Смесь соков калины, лимона, белокачанной капусты и шиповника, взятые в равных пропорциях с добавлением двойного количества меда (1:1:1:1:1:2) также оказывает положительное действие при заикании. Принимать смесь необходимо дважды в день: с утра и вечером по 1 ст. л., заедая семечками или орехом миндаля.

Травы в виде отваров и настоев также являются эффективными средствами от заикания у взрослых. И множество травяных рецептов только подтверждают это. Приведем некоторые из них:

  • Рецепт 1. Рута душистая. 5 г измельченной травы заливаем 2 стаканами кипятка и даем прокипеть 5 минут. Отвар процеживаем и слегка остужаем. Держим во рту горячий отвар до полного остывания (2-3 часа). Процедуру повторяем очень часто (не меньше 6 раз в день).
  • Рецепт 2. Ясенец белый. Листья растения залить кипящей водой и настоять в течение 20 минут, затем процедить. Настой применять для полоскания рта (3-5 минут) 5-6 раз в сутки.
  • Рецепт 3. Успокоительный сбор. Готовим травяной сбор из ромашки, мяты, крапивы и валерианы, заливаем чайную ложку травяной смеси стаканом кипятка и выдерживаем в тепле 15 минут. Пить настой надо по полстакана дважды в сутки.
  • Рецепт 4. Травяной сбор для торможения реакций нервной системы. Листья березы, солодка, мелисса, донник и цветы календулы берутся в равных пропорциях. Измельченные травы заливают кипящей водой и прогревают на водяной бане без кипения. Настоянный в течение 2-х часов и процеженный через марлю настой принимают до еды 5-6 раз в день.
  • Рецепт 5. «Хмельной» отвар. Для приготовления лекарства, снимающего спазмы головного мозга, необходимо взять стакан любого вина и довести до кипения вместе со щепоткой травы гусиной лапчатки. Настаивать до полного охлаждения, затем процедить. Пить отвар нужно в теплом виде. Вместо вина в отваре можно использовать молоко, но ни в коем случае не воду, которая сводит лечебный эффект средства к нулю.

Это лишь малая толика из всех рецептов народной медицины, которыми с различной степенью эффективности пользовались наши предки. И то, что они дошли до наших времен, говорит в их пользу.

Существует множество народных средств и методов традиционной медицины, способных в составе комплексной терапии излечить заикание у взрослых. Тем не менее, видимый положительный результат можно получить лишь при сильном желании больного избавиться от ритмического дефекта речи. Значительную психологическую поддержку и помощь в лечении пациента с речевыми нарушениями могут оказать родные и близкие. Лечение взрослого человека может оказаться длительным и надо быть к этому готовым, запастись терпением и активизировать свою силу воли. И тогда победа над болезнью обязательно наступит.

[26], [27], [28]

источник

До сих пор не создано универсального метода лечения, который подошел бы всем страдающим от заикания. Кроме того, остается много открытых вопросов. Например, каковы истинные причины заикания? Какая связь заикания с психическими особенностями человека? Как эффективно избавиться от заикания.

В начале было слово.
Евангелие от Иоанна

Из всего животного мира человек – единственное существо, которое имеет способность говорить, тем более на разных языках. Речь, как средство коммуникации, возникла в результате стремительного развития нашей психики. В процессе эволюции человек как вид значительно увеличил свою популяцию и ареал обитания. Выжить в одиночку человек не может даже сейчас, тем более он не мог это сделать раньше. Выжить можно только сообща. Чтобы оптимально взаимодействовать в обществе нужно уметь говорить.

Заикание – дефект, который выражается в виде частого прерывания, остановки речи, растягивания звуков, которые возникают вследствие спазмов органов речевого аппарата – гортани, губ, языка. Согласно статистическим данным во взрослом возрасте заикается около 1% людей.

К причинам возникновения заикания принято относить:

  1. Испуг в раннем детстве;
  2. Патологическое воспитание и конфликты в семье.

Истории известны факты заикания среди известных исторических личностей. Например, римский император Клавдий, библейский пророк Моисей, ученые Ньютон и Дарвин, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, король Великобритании Георг VI.

Для человека с дефектом речи в виде заикания публичные выступления являются колоссальным стрессом. Он боится звучания собственного голоса, особенно когда он усилен с помощью динамиков. С другой стороны, в одиночестве или в кругу близких людей, в спокойном состоянии люди даже с очень тяжелым дефектом практически не заикаются.

До сих пор не создано универсального метода лечения, который подошел бы всем страдающим от заикания. Кроме того, остается много открытых вопросов. Например, каковы истинные причины заикания? Какая связь заикания с психическими особенностями человека? Как эффективно избавиться от заикания?

В этой статье мы поговорим о феномене заикания с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Что важнее для человека: физическое тело или душа? Для жизни оба компонента важны и необходимы. Мы отличаемся друг от друга внешними признаками, но истинные различия скрыты от нашего взгляда. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает нам навык отличать людей не по внешним особенностям, а по психическим желаниям (векторам).

Как говорит СВП, всего существует восемь наборов врожденных желаний — векторов, которые определяют наши психологические и физические особенности. Каждому вектору соответствует своя особо чувствительная зона. Так, например, в кожном векторе – это кожный покров, в зрительном – глаза, в оральном – речевой аппарат (язык, губы) и т. д. Глаза есть у всех, но именно обладатель зрительного вектора, как никто другой, способен распознавать тончайшие переливы палитры. Кожа есть у всех, но именно у обладателей кожного вектора она особо нежная, чувствительная.

