Меню Рубрики

Остеопатия при лечении заикания

Заикание – это прерывистое или затрудненное произношение слов, вызванное спазмом мышц, которые отвечают за дыхание, вокализацию и артикуляцию. Разновидностью патологии является невозможность выговаривать отдельные звуки, которая заставляет повторять слог несколько раз.

Э. Стилл, основатель остеопатического подхода, описывал методы лечения различных дисфункций. В его трудах заикание и остеопатия связаны работой с нервной системой. Близкое расположение нервов, отвечающих за речь и дыхание, становится причиной патологии. Именно это вызывает трудности в произношении слов. Пациенты с заиканием, по наблюдению Стилла, пытаются говорить с пустыми легкими на полном выдохе.

В процессе становления речи, в возрасте от двух до шести лет, дети особенно подвержены появлению заикания

Существует сотни теорий о причинах заикания, и каждая поддерживается исследованиями. Все подходы можно сгруппировать в четыре категории:

  1. Органические нарушения. На протяжении многих лет считалось, что дисфункция связана с физическим дефектом. Речь требует координации нескольких движений: легких, голосовых связок и окружающей их мускулатуры, мягкого неба, языка и губ. Нарушение функции одного из элементов меняет ритм речи. Неподвижность языка, увеличение глоточных миндалин, нервные дисфункции или поражения головного мозга ответственны за заикание. Одна из теорий утверждает, что патология вызвана гиперактивностью симпатической нервной системы из-за эмоционального стресса или отсутствия торможения коры. Избыточное напряжение провоцирует сбои в координации функций речи, которую старается исправить остеопат при заикании у детей.
  2. Теория неврозов рассматривает заикание, как какой-то глубоко укоренившуюся эмоциональную или психологическую проблему. Пациенты остаются на устном или анальном уровне эмоционального развития или испытывают неадекватные личные отношения. Потому многие терапевты считают заиканием признаком невротизма.
  3. Теория обучения рассматривает заикание, как плохую привычку. Примерно 80% всех детей дошкольного возраста проходят через короткий период «беглости речи», что можно легко спутать с заиканием. Из-за реакции родителей, друзей, учителей эта особенность развития превращается в условный рефлекс. Ребенок начинает бояться говорить быстро из-за реакции других. Страх нарушает сложную систему координации для воспроизведения речи.
  4. Дисфункция обратной связи. Слух помогает отслеживать собственную речь. Если человек лишен кинестетического осязания из-за плохой чувствительности неба, то речь становится невнятной. Если слуховая обратная связь задерживается, то контроль речи также нарушается.

Каждая теория подкреплена практическими методами. Структурная теория, к которой относится остеопатия при заикании у детей, предполагает устранение физического дефекта:

  • улучшение иннервации языка, неба, лицевых мышц;
  • лечение миндалин и инфекции;
  • тренировку центральной нервной системы упражнениями.

Сторонники неврологической школы используют психоанализ, групповую терапию и систематическую десенсибилизацию. Приверженцы теории обучения пытаются изменить родительские реакции на заикания и выработать специфическое поведение. Терапевты, которые занимаются слухом, используют белый шум, чтобы задержать обратную связь с речью, чтобы сделать ее осмысленной и замедленной.

Чувство речи – наивысшая развитая вибрация в теле, поскольку зависит от эмоций и взаимодействия многих факторов. К управляющим силам относится симпатическая нервная система и центральная нервная система со связями, которые регистрируют сигналы в мозге.

Импульсы к органам слуха и речи идут от 3-го шейного позвонка, а также 3, 4 и 4 грудных позвонков. Их подвывихи могут сдавливать нервы, провоцируя несогласованность в работе системы. Состояние позвоночника влияет на шум в ушах, заикание, мутизм, нарушает четкость речи. Шейный отдел – один из компонентов, для работы с которым нужен остеопат от заикания детям и взрослым. Дисфункции спинномозговых ганглиев также влияют на речевые проблемы – подбор нужных слов.

В нижней лобной доле головного мозга находится зона Брока, которая отвечает за воспроизведение речи и приводит в движение мышцы лица, языка, глотки и челюстей

Заикание вызвано проблемами с мышцами, которые производят речь. Остеопат лечит заикание устраняя физические барьеры для речи. Мускулатура, управляющая артикуляцией, языком, мягким небом и нижней челюстью рассматривается в первую очередь.

