Меню Рубрики

Гипотония у детей таблетки

Многие годы безуспешно боретесь с ГИПЕРТОНИЕЙ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить гипертонию принимая каждый день.

Перепады артериального давления (АД) у взрослых никого не удивляют, подобные проблемы у детей волнуют всех. Тем более, что отклонения от нормы бывают не только у подростков, но и у грудничков. Молодой организм имеет эластичные стенки сосудов, потому и кровяное давление у младенцев ниже. У новорожденного систолическое давление – около 75 мм рт.ст. С ростом малыша оно постепенно увеличивается.

Возраст ребенка определяет степень эластичности сосудистой стенки, ширину просвета артерий и вен, общую площадь капиллярной сети, от которых зависит норма артериального давления у детей.

Для лечения гипертонии наши читатели успешно используют ReCardio. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Медицинская практика отмечает существенный перепад АД у младенцев до года. Каждый месяц у малышей оно растет на 1 мм рт. ст.

С года до 6 лет, давление повышается мало. Где-то к пяти годам его показатели выравниваются для обоих полов, в дальнейшем у мальчиков наблюдают АД чуть выше, чем у девочек. С 6 лет и до подросткового возраста систолическое АД снова растет: у мальчиков – на 2 мм. рт. ст., у девочек – на 1 мм рт. ст. Если ребенок жалуется на слабость, повышенную утомляемость, не спешите давать ему таблетку от головной боли. Измерьте для начала давление.

Система кровотока в организме – это сердце и сосуды. Они заполнены кровью, обеспечивающей питательными веществами и кислородом органы и ткани. Главная роль в этой системе отведена сердцу – природному насосу, перекачивающему кровь. При сокращении оно выбрасывает кровь в артерии. Давление крови в них называют артериальным.

Под АД медики понимают силу, с которой кровь воздействует на сосуды. Чем больше их Ø, тем выше АД. Проталкивая порциями кровь в кровеносную систему, сердце и создает соответствующий напор. Нормальное давление важно для обменных процессов, так как с кровью транспортируются к органам все питательные вещества, выводятся шлаки, токсины.

Используют прямой и непрямой способы контроля АД. Инвазивный способ, необходим при оперативном вмешательстве, когда в артерию вводится зонд и датчик. Неинвазивные способы – это компрессионные варианты:

  • Пальпаторный – самый сложный метод, требующий определенных навыков. Прижимая пальцами артерию, важно поймать в области, которая находится ниже сдавливаемого участка, момент максимального и минимального пульса.
  • Аускультативный метод хирурга Короткова – эталонный с 1905 года и по сегодняшний день прием. Он предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа.
  • Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров. Он дает возможность проверить АД на плече, колене, запястье.
  • Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД. Используют ее чаще для новорожденных и грудничков.

Современные тонометры позволяют измерять давление детям в домашних условиях без специальной медицинской подготовки. И все же элементарные правила измерения АД детям надо знать.

Лучше всего измерять ребенку АД утром. Важно, чтобы он был в спокойном состоянии, перед процедурой у него не должно быть никаких нагрузок. Измерять лучше спустя час после еды или прогулки, если малыш не замерз. Стоит перед процедурой сводить его и в туалет.

Если измерения проводят впервые, надо проверить две руки, чтобы впоследствии проводить измерения там, где результат был выше. Измерение АД у детей имеет свои особенности. Детям до 2-х лет обычно меряют давление в положении лежа. Малыш постарше может сидеть. Рука, приготовленная для измерений, не висит, а лежит на приставном столике параллельно туловищу ладошкой вверх. Ножки также должны быть на подставке, если стул не по росту. Обязательное условие – угол между плечом и кистью должен быть прямой (около 90º).

Особенности техники измерений подробно описаны в инструкции к тонометру и заключаются, в основном, в подборе точной манжетки. Если пользоваться манжетами для взрослых, результат будет неточный. Особенно это касается малышей раннего возраста. Правильные результаты можно получить лишь в том случае, если манжета соответствует ¾ расстояния от локтевого сгиба до подмышки. Одевают ее на предплечье и закрепляют при помощи липучек. Зазор должен быть таким, чтобы между манжетой и кожей проходил палец взрослого. После фиксации манжеты по всем правилам с помощью груши нагнетают воздух. Потом этот воздух спускают, нажимая на клапан.

Для измерения АД используют также фонендоскоп. Его прикладывают к ямке на внутренней стороне локтевого сгиба руки ребенка. После прикладывания фонендоскопа надо постараться отметить начало пульсации после спуска воздуха и последний удар пульса. Первый удар указывает верхний уровень АД, последний – нижний предел.

Чтобы рассчитать норму систолического давления, надо удвоить возраст и к произведению добавить 80. Диастолическое АД должно быть от ½ до ⅔ от значения верхнего АД. Для точных расчетов можно использовать специальную формулу. К примеру, для пятилетнего малыша надо произвести такие расчеты: 5 * 2 + 80 = 90 мм рт. ст. норма нижнего давления определяется как половина или ⅔ от этого параметра – от 45 до 60 мм рт. ст. Нормальное для конкретного ребенка давление будет зависеть не только от возраста, но и от ряда других факторов:

  • Комплекции;
  • Активности обменных процессов;
  • Настроения;
  • Переедания;
  • Усталости;
  • Качества сна;
  • Генетической предрасположенности;
  • Неблагоприятной погоды.

Значения артериального давления у детей – таблица по возрасту:

Возраст Артериальное давление, мм рт. ст
Систолическое Диастолическое
минимум максимум минимум максимум
0-2 недели 60 96 40 50
2-4 недели 80 112 40 74
2-12 месяцев 90 112 50 74
2-3 года 100 112 60 74
3-5 лет 100 116 60 76
6-9 лет 100 122 60 78
10-12 лет 110 126 70 82
13-15 лет 110 136 70 86

Таблица с нормой пульса у детей:

Возраст ребенка Среднее значение пульса, уд./мин. Пределы нормы, уд./мин.
0-1 мес. 140 110-170
1-12 мес. 130 102-162
1-2 года 124 94-154
2-4 года 115 90-140
4-6 лет 106 86-126
6-8 лет 98 78-118
8-10 лет 88 68-108
10-12 лет 80 60-100
12-15 лет 75 55-95

Эластичное сосудистое русло и густая сетка капилляров – главные предпосылки того, что у младенцев АД намного ниже, чем у их родителей. У новорожденного показатели давления – 60-96/40-50 мм рт. ст. С укреплением тонуса стенок растет и АД, к концу первого года оно колеблется в пределах от 80/40 до 112/74 мм рт. ст., с учетом веса малютки.

Если нет под рукой данных АД у детей (норма – в таблице), для ориентации можно пользоваться расчетами: 76 + 2 n, где n – возраст грудничка в месяцах. Для новорожденных ширина камеры детской манжетки – 3 см, для младенцев постарше – 5 см. Процедуру повторяют 3 раза, ориентируясь на минимальный результат. У младенцев проверяют только систолическое АД, определяя его пальпацией.

После года рост АД замедляется. К 2-3 годам средние показатели верхнего давления находятся на уровне100-112 мм рт. ст., нижнего – 60-74 мм рт.ст. АД можно считать выше границ нормы, если тревожный результат сохраняется в течение 3-х недель. Формула для уточнения нормы: систолическое АД – (90 + 2n), диастолическое – (60 + n), где n – количество полных лет.

Изучая параметры таблицы, нетрудно заметить, что с 3-х до 5-ти лет динамика роста АД замедляется. Систолическое АД у таких детей – 100-116 мм рт. ст, диастолическое – 60-76 мм рт. ст. Надо учитывать, что данные тонометра на протяжении дня не совпадают: в светлое время суток они достигают максимума, к ночи падают и после полуночи, до 5 часов, они минимальны.

Из табличных данных понятно, что минимальные показатели давления сохраняются на прежних позициях, немного увеличены только самые высокие параметры. Норма возраста – 100-122/60-78 мм рт. ст.

Начало школьной жизни характеризуется отклонениями, так как образ жизни ребенка меняется. После непривычных эмоциональных нагрузок, сокращения физической активности дети жалуются на усталость, головную боль, капризничают. Важно быть внимательным состоянию ребенка в этот период.

