Меню Рубрики

Артериальная гипертония и гипотония у детей

Изменения уровня артериального давления (АД) часто встречаются в детской практике как в сторону как его повышения (артериальные гипертензии), так и понижения (артериальные гипотензии), особенно в пубертатном возрасте.

Повышение артериального давления у детей и подростков встречается в 5-10 % случаев. Принято различать первичную (эссенциальную) и вторичную артериальные гипертензии. Считается, что артериальная гипертензия у детей в большинстве случаев является вторичной. До пубертатного возраста повышение артериального давления наблюдается чаще всего при заболеваниях почек (около 70 %), эндокринной системы (детский эндокринолог клиники «Маркушка» — консультации), сердечно-сосудистой системы и т.д.

В пубертатном периоде высокая частота артериальной гипертензии обусловлена прежде всего гормональной перестройкой, при которой большое значение имеет увеличение продукции адреналина и альдостерона.

В большинстве случаев повышение артериального давления у детей выявляется случайно, и необходимы поиски основного заболевания, приведшего к гипертензии.

У детей школьного возраста артериальная гипертензия чаще встречается при вегетативно-сосудистой дистонии. Обычно у этих детей выражена эмоциональная лабильность, они предъявляют много жалоб: на плохое самочувствие, раздражительность, легкую утомляемость, боли в области сердца, головные боли (электроэнцефалограмма детям — поликлиника «Маркушка») и т.д. При объективном обследовании выявляются тахикардия, резистентный верхушечный толчок, прослушивается функциональный шум, иногда акцент II тона над аортой. Артериальное давление превышает возрастную норму.

У детей раннего возраста артериальная гипертензия чаще протекает бессимптомно. Реже она проявляется задержкой физического развития, признаками сердечной недостаточности, одышкой, рвотой, повышенной или пониженной возбудимостью, судорогами.

Первичную артериальную гипертензию необходимо дифференцировать с заболеваниями, при которых повышение артериального давления является ведущим симптомом (вторичные гипертензии) — почечной, эндокринной, нейрогенной и сердечно-сосудистой гипертензией.

Почечная гипертензия — в детском возрасте наиболее частая форма вторичной гипертензии. Среди ее причин различаются преренальные (стеноз одной или обеих почечных артерий, компрессия одной из почечных артерий опухолью, гематомой, воспалительным процессом, тяжелый стеноз перешейка аорты и др.), ренальные (пороки развития почек, хронический и острый гломерулонефрит, острый и хронический пиелонефрит, диабетический гломерулосклероз и др.) и постренальные нарушения, сопровождающиеся затруднением оттока мочи и ее задержкой. Диагноз вазоренальной гипертензии можно заподозрить по стабильной гипертензии с преимущественным повышением диастолического давления, резистентности к медикаментозной терапии.

Артериальная гипертензия эндокринного генеза наблюдается при феохромоцитоме, синдроме Иценко-Кушинга, адреногенитальном синдроме с гипертензией, первичном альдостеронизме (синдроме Конна), синдроме Бартера, гипертиреозе.

Гиперальдостеронизм — повышенная секреция альдостерона — может быть обусловлен первичным поражением надпочечников или факторами, активирующими ренинангиотензинную систему.

Синдром Конна вызывается адьдостеронпродуцирующей опухолью — аденомой клубочковой зоны или гиперплазией коры надпочечников. В детском возрасте прежде всего следует думать о вторичном гиперальдостеронизме (стеноз почечной артерии, заболевания почек, адреногенитальный синдром). Характерными признаками синдрома Конна являются артериальная гипертензия с гипокалиемией. У больных резко повышено артериальное давление, что сопровождается головной болью, головокружением, нарушением зрения. Хроническая гипокалиемия проявляется адинамией (утомляемость, дискомфорт, мышечная слабость, периодические параличи), канальцевой нефропатией (полиурия, никтурия, полидипсия).

Гипертензия при синдроме Конна диагностируется по гипокалиемии, обусловливающей хронические поносы с общей адинамией вплоть до периодических параличей. Другие симптомы — гипернатриемия и гиперхлоремия, замедление роста.

Синдром Бартера — гиперплазия юкстагломерулярного аппарата — также характеризуется гиперальдостеронизмом (вторичный гиперальдостеронизм), который нормализуется под влиянием препаратов, тормозящих синтез простагландинов (индометацин).

Гиперкортицизм (синдром Иценко-Кушинга и болезнь Иценко-Кушинга) — синдром, развивающийся в результате гиперфункции коры надпочечников, проявляющийся атипичным ожирением («буйволово» ожирение), артериальной гипертензией, остеопорозом, гипергликемией. Причинами гиперфункции могут быть: изменения в гипоталамусе, базофильная аденома передней доли гипофиза, опухоли коры надпочечников (аденома, рак) и другие опухоли, продуцирующие полипептиды, по строению и действию близкие к АКТГ, длительный прием глюкокоргикоидов.

Клиническими симптомами повышенной секреции глюкокортикоидов являются: ожирение, замедленный рост, остеопороз, полицитемия, снижение толерантности к углеводам. На коже живота, плеч, бедер появляются синюшно-багрового цвета полосы растяжения (стрии). Избыточный синтез андрогенов вызывает гирсутизм, вирилизацию (преждевременное оволосение по мужскому типу), появляются угри. Следствием повышенной секреции альдостерона является высокое АД, которое приводит к изменению сосудов глазного дна (детский окулист — осмотр в поликлинике «Маркушка»), почек, нарушению мозгового кровообращения, гипернатриемии и гиперхлоремии.