Исследование, проводимое с помощью МРТ-сканера, оценивало мозга детей и взрослых с заиканием. Оказалось, что при патологии снижено поступление крови в область Брока, которая находится в лобной доле. Именно эта зона обрабатывает речь. Снижение кровотока коррелировало с тяжестью заикания. Ученые не доказали точную причинно-следственную связи – возможно, сам факт нарушения речи влиял на изменения мозга. Но работа с кровоснабжением должна улучшить навыки речи. Краниальная остеопатия и заикание у детей связаны через возможность улучшения трофики тканей: артериального кровоснабжения и венозного оттока головного мозга.

Логопеды называют заикание логоневрозом, выделяя несколько форм:

  • клоническое – повторение звуков или слогов в начале слова;
  • тоническое – паузы в начале или середине слова;
  • смешанное – затягивание и повторение звуков и слогов.

Как рассматривает остеопат заикание? Изучает всевозможные факторы: тяжелое течением беременности, частые заболевания, стрессы, перегрузки речевого аппарата в раннем возрасте.

Гормональные и физические изменения в период полового созревания являются причиной патологии у старших детей. Вирусные инфекции способны повлиять на нервную систему.

Большинство детей начинают заикаться в возрасте от трех до пяти лет, при этом:

  • патология распространена среди 5% детей и 1% взрослых людей;
  • 75% пациентов с заиканием – лица мужского пола;
  • 50% перестают заикаться без лечения.

Существуют различные подходы к решению проблемы. Цель логопедии — помочь ребенку овладеть определенными речевыми и языковыми навыками, избавлять от страха перед речью и собственным телом. Грамотный специалист работает комплексно:

  1. Обучает формировать слова, говорить медленно, расслабляться. Практиковать упражнения нужно в домашних условиях.
  2. Учит управлять физическими симптомами, например, морганием.
  3. Помогает справляться с эмоциональным трудности, которые возникают в результате речевых проблем.

Методика Лидкомб из США разработана в 90-х годах и используется во всем мире. Поведенческий подход предусматривает похвалу за плавность речи и старательность со стороны родителей и родственников ребенка.

Лечение заикания должно иметь комплексный характер, начиная от упражнений по улучшению речи и избавления от сопряжённых страхов, заканчивая физическими упражнениями для расслабления

Медикаментозное лечение полагается на антидепрессанты, анксиолитики и нейролептики, но доказательства их эффективности ограничены. Ингибиторы обратного захвата серотонина не повлияли на заикание, трициклические антидепрессанты дали краткосрочные минимальные улучшения.

Анксиолитики, направленные на снижение страха и беспокойства, помогли снизить признаки заикания, но в сочетании с антидепрессантами. Исследования до сих пор продолжаются, чтобы определить длительность эффекта.

Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы в головном мозге, показали многообещающие результаты, но из-за длительного приема имеют побочные эффекты. Исследования не оценивали долгосрочное воздействие.

Лечение взрослых сосредоточено на реструктуризации речи, решение когнитивных и поведенческих проблем, снятие беспокойства при разговоре. Логопеды обучают контролируемо замедлять речь.

Может ли остеопат вылечить заикание у ребенка полностью? Врачи рассматривают несколько зон, влияющих на риск патологии:

  1. Напряжение в костях черепа, подбородка. Нижняя челюсть при рождении состоит из двух частей, окончательно формируется к шести годам. Блокировки затылочной, височных костей нарушают правильное окостенение. Это отражается на положении языка и умении произносить некоторые звуки.
  2. Подъязычная кость, мышцы, которые управляют языком и лицевой нерв влияют на скоординированность речевого аппарата.
  3. Особенности наружного слухового канала влияют на восприятие произносимых звуков. Височная кость при рождении состоит из трех частей и формируется к 7-8 годам. Напряжение в кости влияет на среднее ухо и слуховой канал в детстве.

Гипоглоссальный нерв выходит из черепа, проходя через мыщелки на затылочной кости. Потому родовые травмы способствуют заиканию. Кесарево сечение, распространенное в последние годы, влияет на дисфункцию первого позвонка. Остеопат всегда начинает лечить заикание с черепа:

  • освобождаются мозговые оболочки, которые влияют на положение позвоночника, фасции глотки и гортани;
  • улучшается проведение нервных импульсов к мышцам речевого аппарата;
  • восстанавливается нормальное кровоснабжение.

Остеопат мягко освобождает все структуры, которые могут влиять на нижнюю челюсть, мягкое небо и язык. Внимание уделяется подъязычной кости, к которой крепятся мышцы основания рта. Они важны для акта речи и иннервируются лицевым нервом. Именно разблокировкой черепных нервов занимается краниальная остеопатия.

Чтобы устранить все факторы, которые мешают функции речевого аппарата, остеопат будет избавлять от напряжения грудную клетку и шею:

  • освобождаются суставы первого позвонка;
  • мягко происходит работа с подъязычной костью и остальными шейными позвонками;
  • возвращается нормальное положение ключицы и ребер.

