Меню Рубрики

Мышечный тонус у детей с неврозоподобной формой заикания

Проблема заикания является наиболее актуальной на сегодняшний день в области логопедии. Во всем мире признается, что заикание считается сложным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

В данной работе рассматривается заикание как проявление одной из его клинической формы – неврозоподобной. В этом случае следует считать, что это физиологическое нарушение просодической стороны речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции, обусловленное внешне выраженными судорогами мышц речевого аппарата, характеризующееся периодичностью течения.

Неврозоподобное заикание возникает в период становления речи в 3-4 года, его причиной является поражение головного мозга. Органическая симптоматика может являться предрасполагающей и производящей причиной данной формы заикания. При этом производящей может служить психическая травма, обусловленная социальными факторами, наслаивающимися на индивидуальные, возрастные особенности ребенка (особенности деятельности мозга). В исследованиях Н. А. Власовой, К. П. Беккер, М. И. Буянова, Н. А. Рычковой, определена симптоматика неврозоподобного заикания (Приложение 1).

В связи с этим для планирования логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Необходимость лечения заикания у детей дошкольного возраста была научно обоснована в 1930 году психиатром, профессором В. А. Гиляровским. Наиболее эффективным методом лечения заикания является комплексный метод, разработанный в 1930 году в клинике В. А. Гиляровского логопедами совместно с детскими психиатрами.

Комплексный подход к преодолению заикания представляет собой лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Цель его – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Комплексный подход предполагает два направления: лечебно-оздоровительное и коррекционно-педагогическое (логопедическое). Коррекционно-педагогическое направление включает педагогическую и коррекционную работу.

Педагогическая предполагает взаимодействие с родителями. Необходимы консультации, на которых объясняется значение здорового семейного микроклимата для успешной коррекции.

В случаях неврозоподобного заикания необходимо стремиться вызвать желание преодолеть речевое нарушение.

Система коррекции включает:

  • психотерапию
  • работу над интонационной выразительностью речи
  • развитие психических функций, участвующих в формировании интеллекта и речи
  • коррекцию звукопроизношения
  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
  • профилактику дисграфии и дислексии, если данные дефекты имеют место
  • развитие общей и мелкой моторики.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую коррекционного процесса.

С заикающимися дошкольниками используется суггестивная психотерапия, основанная на внушении. При неврозоподобном заикании нет страха речи, следовательно, этот вид психотерапии не применяется. Но он может иметь место в случае осложнения невротическими реакциями и логофобиями. Часто при неврозоподобной форме заикания встречается тахилалия. Тогда для упорядочения темпа речи рекомендуется использовать разъяснительную психотерапию.

Следующий вид психотерапии, который необходим при работе с заикающимися дошкольниками – тренировочная психотерапия. Она включает аутогенную тренировку и функциональную тренировку.

Аутогенная тренировка представляет собой метод самовнушения. Однако он применяется как гетеротренинг, проводимый логопедом. Цель которого заключается в расслаблении и закреплении ощущения расслабленности и спокойствия.

Обучение проводится в определенной последовательности:

  1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
  2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности.
  3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.

Затем вводятся формулы правильной речи, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность при речевом общении.

Н. А. Власова, К. П. Беккер (1983) указывали на то, что в случаях неврозоподобного заикания, овладение приемами аутогенной тренировки затруднено. Дети быстро теряют приобретенные навыки и не применяют их в жизни. Поэтому она не дает выраженного нормализующего эффекта и имеет второстепенное значение.

Однако возможно проведение частичной релаксации, поскольку судороги локализуются преимущественно в речевом (артикуляционном) аппарате, то используется расслабление органов артикуляционного аппарата. По М. М. Кольцовой (1993) рука является его точной копией, поэтому также возможно включение работы по расслаблению верхних конечностей, которая будет способствовать снятию психомоторного возбуждения, усиливающего заикание.

Расслабление органов артикуляционного аппарата и кистей рук проводится в игровой форме и сочетается с упражнениями на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, мимики, длительного и плавного ротового выдоха. Функциональные тренировки необходимы для реабилитации к различным жизненным ситуациям.

При неврозоподобном заикании усиление запинок провоцируется не истинным страхом речи, а условнорефлекторно (“по привычке”, “защитная реакция”). Поэтому в данном случае функциональные тренировки закрепляют рефлекс плавной речи, сформированный в процессе логопедических занятий; привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации. Они проводятся в виде инсценировок с учетом обстановки: знакомая, привычная, малознакомая, незнакомая, чужая. Функциональные тренировки могут быть использованы на каждом этапе коррекции, которая проводится с учетом степени самостоятельности.

Важным звеном логопедического воздействия является интонационная выразительность речи. Посредством работы над голосом ведется коррекция ритма, темпа, тембра, паузации, логического ударения. Дыхание, артикуляция, голосообразование – единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Поэтому интонационная выразительность речи включает работу над дыханием, артикуляционными движениями. Необходимо воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляторных движений, преодоление фиксации на трудных звуках. Дыхание у заикающихся одновременно является и грудным, и брюшным. Поэтому формируется диафрагмально-реберное дыхание, длительный, плавный выдох через рот.

На фоне частичной релаксации при неврозоподобной форме заикания проводится постановка диафрагмально-реберного дыхания. Затем идет формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха и речевого. Отработка данных видов дыхания проводится с использованием различных видов движений.

Важна работа над артикуляторными движениями. Речь теряет звучность из-за чрезмерной фиксации на трудных звуках. При данной форме заикания она имеет место, но выражена слабее. Судороги препятствуют легкому и своевременному включению соответствующих артикуляторных движений. Поэтому, учитывая специфику данной клинической формы заикания, формируются правильные кинестетические ощущения, которые неверно сформировались в онтогенезе. Одновременно развивается сила и высота голоса, воспитывается его легкая и своевременная подача.