Феохромоцитома — опухоль, секретирующая катехоламины (адреналин, норадреналин) и происходящая из хромаффинных клеток. Чаще источником ее служит мозговое вещество надпочечников, реже — абдоминальная симпатическая цепочка на уровне нижней брыжеечной артерии или ее бифуркации и другие симпатические ганглии. Часто это наследственное заболевание с аутосомно-доминантным типом наследования, нередко ассоциируется с другими синдромами и опухолями. Для феохромоцитомы характерны приступообразные гипертонические кризы, в момент приступа — бледность, тошнота, рвота, боли в животе, могут быть полиурия и полидипсия.

Диффузный токсический зоб (базедова болезнь) — органоспецифическое аутоиммунное заболевание, проявляющееся повышением продукции тиреоидных гормонов щитовидной железой (необходим осмотр детского иммунолога — поликлиника «Маркушка»). Клиническая картина заболевания характеризуется синдромами поражения нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, глазными симптомами, увеличением щитовидной железы. Изменения со стороны нервной системы проявляются жалобами на плохой сон и быструю утомляемость, вегетативными сдвигами — потливостью, чувством жара, повышением температуры до субфебрильных цифр, тремором пальцев рук, век, языка, повышенной возбудимостью, неустойчивым настроением. Тахикардия является ранним и постоянным признаком заболевания, сохраняется во время сна, нарастает параллельно тяжести заболевания, пульс высокий и быстрый, систолическое артериальное давление повышено, диастолическое снижено, тоны сердца усилены, над сердцем прослушивается систолический шум. Синдром желудочно-кишечных расстройств характеризуется «волчьим» аппетитом, не сопровождающимся прибавкой массы тела (напротив, ребенок худеет), появлением жажды, дисфункцией желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей, гастроптоз, пилородуоденоспазм, поносы), увеличением печени.

Стеноз перешейка аорты как причина гипертензии легко диагностируется по повышению АД на верхних конечностях, в то время как на ногах пульс малый или отсутствует и артериальное давление снижено. Диагноз подтверждается сонографией с допплерографией. Открытый артериальный проток (боталлов) сопровождается повышением АД из-за увеличения минутного объема крови.

Повышение АД при поражении мозга (энцефалите, травме мозга, опухоли) никогда не бывает единственным симптомом и поэтому не представляет диагностической проблемы.

Гипертензия как один из симптомов отравления (ртутью, таллием, мышьяком), после исключения наиболее частых причин повышения АД, диагностируется по экскреции с мочой или уровню в крови соответствующих металлов.

Артериальные гипотензии — понижение АД, систолического и (или) диастолического за пределы возрастной нормы. Кратковременное и умеренное понижение АД у здоровых детей связано с естественными колебаниями его в зависимости от положения тела, суточного биоритма (с наибольшим снижением в предутренние часы); АД понижается после еды, физического и психического утомления (осмотр детского психолога, поликлиника «Маркушка»), пребывания в душном помещении и т.д. При нарушениях равновесия в активности нейроэндокринных систем регуляции сосудистого тонуса возникают отклонения в уровне АД в большей степени в сторону его снижения. Понижение артериального давления у детей наблюдается при многочисленных состояниях.

Физиологическая артериальная гипотензия — изолированное снижение АД, которое не сопровождается жалобами и снижением работоспособности ребенка. Она может наблюдаться у спортсменов высокого класса, при адаптации организма к условиям высокогорья, тропическому климату. Физиологическая гипотензия может быть лабильной или транзиторной. При низком АД без других проявлений нужно иметь в виду и артериальную гипотензию, являющуюся конституциональной особенностью у детей с подчеркнутой парасимпатикотонией.

Патологическая артериальная гипотензия (первичная артериальная гипотензия, нейроциркуляторная гипотензия) встречается у 4-10 % детей. Может протекать в виде гипотензии с обратимым или стойким (гипотоническая болезнь) течением, с ортостатическим синдромом.

Первичная артериальная гипотензия — мультифакториальная патология, в развитии которой ведущее значение имеют наследственная предрасположенность, а также экзогенные и эндогенные факторы, способствующие ее реализации. Из других причин следует назвать перинатальную патологию, очаги хронической инфекции, высокий инфекционный индекс (группа часто и длительно болеющих детей), психогении, гиподинамию, нарушение режима дня, умственное переутомление. Клинические проявления вариабельны и многообразны. Большинство жалоб объединяется в гипотонические симптомокомплексы: церебральный, общеневротический (детский невролог — осмотр), сердечно-сосудистый и желудочно-кишечный.

Дети с первичной артериальной гипотензией эмоционально лабильны, что проявляется повышенной обидчивостью, плаксивостью, быстрой сменой настроения, утомляемостью, общей слабостью. Они часто жалуются на головную боль (чаще во второй половине дня) давящего, ноющего характера. Каждый второй ребенок жалуется на головокружение — в основном после сна, при резкой перемене положения тела, продолжительных перерывах в приеме пищи. Кратковременная боль в области сердца, ноющая, реже — колющая, наблюдается при физической нагрузке или общем утомлении. Разнообразие изменений сердечного выброса и периферического сосудистого сопротивления объясняет наличие 3 гемодинамических форм — сердечной, сосудистой и смешанной, — регистрируемых при первичной ПАГипо у детей. Обилие жалоб церебрального характера обусловлено нарушениями мозгового кровотока в виде ан-гиогипотонического, ангиоспастического и смешанного синдромов, в том числе затруднением оттока крови из полости черепа.