С помощью мягких техник остеопат воздействует на нервные узлы, управляющие мышцами лица, горла, языка и неба. Но это только одна сторона вопроса.

Лечение заикания остеопатией направлено на расслабление мышц и освобождения от нагрузки тех отделов и зон, которые могут препятствовать воспроизведению речи

Влияние на речь и ее воспроизведение может оказывать осанка, состояние мышц грудной клетки, таза, ног. Болезни желудка, печени, желчного пузыря могут подтянуть пищевод и повлиять на шейные позвонки, к которым он крепится. Инфекции дыхательных путей нарушают экскурсию легких и грудной клетки, внося различные помехи в механизм вдоха и вокализации.

Остеопат рассматривает все возможные факторы развития заикания, помогая другим специалистам вылечивать патологию в десятки раз быстрее. Обучает ребенка или взрослого делать полный вдох за счет диафрагмы, чтобы урегулировать дыхательную и разговорную функции.

Остеопат устраняет дисфункции, приведшие к неправильному использованию языка, мягкого неба, но обучить речи может только грамотный логопед. Сильный стресс сопровождается родовые травмы и любые физические проблемы. Работа с эмоциональной стороной заикания должна проводиться после остеопатической коррекции. Важно согласовать действие с родителями, исключить наказание агрессию, обучить мотивировать ребенка.

Важно помнить о эмоциональной стороне лечения, так как заикание у детей часто приводит к появлению психологических проблем, страхов и боязни говорить

Родовые травмы приводят к тому, что в теле ребенка активируются примитивные рефлексы – шаблоны действий нервной системы, которые помогали развивать движения во младенчестве. Не интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс влияет на ритм, баланс и речь. Ребенок не способен отличать звуки, произносить их, путает порядок букв, что приводит к заиканию. Дети говорят медленно и однообразно, начинают бояться школы и обучения. Им ставят диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания, хотя дело в несогласованности работы двух полушарий.

Физиотерапевты совместно с логопедами и остеопатами согласуют функции нервной системы. Одних из упражнений является «ящерица», имитация ползания по полу с чередованием рук и ног. Гибкий детский мозг легко поддается коррекции. Уроки проходят в виде игр, что позволяет детям лечиться без страха и с интересом.

источник

Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

Чем может помочь остеопат при заикании?

Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

[1], [2], [3]

Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.

Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.

Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

Читайте также:  Адаптол помог при заикании

Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.

Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.

При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.

[4], [5], [6], [7]

Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

Дополнительно доктор может порекомендовать ванны с хвоей, углекислотой, кислородом, а также электросон.

[8], [9]

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

[10]

Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.

Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.

Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.

Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.

На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

[11], [12]

Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

Подобные упражнения рекомендуют проводить каждое утро, вне зависимости от возраста малыша.

Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  • ребенок становится прямо;
  • наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  • ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  • при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  • упражнение требует 8 повторов;
  • после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
  1. Занятие II:
  • ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  • поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  • поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  • повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  • обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.

При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

[13], [14], [15], [16], [17]

При заикании врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области. Такой массаж расслабляет и снимает мышечные спазмы. Сеансы следует повторять по 4 раза в год, курсами по 10-12 сеансов.

Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  • терпение;
  • любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  • взаимное уважение;
  • желание помочь несмотря ни на что.

Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.

Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

  • валериана;
  • донник;
  • мелисса, мята;
  • календула;
  • береза (листья);
  • вереск (побеги);
  • липа;
  • тмин;
  • крапива;
  • боярышник и шиповник;
  • малина, ежевика, земляника.

[18], [19]

При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.

Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

Как порхает бабочка? – фр-р-р-…
Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…
Как ухает сова? – У-уф-ф-…

Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

Бабочка на пальчик села.
Я поймать её хотела.
Хвать я бабочку рукой –
А поймала пальчик свой!

Жили-были два кота –
Восемь лапок, два хвоста!

Совушка-сова,
Большая голова.
Высоко сидит,|
Далеко глядит.

Стихи следует читать звонко, с выражением и расстановкой, правильно делая вдохи и выдохи. По окончании занятия малышу нужно дать возможность расслабиться и какое-то время полежать в спокойной обстановке.

Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

Заикание у взрослых – довольно редкое, но от этого не менее непривлекательное явление, которое может иметь различные корни.