Начальный период полового созревания характерен изменениями АД. В большей степени это относится к девочкам, опережающим сильный пол в темпах физического развития.

Несмотря на средние значения АД от 110/70 до 126/82 мм рт. ст., медики считают нормой верхний предел – 120 мм. рт. ст. Зависит этот показатель и от типа телосложения: высокие и худощавые астеники обычно имеют более низкое давление по сравнению с ровесниками атлетического типа.

Переходный возраст преподносит подросткам и их родителям немало сюрпризов. Высокие нагрузки в школе, часы, проведенные за компьютером, стрессы, нестабильный гормональный фон могут провоцировать как гипертензию, так и гипотонию.

В норме давление у детей таблица демонстрирует ближе к взрослым значениям: 110-70/136-86 мм рт. ст., так как к 12 годам сосудистая система уже заканчивает свое формирование. При перепадах возможна тахикардия, обмороки, изменение частоты сердечных сокращений, головные боли и головокружения.

С возрастом недомогания обычно проходят, чтобы исключить нежелательные последствия, не лишним будет пройти обследование.

Есть у медиков понятие – органы-мишени. Так называют органы, которые страдают в первую очередь. Обычно возникают проблемы со стороны сердца (ишемическая болезнь, инфаркт миокарда), проблемы центральной нервной системы, мозга (инсульты), поражение органов зрения вплоть до слепоты, почечная недостаточность. Опасность заключается в том, что артериальная гипертензия у детей, как правило бессимптомна.

Ребенок, особенно маленький, на самочувствие не жалуется. Проявляются отдельные признаки, на которые родители обязательно должны обращать внимание. Многие из них сходны с предпосылками гипертонии у взрослых.

  • Головная боль;
  • Носовые кровотечения;
  • Тошнота, рвота;
  • Слабость, усталость;
  • Неврологические проявления: судороги, парезы, параличи;
  • Нарушения зрения;Р
  • Изменение походки.

Если ребенок упал в обморок, надо обязательно показать его педиатру. Доктор направит вас к специалисту для дальнейшего обследования.

Артериальная гипертензия имеет наследственную компоненту: если в семье есть гипертоники, АД у ребенка надо периодически контролировать, так как 45-60% из них имеют отягощенную наследственность. Чтобы ребенок стал гипертоником, необходимо воздействие и модифицирующих факторов: стрессы, нездоровое питание, гиподинамия, спортивные перегрузки.

Если у родных встречается вариант гипотонии, то пониженное давление может быть для ребенка индивидуальным вариантом нормы. Пониженное давление может носить адаптивный характер, например, у спортсменов или тех, кто выезжает на высокогорье. Этот вариант скорее исключение, потому что симптомы низкого давления могут говорить и о пороках сердца, миокардитах, эндокринных расстройствах (проблемы щитовидной железы, недостаточность коры надпочечников связаны с низким давлением).

Повышенное АД отмечают у 13% детей. Это связано с неадекватной нагрузкой на сердечную мышцу, высоким тонусом артерий, спазмами сосудов. Различают первичную и вторичную гипертонию. Первая форма обусловлена изменениями гормонального фона, непосильными для детской психики стрессами, недосыпанием, перегрузками за компьютером или в спортивной секции, конфликтами с ровесниками. Кроме внешних причин, есть еще и скрытые факторы: сердечная и почечная недостаточность, проблемы с эндокринной системой.

Вторичную гипертонию провоцируют тяжелые заболевания почек, сердца, эндокринной и нервной системы, интоксикации, травмы головы. В контексте таких расстройств кроются грозные патологии: опухоль гипофиза, сужение почечной артерии, новообразования надпочечников, остеопороз, пороки сердца, энцефалит.

Гипотония у детей бывает физиологическая и патологическая. От низкого давления страдают 10% детей. Физиологические предпосылки могут быть наследственными (конституция тела, генетическая предрасположенность к гипотонии), так и внешними (избыток кислорода, неблагоприятные погодные условия, неадекватные физические нагрузки) причинами. Патологическую гипотензию провоцируют:

  • Респираторные инфекции;
  • Бронхиты, тонзиллиты с осложнениями;
  • Стрессы и расстройства психики;
  • Физические перегрузки или их полное отсутствие;
  • Авитаминоз, анемия;
  • Родовая травма, аллергии;
  • Сахарный диабет;
  • Проблемы щитовидной железы;
  • Сердечная недостаточность.

Чтобы нормализовать АД детям при гипотонии, надо контролировать количество употребляемой жидкости, скорректировать норму соли, можно использовать чай, кофе, эхинацею, китайский лимонник, пантокрин, экстракт элеутерококка. Наладить режим отдыха и учебы.

Нормы АД у детей – понятие относительное. Если ребенок волнуется, тонометр может показывать завышенный результат. В таком случае надо измерить давление еще раз. Объективным будет результат 3-4 измерений с интервалом в 5 минут. Для здорового ребенка нет необходимости в частом измерении АД, но если малыш заболел, попал в больницу, давление надо контролировать обязательно, желательно завести специальный дневник.

Регулярные физические нагрузки улучшают кровоток и нормализуют давление. Придумайте с детьми веселую зарядку, проводите ее в игровой форме, и море положительных эмоций гарантировано.

Давление – важный параметр здоровья ребенка, но не самый главный. Так что относитесь к нему без звериной серьезности. АД – вещь вариабельная, способная колебаться в течение суток, в зависимости от настроения и физических нагрузок. Главное – чтобы ребенок был здоров и не давал повода для постоянного контроля АД.

источник

Гипотония у детей – это состояние, характеризующееся стойким или временным снижением артериального давления. Данная проблема достаточно актуальна для детей и подростков, так как имеет широкое распространение. Клинические проявления гипотонии весьма разнообразны, начиная от ухудшения умственной работоспособности и заканчивая резким снижением качества жизни.

Статистика последних лет указывает на то, что гипотония у детей встречается все чаще, однако в педиатрической практике этой проблеме уделено совсем мало внимания. Врачи даже до сих пор не пришли к единому мнению, как следует трактовать гипотонию: как синдром или как самостоятельное заболевание. Так, в медицинской литературе указано, что артериальная гипотония – это симптом, который характеризует ту или иную степень снижения артериального давления. В то же время низкое артериальное давление правильнее будет называть артериальной гипотензией, однако и в медицинской литературе, и в профессиональном лексиконе врачей прочно укоренилось словосочетание артериальная гипотония.

ВОЗ предложило называть термином первичной гипотонии или гипотонической болезнью любое стойкое снижение артериального давления, причина которого не установлена. В литературе можно встретить такие синонимы артериальной гипотонии, как: конституционная, первичная, эссенциальная гипотония, гипотоническая болезнь и пр. В детском возрасте гипотония чаще всего имеет нестойкий характер и обратимое течение, поэтому педиатры редко выставляют диагноз гипотоническая болезнь. Правильнее будет говорить о вегето-сосудистой дистонии по типу гипотонии. Тем не менее, этот термин подразумевает гипотонию у детей.

Читайте также:  110 на 70 давление при гипотонии

Статистические данные широко колеблются. Артериальная гипотония у детей варьируется в пределах от 3,1 до 20,9%.

Причем эти цифры растут параллельно увеличению возраста ребенка и выглядят следующим образом:

1,2-3,1% дети младшего школьного возраста;

9,6-14,3 дети старшего школьного возраста.

Мальчики от артериальной гипотонии страдают реже, чем девочки.

Причины артериальной гипотонии у детей определяются целым комплексом различных составляющих, поэтому первичную гипотонию рассматривают как мультифакторную патологию. Ученые считают, что в основе гипотонии у детей лежат такие причины, как: наследственная предрасположенность, эндогенные и экзогенные влияния.