Принимая во внимание мнение Л. З. Арутюнян-Андроновой (1993) о том, что заикание характеризуется наличием хронических голосовых зажимов, которые возникают по причине в данном случае органической основы с преимущественно артикуляционным типом судорог. Работа над артикуляторными движениями и голосом строится с использованием карточек схем (Приложение 2), которые указывают на артикуляцию гласного звука. Звукоизвлечение отрабатывается с учетом расслабленной нижней челюсти. Используются плавные движения руки, которые сопровождают звукоизвлечение, указывая на плавность произнесения.

Опора на гласные звуки имеет большое значение для детей с неврозоподобной формой заикания, поскольку речевые судороги у них наблюдаются в основном на согласных звуках. Четкое артикулирование гласных звуков выполняется с учетом силы и высоты голоса, с использованием собственных механических воздействий для расслабления нижней челюсти и без них. Необходимо произнесение сочетаний гласных, небольших предложений, стихов.

Голосовые упражнения при заикании подчинены цели развития силы и динамического диапазона голоса, формированию навыков рациональной голосоподачи.

Задания, направленные на коррекцию темпо-ритмических расстройств при неврозоподобном заикании ведут к воспитанию паузации и логического ударения. Большое внимание уделяется логопедической и фонетической ритмике. Это упражнения на координацию слова с движением, звука с движением. Они занимают особое место в общей системе комплексного подхода при устранении заикания у детей. Данные виды ритмики нормализуют двигательные функции и речь у заикающегося ребенка.

Работа над тембром речи начинается после усвоения навыка четкого артикулирования и тесно связана с развитием мимики и пантомимы.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля за интонационным оформлением синтагмы.

Важно использовать упражнения на развитие общей и мелкой моторики, поскольку неторопливый темп речи, по мнению Селиверстова В.И. (1994), вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений.

При неврозоподобной форме заикания внимание обращается на следующие моменты:

  • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу
  • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной, с постепенным усложнением заданий
  • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда
  • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличены по сравнению с заикающимися с невротической формой заикания.

Определяющим моментом в коррекционной работе являются задания, стимулирующие процесс психического развития в целом, развития отдельных психических функций.

По показаниям в ходе коррекции заикания проводится исправление звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактика дисграфии и дислексии.

Логопедические занятия строятся с учетом степени самостоятельной речи, особенностей коррекционной работы при данной форме заикания. Каждый блок логопедических занятий включает в среднем 8-10 занятий. Это количество условно, так как оно зависит от продвижения устранения заикания на каждом этапе работы, от устойчивости выработки речевых навыков.

Первый блок занятий включает:

  1. постановку диафрагмально-реберного дыхания
  2. работу со схемами
  3. работу над голосом и артикуляцией с опорой на схемы
  4. развитие общей и мелкой моторики
  5. формирование психических функций
  6. подготовку органов артикуляционного аппарата к постановке звуков
  7. проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации
  8. сопряженная речевая работа – это совместное проговаривание слов, фраз, стихов, небольших текстов.

Второй блок тесно связан с первым, так как в нем еще нет элементов самостоятельной речи. Речевая работа отраженная (проговаривание вслед за логопедом слов, фраз, стихов, небольших текстов).

  1. закрепление навыка диафрагмально-реберного дыхания в ходе коротких ответов на вопрос
  2. работа над голосом и артикуляцией без опоры на схемы
  3. продолжение развития общей и мелкой моторики, включая мимику
  4. проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации с введением формул правильной речи
  5. постановка и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматического строя речи, психических функций
  6. вопросно-ответная форма речи.

Четвертый блок предполагает использование формул правильной речи, навыков интонационной выразительности в ходе самостоятельного описания картинок. На первом этапе работы применяется знакомый материал. На втором – незнакомый. На третьем этапе идет увеличение объема материала, усложнение используемых ребенком лексико-грамматических конструкций.

Используя умения детей описывать несложные картинки, серии картин, объединенных общим сюжетом, от описания переходить к повествованию.

При необходимости продолжается работа по автоматизации звуков, их дифференциации, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии. Развивается общая и мелкая моторика, мимика, включается пантомима, совершенствуются психические функции. Данные направления входят по показаниям во все последующие блоки логопедических занятий.

Закрепление полученных навыков апробируется в ходе пересказа прослушанного текста. Речь не подкрепляется наглядным материалом. Для начала даются знакомые мультфильмы, сказки; затем – незнакомые, впервые прочитанные. Используется пересказ пережитых ребенком событий. Усложнение речевых упражнений: заученный текст, отрепетированный вслух, мысленно продуманный, незнакомый, экспромт. Самостоятельный пересказ текста после его прослушивания – это сложный этап, на котором необходимо научить ребенка планировать свое высказывание.

Спонтанная речь. Естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения.

Седьмой блок предполагает нормальную речь. Ее тренировку в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.

Таким образом, необходимо учитывать особенности неврозоподобного заикания при планировании коррекционного процесса. В связи с этим логопедическая работа будет более целенаправленной и эффективной. Уделяется большее внимание артикуляции, темпо-ритмической стороне речи, развитию психических процессов, общей и мелкой моторике. Что ведет к формированию правильной речи и полноценной личности.

  1. Арутюнян-Андронова Л. З. Как лечить заикание. М., 1993. – 155 с.
  2. Арутюнян Л. З. Особенности просодической стороны речи заикающихся и способы ее коррекции. Куйбышев, 1990. – 19 с.
  3. Буянов М. И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  4. Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1987. – 317 с.
  5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. М., 1998. – 304 с.
  6. Заикание / под ред. Власовой Н. А., Беккер К. П. М.: Медицина, 1983. – 256 с.
  7. Логопедия / под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1995. – 384 с.
  8. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.