источник

При использовании остеопатического лечения происходит как-бы дополнение к другим видам лечения заикания: психотерапевтическим, логопедическим и лекарственным. При остеопатическом лечении происходит также излечение других поражений центрально-нервной системы у детей, которые были вызваны родовыми травмами и осложнениями течения беременности. Часто при родах происходит смещение костей черепа относительно друг друга, нарушение краниосакрального ритма. Врач-остеопат устраняет причину болезни, снимает напряжение в черепе, мягко и щадяще нормализует положение костей относительно друг друга. При этом происходит устранение патологического напряжения оболочек, восстанавливается нормальная динамика движения спинномозговой жидкости, снимается спазм мышц глаз, исчезают судороги, гиперактивность, плаксивость.

Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам — основа всех последующих действий родителей.

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

Читайте также:  Афобазол помог от заикания

Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

Кроме того, при заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно — двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. — до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте — ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов. Тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, а элемент соревновательности минимальный.

При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем. », «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем. ». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

источник

Заикание – это прерывистое или затрудненное произношение слов, вызванное спазмом мышц, которые отвечают за дыхание, вокализацию и артикуляцию. Разновидностью патологии является невозможность выговаривать отдельные звуки, которая заставляет повторять слог несколько раз.

Э. Стилл, основатель остеопатического подхода, описывал методы лечения различных дисфункций. В его трудах заикание и остеопатия связаны работой с нервной системой. Близкое расположение нервов, отвечающих за речь и дыхание, становится причиной патологии. Именно это вызывает трудности в произношении слов. Пациенты с заиканием, по наблюдению Стилла, пытаются говорить с пустыми легкими на полном выдохе.

Существует сотни теорий о причинах заикания, и каждая поддерживается исследованиями. Все подходы можно сгруппировать в четыре категории:

  1. Органические нарушения. На протяжении многих лет считалось, что дисфункция связана с физическим дефектом. Речь требует координации нескольких движений: легких, голосовых связок и окружающей их мускулатуры, мягкого неба, языка и губ. Нарушение функции одного из элементов меняет ритм речи. Неподвижность языка, увеличение глоточных миндалин, нервные дисфункции или поражения головного мозга ответственны за заикание. Одна из теорий утверждает, что патология вызвана гиперактивностью симпатической нервной системы из-за эмоционального стресса или отсутствия торможения коры. Избыточное напряжение провоцирует сбои в координации функций речи, которую старается исправить остеопат при заикании у детей.
  2. Теория неврозов рассматривает заикание, как какой-то глубоко укоренившуюся эмоциональную или психологическую проблему. Пациенты остаются на устном или анальном уровне эмоционального развития или испытывают неадекватные личные отношения. Потому многие терапевты считают заиканием признаком невротизма.
  3. Теория обучения рассматривает заикание, как плохую привычку. Примерно 80% всех детей дошкольного возраста проходят через короткий период «беглости речи», что можно легко спутать с заиканием. Из-за реакции родителей, друзей, учителей эта особенность развития превращается в условный рефлекс. Ребенок начинает бояться говорить быстро из-за реакции других. Страх нарушает сложную систему координации для воспроизведения речи.
  4. Дисфункция обратной связи. Слух помогает отслеживать собственную речь. Если человек лишен кинестетического осязания из-за плохой чувствительности неба, то речь становится невнятной. Если слуховая обратная связь задерживается, то контроль речи также нарушается.

Каждая теория подкреплена практическими методами. Структурная теория, к которой относится остеопатия при заикании у детей, предполагает устранение физического дефекта:

  • улучшение иннервации языка, неба, лицевых мышц;
  • лечение миндалин и инфекции;
  • тренировку центральной нервной системы упражнениями.

Сторонники неврологической школы используют психоанализ, групповую терапию и систематическую десенсибилизацию. Приверженцы теории обучения пытаются изменить родительские реакции на заикания и выработать специфическое поведение. Терапевты, которые занимаются слухом, используют белый шум, чтобы задержать обратную связь с речью, чтобы сделать ее осмысленной и замедленной.

Чувство речи – наивысшая развитая вибрация в теле, поскольку зависит от эмоций и взаимодействия многих факторов. К управляющим силам относится симпатическая нервная система и центральная нервная система со связями, которые регистрируют сигналы в мозге.

Импульсы к органам слуха и речи идут от 3-го шейного позвонка, а также 3, 4 и 4 грудных позвонков. Их подвывихи могут сдавливать нервы, провоцируя несогласованность в работе системы. Состояние позвоночника влияет на шум в ушах, заикание, мутизм, нарушает четкость речи. Шейный отдел – один из компонентов, для работы с которым нужен остеопат от заикания детям и взрослым. Дисфункции спинномозговых ганглиев также влияют на речевые проблемы – подбор нужных слов.

Заикание вызвано проблемами с мышцами, которые производят речь. Остеопат лечит заикание устраняя физические барьеры для речи. Мускулатура, управляющая артикуляцией, языком, мягким небом и нижней челюстью рассматривается в первую очередь.