Для ортостатической первичной артериальной гипотензии типична потеря сознания в вертикальном положении, если не происходит учащение пульса. Чаще встречается менее тяжелое проявление ортостатической гипотензии (симптоматика нарушений в ортостазе возникает только при вставании, развивается быстро, сразу при перемене положения, возможны слабость, головокружение с потерей сознания).

Артериальная гипотензия среди прочих функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы является самой распространенной причиной снижения физической и умственной работоспособности, требующей коррекции.

Синдром гипотензии включает в себя отклонения не только со стороны сердечно-сосудистой, но и других систем: нервной, желудочно-кишечного тракта, почек, психоэмоциональной сферы и др.

Среди детей с артериальной гипотензией имеется контингент с угрозой дальнейшего развития гипотонической и гипертонической болезней, а также ишемической болезни сердца.

Психоневрологические особенности детей с артериальной гипотензией требуют пристального внимания педиатра (консультация педиатра — детская поликлиника «Маркушка»), своевременной консультации психоневролога с целью соответствующей коррекции.

К симптоматическим артериальным гипотензиям относятся гипотензии у больных с эндокринной патологией. Симптоматическая гипотензия может быть острой (шок, сердечная недостаточность), а также возникать как побочное явление на фоне медикаментозной терапии. Из сердечно-сосудистых заболеваний артериальная гипотензия наблюдается при стенозе митрального клапана, аортальном стенозе, сердечной недостаточности, что связано с малым систолическим объемом сердца.

источник

Гипотония у детей – это состояние, характеризующееся стойким или временным снижением артериального давления. Данная проблема достаточно актуальна для детей и подростков, так как имеет широкое распространение. Клинические проявления гипотонии весьма разнообразны, начиная от ухудшения умственной работоспособности и заканчивая резким снижением качества жизни.

Статистика последних лет указывает на то, что гипотония у детей встречается все чаще, однако в педиатрической практике этой проблеме уделено совсем мало внимания. Врачи даже до сих пор не пришли к единому мнению, как следует трактовать гипотонию: как синдром или как самостоятельное заболевание. Так, в медицинской литературе указано, что артериальная гипотония – это симптом, который характеризует ту или иную степень снижения артериального давления. В то же время низкое артериальное давление правильнее будет называть артериальной гипотензией, однако и в медицинской литературе, и в профессиональном лексиконе врачей прочно укоренилось словосочетание артериальная гипотония.

ВОЗ предложило называть термином первичной гипотонии или гипотонической болезнью любое стойкое снижение артериального давления, причина которого не установлена. В литературе можно встретить такие синонимы артериальной гипотонии, как: конституционная, первичная, эссенциальная гипотония, гипотоническая болезнь и пр. В детском возрасте гипотония чаще всего имеет нестойкий характер и обратимое течение, поэтому педиатры редко выставляют диагноз гипотоническая болезнь. Правильнее будет говорить о вегето-сосудистой дистонии по типу гипотонии. Тем не менее, этот термин подразумевает гипотонию у детей.

Статистические данные широко колеблются. Артериальная гипотония у детей варьируется в пределах от 3,1 до 20,9%.

Причем эти цифры растут параллельно увеличению возраста ребенка и выглядят следующим образом:

1,2-3,1% дети младшего школьного возраста;

9,6-14,3 дети старшего школьного возраста.

Мальчики от артериальной гипотонии страдают реже, чем девочки.

Причины артериальной гипотонии у детей определяются целым комплексом различных составляющих, поэтому первичную гипотонию рассматривают как мультифакторную патологию. Ученые считают, что в основе гипотонии у детей лежат такие причины, как: наследственная предрасположенность, эндогенные и экзогенные влияния.

Наследственная предрасположенность. Гены, которые отвечали бы за передачу гипотонии от родителей детям на данный момент времени не выявлены. Тем не менее, установлено, что у тех людей, которые имеют к данной патологии наследственную предрасположенность, она протекает тяжелее. Статистика варьируется в широких пределах. Считается, что по материнской линии гипотония передается чаще, чем по отцовской: 35-54% против 20-23% соответственно. Если беременная женщина страдает от низкого давления, то риски рождения ребенка с перинатальной патологией центральной нервной системы возрастают. Кроме того, увеличивается угроза выкидыша.

Возраст. Установлено, что период полового созревания является наиболее опасным в плане развития гипотонии. Чаще патология регистрируется у детей с ускоренным физическим развитием, а также с задержкой физического развития.

Личностные характеристики. Известно, что чаще и сильнее страдают от гипотонии ранимые дети с выработанным гипертрофическим чувством долга и с завышенной самооценкой. В данном случае артериальная гипотония является следствием постоянного внутриличностного конфликта.

Очаги хронической инфекции. Чем чаще болеет ребенок, чем больше у него хронических заболеваний, тем выше риск развития гипотонии в детском возрасте. Это объясняется нарушением реактивности нервной системы и ее сосудо-двигательного центра.

Хроническое эмоциональное напряжение, продолжительные стрессы. Чем больше внутри семьи в которой растет ребенок создается психотравмирующих ситуаций, тем выше риск развития гипотонии.

Плохие социальные и жилищно-бытовые условия могут сказаться на скорости развитии патологии.