Наследственная предрасположенность. Гены, которые отвечали бы за передачу гипотонии от родителей детям на данный момент времени не выявлены. Тем не менее, установлено, что у тех людей, которые имеют к данной патологии наследственную предрасположенность, она протекает тяжелее. Статистика варьируется в широких пределах. Считается, что по материнской линии гипотония передается чаще, чем по отцовской: 35-54% против 20-23% соответственно. Если беременная женщина страдает от низкого давления, то риски рождения ребенка с перинатальной патологией центральной нервной системы возрастают. Кроме того, увеличивается угроза выкидыша.

Возраст. Установлено, что период полового созревания является наиболее опасным в плане развития гипотонии. Чаще патология регистрируется у детей с ускоренным физическим развитием, а также с задержкой физического развития.

Личностные характеристики. Известно, что чаще и сильнее страдают от гипотонии ранимые дети с выработанным гипертрофическим чувством долга и с завышенной самооценкой. В данном случае артериальная гипотония является следствием постоянного внутриличностного конфликта.

Очаги хронической инфекции. Чем чаще болеет ребенок, чем больше у него хронических заболеваний, тем выше риск развития гипотонии в детском возрасте. Это объясняется нарушением реактивности нервной системы и ее сосудо-двигательного центра.

Хроническое эмоциональное напряжение, продолжительные стрессы. Чем больше внутри семьи в которой растет ребенок создается психотравмирующих ситуаций, тем выше риск развития гипотонии.

Плохие социальные и жилищно-бытовые условия могут сказаться на скорости развитии патологии.

Частые стрессы и умственное перенапряжение.

Малоподвижный образ жизни.

Кроме того, стойкое падение давления может происходить из-за серьезных нарушений в организме ребенка, из-за сложных заболеваний и пороков развития. Но в данном случае гипотония будет являться ожидаемой. Такая патология выступает как вторичный симптом первичного заболевания. Например, если речь идет о массивных внутренних кровотечения, пороках сердца, сердечной недостаточности, травмах, болезнях эндокринной системы, болезнях почек, сахарном диабете и т. д.

Артериальная гипотония у детей может являться следствием приема медикаментозных препаратов, например, при передозировке антигистаминными средствами, антидепрессантами, бета-блокаторами, антагонистами кальция и пр.

Симптомы гипотонии у детей многообразны, клиническая картина представлена следующим образом:

Нарушения со стороны ЦНС: ухудшение умственных способностей, головные боли различной интенсивности, частые головокружения, эмоциональная неустойчивость. Практически все дети испытывают проблемы с ночным отдыхом, быстро устают в дневные часы. Головные боли манифестируют в преимущественно утром, часто сразу после пробуждения. Они протекают по типу приступов, бывают достаточно интенсивными, пульсирующими, с локализацией в лобно-теменной области. Возможно усиление головных болей при изменении погодных условий, кроме того они могут быть спровоцированы конфликтными ситуациями.

У детей страдает память, концентрация внимания, поэтому они кажутся более рассеянными по сравнению со своими сверстниками. Естественно, что это сказывается на успеваемости в школе.

Нарушения со стороны ЖКТ: ухудшение аппетита, чувство тяжести и дискомфорта в желудке и в кишечнике, которые невозможно связать с приемом пищи. Часто дети жалуются на вздутие живота, на тошноту, иногда может наблюдаться рвота и запоры.

Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы: боли в области сердца, ощущение собственного сердцебиения, хотя в норме работу сердца ребенок чувствовать не должен.

Дети с артериальной гипотонией плохо переносят поездки в любом транспорте.

Возможно длительное и беспричинное повышение температуры тела до субфебрильных отметок.

Иногда может возникать ощущение нехватки воздуха.

Возможны боли в суставах и мышцах.

Не исключены носовые кровотечения, которые наблюдаются у 18% детей.

При выраженной гипотонии возможны обморочные состояния.

Чаще всего из описанных симптомов встречаются головные боли, эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость. Подобные жалобы имеются у 70-90% юных пациентов.

Диагностика гипотонии у детей начинается со сбора анамнеза с уточнением отягощающей наследственности и наличия близких родственников с сердечно-сосудистыми болезнями.

Кроме того, врач должен выяснить наличие или отсутствие конфликтных ситуаций в семье и в школе, обязан оценить уровень физической активности ребенка.

К иным методам диагностики гипотонии относят:

Мониторирование артериального давления на протяжении суток.

Выполнение тилт-теста (пассивная ортостатическая проба), в процессе проведения которого измеряют артериальное давление, отслеживают данные ЭКГ и электроэнцефалографии.

Выполнение пробы с дозированной физической нагрузкой (велоэргометрия).

Краниография и офтальмоскопия.

Чаще всего дети проходят психологическое тестирование, направленное на оценку личностных характеристик, на определение уровня личностной тревожности и т. д. Набор методов диагностики врач определяет самостоятельно в зависимости от тяжести гипотонии, возраста ребенка и т. д.

Лечение гипотонии у детей подбирается в индивидуальном порядке. Возможна медикаментозная и немедикаментозная коррекция патологии.

К немедикаментозным методам лечения относят:

Оптимизация режима дня ребенка. Дети должны отдыхать не менее 9 часов в сутки, изголовье кровати должно быть приподнятым. Обязательно времяпрепровождение на свежем воздухе не менее 2 часов.

В утренние часы необходимо проводить гимнастику, а вечером нужно отказаться от приема горячих ванн.

Дети с гипотонией не должны долго находиться под открытым солнцем.

Возможно занятие динамическими видами спорта. Полезен медленный бег, гимнастика, танцы, теннис, коньки.

Следует придерживаться диетического питания с включением в меню тонизирующих напитков (кофе или чая).

Возможно назначение мочегонных трав, среди которых березовые почки, брусничный лист и пр.

Из физиотерапевтических методик рекомендован электрофорез по Вермелю с сульфатом магния, электросон, иглорефлексотерапия. Сюда же относят минеральные ванны, циркулярный душ, душ Шарко.

Если немедикаментозные методы лечения не позволяют достичь положительного результата, то рекомендуют прием следующих препаратов:

Транквилизаторы (Грандаксин, Триоксазин).

Ноотропы (Ноотропил, Пирацетам).

Стимуляторы нервной системы.

Для начала медикаментозной коррекции должны быть определенные показания, среди которых: обмороки, астенический синдром с сильными головными болями, частые головокружения ортостатическая дисрегуляция.

Таким образом, лечение гипотонии у детей должно базироваться на комплексной психотропной и вегетотропной терапии с обязательным индивидуальным подходом в каждом конкретном случае.

Образование: Диплом по специальности «лечебное дело» получен в Волгоградском государственном медицинском университете. Тут же получен сертификат специалиста в 2014 г.

Что делать при сильной изжоге?

Как легко снизить уровень холестерина без лекарств дома?

Гипотония – это постоянное или периодическое понижение систолического и диастолического артериального давления ниже нормы. Об артериальной гипотонии можно говорить при падении давления ниже отметки в 100/60 мм. рт. ст. Гипотония проявляется головокружениями, проблемами со зрением, повышенной утомляемостью и.

Основные симптомы пониженного давления – слабость, головокружение и повышенная утомляемость. Чаще всего они встречаются в подростковом и юношеском возрасте, ухудшают самочувствие молодых людей, снижают настроение, не дают полноценно учиться и работать.Появление таких симптомов обусловлено несколькими факторами:

Многие люди недооценивают серьезность проблемы пониженного давления, хотя это прямой сигнал о нарушении в организме, которое портит жизнь человека. Вся сложность заключается в невозможности нормализовать давление один раз и навсегда.

Часто бывает, что давление у гипотоников падает так сильно, что им тяжело даже передвигаться. Как правило в таких случаях советуют пить кофе или есть шоколад, однако этим все и ограничивается. И тогда такие больные сами начинают искать лекарства, повышающие давление. Предоставляем большой список лекарств, которые повышают давление.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Проблема артериальной гипотонии у взрослых привлекает пристальное внимание исследователей в течение многих десятилетий и к настоящему времени накоплено достаточно научных данных, раскрывающих многогранность клинических, функциональных и социально–психологических ее проявлений. Не вызывает сомнения, что истоки гипотонии следует искать в детском и подростковом возрасте. В то же время в педиатрической практике этому состоянию не уделяется должного внимания. Литературные данные свидетельствуют о тенденции к росту частоты артериальной гипотонии и ее омоложении, что составляет среди детского населения от 3,1 до 20,9%. Артериальная гипотония отличается полиморфизмом клинических проявлений, сопровождающихся снижением физической и умственной работоспособности в детской и подростковой популяции, что приводит к развитию синдрома средовой дезадаптации и снижению качества жизни [1].