Исследование, проводимое с помощью МРТ-сканера, оценивало мозга детей и взрослых с заиканием. Оказалось, что при патологии снижено поступление крови в область Брока, которая находится в лобной доле. Именно эта зона обрабатывает речь. Снижение кровотока коррелировало с тяжестью заикания. Ученые не доказали точную причинно-следственную связи – возможно, сам факт нарушения речи влиял на изменения мозга. Но работа с кровоснабжением должна улучшить навыки речи. Краниальная остеопатия и заикание у детей связаны через возможность улучшения трофики тканей: артериального кровоснабжения и венозного оттока головного мозга.

Логопеды называют заикание логоневрозом, выделяя несколько форм:

  • клоническое – повторение звуков или слогов в начале слова;
  • тоническое – паузы в начале или середине слова;
  • смешанное – затягивание и повторение звуков и слогов.

Как рассматривает остеопат заикание? Изучает всевозможные факторы: тяжелое течением беременности, частые заболевания, стрессы, перегрузки речевого аппарата в раннем возрасте.

Гормональные и физические изменения в период полового созревания являются причиной патологии у старших детей. Вирусные инфекции способны повлиять на нервную систему.

Большинство детей начинают заикаться в возрасте от трех до пяти лет, при этом:

  • патология распространена среди 5% детей и 1% взрослых людей;
  • 75% пациентов с заиканием – лица мужского пола;
  • 50% перестают заикаться без лечения.

Существуют различные подходы к решению проблемы. Цель логопедии — помочь ребенку овладеть определенными речевыми и языковыми навыками, избавлять от страха перед речью и собственным телом. Грамотный специалист работает комплексно:

  1. Обучает формировать слова, говорить медленно, расслабляться. Практиковать упражнения нужно в домашних условиях.
  2. Учит управлять физическими симптомами, например, морганием.
  3. Помогает справляться с эмоциональным трудности, которые возникают в результате речевых проблем.

Методика Лидкомб из США разработана в 90-х годах и используется во всем мире. Поведенческий подход предусматривает похвалу за плавность речи и старательность со стороны родителей и родственников ребенка.

Медикаментозное лечение полагается на антидепрессанты, анксиолитики и нейролептики, но доказательства их эффективности ограничены. Ингибиторы обратного захвата серотонина не повлияли на заикание, трициклические антидепрессанты дали краткосрочные минимальные улучшения.

Анксиолитики, направленные на снижение страха и беспокойства, помогли снизить признаки заикания, но в сочетании с антидепрессантами. Исследования до сих пор продолжаются, чтобы определить длительность эффекта.

Средства, блокирующие дофаминовые рецепторы в головном мозге, показали многообещающие результаты, но из-за длительного приема имеют побочные эффекты. Исследования не оценивали долгосрочное воздействие.

Лечение взрослых сосредоточено на реструктуризации речи, решение когнитивных и поведенческих проблем, снятие беспокойства при разговоре. Логопеды обучают контролируемо замедлять речь.

Может ли остеопат вылечить заикание у ребенка полностью? Врачи рассматривают несколько зон, влияющих на риск патологии:

  1. Напряжение в костях черепа, подбородка. Нижняя челюсть при рождении состоит из двух частей, окончательно формируется к шести годам. Блокировки затылочной, височных костей нарушают правильное окостенение. Это отражается на положении языка и умении произносить некоторые звуки.
  2. Подъязычная кость, мышцы, которые управляют языком и лицевой нерв влияют на скоординированность речевого аппарата.
  3. Особенности наружного слухового канала влияют на восприятие произносимых звуков. Височная кость при рождении состоит из трех частей и формируется к 7-8 годам. Напряжение в кости влияет на среднее ухо и слуховой канал в детстве.

Гипоглоссальный нерв выходит из черепа, проходя через мыщелки на затылочной кости. Потому родовые травмы способствуют заиканию. Кесарево сечение, распространенное в последние годы, влияет на дисфункцию первого позвонка. Остеопат всегда начинает лечить заикание с черепа:

  • освобождаются мозговые оболочки, которые влияют на положение позвоночника, фасции глотки и гортани;
  • улучшается проведение нервных импульсов к мышцам речевого аппарата;
  • восстанавливается нормальное кровоснабжение.

Остеопат мягко освобождает все структуры, которые могут влиять на нижнюю челюсть, мягкое небо и язык. Внимание уделяется подъязычной кости, к которой крепятся мышцы основания рта. Они важны для акта речи и иннервируются лицевым нервом. Именно разблокировкой черепных нервов занимается краниальная остеопатия.