Частые стрессы и умственное перенапряжение.

Малоподвижный образ жизни.

Кроме того, стойкое падение давления может происходить из-за серьезных нарушений в организме ребенка, из-за сложных заболеваний и пороков развития. Но в данном случае гипотония будет являться ожидаемой. Такая патология выступает как вторичный симптом первичного заболевания. Например, если речь идет о массивных внутренних кровотечения, пороках сердца, сердечной недостаточности, травмах, болезнях эндокринной системы, болезнях почек, сахарном диабете и т. д.

Артериальная гипотония у детей может являться следствием приема медикаментозных препаратов, например, при передозировке антигистаминными средствами, антидепрессантами, бета-блокаторами, антагонистами кальция и пр.

Симптомы гипотонии у детей многообразны, клиническая картина представлена следующим образом:

Нарушения со стороны ЦНС: ухудшение умственных способностей, головные боли различной интенсивности, частые головокружения, эмоциональная неустойчивость. Практически все дети испытывают проблемы с ночным отдыхом, быстро устают в дневные часы. Головные боли манифестируют в преимущественно утром, часто сразу после пробуждения. Они протекают по типу приступов, бывают достаточно интенсивными, пульсирующими, с локализацией в лобно-теменной области. Возможно усиление головных болей при изменении погодных условий, кроме того они могут быть спровоцированы конфликтными ситуациями.

У детей страдает память, концентрация внимания, поэтому они кажутся более рассеянными по сравнению со своими сверстниками. Естественно, что это сказывается на успеваемости в школе.

Нарушения со стороны ЖКТ: ухудшение аппетита, чувство тяжести и дискомфорта в желудке и в кишечнике, которые невозможно связать с приемом пищи. Часто дети жалуются на вздутие живота, на тошноту, иногда может наблюдаться рвота и запоры.

Нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы: боли в области сердца, ощущение собственного сердцебиения, хотя в норме работу сердца ребенок чувствовать не должен.

Дети с артериальной гипотонией плохо переносят поездки в любом транспорте.

Читайте также:  Характерно сочетание артериальной гипертонии и анемии

Возможно длительное и беспричинное повышение температуры тела до субфебрильных отметок.

Иногда может возникать ощущение нехватки воздуха.

Возможны боли в суставах и мышцах.

Не исключены носовые кровотечения, которые наблюдаются у 18% детей.

При выраженной гипотонии возможны обморочные состояния.

Чаще всего из описанных симптомов встречаются головные боли, эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость. Подобные жалобы имеются у 70-90% юных пациентов.

Диагностика гипотонии у детей начинается со сбора анамнеза с уточнением отягощающей наследственности и наличия близких родственников с сердечно-сосудистыми болезнями.

Кроме того, врач должен выяснить наличие или отсутствие конфликтных ситуаций в семье и в школе, обязан оценить уровень физической активности ребенка.

К иным методам диагностики гипотонии относят:

Мониторирование артериального давления на протяжении суток.

Выполнение тилт-теста (пассивная ортостатическая проба), в процессе проведения которого измеряют артериальное давление, отслеживают данные ЭКГ и электроэнцефалографии.

Выполнение пробы с дозированной физической нагрузкой (велоэргометрия).

Краниография и офтальмоскопия.

Чаще всего дети проходят психологическое тестирование, направленное на оценку личностных характеристик, на определение уровня личностной тревожности и т. д. Набор методов диагностики врач определяет самостоятельно в зависимости от тяжести гипотонии, возраста ребенка и т. д.

Лечение гипотонии у детей подбирается в индивидуальном порядке. Возможна медикаментозная и немедикаментозная коррекция патологии.

К немедикаментозным методам лечения относят:

Оптимизация режима дня ребенка. Дети должны отдыхать не менее 9 часов в сутки, изголовье кровати должно быть приподнятым. Обязательно времяпрепровождение на свежем воздухе не менее 2 часов.

В утренние часы необходимо проводить гимнастику, а вечером нужно отказаться от приема горячих ванн.

Дети с гипотонией не должны долго находиться под открытым солнцем.

Возможно занятие динамическими видами спорта. Полезен медленный бег, гимнастика, танцы, теннис, коньки.

Следует придерживаться диетического питания с включением в меню тонизирующих напитков (кофе или чая).

Возможно назначение мочегонных трав, среди которых березовые почки, брусничный лист и пр.

Из физиотерапевтических методик рекомендован электрофорез по Вермелю с сульфатом магния, электросон, иглорефлексотерапия. Сюда же относят минеральные ванны, циркулярный душ, душ Шарко.

Если немедикаментозные методы лечения не позволяют достичь положительного результата, то рекомендуют прием следующих препаратов:

Транквилизаторы (Грандаксин, Триоксазин).

Ноотропы (Ноотропил, Пирацетам).

Стимуляторы нервной системы.

Для начала медикаментозной коррекции должны быть определенные показания, среди которых: обмороки, астенический синдром с сильными головными болями, частые головокружения ортостатическая дисрегуляция.

Таким образом, лечение гипотонии у детей должно базироваться на комплексной психотропной и вегетотропной терапии с обязательным индивидуальным подходом в каждом конкретном случае.

Образование: Диплом по специальности «лечебное дело» получен в Волгоградском государственном медицинском университете. Тут же получен сертификат специалиста в 2014 г.

13 эффективных специй для похудения

6 причин есть корицу каждый день! Невероятная польза корицы.