Негативные условия взросления могут привести к различным нарушениям в векторах, как на психологическом, так и на физическом уровне. Так, например, эмоциональный и чувственный человек со зрительным вектором может быть травмирован сильной эмоциональной потерей – вплоть до реального падения зрения. Чаще всего это происходит из-за смерти любимой кошечки или собачки.

Также обстоит ситуация и с заиканием. Системно-векторная психология объясняет, что заикание может возникнуть при неблагоприятных условиях развития у детей с анальным, зрительным и оральным векторами.

Согласно системно-векторной психологии людей с анальным вектором около 20%. Такие люди собирают и накапливают знания, опыт для передачи их следующим поколениям. И за это получают свои почет и уважение. Человек с анальным вектором в развитом состоянии стремится реализовать себя как высококлассный специалист, например, педагог, археолог, ювелир. Этому способствуют его врожденные свойства: усидчивость, основательность, аналитический склад ума, отличная память.

Дети с анальным вектором ведомые и очень «мамозависимые». То есть нуждаются в близкой связи с матерью, которая на первых порах помогает им адаптироваться в жизни. Очень важно правильно воспитывать такого ребенка: не торопить его, давать возможность довести начатое до конца, не перебивать в разговоре. Вообще, именно анального малыша в народе называют «золотой ребенок». И это не зря, ведь такие дети очень послушны и покладисты, всегда стараются порадовать родителей своим примерным поведением.

Когда такого ребенка подгоняют, он испытывает сильный стресс, впадает в ступор. Форм такого поторапливания множество: обрыв начатого длинного и детального рассказа, ускоренное одевание и завязывании шнурков и даже сдергивание с горшка. Дети с анальным вектором в этом случае не нарабатывают навыков делать все основательно и качественно, испытывают значительный психологический дискомфорт. При длительном негативном воздействии на анальных детей первым страдает и зажимается их чувствительный сенсор – анальный сфинктер, что приводит к запорам. В условиях сверхстресса зажим может возникнуть и выше, в том числе и на уровне гортани, что вызовет затруднение речи и заикание.

Еще один тип людей, страдающих заиканием – обладатели зрительного вектора. Зрительники видят мир ярче и красочней, чем представители других векторов. Эмоциональная амплитуда в зрительном векторе огромна, такой человек может перейти от слез к смеху за одну минуту.

Люди со зрительным вектором имеют образный интеллект. Благодаря чувствительному зрению и наблюдательности зрительник способен замечать во внешней среде даже самые незначительные изменения. Неприятные жизненные ситуации вызывают у зрительного человека сильные эмоциональные переживания и стресс.

Одной из самых распространенных причин возникновения заикания у зрительника является испуг в раннем детстве. Именно эмоциональные дети со зрительным вектором способны очень сильно испугаться, что приводит к возникновению заикания. Такому человеку как будто не хватает воздуха, когда он начинает говорить.

При правильном развитии и направлении эмоций наружу, то есть на внешний мир, чувство страха за себя способно перейти в любовь и сопереживание к другим. Очень важно для таких детей создание прочной эмоциональной связи с матерью. Это дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, что является необходимым фундаментом для дальнейшего развития его психических свойств.

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана детей с оральным вектором рождается около 5%. Говорение для человека с оральным вектором – это, можно сказать, смысл жизни. При условии, если его слушают.

Люди с оральным вектором от природы владеют вербальным интеллектом. Они мыслят говорением. Речь человека с развитым оральным вектором нельзя не слушать. Когда оральник говорит, то складывается впечатление, что мы слышим наши собственные мысли, только озвученные другим человеком.

Через произношение звуков ребенок с оральным вектором один из первых начинает разрабатывать свою эрогенную зону (губы и язык). На первых порах это могут быть невнятные отдельные звуки, шепелявление, посвистывание, причмокивание. Со временем речь усложняется и становится более понятной.

Уже с раннего детства оральные дети болтают без умолка. Если есть «свободные уши», оральнику всегда есть, о чем поговорить. На первых порах аудитория – это семейный круг. Для привлечения и удержания слушателя оральные дети выдумывают невероятные истории, не отличая правду ото лжи – лишь бы слушали.

Когда ложь вскрывается, следует наказание. А у нас за ложь принято наказывать битьем по губам. Для ребенка с оральным вектором – это удар по его сверхчувствительному сенсору, что вызывает сверхстресс. Несколько даже несильных ударов по губам орального ребенка могут привести к утрате контроля над речевым аппаратом, то есть к дефектам речи и заиканию.

Когда ребенок переживает стрессовые ситуации, первый удар на себя принимает его чувствительный сенсор. В таком случае, человек может быть вполне адаптированным в обществе, несмотря на дефект речи.

Однако заикание значительно снижает качество жизни человека. В зависимости от степени травматизации у большинства людей путь излечения от этого дефекта бывает очень тернистым. Благодаря Системно-векторной психологии Юрия Бурлана у нас появилась уникальная возможность определить истинные причины возникновения заикания, а главное, эффективно справиться с этим дефектом.

Чтобы избавиться от заикания, нужно осознать свои природные особенности и желания. В зрении – избавиться от страха, в анальности – переключиться на свой темп жизни, в оральности – заново разработать речевой аппарат. Уже на первых бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии многие слушатели замечают значительное улучшение своего психологического и физического состояния. Уходят многие проблемы, которые не давали нормально жить, в том числе и заикание. Необходимо обратить внимание, что СВП – это не специализированная методика по лечению заикания. Исправление темпа речи — это лишь «побочный эффект», который возникает как результат осознания своих психических свойств.

источник