Чтобы устранить все факторы, которые мешают функции речевого аппарата, остеопат будет избавлять от напряжения грудную клетку и шею:

  • освобождаются суставы первого позвонка;
  • мягко происходит работа с подъязычной костью и остальными шейными позвонками;
  • возвращается нормальное положение ключицы и ребер.

С помощью мягких техник остеопат воздействует на нервные узлы, управляющие мышцами лица, горла, языка и неба. Но это только одна сторона вопроса.

Влияние на речь и ее воспроизведение может оказывать осанка, состояние мышц грудной клетки, таза, ног. Болезни желудка, печени, желчного пузыря могут подтянуть пищевод и повлиять на шейные позвонки, к которым он крепится. Инфекции дыхательных путей нарушают экскурсию легких и грудной клетки, внося различные помехи в механизм вдоха и вокализации.

Читайте также:  Афобазол при заикании у детей

Остеопат рассматривает все возможные факторы развития заикания, помогая другим специалистам вылечивать патологию в десятки раз быстрее. Обучает ребенка или взрослого делать полный вдох за счет диафрагмы, чтобы урегулировать дыхательную и разговорную функции.

Остеопат устраняет дисфункции, приведшие к неправильному использованию языка, мягкого неба, но обучить речи может только грамотный логопед. Сильный стресс сопровождается родовые травмы и любые физические проблемы. Работа с эмоциональной стороной заикания должна проводиться после остеопатической коррекции. Важно согласовать действие с родителями, исключить наказание агрессию, обучить мотивировать ребенка.

Родовые травмы приводят к тому, что в теле ребенка активируются примитивные рефлексы – шаблоны действий нервной системы, которые помогали развивать движения во младенчестве. Не интегрированный ассиметричный шейно-тонический рефлекс влияет на ритм, баланс и речь. Ребенок не способен отличать звуки, произносить их, путает порядок букв, что приводит к заиканию. Дети говорят медленно и однообразно, начинают бояться школы и обучения. Им ставят диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания, хотя дело в несогласованности работы двух полушарий.

Физиотерапевты совместно с логопедами и остеопатами согласуют функции нервной системы. Одних из упражнений является «ящерица», имитация ползания по полу с чередованием рук и ног. Гибкий детский мозг легко поддается коррекции. Уроки проходят в виде игр, что позволяет детям лечиться без страха и с интересом.

источник

Логоневроз (Заикание)

Причины, по которым мамы приводят своих детей на консультацию к врачу-остеопату, могут быть самыми разными. Нарушения речи — один из частых поводов для консультации. Особое место среди речевых расстройств занимает заикание.Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

При заикании нарушается ритм и плавность речи, согласованность в работе речевых мышц, голоса и дыхания. При этом, по сути, возникают судороги в органах, участвующих в акте речи – губах, языке или гортани. Чаще всего заикание возникает у детей в два-четыре года. Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы.

Каковы причины заикания?
Большинство родителей считают, что их дети заикаются исключительно из-за возникшего страха, стресса. В доказательство этого приводятся случаи, когда испуг вызван собакой, пожаром, пьяным соседом, грозой, операцией и т.п. Да, действительно иногда у ранимых, нервных детей заикание развивается из-за внезапных сильных психоэмоциональных потрясений. Это случаи, которые вполне обоснованно следует называть логоневрозом, иначе говоря, невротическим заиканием. В реальности логоневроз отмечается не так уж часто – это примерно у 15% от общего числа заикающихся пациентов.
При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает как правило внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Чаще всего заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях — наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.
Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается. Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи.

Однако встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребенка вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает.
Лишь при обследовании у этих пациентов находят признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов — волнения, психических нагрузок, окружения ребенка. У отдельных детей речь — «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом.