Гипотония – это постоянное или периодическое понижение систолического и диастолического артериального давления ниже нормы. Об артериальной гипотонии можно говорить при падении давления ниже отметки в 100/60 мм. рт. ст. Гипотония проявляется головокружениями, проблемами со зрением, повышенной утомляемостью и.

Основные симптомы пониженного давления – слабость, головокружение и повышенная утомляемость. Чаще всего они встречаются в подростковом и юношеском возрасте, ухудшают самочувствие молодых людей, снижают настроение, не дают полноценно учиться и работать.Появление таких симптомов обусловлено несколькими факторами:

Многие люди недооценивают серьезность проблемы пониженного давления, хотя это прямой сигнал о нарушении в организме, которое портит жизнь человека. Вся сложность заключается в невозможности нормализовать давление один раз и навсегда.

Часто бывает, что давление у гипотоников падает так сильно, что им тяжело даже передвигаться. Как правило в таких случаях советуют пить кофе или есть шоколад, однако этим все и ограничивается. И тогда такие больные сами начинают искать лекарства, повышающие давление. Предоставляем большой список лекарств, которые повышают давление.

источник

Артериальную гипотензию диагностируют у детей, имеющих АД в пределах 5-го и 25-го центиля возрастных значений артериального давления (у детей школьного возраста ниже 90/50 мм рт. ст.). Различают физиологическую гипотензию (изолированное снижение АД без сопутствующих жалоб и нарушений работоспособности) и патологическую гипотензию (первичную и вторичную).

Физиологическая гипотензия возникает как проявление конституциональных особенностей, у спортсменов, при акклиматизации и адаптации организма к условиям высокогорья или тропикам, при сниженном потреблении поваренной соли (натрийзависимая).

Основным отличием патологической гипотензии от физиологической является наличие субъективных расстройств и неадекватная реакция центральных систем регуляции гемодинамики на обычные внешние воздействия.

Первичная артериальная гипотензия (ПаГ) является самостоятельной нозологической формой, при которой снижение сосудистого тонуса обусловлено изменениями функционального состояния нейро-гуморальной системы регуляции кровообращения.

Распространенность артериальной гипотензии у детей колеблется в пределах от 3,9 до 20,9% (М.Я.Студеникин, 1973). Среди школьников ее распространенность составляет 5,8-10,9% (Брязгунов И.П., 1992).

Этиопатогенез ПаГ. По современным представлениям, первичная артериальная гипотензия (ПаГ) развивается в связи с наследственной лабильностью сосудорегулирующих центров: организм детей с ПаГ характеризуется слабыми адаптационными возможностями, проявляющимися в извращенной реакции на обычные воздействия факторов внешней среды, не выходящие за предел физиологической толерантности.

Наследственная предрасположенность к гипотензии становится неблагоприятным фоном, на который наслаиваются эндогенные (осложненный перинатальный период, синдром внутричерепной гипертензии, очаги хронической инфекции, психологические особенности личности, гормональная пубертатная перестройка организма) и экзогенные (плохие социально-экономические условия, гиподинамия, нарушение режима дня, психоэмоциональное перенапряжение) факторы. Все это приводит к формированию ВСД (или нейроциркуляторной дистонии) по гипотоническому (ваготоническому) типу.

Снижение АД вызывается нарушением соотношения прессорных и депрессорных механизмов, уменьшением периферического сопротивления, дисфункцией капилляров (снижение тонуса прекапилляров и артериол), с компенсаторным увеличением ударного и минутного выброса крови (смягчает нарушение периферического кровообращения). Преобладание депрессорных влияний в механизме регуляции системного АД при ПаГ обусловлено активацией калликреин-кининовой системы. Имеет значение также действие системы простагландинов, катехоламинов, РАА и других факторов нейро-гуморальной регуляции сосудистого тонуса.

Классификация ПаГ. В течении ПаГ различают транзиторную, лабильную (нестойкую обратимую) и стабильную (выраженную стойкую) стадии. По степени тяжести ПаГ подразделяется на легкую, средней тяжести и тяжелую.

Гипотензия может быть систолической, систоло-диастолической, редко диастолической, она характеризуется низким пульсовым давлением, которое чаще не превышает 30-35 мм рт. столба.

Клиническая картина ПаГ. Жалобы детей с ПаГ могут появиться достаточно рано (7-9 лет) и в отличие от детей с гипертензией отражают изменения нервной и сердечно-сосудистой систем, ЖКТ, включают также нарушения терморегуляции (длительные субфебрилитеты), синдром гипервентиляции (вздохи, приступы одышки), артральгии и другие.

Выделяют следующие критерии тяжести ПаГ: снижение АД, его стабильность или лабильность, интенсивность и продолжительность головной боли, наличие головокружений, ортостатического синдрома и обмороков, вегетативных пароксизмов, степень снижения работоспособности.

При легкой степени ПаГ жалобы сводятся лишь к эпизодическим неинтенсивным и кратковременным головным болям. Они обычно купируются самостоятельно или после кратковременного отдыха. Провоцируют появление болей физическая и умственная перегрузка, психотравмирующие ситуации, пребывание в душном помещении, езда на транспорте. По характеру гипотензия чаще всего лабильная, по форме является систоло-диастолической.

Дети с ПаГ легкой степени отличаются повышенной метеолабильностью, десинхронозом биоритмов. Работоспособность умеренно снижена лишь во второй половине дня и у большинства детей может восстанавливаться после прогулки на свежем воздухе, в процессе лечебной гимнастики.