источник

Заикание, или логоклония – это темпоритмическое расстройство речи, которое проявляется пролонгацией, паузами и прерыванием звуков, слогов и слов. Представленное нарушение встречается с того момента как люди научились говорить. Распространенность заикания у взрослых составляет 1%. Среди детей этот показатель выше и равен 3-4%. Кроме того, данные статистики показывают, что логоклонией в 4 раза чаще страдают мальчики. Многие думают, что единственной причиной возникновения этой патологии служит тяжелое нервное потрясение, например, испуг. Существует неврозоподобная форма заикания, которая появляется на фоне органической патологии нервной системы.

Заикание — это дефект речевой сферы, который нарушает ритмичность, замедляет темп произносимых звуков. Симптомы логоклонии (прерывание, паузы, пролонгация) в 80% случаев наблюдаются в начале предложения и в 20% — в середине. Механизм заикания состоит в повышенной судорожной готовности органов артикуляции. К ним относятся мышечный компонент глотки, мягкого неба, надгортанника, языка, а также голосовые связки. При попытке произнести звук, происходит непроизвольное сокращение представленных структур, из-за чего человек начинает заикаться.

Исходя из представленного механизма, логоклонию разделяют на три формы:

  • Клоническая. Характеризуется непроизвольными сокращениями мышечного аппарата органов артикуляции, которые сменяются кратковременным периодом расслабления. Эпизоды отсутствия спазма проявляются произношением звука, после чего наступает препинание из-за повторной волны судорог. При этом человек повторяет отдельные слоги, слова по несколько раз.
  • Тоническая форма. Наблюдается при длительном мышечном сокращении губ, голосовых связок, языка, при котором отсутствуют эпизоды расслабления. Речь заикающихся с таким судорожным типом выглядит в виде неуместных пауз и препинаний в разговоре. Также характерным является внешний вид больного: напряженное гиперемированное лицо.
  • Смешанная форма, характеризуется периодической заменой одной формы на другую, а иногда и совместным проявлением.
Читайте также:  Отвар пчел от заикание

Помимо представленной классификации форм, различают невротическое и неврозоподобное заикание. Первый вариант по-другому называют логоневрозом, возникновение которого не связано со структурной или физиологической патологией, а носит функциональный (психогенный) характер. Неврозоподобное заикание – результат органической патологии нервной системы.

Патогенез логоклонии включает в себя нарушение работы трех процессов: дыхания, артикуляции и голосоведения, которые контролируются стриопалидарной системой. В связи с этим происходит расстройство процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Таким образом, происходит нарушение рационального перераспределения тонуса мышц речевого аппарата. У человека, страдающего длительное время заиканием, повышенный речевой тонус вместе с судорожной готовностью перерастают в условный рефлекс.

Важную роль в возникновении заикания играют критические речевые периоды. Представленные периоды не являются этиологическим фактором, а только провоцируют вербальные расстройства. Во время критических периодов организм подвергается системной перестройке и сильнее подвержен речевым нарушениям.

В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

  • Первый припадает на возраст 1-2 лет ребенка, пиковыми считаются 12-14 месяцев жизни. В этом периоде происходит интенсивное развитие вербальной коммуникации, которое напрямую зависит от общения. До двухлетнего возраста, ребенок усваивает большой объем информации и его пассивный словарный запас равен 200 словам. Это связано с усиленным формированием речевых центров (зона Брока). В этом периоде, даже незначительные негативные факторы, могут спровоцировать тяжелые речевые нарушения.
  • Второй период (3 года) характеризуется переходом от простой речи к фразовой, с использованием многосложных слов. Организм ребенка в этом возрасте требует повышенной согласованности в нервной системе (артикуляционный аппарат, память, концентрация внимания и т.д.). Кроме того, этот период характеризуется повышенным влиянием эндокринной системы, что может приводить к негативизму, мутизму, упрямству и т.д.
  • Третий период (6-7 лет) считается критическим из-за становления письменной речи, вследствие чего нагрузка на нервную систему возрастает. Завышенные требования родителей, могут спровоцировать нервные срывы и речевые нарушения, в частности заикание в будущем.

Представленные критические периоды являются способствующими факторами в развитии речевой патологии и в некоторых случаях могут сочетаться с другими провоцирующими агентами. К ним относятся: генетическая предрасположенность, энцефалопатические заболевания, истощенность нервной системы, эмоциональная отчужденность.

Речевое развитие и течение критических периодов индивидуально, и зависит от многих факторов, а именно генетики, экологии и окружения.

При неврозоподобной форме заикания, в отличие от невротической, отсутствует связь с психологическим фактором. Основу развития представленного заикания составляют органические патологии нервной системы. К наиболее распространенным причинам невротического заикания относятся:

  • Акушерская травма, зачастую возникает при активных действиях акушер-гинекологов, подразумевающих использование щипцов, вакуум экстракции и т.д. Чаще всего это наблюдается при клиническом и анатомическом узком тазу, многоплодной беременности, массе плода больше 4 кг и неправильном предлежании плаценты. Во время родов может возникать внутричерепное кровотечение, гидроцефалия, анатомическое повреждение мозга.
  • Некоторые хромосомные и геномные аберрации проявляются внутриутробным недоразвитием нервной системы, в виде микро- и анцефалии, в результате чего нарушается регуляция всех структур.
  • Заболевания матери во время беременности. К ним относятся TORCH-инфекции, фетоплацентарная недостаточность, токсикозы, а также общие соматические заболевания. Особенно сильное негативное действие они оказывают в периоде с 4-х недель до 4-х месяцев. Кроме того, доказано тератогенное действие вредных привычек на организм плода.
  • Нейроинфекции, такие как менингиты, энцефалиты, возникающие при менингококковой инфекции, герпес вирусе, краснухе, туберкулезе и т.д. оказывают пагубное действие на нервную систему, в том числе и речевые центры.
  • Психические расстройства. К этой группе относятся люди с врожденной умственной отсталостью (олигофренией), шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др.
  • Сосудистые заболевания головного мозга, а именно ишемический и геморрагический инсульты в области Брока. При таких состояниях, поступление кислорода к участками головного мозга снижается или прекращается, вследствие чего возникает ишемия и нарушение речевой функции.