В этой связи расширение знаний основных этиопатогенетических механизмов, особенностей клинического течения и лечения артериальной гипотонии в детском и подростковом возрасте приобретает особую актуальность.
Артериальная гипотония – это симптом, отражающий снижение давления крови в артериальной системе.
Среди множества классификаций гипотонических состояний для практической деятельности, в том числе и в педиатрии, используется классификация Н.С. Мол­чанова (1962), где выделяются два варианта гипотонии.
1. Физиологическая гипотония, при которой отсутствуют субъективные жалобы, нет симптомов вегетативной дистонии. К ней относятся:
– гипотония как индивидуальный вариант нормы;
– гипотония повышенной тренированности (у спортсменов);
– адаптивная компенсаторная гипотония жителей высокогорья.
2. Патологическая гипотония (первичная и вторичная).
Первичная артериальная гипотония развивается на фоне синдрома вегетативной дистонии (ВД), при котором наблюдается манифестация клинических симптомов, характерных для повышенного парасимпатического тонуса ВНС. Первичная гипотония может иметь нестойкое обратное течение или протекать в виде выраженной стойкой формы (гипотоническая болезнь). При гипотонической болезни наблюдается стойкое снижение АД, сопровождающееся головокружением, головными болями и ортостатической дизрегуляцией. В педиатрической практике этот диагноз не ставится, ибо снижение АД у детей и подростков имеет обратимый характер и с возрастом возможна его нормализация.
Вторичная (симптоматическая) артериальная гипотония является следствием органической патологии сердечно–сосудистой системы (кардиты, кардиомиопатии, нарушения сердечного ритма); нервной сис­темы (опухоли, гидроцефалия, посткоматозные состояния и др.); эндокринных заболеваний (гипотиреоз, гипофункция коры надпочечников, полинейропатии при сахарном диабете); гематологической патологии (анемии различного генеза); хронической интоксикации, а также результатом применения неадекватных доз лекарственных препаратов (антигипертензивных, отдельных противоаритмических, антидепрессантов, антигистаминных). Очевидно, артериальную гипотонию, представляющую собой одно из проявлений вегетативной дисфункции, целесообразнее относить к вторичной.
В настоящее время первичную артериальную гипотонию рассматривают, как мультифакториальное патологическое состояние, в развитии которого принимают участие эндогенные и экзогенные факторы, в большинстве случаев воздействующие комплексно.
Основные факторы, предрасполагающие к формированию первичной артериальной гипотонии у детей и подростков приведены на рисунке 1.
Механизмы развития артериальной гипотонии сложны и остаются недостаточно изученными.
В настоящее время считается доказанным, что при гипотонии наблюдается нарушение механизма ауторегуляции центральной гемодинамики, выражающееся в развитии несоответствия между сердечным выбросом и общим периферическим сопротивлением сосудов (ОПСС) за счет снижения последнего. При этом в процессе течения гипотонии ОПСС продолжает неуклонно снижаться (рис. 2).
Существенное значение имеют различные биологически активные соединения, обладающие гипотензивными свойствами (оксид азота, простагландины, таурин, натриуретические пептиды, серотонин, кинины и др.).
У детей и подростков наиболее значимым механизмом снижения ОПСС является вегетативный [1–4]. Известно, что одной из важнейших функций ВНС является вазомоторная регуляция. При отсутствии вегетативного дисбаланса взаимодействие симпатического (СТ) и парасимпатического (ПСТ) отделов ВНС определяют адекватность вегетативного влияния на различные функциональные системы организма, и прежде всего на деятельность сердца и сосудистый тонус.
При ВД взаимодействие между двумя отделами ВНС изменено, при этом возможна как однонаправленность СТ–ПСТ активности (фаза компенсации), так и разнонаправленность, раскоординация их активности (фаза декомпенсации). В клинике однонаправленность активности СТ–ПСТ характеризуется весьма умеренными вегетативными проявлениями, сопровождающимися лабильностью сосудистого тонуса. Для разнонаправленной активности СТ–ПСТ свойственна максимальная выраженность, манифестация клинических симптомов, в том числе сосудистых и мышечных дискинезий [5].
Из сказанного следует, что для артериальной гипотонии характерна раскоординация активности двух от­делов ВНС с выраженным преобладанием ПСТ (рис.?3). Подтверждением являются результаты ВНС–спект­рографии [5], а также изменения содержания нейромедиаторов в кровяном русле, выражающиеся в повышении уровня ацетилхолина и снижении концентрации катехоламинов [2,3]. Низкая активность симпато–адре­наловой системы уменьшает тонус прекапилляров–артериол, что является одним из ведущих гемодинамических факторов понижения АД.
У детей и подростков, перенесших травму головного мозга, имеющих резидуальные перинатальные изменения ЦНС, хроническое психоэмоциональное напряжение, нередко наблюдается нарушение нейрогенного пути регуляции АД, как следствие потери равновесия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего в коре, в стволовых структурах, в центральных вегетативных центрах с формированием одной из форм невроза. При этом развиваются гемодинамические нарушения, одним из проявлений которых является дисфункция эндотелия с уменьшением ОПСС [1]. Механизм развития артериальной гипотонии при наличии неврогенной и вегетативной дизрегуляции приведен на рисунке 4.
Таким образом, развитие артериальной гипотонии у детей и подростков следует рассматривать, как нарушение целого ряда физиологических регуляторных механизмов, ответственных за стабилизацию системного АД.
Клинические проявления
артериальной гипотонии
Основным симптомом артериальной гипотонии является снижение артериального давления. Симпто­ма­тика гипотонии многообразна, лабильна, транзиторна, часто имеет преходящий характер и в це­лом отражает проявления ВД с преобладанием парасимпатических влияний.
Диагностически значимые клинические признаки касаются прежде всего изменений со стороны сердечно–сосудистой системы, тонуса гладкой мускулатуры и психоневрологических растройств (табл. 1).
К критериям тяжести артериальной гипотонии относятся [2]:
• стабильный характер снижения уровня АД;
• интенсивные цефалгии;
• наличие вегетативных кризов;
• ортостатическая дизрегуляция (головокружения) и обмороки;
• степень дезадаптации (физической и психоэмоциональной).
Обморочные состояния являются наиболее частым симптомом тяжелого течения артериальной гипотонии.
Обморок (синкоп) – это внезапная кратковременная потеря сознания с резким снижением мышечного тонуса вследствие преходящего нарушения мозгового кровообращения.
Сталкиваясь с обмороком, педиатру в каждом конкретном случае необходимо выяснить его причины, проводя дифференциальную диагностику между обмороком, развившимся на фоне артериальной гипотонии нейровегетативного генеза и соматическими, неврологическими и другими заболеваниями, нередко манифестирующими с обморочных состояний.
Так, обмороки могут быть симптомом опухоли мозга, нарушений сердечного ритма, анемии и других серьезных заболеваний. Основные причины обмороков приведены в таблице 2.
Клиническая характеристика обморока приведена в таблице 3.
Вегетативные кризы (пароксизмы, синдром панической атаки) при артериальной гипотонии носят, как правило, вагоинсулярный характер. При этом наблюдаются: адинамия, обильная потливость, гипотермия, брадикардия, слабый пульс, падение АД, вплоть до обморока, могут быть боли в животе с тошнотой, рвотой, головная боль, возможен спазм гортани с затруднением дыхания.
Следует отметить, что полные классические вегетативные кризы в детском и подростковом возрасте встречаются редко и наблюдаются в 12,7–22 % случаев [5]. Однако абортивные, моносимптомные кризы встречаются довольно часто – более чем у 50% детей с ВД [5]. При гипотонии на фоне ПСТ это может быть внезапное кратковременное ощущение нехватки воздуха, перебоев или замирания сердца, чувство комка в горле и др. Внезапно начавшись на фоне психоэмоционального напряжения, криз также внезапно обрывается. Для лечащего врача важно правильно расценить указанную симптоматику, ибо наличие кризов, даже абортивных, являясь одним из критериев тяжести артериальной гипотонии, требует своевременной адекватной терапевтической коррекции вегетативной дисфункции, профилактирующей их развитие.
Диагностика артериальной гипотонии основана на правильном определении уровня АД. Неукосни­тельным правилом является 3–кратное измерение АД с интервалом 3–5 минут. При диагностике используются единые критерии артериальной гипотонии и центильный метод, основанный на распределении показателей АД с учетом возраста, пола и роста ребенка. В практической работе могут быть использованы единые критерии, однако они менее точны, чем центильное распределение АД (табл. 4).
При центильном методе за артериальную гипотонию принимают значения АД ниже 10–го центиля. О тенденции к гипотонии можно говорить при значениях АД ниже 25–го центиля.
Суточное мониторирование позволяет выявить начальные сдвиги в суточном ритме и величине АД. При оценке временного индекса (времени снижения АД в течение суток) важно знать, что величина показателя, превышающая 25%, свидетельствует о патологии:
– при лабильной гипотонии индекс колеблется в диапазоне 25–50%;
– при стабильной форме – выше 50% .
Для подтверждения нейровегетативного генеза артериальной гипотонии необходимо провести комплексное обследование. План обследования предусматривает:
1. Анализ клинико–анамнестических данных.
2. Сбор генеалогического анамнеза.
3. Оценку уровня физической активности (гиподинамия или чрезмерные физические нагрузки).
4. Анализ частоты и характера психотравмирующих ситуаций.
5. Психологическое тестрование (по показаниям).
6. Клинический и биохимический (глюкоза, электролиты, белки острой фазы, холестерин и другие липидные фракции) анализы крови.
7. Электрокардиографию (в покое и при физической нагрузке).
8. Эхокардиографию (с оценкой внутрисердечной гемодинамики).
9. Электроэнцефалографию (для визуальной оценки изменений биоэлектрической активности мозга).
10. Исследование функционального состояния ВНС (оценка вегетативного тонуса, КИГ, клино–орто­ста­тическая проба).
11. Консультации специалистов с проведением углубленного обследования для исключения симптоматического характера гипотонии – кардиолога, психоневролога, окулиста, эндокринолога (индивидуально, по показаниям).
Лечение артериальной гипотонии
у детей и подростков
Приступать к лечению следует только после установления причины его снижения. Очевидно, что при вторичной гипотонии объектом терапевтического воздействия является основное заболевание, при котором снижение АД является лишь его симптомом.
При артериальной гипотонии нейровегетативного генеза (одним из наиболее распространенных вариантов гипотонии у детей и подростков) необходимо не только принимать меры по нормализации АД, но и проводить коррекцию вегетативного дисбаланса. В связи с этим основными направлениями терапии являются:
1. Нивелирование вегетативных нарушений путем воздействия как на высшие вегетативные центры, так и на активность периферических отделов ВНС (парасипатического и симпатикотонического).
2. Устранение или сведение к минимуму негативных воздействий окружающей среды и асоциального поведения подростков (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств).