При средней степени ПаГвозрастает длительность (до 2 часов) и выраженность головных болей, которые умеренно ограничивают работоспособность, вызывают снижение внимания и служат препятствием для выполнения школьных заданий. С целью купировать головную боль такие дети чаще прибегают к употреблению крепкого чая, кофе или растительных адаптогенов, медикаментов, однако полное восстановление физической и умственной трудоспособности достигается только после отдыха в горизонтальном положении. Гипотензия носит систолический или (реже) систоло-диастолический характер (в последнем случае прогноз неблагоприятный, возможен переход в более тяжелую форму).

При длительном вертикальном положении или утомлении возникают кратковременные приступы головокружений. Стрессовые ситуации иногда могут сопровождаться обморочными состояниями. Наблюдаются вегетативные пароксизмы смешанного характера, усиливающиеся в дни с неблагоприятной метеообстановкой.

Тяжелая степень ПаГ, как правило, редко встречается в педиатрической практике. Головная боль при этом является продолжительной, интенсивной и значительно снижает работоспособность. Лекарственные препараты и различные стимуляторы плохо купируют такую головную боль. Облегчение наступает обычно лишь после сочетания приема препаратов и отдыха. Частыми являются вегетативные пароксизмы, в основном вагоинсулярного характера (приступы удушья, обильной потливости, с абдоминальными болями, тошнотой, рвотой, спазмом гортани, мигренеподобной головной болью, обмороками).

Значительное беспокойство причиняют детям приступы головокружений, обмороки. В клинической симптоматике могут отмечаться ортостатическая дизрегуляция, выраженное снижение физической и умственной работоспособности.

Головная боль при ПаГ появляется у школьников в середине или конце уроков, особенно после контрольных занятий и в дни с неблагоприятной метеообстановкой. Локализуется боль преимущественно в лобно-височной или лобно-теменной областях и носит тупой, давящий, реже стягивающий характер. Иногда головные боли возникают после сна. Их продолжительность варьирует от минут и часов до суток и более. Головные боли у детей с ПаГ нередко самопроизвольно купируются после физической нагрузки.

Головокружения, слабость, вялость (мозговая симптоматика) часто сочетаются с головными болями. Головокружение наблюдается при резкой перемене положения тела (при наклоне и выпрямлении туловища, при быстром подъеме с постели), в душных помещениях, езде на транспорте, длительном стоянии на линейке, оно имеет различную степень выраженности – от потемнения в глазах до кратковременного угнетения сознания и даже обморока.

Кардиалгии часто бывают у детей с гипотоническим симптомокомплексом. Как правило, это колющая (реже давящая), неинтенсивная, продолжительностью от нескольких секунд до 3-5 минут, боль в прекардиальной или околососковой области. Она не иррадиирует, возникает в покое, после эмоционального напряжения, купируется самостоятельно или седативными травами.

Десинхроноз биоритмов характерен для детей с ПаГ: больные при пробуждении ощущают слабость, причиной которой является выраженное снижение АД в утренние часы. Ночной сон беспокоен, не дает ощущения полноценного отдыха, поэтому среди дня возникает сонливость. Дети пробуждаются с трудом, не успевают позавтракать, мало гуляют на свежем воздухе, ведут малоподвижный образ жизни (телевизор, компьютер, книги).

Замедление психологических реакций у детей с ПаГ выражается в ослаблении памяти, быстрой психической истощаемости, расстройстве внимания, рассеянности, потери способности к длительному напряжению. Указанный симптомокомплекс сочетается обычно с плохой успеваемостью и частыми пропусками школьных занятий и входит в понятие снижение социальной дееспособности.

Дети с ПаГ отстают в физическом и половом развитии, имеют астенический тип конституции. Для них характерно снижение сопротивляемости к инфекционным возбудителям, отмечается угнетение защитных реакций, наличие хронических очагов инфекции.

Объективно определяются бледность (иногда «мраморность») кожных покровов, легкая синюшность под глазами, небольшой экзофтальм, повышенная потливость, холодные конечности, выражен стойкий красный (реже белый) дермографизм. При волнении появляются красные пятна на коже лица и груди, акроцианоз, тремор век, лабильность пульса. Вследствие острого снижения АД может возникнуть обморок.

Границы сердца в пределах возрастной нормы или нерезко расширены влево («вагусное» сердце). Тоны сердца приглушены (редко акцент II тона на легочной артерии), на верхушке прослушиваются III тон и короткий систолический шум. Пульс лабильный. Чаще регистрируется наклонность к брадикардии.

На ЭКГ у детей с ПаГ: брадиаритмия, нередко неполная блокада правой ветви пучка Гиса, синдром ранней реполяризации.

Из неврологической симптоматики отмечается негрубая резидуально-органическая недостаточность мозга, в ряде случаев диагностируется гипертензионно-гидроцефальный синдром. Вегетативный статус у детей с ПаГ характеризуется преимущественно парасимпатической направленностью, гиперсимпатической реактивностью и недостаточным вегетативным обеспечением деятельности (в связи со слабой активацией и быстрым истощением симпатической нервной системы).

Диагностика ПаГ. Для правильной диагностики ПаГ недостаточно констатации одного лишь факта снижения уровня систолического и/или диастолического АД.

При оценке АД нужно учитывать пол, возраст, параметры физического и полового развития, а также время измерения и сезон года.