Знание причин, вызывающих неврозоподобное заикание, позволяет правильно определить дальнейшую тактику врача, назначить соответствующую терапию.

Заикание при неврозоподобной форме, проявляется классической клинической картиной с пролонгацией, паузами и другими темпоритмическими задержками речи. При таком виде логоклонии может наблюдаться неврологическая симптоматика. Дети с неврозоподобной формой заикания позже других начинают говорить, имеют проблемы с координацией. Артикуляционный аппарат при осмотре скованный, движения в нем затруднены. Также проявлением неврозоподобной формы является возникновение генерализованных судорог в момент заикания. Отличительной характеристикой неврозоподобного заикания от других видов, является постоянство симптомов, которые не зависят от внешних обстоятельств.

Наличие описанной симптоматики, хоть и характерно для неврозоподобного заикания, но недостаточно для постановки этого диагноза. Для получения объективной информации используют инструментальные методы исследования. Наличие органической патологии определяют с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ) и дуплексного обследования сосудов головного мозга.

Первый метод, на основе измерения биопотенциалов, способен с высокой точность определить любые изменения в структуре коры и других отделах головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет оценить состояние всей нервной системы путем горизонтальных срезов и трехмерного изображения. Представленный метод обладает высокой чувствительностью в определении онкологической патологии.

Компьютерная томография, как и дуплексное сканирование – лучшие методы в оценке сосудистого бассейна головного мозга. Кроме того, КТ позволяет обнаружить травмы, устаревшие гематомы, абсцессы и другие структурные патологии головного мозга.

Важно! Появление симптомов заикания без предшествующей психической травмы, может служить первым сигналом о нарушении работы нервной системы. В таком случае своевременная диагностика позволит назначить эффективное лечение и восстановить речевую функцию

Неврозоподобное заикание и логоневроз имеют подобную клиническую картину, поэтому уместно проведение дифференциальной диагностики именно этих двух заболеваний.

Основные отличия представлены в таблице:

Волнообразное, с периодическим улучшением речи в спокойной обстановке и ухудшением в незнакомой с большим количеством людей

Постоянное, иногда с периодами ухудшения при общей физической слабости и других патологических состояниях

Резко снижена. Это обусловлено страхом повторного заикания

Критика и желание избавиться от дефекта

Пациенты проявляют большое рвение в избавлении от логоневроза

Критика речевого нарушения и желание от него избавиться отсутствуют

Нарушение общей координации, мимических мышц, плохой почерк

Обычно в третьем критическом периоде, после перенесенного психологического потрясения

В первом критическом периоде

Повышенная раздражительность, агрессивность, которая характерна для невроза

Редко, не связана с речевыми центрами

Лечение заикающихся людей с неврозоподобной формой требует комплексного подхода. Участие принимают родственники, логопед, невролог, психиатр и сам пациент. Безусловно, желание пациента преодолеть дефект имеет большое значение, однако

источник

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической и неврозоподобной формой речевой патологии

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2-6 лет.

Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно [5] .

Речевой онтогенез имеет у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.

До появления заикания у таких детей отмечаются характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5-ти лет наблюдаются страхи (боязнь темноты, страх при отсутствии в комнате взрослых, невротический энурез и т.д.).

Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость [5].

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований.

У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение.

У детей с неблагоприятным течением заикания в 6-7 лет может наблюдаться уже ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок, снижение речевой активности в новой обстановке или при общении с незнакомыми лицами [5].

При обследовании детей дошкольного возраста при невротической форме заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно недоведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук. В процессе логоритмических занятий заикающиеся этой группы легко сочетают движения под музыку с речью вслух, что благотворно воздействует на качество их речи.

Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован [5].

У таких детей имеется тесная ситуационная зависимость тяжести заикания. Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок.

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.

У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми [6].

При обследовании моторики у детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух [6].

Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной возбудимостью, взрывчатостью, в одних случаях, и вялостью, пассивностью — в других. Внимание таких детей обычно неустойчиво, они не обнаруживают стойкого интереса к творческой игровой деятельности, нередко отмечается снижение познавательной активности.

Таким образом, проанализировав литературу, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте весьма велик риск появления заикания в связи с активным процессом развития всех компонентов речи и становлением нервной системы ребенка вообще. Но в то же время, коррекционная помощь в этом возрасте будет наиболее эффективна, так как «стаж» заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики.

источник

Неврозоподобное заикание — вид заикания, обусловленный остаточными органическими изменениями головного мозга, возникшими после перенесенных внутриутробно, перинатально или в раннем детском периоде патологических состояний. Заикание неврозоподобного типа характеризуется повышенной активностью речи, обилием сопутствующей моторики, отсутствием логофобии, усилением при психомоторном возбуждении и после перенесенных соматических заболеваний. Как правило, возникает на фоне некоторой задержки психомоторного развития, отдельных нарушений моторики и недостаточности эмоционально-волевой сферы. Диагностика осуществляется логопедом, неврологом и психологом. План лечения включает медикаментозную терапию церебральных нарушений, логопедическую коррекцию, занятия с психологом и психотерапию.

Современная логопедия выделяет 2 вида заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое обусловлено психотравмой и может возникать в любом возрасте. Второе связано с нарушениями в функционировании церебральных структур, отчего в практической неврологии оно носит название органического. Неврозоподобное заикание, как правило, развивается в период интенсивного становления речевой функции — у детей 3-4-х лет. В подростковом возрасте у таких детей могут развиться невротические симптомы, вызванные наличием дефекта речи и более типичные для логоневроза. В связи с этим многие авторы выделяют в качестве отдельного вида неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, или так называемое смешанное заикание.