В настоящее время обшепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения артериальной гипотонии. Детям и подросткам, имеющим лабильную артериальную гипотонию, умеренные проявления вегетативной дистонии, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При длительной и стойкой гипотонии и выраженном вегетативном дисбалансе показано сочетание немедикаментозной терапии с назначением медикаментозных препаратов.
На современном этапе немедикаментозная терапия представляет собой систематизированный комплекс лечебно–оздоровительных мероприятий, включающий:
• различные формы психотерапии, индивидуально подобранные в зависимости от конкретного фонового состояния (аутогенная тренировка; рациональная психотерапия; групповая; семейная; игровая и др.). Это позволяет изменить отношение и повысить толерантность к психоэмоциональным травмирующим факторам – иными словами, скорригировать взаимоотношения пациента с окружающей средой;
• нормализацию режима дня, предусматривающую необходимость чередования умственной и физической нагрузок, особенно у подростков; полноценный ночной сон продолжительностью не менее 8–10 часов с возвышенным изголовьем, что стимулирует образование прессорных аминов [2]. Известно, что сон является основным синхронизатором биоритмов в организме, в частности, биоритмов функциональной активности сердечно–сосудистой системы, парасимпатического и симпатического отделов ВНС [8];
• рациональное питание, при котором кратность приема пищи составляет не менее 4–5 раз в день без ограничения соли; достаточный, но не избыточный питьевой режим, ибо при гипотонии повышена гидролабильность тканей;
• витаминотерапию, обоснованную дефицитом важнейших микронутриентов в детском и подростковом возрасте, независимо от времени года и характера питания, путем регулярного приема витамино–ми­неральных комплексов. При ваготонии у подростков целесообразно назначение препарата Мульти–табс Актив, содержащего, кроме сбалансированной комбинации 11 витаминов и 8 важнейших минералов, растительный адаптоген – экстракт корня женьшеня. Для энергометаболической коррекции при адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, преодолении стрессов показаны более высокие, но соответствующие возрасту дозы минералов и витаминов. При ваготонии значительно возрастает потребность в витаминах группы В [6], оказывающих в комплексном применении метаболическое, нейротрофическое действие и позитивное влияние на сосудистый гомеостаз;
• лечебный массаж шейно–воротниковой зоны, икроножных мышц, кистей рук. Наиболее эффективен массаж при гипотонии, сопровождающейся цефалгией, неприятными ощущениями в области сердца, эмоциональной лабильностью, снижением умственной работоспособности;
• водолечение (гидротерапия), хорошо зарекомендовавшее себя в педиатрической практике в виде обливания, обтирания, прохладного душа. В основе действия указанных процедур лежит тонизирующее влияние не только на рецептурный аппарат кожи, сосудистый тонус, но и на иммунную систему. Обливания и обтирания детям следует начинать летом водой с температурой 36–37? с постепенным снижением до комнатной (каждые 3–4 дня на 1?). Эффективны ежеднев­ный, прохладный дождевой душ; подводный душ – массаж (джакузи). Назначение в домашних условиях лечебных ванн с различными растительными добавками тонизирующей направленности (настой белокопытника, березового, смородинового листа; эфирные масла апельсина, базилика, розмарина и др.) требует большой осторожности, ибо несоблюдение рекомендаций по температурному режиму воды (оптимальная t – 36,5–37?) и продолжительности процедуры (7–12 мин.) может привести к пародоксальному эффекту, вплоть до развития синкопального состояния. Необходимо иметь в виду возможность развития аллергической реакции на растительное сырье, ибо известно, что при парасиматикотонии наблюдается склонность к различным аллергическим реакциям. В условиях санаторно–курортного лечения широко применяется бальнеотерапия в виде лечебных ванн с природной минеральной водой;
• иглорефлексотерапию, принцип действия которой заключается в нормализации нейровегетативных взаимодействий, улучшении микроциркуляции и, соответственно, восстановлении обеспечения тканей кислородом. В последние годы разработан и внедрен в практику эффективный метод иглорефлексотерапии в виде термопульсации с воздействием на акупунктурные точки инфракрасным излучением;
• физиотерапию с применением процедур, обладающих стимулирующим эффектом, приводящим к нормализации сосудистого тонуса. Весьма эффективен электросон с индивидуально подобранной частотой импульсов. Электрофорез по Вермелю на воротниковую зону с растворами кофеина, бромкофеина, мезатона дает положительную динамику при головокружениях, упорной цефалгии, обмороках и ортостатической дизрегуляции [4];
• ароматерапию (лечение ароматами), оказывающую отчетливое влияние на сердечно–сосудистую систему, нервно–психическую сферу и обладающую противовоспалительным, антивирусным и антимикробным эффектами. Ароматические эфирные масла розмарина, мускатного шалфея, апельсина, базилика, аниса, гвоздики, чабреца, оказывая стимулирующее и тонизирующее воздействие на сосудистую стенку, повышают АД, улучшают микроциркуляцию. Корри­гируя активность нервной системы, указанные аромомасла снижают раздражительность, нервное напряжение, устраняют фобии, чувство тревоги, недостаток самообладания, повышают умственную и физическую активность [9].
Применение:
– массаж – 3–5 капель масла на 20–30 мл массажного крема или масла;
– аромолампа – 1–3 капли на 30 мл теплой воды.
При наличии аллергической отягощенности лечение начинать с осторожностью.
Медикаментозную терапию следует проводить при отсутствии эффекта от комплекса немедикаментозных мероприятий, дифференцировано в зависимости от клинических проявлений и причинных факторов, вызвавших вегетативную дизрегуляцию с развитием артериальной гипотонии у детей и подростков. Применяются следующие группы лекарственных препаратов:
• растительные адаптогены;
• холинолитики;
• ноотропные препараты;
• церебропротекторы;
• антиоксиданты;
• антидепрессанты и транквилизаторы.
В большинстве случаев терапия гипотонии начинается с адаптогенов – средств, стимулирующих ЦНС и активность симпатического отдела ВНС. При наличии заторможенности, апатии, сниженной умственной работоспособности, повышенной сонливости, сопровождающихся головными болями, головокружением, обмороками, детям и подросткам назначают адаптогены растительного происхождения. Обладающие адреномиметическим действием указанные средства способствуют формированию приспособительных реакций путем регуляции равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре и подкорковых вегетативных центрах, активизации функций внутренних органов, повышению сосудистого и мышечного тонуса.
К таким растительным средствам относятся: лимонник, аралия, женьшень, левзея, радиола розовая (золотой корень), элеутерококк, заманиха татарник, листья и кора лещины, заячья капуста. Идеальным адаптогеном для детей является корень солодки.
Адаптогены назначаются 1 раз в сутки в утренние часы в виде настоев, настоек и отваров. Продол­жительность курса лечения 3 недели. Адаптогены следует назначать с осторожностью при нарушениях сердечного ритма. Для отдельных из них имеются возрастные ограничения и противопоказания:
– для женьшеня – повышенная кровоточивость (прием с 12 лет);
– для лимонника – повышенное внутричерепное давление, наличие судорожной готовности;
– для аралии – гиперкинезы, беспокойный поверхностный сон.
Из медикаментозных средств наиболее используемым и эффективным в педиатрической практике является мидодрин – a–адреномиметик [1].
Антихолинергические препараты обладающие одновременно адрено– и холинолитической активностью, назначаются при гипотонии, сопровождающейся раздражительностью, по­верхностным ночным сном, дисфункцией синусового узла нейровегетативного генеза.
Ноотропные препараты показаны детям и подросткам с выраженной клиникой вегетативной дистонии. При этом гипотония с ее многообразием симптоматики является лишь составной частью целого комплекса клинических проявлений дистонии. Это наблюдается в тех случаях, когда в анамнезе имелось тяжелое течение перинатальной энцефалопатии и отмечаются резидуально–органические изменения в ЦНС. При­менение ноотропных препаратов патогенетически обосновано, поскольку они оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у данного контингента высшие психические сферы (внимание, память, речь, контроль психической деятельности). Кроме того, эти препараты положительно влияют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга [10].
По химической структуре ноотропы – это неоднородная группа препаратов. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя пирацетам, глицин, пиридитол, ГАМК–ергические препараты.
Гопантеновая кислота в отличие от других ГАМК–ер­ги­ческих препаратов является естественным медиатором ГАМК в нервной ткани. Благодаря особенностям молекулярного строения гопантеновая кислота проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает воздействие на функциональную активность ЦНС. Препарат обладает наиболее мягким психостимулирующим эффектом в сочетании с умеренным седативным [12]. К преимуществам гопантеновой кислоты при сравнении с другими ноотропами относится ее нейропротекторное и нейротрофическое действие [10,12].
Цереброваскулярные препараты назначаются с целью улучшения мозговой гемодинамики и микроциркуляции у детей и подростков, перенесших травму головного мозга, а также имевших перинатальную патологию с развитием в дальнейшем вегетативной дизрегуляции с яркой и стойкой клинической симптоматикой гипотонии.
Среди указанной группы препаратов при гипотонии применяется курсовое лечение циннаризином, винпоцетином. Из препаратов многокомпонентного действия, включающего улучшение мозгового кровотока и нейрометаболический эффект, применяются актовегин и средства растительного происхождения – гинкго–би­ло­ба, оксибрал.
Антиоксидантная терапия применяется для снижения интенсификации перекисного окисления липидов, следствием чего является стабилизация клеточных мембран, восстановление их проницаемости и, соответственно, повышение энергообеспечения клеток, нарушенных в условиях вегетативной дизрегуляции.
Литературные данные указывают на наличие отчетливой взаимосвязи между вегетативной раскоординацией и дестабилизацией клеточных мембран с развитием энергодефицита клеток и нарушением их функций, особенно в условиях хронической стрессовой реакции [13,14].
В настоящее время имеется большое количество различных лекарственных препаратов, обладающих антиоксидантным действием. К ним относятся средства растительного происхождения, жирорастворимые витамины А, Е; янтарная кислота в комплексе с лимонной, убихинон и др.
Антидепрессанты, анксиолитики, большие транквилизаторы в педиатрической практике назначаются строго индивидуально, при этом желательно, чтобы показания к их назначению определял психоневролог с учетом специфики симптомов и необходимости проведения дифференциальной диагностики с нерв­но–психическими растройствами. Подросткам с гипотонией при недостаточной активности, ощущении постоянной усталости, нарушении сна, апатии педиатр может рекомендовать естественный антидепрессант растительного происхождения – зверобой в различных лекарственных формах [15].
Таким образом, только последовательный комплексный, индивидуальный, эпиопатогенетический подход к лечению артериальной гипотонии с ее полисистемной симптоматикой позволит контролировать ее течение, предупредить ее прогрессирование и способствовать отчетливому улучшению качества жизни в детском и подростковом возрасте.