При диагностике ВСД (НЦД) по гипотоническому типу необходимо отчетливо сознавать, что речь идет не о симптоме «гипотония», а о гипотоническом симптомокомплексе, включающем поражения многих органов и систем.

При дифференциации физиологической гипотонии учитывается, что она бывает лабильной или транзиторной, но не стабильной.

Дети с физиологической гипотензией жалоб не предъявляют или жалобы немногочисленны и включают неинтенсивную головную боль при эмоциональной или физической нагрузке, при перемене погоды, а также артральгии, боли в животе – все это проявления вегетативной лабильности (а не дистонии).

Лечение ПаГ. Терапия ПаГ у детей должна быть комплексной, индивидуальной, ранней, продолжительной. Начинается лечение с немедикаментозных мероприятий, лекарственные препараты назначают лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны немедикаметозные подходы к лечению ПаГ.

Начинают лечение с упорядочения образа жизни и повышения адаптации детей к учебе и прочим видам деятельности. Прежде всего, для устранения десинхроноза биоритмов рекомендуется четкое соблюдение режима дня как основы для согласованной деятельности органов и систем их регуляции.

Полезными являются чередование умственной нагрузки с физическими упражнениями и прогулками на свежем воздухе (не менее 2-3 часов в день, короткий отдых днем – послеобеденный сон 15-20 минут). Сон должен быть продолжительным (не менее 8 часов) и полноценным (постель с заметно приподнятым изголовьем). Утром показана гимнастика с последующими водными процедурами. Воскресные дни лучше всего проводить за городом или в парке.

Для повышения резистентности к инфекционным заболеваниям и отчасти для тренировки сосудов показаны интенсивные закаливающие процедуры – дозированные холодовые нагрузки в форме регулярного (2 раза в день, утром и вечером) обливания холодной водой, в сочетании с физическими и дыхательными упражнениями.

Учитывая патогенное влияние гипокинезии на развитие заболевания, необходима достаточная физическая нагрузка (полное освобождение от занятий физкультуры в школе нецелесообразно). Наиболее благоприятным действием обладают плавание, катание на лыжах, коньки, велосипед, настольный теннис, быстрая ходьба, туризм.

Диета заключается в дополнительном введении в рацион продуктов, содержащих витамины и незаменимые микроэлементы, повышении содержания белка и натрия.

Утром ребенок должен выпивать чашку кофе (повышение сердечного выброса). Хорошим тонизирующим действием обладает чай, особенно зеленые сорта.

Из физиотерапевтических мероприятий при ПаГ рекомендуются электросон (при выраженных невротических реакциях, повышенной возбудимости), электрофорез с мезатоном (при обмороках, головокружениях), кальцием, бромом; общее УФО в субэритемных дозах, веерные и циркуляторные души, ванны (хлоридные, солено-хвойные, радоновые, нарзанные, углекислые), массаж воротниковой зоны.

Заслуживает внимание также использование точечного массажа Шиатцу по сегментарно-рефлекторной методике и иглорефлексотерапии.

Не менее важны в лечении психологические методы: аутогенная тренировка, гипнотерапия, нейролингвистическое программирование, семейная психокоррекция.

Медикаментозное лечение, с учетом преобладания в клинической картине ПаГ астенического синдрома, начинают с препаратов, стимулирующих нервную систему – настойки китайского лимонника 1 капля/год жизни на прием, женьшеня 1 капля/год жизни, заманихи 2 капли/год жизни, аралии 2 капли/год жизни, экстракта элеутерококка 1-1/2 чайной ложки (принимаются утром и днем по 2-3 недели поочередно в течение нескольких месяцев).

При отсутствии эффекта от лечения растительными психостимуляторами, стойком астеническом синдроме назначают сиднокарб по 5-10 мг в сутки, в 2 приема, в первой половине дня на 2-4 месяца как монопрепарат или в сочетании с транквилизаторами (при эмоциональном напряжении, тревожности, невротических проявлениях). Предпочтительнее препараты с активирующим действием – триоксазин 0,3-0,6 г/сутки, грандаксин 0,05-0,1 г/сутки, а также фенибут 0,25-0,5 г/сутки и амизил 1-3 мг/сутки. Выраженная ваготония и гиперсимпатическая реактивность, вегетативные пароксизмы становятся показаниями для назначения беллоида, белласпона (не более 1-3 таблеток в сутки).

Читайте также:  Хбп 4 стадия и гипертония

При остром снижении АД ниже 80/30 мм рт. ст. назначают фетанол внутрь по 2,5-5,0 мг, т. е. по Vidal – 1 таблетке 1-2-3 раза в день либо подкожно по 0,4 мл 1%раствора; мезатон – по 0,3 мл 1% раствора подкожно или внутримышечно либо внутривенно по 0,1 мл 1%раствора в 20-40 мл 5-20% раствора глюкозы; ко-фетамин – по 1/2-1 таблетке при головных болях в течение нескольких дней. При головокружении надо избегать резких движений при вставании, длительного пребывания в одной позиции (стоя), больших перерывов в еде, нахождения в душных помещениях.

С целью улучшения обменных процессов в нервной системе назначаются аминалон, пирацетам (ноотропил). При сочетании ПаГ с брадикардией и кардиалгиями показан валокормид (настойка валерианы, ландыша, красавки в сочетании с бромом, натрием, ментолом) по 10-15 капель 3 раза в день до еды, тахикардию можно купировать валоседаном (экстракт валерианы, настойка боярышника, ревеня, барбитал натрия) по 1 чайной ложке 3 раза в день или валокордином по 1 капле на год жизни.