Читайте также:  Отзывы излечившихся от заикания

В отличие от невротического, неврозоподобное заикание не имеет связи с психотравмирующей ситуацией. Оно обусловлено функциональными изменениями ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга. Последняя может быть вызвана неблагоприятными воздействиями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными заболеваниями в постнатальном периоде. К моменту возникновения заикания органические изменения церебральных структур обычно носят резидуальный, или остаточный, характер.

К предрасполагающим триггерам, способным вызвать неврозоподобное заикание, относят тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз); вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность, внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму).

Не последнее значение имеют наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.

Неврозоподобное заикание появляется исподволь и развивается постепенно обычно в период активного формирования фразовой речи. Типична преимущественная локализация судорог в артикуляционном аппарате: губах, языке и мягком небе. Более резко они проявляются при произнесении таких согласных звуков, как «б», «г», «п», «д», «т» и «к». Речевая активность обычно повышена, характерна тахилалия. Зачастую неврозоподобное заикание появляется на фоне выраженной дислалии или существующей в стертом виде дизартрии. В отдельных случаях наблюдается общее недоразвитие речи.

Обычно речевые движения детей с органическим заиканием недостаточны по силе и объему, в результате чего их речь монотонна и невыразительна, характеризуется приглушенным произношением звуков. Часто такие дети сопровождают свою речь стереотипными движениями (активной жестикуляцией, иногда — кривляньями). Параллельно, как правило, наблюдается однообразие и некоторая скованность движений, недостаточность мелкой моторики, бедная мимика, элементы дисграфии и дислексии. Обнаруживаются синкинезии. Недостаточная быстрота и ловкость при выполнении двигательных актов делает ребенка неуклюжим и нерасторопным. В психической сфере отмечается импульсивность, инертность, эйфоричность, трудности переключения, истощаемость и быстрая утомляемость. Не характерна фиксация на собственном дефекте речи, логофобия отсутствует. Вместе с тем, у ребенка нет и особого стремления избавиться от речевого дефекта. Кроме того, преодолению заикания мешает незрелость эмоционально-волевой сферы.

Неврозоподобное заикание отличается относительным постоянством интенсивности речевых нарушений. Его сила не зависит от внешних психо-эмоциональных факторов, не наблюдается характерного для неврозоподобной формы усиления заикания в незнакомой обстановке или при контакте с малознакомыми людьми. Неврозоподобное заикание нарастает в связи с психомоторным возбуждением и большой речевой нагрузкой. Некоторое ухудшение речи может отмечаться при переутомлении и после перенесенных соматических (острый гастрит, цистит, гломерулонефрит и пр.) или инфекционных (корь, ветряная оспа, ОРВИ, грипп, ангина и т. п.) заболеваний.

В возрасте 12-15 лет возможно присоединение невротических симптомов в виде тревожности и логофобии в присутствии посторонних. Происходит снижение речевой активности, появляется фиксация на сложнопроизносимых звуках. Обнаруживается усиление заикания в психологически некомфортной атмосфере, однако оно носит непостоянный характер. Заикание принимает волнообразное течение, поскольку зависит от психического и физиологического состояния ребенка.

В анамнезе у пациентов с органическим заиканием можно выявить ту или иную патологию анте-, пери- или постнатального периода, указания на задержку психомоторного развития в первые 1-2 года жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастенического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство содружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников. Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования. Рентгенография черепа обычно выявляет признаки гидроцефалии. Эхо-ЭГ — внутричерепную гипертензию. Электроэнцефалография — функциональные нарушения, свидетельствующие о наличии органических изменений; нередко повышенную судорожную готовность. КТ или МРТ головного мозга позволяют исключить внутримозговую опухоль, гематому, кисту, энцефалит, арахноидит, аневризму церебральных сосудов, которые также могут быть причиной развития заикания.

Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная патология) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание как отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания (в иностранной литературе — poltern). Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности. Патогномоничной особенностью спотыкания является улучшение речи при чтении незнакомого текста и ее ухудшение при чтении знакомого текста. Типично отсутствие осознания собственных речевых проблем.

Неврозоподобное заикание является междисциплинарным заболеванием и его лечение требует участия специалистов нескольких профилей — невролога, логопеда и психолога. Лечение церебральной патологии проводится ноотропами (пиритинол, пирацетам, гидролизат головного мозга свиньи), метаболическими (фенибут, глицин, гинко билоба, витамины гр. В) и рассасывающими (гиалуронидаза) препаратами. Для уменьшения внутричерепного давления назначаются мочегонные средства (ацетазоламид), раствор магния сульфата. В комплексной терапии возможно применение гомеопатических средств.

Уменьшению речевого дефекта способствуют регулярные логопедические занятия по коррекции заикания, а также коррекция дизартрии и коррекция дислалии. Немаловажное значение имеют занятия с психологом, направленные на психомоторное развитие ребенка. Использование в лечении методов психотерапии становится целесообразным при смешанном характере заикания. Может применяться психокоррекция, арт-терапия, семейная психотерапия, групповая психотерапия и др. При необходимости психотерапия может быть дополнена назначением седативных препаратов (валерианы, пустырника) и антидепрессантов (амитриптилина, экстракта травы зверобоя, флуоксетина).

источник

Патологическое расстройство речи, носящее функциональный характер — это невротическое заикание. Отслеживается четкая связь с раздражителями психоэмоционального характера. Течение заболевания волнообразное. Ремиссии сменяются рецидивами, зависят от психологического состояния пациента и комфортабельности окружающих условий.