Чем же может помочь ребенку, страдающему заиканием, врач-остеопат?
Метод остеопатии может использоваться как дополнительный к медикаментозному лечению, логопедическим занятиям, психотерапии, многократно увеличивая их эффективность. Но остеопатическое воздействие может быть и основным методом лечения. Ведь остеопатия – это не просто устранение симптомов. Это медицина, которая помогает телу, тканям, органам ”найти здоровье”, найти гармонию между структурой и функцией, телом и эмоциями. Что же может привести к формированию изменений нервной системы у ребенка?
Очень важное значение имеет протекание беременности. Угрозы прерывания (ведь это по сути угроза жизни, колоссальный стресс для формирующихся тканей), любые заболевания будущей мамы или стрессовые ситуации, токсикозы второй половины беременности, многоплодные беременности нарушают ход нормального развития тканей, способствуют формированию различных повреждений. Процесс родов также имеет огромное значение для здоровья будущего ребенка. Быстрые или затяжные роды, использование стимуляции родовой деятельности, различные акушерские пособия в родах, кесарево сечение – всё это может вызвать различные травмы позвоночника и костей черепа.
Степень травматизма может быть различной. Чаще в родильном доме диагностируются достаточно тяжелые травмы. Основная масса детей переходит под наблюдение педиатра и невролога и наблюдается с различными диагнозами: перинатальная энцефалопатия, гипервозбудимость, задержки психомоторного и речевого развития. Остеопат, используя свои руки как высокочувствительный прибор для диагностики и лечения, сможет выявить мельчайшие изменения в тканях, зоны напряжения, натяжение оболочек, оценить состояние кровотока и ликвородинамики. И, применяя очень мягкие, безопасные методы воздействия руками, врач-остеопат устранит последствия патологической беременности и травматичных родов, уменьшит проявления внутричерепной гипертензии и венозного застоя, сбалансирует вегетативную нервную систему. Очень важно обеспечить полноценное функционирование главной мышцы вдоха – диафрагмы. Работая с тканями, врач приводит их к гармонии, напоминает им, какими они были до повреждения, и помогает вернуться в состояние здоровья.

У каждого ребенка был свой путь, свои повреждения, приведшие к болезни. А остеопатия – это не набор техник, это индивидуальный путь к здоровью и гармонии.

источник

Лечение заикания — медицинские способы коррекции и устранения дефектов речи, которые выражаются в нарушении ритма и плавности произношения звуков. Для заикания характерно частое повторение звуков и слогов, неестественные остановки, нерешительность речи.

Нарушение речи не оказывает влияние на физическое или умственное здоровье детей, но затрагивает психологические аспекты жизни, вызывая страх перед публичными выступлениями, тревогу и напряжение. В более тяжелых случаях заикания фиксируется развитие нервного тика. Данное нарушение в основном проявляется у детей от 2 до 6 лет в период становления речи.

При появлении заикания у детей необходимо обратиться к логопеду, педиатру и психоневрологу, которые назначают комплексную терапию для устранения причин заболевания:

  • педиатр обращает внимание на лечение и профилактику болезней гортани и голосовых связок, укрепляет иммунитет и рекомендует физиопроцедуры;
  • психоневролог помогает укрепить жизненную позицию, проводит адаптационные мероприятия, повышает самооценку, позволяет понять свою уникальность;
  • логопед проводит занятия по устранению речевых проблем.

Но если дефекты речи у детей вызваны нарушениями в работе систем организма, то применение стандартных подходов в лечении оказывается бесполезным. В данном случае для устранения заикания необходима нормализация взаимосвязи органов и систем организма, которые достигаются применением методов остеопатии. В зависимости от выявленных нарушений остеопатические методики лечения помогают улучшить работу всей нервной системы, снять мышечное напряжение и нормализовать активность ребенка.

Универсального средства для лечения заикания у детей не существует. Но специалисты придерживаются нескольких подходов к коррекции детского заикания, в зависимости от выявленной природы заболевания. В большинстве случаев применяют:

  • специальные техники по выработке плавности речи для тренировки управления заиканием;
  • расслабляющая терапия, направленная на снижение нервозности за счет смены окружающей обстановки.

Данные методики приносят временное облегчение при заикании на период их применения. При окончании терапии заболевание может проявиться заново.

Наиболее эффективны методики, которые учитывают личностные особенности детей и степень дефекта при заикании. К ним относят:

  • применение медикаментов;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющую терапию (ванны, массаж, дыхательные упражнения);
  • логопедические и логоритмические занятия;
  • применение специальных компьютерных игр и программ;
  • воздействие остеопатией.

Но главным критерием в лечении становится создание благоприятной атмосферы дома, когда отсутствует психологическое давление (крики, ссоры, скандалы). Семья должна оказывать поддержку и уважение детям, у которых фиксируется любая степень проявления заикания, для формирования уверенности в своей индивидуальности и позитивного настроя.

Медикаментозная терапия при заикании назначается в случае небольших дефектов речи у детей и подбирается индивидуально для каждого пациента. Подбор лекарств может занять длительное время (до 3 месяцев), так как медикаменты оказывают поверхностный эффект на непродолжительное время. При этом наблюдение у врача требуется не только в период приема лекарств, но и в последующие 3 года до полной нормализации речи.

При заикании распространено применение седативных и противосудорожных препаратов, которые имеют большое количество негативных последствий:

  • сонливость;
  • заторможенность психических процессов;
  • ухудшение памяти;
  • появление головных болей;
  • замедление метаболизма.