Читайте также:  Алкоголь при гипотонии желчного пузыря

Литература
1. Леонтьева И.В. Лекции по кардиологии детского возраста.–М., 2005. С. 405–503.
2. Леонтьева И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков.// Лекция для врачей.–М., 2002, 62с.
3. Гитун Т.В. Диагностический справочник кардиолога.– М. : АСТ, 2007, С. 316–329.
4. Белозеров Ю.М. и соавт. Нейроциркуляторная дистония.// В кн. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Клиническая кардиология.– М.,2004.– С.170–172.
5. Кушнир С.М., Антонова Л.К. Вегетативная дисфункция и вегетативная дистония– Тверь., 2007, 215 с.
6. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей в 2–х томах.–М.: Медицина, 1987. – Т.1.– С. 303–337.
7. Коровина Н.А. и соавт. Вегетативная дистония у детей.// Руководство для врачей.–М., 2006, 67 с.
8. Заславская Р.М. Хронотерапия больных гипертонической болезнью. //Medikal Market.–1998. – №29.– С.18–21.
9. Потапенко В.П. Низкое давление. Причины и эффективное лечение. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.– 94с.
10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дифицитом внимания у детей: диагностика и лечение.//РМЖ.– Т.14.–№1, 2006, С. 51–56.
11. Путилина М.В. Современные представления о ноотропных препаратах.// Лечащий врач.– №5, 2006, С. 10–14.
12. Сосина В.Б. Возможности и перспективы применения Пантокальцина а клинической практике.//РМЖ.–Т.14.–№2, 2006, С. 109–111.
13. Курочкин А.А. и соавт. Нейроциркулярная дистония у детей и подростков (обзор литературы и взгляд клиницистов на спорные вопросы терминологии, этиологии, патогенеза, клиники и лечения).// Российский вестник перинатологии и педиатрии.– 1999.– №6.– С. 21–25.
14. Неудахин Е.В. Вегетативные изменения при хронической стрессовой реакции у детей.// Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002».– М., 2002.– С. 207.
15. Окороков А.Н., Базенко Н.П. Нейроциркулярная дистония. –М.: Мед. лит., 2004,– 192 с.