Заикание невротическое спровоцировано психологическими причинами. Выражается в патологиях речи в виде смены ритма, четкости произношения звуков, повторов, остановок. При невротическом заикании пациент начинает заикаться в результате судорожных сокращений тонических, тоноклонических мышц артикуляционного аппарата. По функциональности заикание причисляется к неврозам, поэтому патология получила второе название — логоневроз.

Логоневрологические отклонения идентифицируют у детей в возрасте 4–5 лет.

Этот период является самым активным в формировании речевых навыков. Однако заикание может возникнуть на любой стадии развития личности, без видимых причин. От невротической формы заикания чаще страдают мужчины и мальчики.

Неврозоподобная форма проявляется в результате психотравм, спровоцированных повреждениями церебральных структур. Начинается стандартно у детей 3–4 лет. У подростков формируется невротическая симптоматика, связанная с психологическим дискомфортом от патологий речи. Исходя из этого выделяется группа неврозоподобных заиканий с невротическими наслоениями.

Нарушения функциональности ЦНС наблюдаются при неврозоподобной форме заикания. Основная причина отклонений — органическая патология головного мозга. Травма вызвана негативным воздействием на развивающийся организм ребенка. Источником может быть:

  • натальная травма;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве;
  • наследственность;
  • тяжелое вынашивание.

В момент формирования патологии повреждения — остаточные явления. Резко нарушения речи проявляются при произнесении согласных звуков. Активность речи высокая.

Неврозоподобное заикание начинает проявляться у детей 3–4 лет без видимых предпосылок. Отклонения наблюдаются в психомоторике. Часто проявляется синдром гиперактивности. В анамнезе беременности наличествует тяжелое вынашивание, токсикоз на последнем триместре, асфиксия при родах. Дети отличаются вспыльчивостью, плохо поддаются дисциплинарному воспитанию, суетливы, неусидчивы.

Все эти симптомы объединяются в церебраристический синдром. Речевое развитие задерживается. Патологии речи выражены ярко. Медленно накапливается словарный запас. Ребенок не может выстраивать последовательно свою речь. Многие звуки произносятся с задержкой. В течение 1–6 месяцев заикание волнообразное, но периодов речи без запинок практически нет. При отсутствии лечения патология осложняется. Ребенок использует сорные слова и уловки. Неврозоподобное заикание сопровождается замедлением развития моторики двигательного аппарата.

При клиническом обследовании обнаруживается не резко выраженное органическое поражение мозговых центров, отвечающих за моторику. Логопедическое исследование показывает, что речевой аппарат в норме, но движения его ограничены. Характерными симптомами является недостаточно высокая подвижность языка, нарушена координация, есть сложности в поиске артикуляционных форм. Тонус мышц языка часто нарушен. Повышенная саливация при этой форме заикания наблюдается не только в момент разговора, но и в состоянии покоя. Во взрослом возрасте характерно быстрое утомление во время устного общения.

Главное отличие невротического заикания от неврозоподобного — наличие провоцирующего фактора.

При невротической форме заикания расстройство функциональности мозговых центров отсутствует. Симптоматика усиливается при стрессе. Если до определенного возраста патология речи не исчезла, развивается логофобия, что отражается поведенческими отклонениями:

  • пациенты отказываются от новых знакомств;
  • больные стараются меньше говорить;
  • страдающие от невроза используют в речи разные уловки, хитрости, растягивают слова.

Информация плохо усваивается, наблюдается стойкий невроз. Симптоматика зависит от невротической формы заикания. При фиксировании наблюдаются дополнительные симптомы: расстройства сна, депрессия, неврастения, ипохондрия, астенический синдром.

Главная причина развития невротической формы заикания — психотравмирующая ситуация:

  • испуг;
  • вспышка гнева;
  • стресс длительный;
  • ситуация конфликта;
  • разлука с близким человеком на долгое время.

Патология речи может быть кратковременной. В большинстве случаев симптоматика явно выражена и достигает переходящих мутационных форм у детей и подростков. Хронические отклонения характеризуются закреплением речевых патологий и дополнительными невротическими расстройствами.

60% случаев детского невротического заикания спровоцировано неблагоприятной логопедической обстановкой в семейном кругу:

  • наследственность;
  • двуязычие;
  • форсирование речевых навыков ребенка;
  • предъявление высоких требований к ребенку относительно речи;
  • избыток информации.

Патогенез заболевания изучен недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о причинах развития. В стрессовой ситуации патология прогрессирует за счет нарушения передачи условно-рефлекторных импульсов. Закрепляется патология у взрослых за счет автоматизации моторных реакций. У детей фиксируется естественная запинка в речевых оборотах, характерная для становления речевых функций.

В анамнезе невротической формы заикания аномалии не выявляются. Психомоторное развитие соответствует возрасту. Большинство случаев детского невротического заикания отличается ранней эволюцией речи. Пациенты говорят быстро, захлебываясь, проглатывая окончания и небольшие слова.

Болезнь определяется по эмоциональному фону. Дети, страдающие от проблемы, впечатлительные, робкие, тревожные, нетерпеливые и обидчивые.

Появляется отклонение внезапно на фоне отлично развитой, правильной устной речи. Стресс-фактором часто является адаптация в коллективе. Заикание невротического типа не развивается самостоятельно, ему сопутствует ряд других невротических симптомов:

  • фобии;
  • энурез ночной или дневной;
  • расстройство импульсивно-компульсивное.

При наличии сильного психогенного фактора в анамнезе присутствует мутизм — ребенок не говорит вообще на протяжении некоторого времени. Как только ЦНС подает сигнал об отсутствии опасности, малыш вновь начинает говорить, но уже заикаясь. По мере прогрессирования патологии развиваются дополнительные признаки невротического расстройства: плаксивость, перевозбужденность, раздражительность, нарушения сна. К 10–12 годам картина усугубляется ярко выраженным неврозом из-за осознания своего недостатка. Заикание обрастает страхом перед речевой неудачей, нарушается взаимосвязь с социумом.