При заикании врач подбирает лекарство основываясь на возрасте пациента и степени речевых отклонений. В основном применяют следующие препараты:

  • фенибут — для стабилизации сна, уменьшения напряжения и тревожности, устранения судорог;
  • тенотен — используется для лечения неврозоподобного заикания, которое вызвано сильным испугом, страхом;
  • пантогам — противосудорожное средство, оказывает положительное воздействие на физическую и умственную активность;
  • мидокалм — применяется при спазмах мышц и сильных расстройствах нервной системы.

При заикании гипноз помогает развить уверенность, научиться переосмысливать ситуации, способствует становлению личности. В основе данного метода лежит:

  • переосмысление стрессовой ситуации, которая стала толчком к началу развития дефектов речи;
  • гипнотическое внушение о незначительности проблем и стрессов.

Данная методика требует длительного лечения, которое не дает мгновенного эффекта и может применяться только для детей старшего возраста.

Данная методика при заикании направлена на ослабление контроля за речью и формированием уверенности и спокойствия. Основными техниками расслабляющей терапии являются:

  • Дыхательные упражнения. Направлены на нормализацию дыхания во время разговора, выработку чувства спокойствия и уверенности. Занятия с детьми рекомендуется проводить в утренние часы ежедневно в течение 2-3 месяцев независимо от возраста пациента. Упражнения позволяют укрепить диафрагму, увеличить глубину и объем легких, улучшить подвижность голосовых связок.
  • Массаж воротниковой области и плечевого пояса. Оказывает благоприятное воздействие на снятие спазмов мышц и расслабление организма. Курс лечения должен проводиться не менее 4 раз по 12 сеансов каждый.
  • Ванны. Применяются для нормализации нервной функции и стабилизации психологического и эмоционального состояния пациента. Наиболее эффективным является применение ванн с настоями мяты, чабреца, шалфея, календулы и лаванды.

Занятия по коррекции заикания направлены на формирование не только речевого, но и зрительного контакта. С детьми рекомендуется проводить не только специальные упражнения на развитие артикуляции, мимики, тренировки языка, но и увеличивать количество бесед, обсуждений различных тем и стараться читать книги вслух.

Положительное воздействие при коррекции заикания оказывают:

  • Артикуляционная гимнастика — развитие подвижности языка, неба, нижней челюсти и губ. Нарушения в функционировании данных органов возникают из-за неправильного контроля мозгом лицевых мышц. Основным условием для борьбы с заиканием является регулярность и заинтересованность пациента.
  • Специальные игры и компьютерные программы, которые направлены на выработку уверенности, спокойствия и развитие физических качеств. Главным критерием таких занятий является заинтересованность, отсутствие шумных мест и большого скопления людей.
  • Ритмические занятия. Главной целью является укрепление здоровья и закаливание. При заикании рекомендованы физические нагрузки, которые направлены на ритмизированное использование конечностей для общего развития без соревновательного элемента.
  • Чтение стихов и пение. Музыка и ритм при заикании позволяют пациенту отвлекаться от дефектов в произношении слов, что способствует выработке нормализации речи.

Лечение заикания в Москве классической медициной носит корректирующий характер, который в большинстве случаев помогает устранить дефекты речи и выработать плавность в произношении слов. Но применяемые методики оказываются эффективными только при постоянных занятиях.

Остеопатия рассматривает заикание детей как нарушение физиологических процессов в организме, которые могут быть спровоцированы следующими нарушениями:

  • сбои в обратной связи со стороны слуха;
  • ослабление контроля ЦНС над функциями речи;
  • сбои в координации мускулов, контролирующих речь;
  • развитие патологий диафрагмы;
  • несогласованность дыхательной и речевой функции.

Для выявления причин заикания необходимо провести полную диагностику всех систем и органов человека с помощью специальных остеопатических методик. Только после этого начинается постепенное воздействие на организм детей и запуск процесса самовосстановления. Многие нарушения организма у детей при заикании начинаются из-за тяжелого протекания беременности и родовых травм, когда происходит сдавливание костей черепа и нарушение краниосакрального ритма.

Остеопатические методики лечения могут применяться совместно с классическими схемами коррекции речи при заикании и позволяют:

  • снять нервное напряжение;
  • избавить от судорог речевые нервные центры;
  • нормализовать работу нервной системы, сняв нервные тики и невротические рефлексы;
  • восстановить нормальное движение спинномозговой жидкости;
  • снять спазмы с мышц;
  • уменьшить плаксивость и гиперактивность;
  • нормализовать совместную работу дыхания и речи.

При появлении первых признаков заикания необходимо проконсультироваться у врача, а не ждать, когда болезнь пройдет сама. Залогом успешной коррекции заикания является своевременное обращение к специалисту, который сможет установить гармонию внутри организма.

источник