источник

Гипотония — это клиническое определение низкого артериального давления. При таком состоянии нарушается гомеостаз в организме, что приводит к лишению головного мозга, сердца и других жизненно важных органов кислорода и питательных веществ.

Артериальное давление, так же как и пульс, частота дыхания и температура тела, относится к основным биологическим показателям, поэтому крайне важно вовремя проконтролировать его величину.

При различных детских заболеваниях может определяться гипотония. В одних случаях она имеет крайне важное диагностическое значение, в других не имеет особой ценности. Определяется АД у детей чаще всего тонометром, который может очень маленьким деткам надеваться на пальчик и автоматически показывать результат измерения через минуту-две.

Читайте также:  Адреноблокаторы для лечения гипотонии

Видео: ГИПОТОНИЯ, низкое давление: причины, симптомы, как лечить.

Гипотония чаще всего является симптомом другого, основного, заболевания, и за своим механизмом развития, продолжительностью и особенностью клиники может быть довольно неоднородной. Механизмы развития гипотонии могут быть различны:

  • Уменьшается минутный и ударный выброс сердца.
  • Снижается периферическое сопротивление сосудов.
  • Сокращается объем циркулирующей крови.
  • Недостаточное венозное возвращение крови к сердцу.

Указанные изменения гемодинамики могут сочетаться, либо возникать в изолированной форме. Для более точного определения основных характеристик гипотонии существует ее классификация.

  • Острая гипотония — возникает из-за резкого снижения АД.
  • Хроническая, которая бывает:
    • Первичная — представляет собой отдельное заболевание, определяется еще как эссенциальная или идиопатическая гипотония.
    • Вторичная — возникает на фоне других заболеваний, поэтому считается их симптоматическим проявлением.

В хронической гипотонии отдельно выделяют физиологическое снижение АД, которая чаще всего не выходит за нижние границы нормы и при этом ребенок себя чувствует хорошо. В таких случаях врачи говорят о врожденной предрасположенности организма к реакциям, связанным с низким артериальным давлением.

Ортостатическая гипотония — еще одна форма сниженного АД, которая характеризуется появлением признаков нарушения при переходе из горизонтального положения в вертикальное. У детей подобное расстройство нередко связывают с изменением неврологических реакций. При их расстройстве тонус сосудов не так быстро успевает среагировать на смену положения тела, в результате чего возникают свойственные для гипотонии симптомы.

Предоставляются показатели нормы артериального давления у детей в зависимости от возраста, представленные PALS Guidelines, 2015 г.

Возраст Систолическое давление Диастолическое давление Систолическая гипотензия
Новорожденные (12 ч, Причины

У взрослых гипотония обычно протекает более благоприятно, чем у детей. В последнем случае артериальное давление (АД) может понижаться по разным причинам и наименее опасной и обратимой считается обезвоживание. Иные факторы развития представляют явную угрозу жизни и сюда в первую очередь относится шоковое состояние.

Согласно установленным в медицине представлениям, обезвоживание (дегидратация) возникает в том случае, когда человек потребляет недостаточное количество жидкости, на что организм начинает реагировать снижением артериального давления со всеми вытекающими последствиями.

Чаще всего обезвоживание развивается на фоне диареи, гипертермии, усиленных физических упражнениях в жаркое время года или в душном помещении. Механизм развития гипотонии из-за дегидратации довольно простой: При недостаточном поступлении в организм жидкости или усиленном ее выведении уменьшается объем циркулирующей крови, что приводит к снижению АД.

  • Прием медикаментов

Самовольный прием лекарств запрещен именно по той причине, что человек, далекий от медицины, не знает действие того или иного вещества. А часть из них влияют на сосуды таким образом, что они могут расширяться или, наоборот, сужаться. В результате артериальное давление повышается или снижается.

Гипотония возникает чаще всего на фоне приема таких лекарств, как гидралазин (сосудорасширяющий препарат), нифедипин (блокатор кальциевых каналов), Последний препарат блокирует проникновения кальция в клетки сосудов и сердца (кардиомиоциты), что приводит к увеличению просвета сосудов и, как следствие, гипотонии.

В развитии этого заболевания основную роль играет недостаточное количество железа, из-за чего количество эритроцитов падает, а вместе с этим развивается анемия (малокровие). Поскольку анемия может протекать в хронической форме на протяжении многих лет, далеко не всегда удается сразу определить нарушение. Среди всех симптомов этого заболевания наиболее выражена ортостатическая гипотензия. Иногда анемия развивается очень быстро, тогда определяется резкое снижение АД.

  • Недостаточность надпочечников

Нормальная работа организма во многом зависит от гармоничного функционирования надпочечников. Этот орган производит крайне необходимые гормональные вещества, поэтому при их недостатке развиваются различные патологические состояния. В частности, недостаточное поступление в кровь альдостерона (минералокортикоиды) вызывает снижение в ней концентрации соли, что в свою очередь приводит к гипотонии.

  • Шоковое состояние

Понятие “шока” зачастую связано с теми состояниями, когда по тем или иным причинам происходит резкое сужение сосудов и, как следствие, к органам и тканям перестает поступать кислород и питательные вещества. Если шок связан с бактериальной инфекцией, тогда говорят о сепсисе. Длительно и тяжело протекающая диарея способна привести к уменьшению объема крови настолько, что возникнет гиповолемический шок. У детей, по сообщению докторов Венди Померанц и Марк Робак, снижение артериального давления до ⅓ компенсируется усилиями организма, поэтому в таких случаях ребенок себя чувствует удовлетворительно. Если падения АД продолжается, тогда состояние больного резко ухудшается и развивается шок. Поэтому крайне важно не допустить развитие заболевания до этого этапа.

Необходимо знать, что шок, анемия, дегидратация могут возникнуть из-за кровотечения, которое бывает внутренним и внешним. В таких случаях чаще всего говорят об острой гипотонии. Чем больше крови теряет больной, тем более выражена клиника и тяжелее его состояние.

Другие причины гипотонии у детей:

  • Наследственная предрасположенность.
  • Врожденная гипоплазия аорты (сужение аорты).
  • Снижение вязкости крови.
  • Голодание.
  • Нехватка витаминов Е, С, В5
  • Ревматизм.
  • Сколиоз.
  • Резкая смена климата и пр.

Видео: Что может быть причиной пониженного давления и упадка сил? — Доктор Комаровский

Проявления ортостатической гипотензии и физиологической гипотензии сходны между собой. Они включают:

  • Головокружение
  • Нечеткое зрение
  • Путаницу в сознании
  • Слабость во всем теле
  • Чувство усталости
  • Тошноту

Ортостатическая гипотония может произойти в течение нескольких секунд или после того, как ребенок сидел или лежал. Если при появлении симптомов больной будет находиться некоторое время в спокойном состоянии, тогда проявления, как правило, проходят.

Тяжелая гипотензия, связанная с шоком

Ранние признаки и симптомы сниженного притока крови к мозгу включают в себя слабость, сонливость и путаницу сознания.

Со временем, когда состояние ухудшается, больной не сможет спокойно сидеть. Если патология продолжает развиваться, нередко возникает потеря сознания. Шок часто является фатальным, если вовремя не оказана медицинская помощь.

Другие признаки и симптомы шока зависят от причин его возникновения. Когда определяется шоковое состояние на фоне низкого объема крови (например, из-за острой кровопотери) или плохой насосной функции сердца (например, из-за врожденного порока развития), тогда проявляются следующие признаки:

  • Кожа становится холодной и влажной на ощупь. Часто выглядит синей или бледной. Если нажать, цвет вернется к норме медленнее, чем обычно. Под кожей появляется синеватая сеть линий.
  • Пульс становится слабым и быстрым.
  • Ребенок начинает дышать очень быстро.
  • Когда экстремальное расширение кровеносных сосудов вызывает шок (например, при вазодилатационном шоке), больной чувствует себя вначале теплым и покрасневшим. Позже кожа становится холодной и потной, у больного появляется сонливость.

Шок является чрезвычайной ситуацией, и при его возникновении нужно обращаться сразу за скорой помощью

Гипотония диагностируется на основании истории болезни, физического осмотра и результатов различных тестов и инструментальных методов исследования.