В анамнезе невротических форм болезни определяются следующие характеристики:

  • раннее речевое развитие в фазе, предшествующей появлению патологии;
  • нестандартное эмоциональное развитие;
  • начальная патология провоцируется острым психогенным фактором;
  • судорожные проявления заикания зависят от эмоционального состояния;
  • стандартная речь с развернутыми фразеологическими оборотами при определенных
  • психогенных условиях, комфортных для личности.

Аномалия может протекать в 2-х формах:

Прогредиентное течение характеризуется легкой симптоматикой. Заикание наблюдается редко. При смене психологической обстановки в лучшую сторону у пациентов наблюдается затухание основных симптомов нервного расстройства, что способствует улучшению речи. При положительном течении у заикающихся речь нормальная, без остановок, когда пациент заинтересован в теме разговора, чувствует себя комфортно и раскованно. Форма заболевания хорошо поддается лечению.

Рецидивирующее протекание болезни у взрослых отличается осложненной клинической картиной, сопровождающейся дисгармоническим формированием личности. У пациентов формируется своеобразная схема суждения и восприятия себя в обществе. Со временем больные замыкаются в себе, у них прогрессируют ОКР и различные фобические расстройства. Эффективность медикаментозно-педагогического лечения низкая.

Невротическое заболевание спровоцировано стрессом. Формируется устойчивая деструкция речи при неблагоприятных психологических факторах для личности. Симптомы могут выражаться явно или затухая и рецидивируя. Наблюдается у эмоциональных личностей, малоустойчивых к стрессу. Формируется патология в возрасте 2–6 лет. Имеет благоприятный и неблагоприятный виды течения. При прогредиентной (благоприятной) форме симптомы уходят полностью при улучшении психогенной ситуации до благополучной для личности. При неблагоприятной картина состояния ухудшается, обрастает дополнительной симптоматикой невротических расстройств.

источник

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Все исследователи, изучающие симптоматику заикания, указывают, что нарушения ритма и темпа речи обычно сочетаются с нарушениями ритма и темпа общих движений человека, т.е. у заикающихся довольно часто наблюдаются нарушения как речевой, так и общей моторики.

Анализ литературы показал, что каких-либо специфических отклонений со стороны физического статуса у заикающихся детей дошкольного возраста обычно не выявляется. В то же время практически все авторы отмечают, что в большинстве случаев такие дети ослаблены, у них встречаются нарушения осанки, зрения, многообразные моторные нарушения (Н.С. Самойленко; 1941; С.А. Миронова, 1987 и др.).

Читайте также:  Отвар трав от заикания

Нарушения двигательной сферы дошкольников с заиканием характеризуются, с одной стороны, мозаичным повышением мышечного тонуса, приводящим к определенной двигательной скованности, а с другой стороны, общей двигательной расторможенностью. Так Г.А. Волкова (2002) указывает на то, что заикающиеся дошкольники в играх, при ходьбе и беге напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, почти не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем. В то же время двигательная расторможенность проявляется в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом свое возбуждение.

Большинство авторов отмечает у заикающихся детей дошкольного возраста отставание в развитии двигательных способностей; нарушения общей и мимической моторики, орального праксиса. Так, Г.А. Волкова (2002) к физиологическим симптомам также относит речевые судороги, нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики. Исследователь отмечает, что часто попытки замаскировать свой речевой дефект порождают речевые и неречевые уловки, проявляющиеся в общей моторике (движение руками, ногами, корпусом), реже в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков), в виде вспомогательных звуков, их сочетании и слов (эмболы): э, ы, ну, вот, да и др.

По мнению автора именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья. И далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.

По данным М.А. Фидирко (1991), движения детей с заиканием порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные. Половине заикающихся детей 4-7 лет свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.

Как отмечает В.А. Куршев (1973), речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуриваний глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у не заикающихся людей. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер. В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

В то же время Н.С. Самойленко (1941) обращает внимание на то, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития (наличие особой моторной одаренности). Автором предложена классификация дошкольников с заиканием в зависимости от состояния моторики: Первая группа: нарушения темпа и ритма движений, мышечного тонуса, ориентировок без существенных отклонений со стороны внимания и общей двигательной активности. Вторая группа: отставание ловкости, быстроты, точности. Темп движений замедленный, внимание вялое. Третья группа: сильная мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; дискоординация в движениях рук и ног при ходьбе, заторможенность шеи и плеч. Четвертая группа: моторно возбудимые, с повышенной двигательной активностью, обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе, гипертонус основных мышечных групп в состоянии покоя; затруднения в выполнении упражнений на расслабление. Спокойное положение для них трудно выполнимо.

Рассматривая состояние психомоторных функций у заикающихся детей, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова (2003) указывают на их особенности при различных формах заикания.

Так у детей с невротической формой заикания раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно. При обследовании детей чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно не доведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.

При неврозоподобной форме физическое развитие детей проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью. Заикание быстро «обрастает» обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. При обследовании моторики у детей выявляется патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его «беспокойство», недифференцированность кончика. При хроническом течении неврозоподобной формы заикания речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 2003).