Диагностические исследования

Гипотония на фоне шока — это опасное для жизни состояние, требующее неотложной помощи. Для других типов гипотонии врач может рекомендовать методы диагностики, позволяющие узнать причину болезни и сделать клиническое заключение.

  • Анализы крови

Для исследования берется небольшое количество крови из пальца или вены руки с помощью скарификатора или иглы. Процедура выполняется быстро, но деток, особенно маленьких, при этом нередко приходиться придержать, чтобы они резко не двигались. Анализ крови может показать, есть ли анемия или низкий уровень сахара в крови.

  • Электрокардиография

Это простой метод диагностики, который позволяет записать электрическую активность сердца. В результате получаются данные о работе сердца, есть ли неустойчивый или нерегулярный ритм и пр. ЭКГ также показывает силу электрических сигналов, с которой они проходят через миокард.

  • Холтеровский мониторинг

С помощью специальных медицинских устройств, которые регистрируют электрическую активность сердца, определяется сердцебиение на протяжении суток. Далее проводится такой же анализ полученных данных, как и в случае со стандартной ЭКГ.

  • Эхокардиография

В этом исследовании используются звуковые волны для создания движущегося изображения сердца. Существует несколько типов эхоКГ, в том числе эхоКГ-напряжения. Этот способ диагностики является частью стресс-теста, который обычно делается, чтобы выяснить, есть ли у ребенка нарушения кровоснабжения сердца.

Во время измерения АД у ребенка родители или воспитатели должны следить за тем, чтобы врач соблюдал следующий алгоритм действий:

  • Размер манжеты

Поскольку манжета неправильного размера может способствовать получению неточных данных, нужно убедиться, что врач выбрал правильный размер. Как правило, он зависит от размера руки и длины самой манжеты, под которой, при затягивании, остается место для головы стетоскопа.

Недавняя физическая активность может исказить результаты исследования, поэтому нужно подождать, пока ребенок будет относительно спокойным в течение как минимум 5 минут, прежде чем начать измерение. Во время процедуры дети должны спокойно сидеть, желательно в расслабленном состоянии. Родителю вместе с ребенком можно сделать пару глубоких вдохов, что поможет устранить тревожащее состояние.

Во время посещения должно быть проведено как минимум два измерения с небольшим интервалом.

  • Согласованность

Если автоматическое устройство впервые обнаруживает изменение артериального давления, рекомендуется второй раз задействовать Золотой стандарт — стетоскоп и обычный тонометр, вместо того, чтобы делать повторное определение АД цифровым устройством.

Лечением детей больных на гипотонию чаще всего занимается детский кардиолог. Дополнительно могут подключаться к консультированию врачи такой специализации, как хирурги, нефрологи, неврологи.

Лечение зависит от типа гипотензии и тяжести симптомов. Цель лечения — восстановить нормальное кровяное давление, чтобы облегчить симптомы. Другая задача — повлиять на имеющийся фактор риска, вызывающий гипотензию.

У клинически здорового человека низкое кровяное давление без каких-либо признаков обычно не представляет опасности, поэтому специфическое лечение не требуется.

Если определяются признаки гипотонии, тогда нужно расположить ребенка в сидячем или лежачем положении. Также можно положить ноги выше уровня сердца. Если при этих действиях симптомы быстро не исчезнут, следует обратиться за медицинской помощью.

Ортостатическая гипотензия

Для лечения ортостатической гипотензии доступно много терапевтических методов. В первую очередь врач может посоветовать внести изменения в образ жизни, например:

  • Пить много жидкости, например воду или негазированные напитки, содержащие такие микроэлементы, как натрий и калий.
  • Медленно вставать с лежачего или сидячего положения.
  • Сидя не следует скрещивать ноги.
  • Нужно медленно увеличивать количество времени, которое проводится сидя, особенно если приходится долго не двигаться из-за состояния здоровья.
  • Питание лучше проводить небольшими порциями, из низкоуглеводных, насыщенных витаминами продуктов.

Для новорожденных и грудничков врач может прописать специальные витаминные комплексы в соответствующей возрастной дозе.

Если медицинский препарат вызывает снижение артериального давления, врач может изменить лекарство или скорректировать дозу, которую принимает ребенок.

Лишь несколько лекарств используются для лечения ортостатической гипотензии. Чаще всего применяется флудрокортизон и мидодрин, и только после врачебной консультации.

Физиологическая гипотензия

Специфическое лечение этой формы гипотонии чаще всего не проводится, при этом дети подобное состояние нередко перерастают. Дополнительно можно использовать следующие рекомендации:

  • Избегать ситуаций, при которых возникают симптомы, такие как длительное пребывание на солнце или в душном помещении. Неприятные, расстраивающие или страшные ситуации также могут вызвать симптомы сниженного АД.
  • Нужно пить достаточно жидкости, при этом детям больше подойдут витаминизированные напитки.
  • Необходимо увеличить потребление соли (после предварительной консультации у лечащего врача).

При незначительных проявления гипотонии полезно научиться распознавать симптомы, которые возникают до обморока и принимать меры для повышения кровяного давления. Например, кладя голову между коленями или лежа, можго помочь поднять АД.

Тяжелая гипотензия, связанная с шоком

Шок представляет опасность для жизни из-за развития чрезвычайной ситуации. Как правило, больные в шоковом состоянии требуют немедленного вмешательства медицинского персонала.

Цели лечения шока заключаются в следующем:

  • Восстановить кровообращение по всему организму как можно быстрее, чтобы предотвратить повреждение органов
  • Найти и обратить вспять причину удара
  • Кровь или специальные жидкости вводятся в кровоток, чтобы восстановить нормальное кровообращение.
  • Лекарства могут помочь повысить кровяное давление или сделать сердцебиение сильнее. В зависимости от причины шока могут потребоваться другие методы лечения, такие как антибиотики или оперативное вмешательство.

Видео: Как лечить низкое давление | Гипотония| #низкоедавление #edblack

Жизнь с гипотонией

Врачи могут успешно вылечить гипотонию. Многие люди после такой терапии, ведут нормальную, здоровую жизнь.

Если у ребенка определяется гипотония, тогда можно принять меры для предотвращения или ограничения симптомов, таких как головокружение и обморок.

Если диагностирована ортостатическая гипотензия, нужно медленно вставать после сидения / лежания или двигать ногами, прежде чем менять свое положение. Другие изменения образа жизни также могут помочь контролировать гипотонию.

Во время и после восстановления кровообращения различная степень повреждения органов может оставаться и при возможности они должны быть выявлены и вовлечены в медицинский контроль. Например, острый трубчатый некроз может быть следствием нескомпенсированного шока.

Печень и кишечник бывают повреждены во время шока, что приводит к кровотечению и увеличению риска некротизирующего энтероколита, особенно у недоношенных детей.

Степень необратимого повреждения головного мозга, вероятно, наиболее тревожно контролируется после шока, потому что мозг настолько чувствителен к гипоксически-ишемическому повреждению, что на этом фоне компенсационные методы нередко являются неудачными.

Наиболее неблагоприятна в своем развитии гипотония, связанная с шоком. Это состояние остается основной причиной неонатальной заболеваемости и смертности. Прогноз после неонатального шока связан с основной причиной (например, сепсисом, сердечными заболеваниями) и травмами, полученными во время неадекватной перфузии.

Раннее распознавание и лечение неонатального шока необходимы для максимизации результатов терапии. Заболеваемость вследствие травмы конечных органов и их дисфункции сходна. Частые осложнения включают легочную, почечную, эндокринную, желудочно-кишечную и неврологическую дисфункцию. Задержка диагностики и лечения может привести к постоянным неврологическим последствиям, таким как церебральный паралич, эпилепсия и умственная отсталос

При физиологической и ортостатической гипотонии прогноз чаще всего благоприятный, поскольку эти состояния не приводят к существенным нарушениям качества жизни ребенка.

Видео: НИЗКОЕ артериальное ДАВЛЕНИЕ | нижнее | АД | Гипотония | ВСД | Что делать | Как лечить | Доктор Фил

источник