По данным Б.И. Шостак (1967) у заикающихся детей по сравнению с хорошо говорящими сверстниками имелась задержка в развитии и автоматизации моторных навыков: все заикающиеся дети позже на 2-2,5 месяца удерживали голову, длительно удерживать голову стали после 6 месяцев; позже на 3 месяца смогли поворачиваться со спины на бок, к 8 месяцам – с живота на спину. Первая двигательная функция руки — схватывание — проявлялась у детей без заикания в 2 месяца, в 3 месяца они удерживали в руке вложенный предмет и после 4 месяцев брали предмет с наложением на него всех пальцев и ладони. Дети могли, ухватившись за пальцы рук взрослого, подтягиваться, как бы вставая. У детей с заиканием, обследованных Б.И. Шостак, первые хватательные движения появились в 4 — 5 месяцев. Длительно удерживать предмет и подтягиваться, ухватившись за пальцы рук взрослого, все заикающиеся дети могли в 6-6,5 месяцев. Дети без заикания в 7-8 месяцев тянулись за высоко расположенными игрушками, хватали близких за нос, за уши, вглядывались в лицо взрослого. У половины обследованных заикающиеся детей подобных реакций не наблюдалось: дети были капризны, отличались хаотичными, беспорядочными движениями, не проявляли длительного, стойкого интереса к подвешенной игрушке, на руках у взрослого были двигательно беспокойны.

Известно, что в результате повторения собственных движений дети упражняют пальцы и кисти рук в играх типа «ладушки», «сорока». По данным исследований Б.И. Шостак, у детей с правильной речью эти движения кисти и пальцев сформировались своевременно к 9-10 месяцам; у заикающихся от 11 месяцев до 1 года 4 месяцев.

Но особенно заметно отставание в развитии двигательных функций, как указывает Б.И. Шостак, проявилось в овладении ходьбой: у большинства обследованных заикающихся детей шаговые движения появились лишь к 11-12 месяцам вместо 8-9.

Произвольный захват предмета совершенствуется в норме до 15 месяцев, когда он оказывается уже близким к движению взрослого. В этом возрасте дети с правильной речью снимали с ноги обувь, перелистывали страницы книги, «наряжались». У детей с заиканием перечисленные движения руками и пальцами сформировались после 1 года 6 месяцев — 1 года 9 месяцев, у некоторых – к 2 годам 6 месяцам. Умение самостоятельно пользоваться ложкой (в результате обучения взрослым) так же является показателем совершенствования действий кисти рук и пальцев. Если у детей с правильной речью эта способность сформировалась к 1 году 3 месяцам – 1 году 5 месяцам, то дети с заиканием овладели ею в промежуток между полутора и двумя с половиной годами.

Показателем дальнейшего совершенствования движений рук является частичная помощь детей с 1 года 8 месяцев до 2 лет в моменты раздевания и одевания, складывания своей одежды. Дети с правильной речью умели делать это своевременно или несколько раньше. Дети с заиканием очень поздно усваивали эти движения: большинство – в 2 года 4 месяца — 2 года 8 месяцев; часть не умела делать этого и на момент обследования (Б.И. Шостак, 1967).

Следует отметить, что в многочисленных исследованиях, посвященных этиопатогенезу и лечению заикания (Е.Ф. Pay, В.А. Синяк, 1969; Н.А. Тугова, 1970; Е.А. Романова, 2000; Л.Н. Ильина, 2002 и др.), отмечается, что моторные отклонения у заикающихся часто находятся в прямой зависимости от некоторых психических процессов, таких как неустойчивость внимания, трудности с переключением с одного вида деятельности на другой, повышенная возбудимость ребенка или заторможенность. Так, например, А.Н. Тугова (1970) выявила у заикающихся детей двигательную неорганизованность из–за общей неустойчивости внимания и невозможность сосредоточиться на инструкциях взрослого.

Поведенческие особенности заикающихся детей характеризуются раздражительностью, капризностью, пугливостью. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится других детей, предпочитая одиночество. Всем детям, независимо от возраста, хотя и в разной степени, свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая истощаемость нервных процессов (И.П. Лукашевич, 2000).

По мнению А.И. Захарова (1998), у детей с заиканием возникает страх речи — логофобия. Автор отмечает, что в возрасте от 3 до 5 лет страх речи возникает при чрезмерной фиксации окружающих на речевом недостатке ребенка, причем тревожность окружающих, в частности, матерей, приводит к закреплению страха речи. В 5-6 лет происходит утяжеление страха речи.

В то же время заикание вызывает появление определенной психологической защиты. Специфика механизма такой защиты заключается в том, что у большинства дошкольников с заиканием (80%) формируется неглубокое, поверхностное отношение к своему речевому расстройству. Тем не менее, как отмечает Е.А. Романова (2000), такая «нефиксированность» на речевом нарушении является кажущейся, эмоциональное напряжение в действительности имеет место и такие дети нуждаются в психотерапии.

Таким образом, традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Кроме того, у заикающихся дошкольников отмечается существенное отклонение в развитии психомоторных функций. В то же время недостаточная разработанность проблемы заикания обусловливает сегодня многоаспектность воздействия на заикающегося и необходимость детального изучения особенностей речевого, моторного и психического развития у данной категории детей.

Список литературы:

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. — 206с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. — М.: Владос, 2002. — 272с.
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336с.
4. Ильина Л.Н. Клинико-психологические факторы, формирующие заикание. Автореф. дисс…. канд. психол.наук. — СПб., 2002. — 24с.
5. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
6. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. // Дефектология. 2000. №5. — С.9-15.
7. Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1987 — 142с.
8. Рay Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для педучилищ и воспитателей. — М.: Просвещение, 1969. — С.75-82.
9. Романова Е.А. Реакция личности ребенка на заикание и ее роль в коррекции речевого расстройства. Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. // Материалы научно-практич. конференции 20-21 апреля 2000 г. — СПб. Инст. спец. пед. и псих. – С.171-173.
10. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: М.: УчПедГИз, 1941. — 80с.
11. Тугова Н.А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. // Дефектология. 1970. №6. — С.60-64.
12. Фидирко М.А. Пути повышения эффективности физического воспитания дошкольников с заиканием. // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. Межвузовский сборник научных трудов. — Красноярск КГПИ, 1991. — 78с.
13. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании. // В книге: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967, вып.3. — С.148-169.

источник