В комплексное лечение включают витамины С и В6, препараты кальция и фитин, при внутричерепной гипертензии – диакарб, мочегонные травы.

Для снятия головной боли используют препараты, содержащие кофеин (цитрамон).

Показано санаторно-курортное лечение в санаториях общего профиля.

Вторичная артериальная гипотензия у детей

Вторичную (симптоматическую) артериальную гипотензию (ВаГ) по течению разделяют на острую (обморок, коллапс, шок) и хроническую (на фоне длительных интоксикаций и заболеваний).

Острая вторичная артериальная гипотензия. Острая ВаГ определяется понятием острая сосудистая недостаточность, тремя самостоятельными формами которой являются обморок, шок и коллапс.

Обморок (syncope) – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождаемая резкой бледностью, значительным ослаблением дыхания и кровообращения (вследствие острой гипоксии головного мозга). Обмороки нередко отмечаются у детей (чаще девочек) в препубертатном и пубертатном периодах на фоне ВСД, а также могут быть связаны с внезапными аритмиями (полная АВБ, синдром слабости синусового узла), органическими заболеваниями сердца (ГКМП, стеноз аорты) и легких (первичная легочная гипертензия).

Неожиданно возникают общая слабость, «потемнение» в глазах, звон в ушах, зевота, ощущение «дурноты» и позывы на рвоту. Иногда эти продромальные явления заставляют ребенка лечь и тем самым предотвратить дальнейшее развитием обморока. Если же оборвать обморок не удается, то ребенок бледнеет, кожа покрывается холодным потом, взор мутнеет, ноги подгибаются и он падает без сознания.

Потеря сознания может длиться секунды, минуты, реже часы. В этот период зрачки расширены, корнеальные и зрачковые рефлексы значительно снижены или отсутствуют. Иногда останавливается дыхание и, несмотря на непродолжительность обморока, бывают клонико-тонические судороги.

АД резко падает до величин, не поддающихся измерению. Тоны сердца приглушены. Если ребенка уложить с несколько опущенной вниз головой, то после глубокого вдоха обморок прекращается.

После того, как ребенок придет в себя, он некоторое время ощущает слабость, глубоко вздыхает, зевает, его кожа влажная.

В отличие от приступа эпилепсии, при обмороке больной не причиняет себе ранений, не прикусывает язык, не бывает непроизвольного отхождения кала и мочи. После обморока дети несонливы, ориентированы, не жалуются на разбитость и сильную головную боль, нет ретроградной амнезии. Внезапная смерть во время обморока не описана.

Выделяют несколько видов обмороков (синкопе):

1. Вазодепрессорный (вазовагальный) – связан с внезапно увеличенной холинэргической активностью, вследствие чего развивается дилатация сосудов скелетных мышц, резко падает общее периферической сосудистое сопротивление и АД без значительного снижения сердечного выброса (потеря сознания объясняется резким снижением мозгового кровотока). Вазовагальные синкопе возникают при переутомлении, недосыпании, эмоциональном перенапряжении, пребывании в душном помещении, при боли. Обычно эти дети имеют исходный парасимпатический тонус.

2. Синкопе по типу ортостатической гипотензии – возникает при внезапном переходе из горизонтального положения в вертикальное, при длительном стоянии (на линейке) или выполнении небольшой физической нагрузки, приеме b-адреноблокаторов, диуретиков, нередко у больных с пролапсом митрального клапана на фоне гиперсимпатикотонии. Причина заключается в недостаточном симпатическом обеспечении деятельности, недостаточной вазоконстрикции в связи с повышенной чувствительностью b2-адренорецепторов, вызывающих дилатацию периферических сосудов.

3. Синкопе при синдроме гиперчувствительности каротидного синуса в результате гиперактивности каротидного рефлекса, что вызывает внезапную брадикардию, отказ синусового узла (sinus arrest), атриовентрикулярную блокаду. Синкопе при этом провоцируют внезапный поворот головы, тугой воротник.

Лечение обморока направлено на улучшение кровоснабжения и оксигенации головного мозга. Необходимо обеспечить свободное дыхание (расстегнуть воротник, ослабить пояс и стягивающую одежду), достаточный приток свежего воздуха (вынести ребенка на свежий воздух, широко открыть двери и окна), уложить и слегка опустить головной конец кровати, опрыскать лицо холодной водой и/или похлопать по щекам полотенцем, смоченным в холодной воде. При необходимости можно дать вдохнуть пары нашатырного спирта, уксуса. Тело растирают и обкладывают грелками. По показаниям вводят кофеин 10% (для детей 11-14 лет 3,5 мг/кг подкожно), кордиамин (для детей 11-14 лет 0,017 мл/кг подкожно). При отсутствии эффекта производят искусственную вентиляцию легких, при затяжном обмороке – непрямой массаж сердца. Повторные обмороки служат показанием к госпитализации. Прогноз, как правило, благоприятный.

Коллапс – остро развивающаяся сосудистая недостаточность с падением сосудистого тонуса и уменьшением массы циркулирующей крови; проявляется резким снижением артериального и венозного давления, признаками гипоксии головного мозга и угнетения жизненно важных функций организма. В зависимости от причины коллапс может быть инфекционный, токсический, гипоксический, ортостатический и др. У детей раннего возраста чаще встречается инфекционный коллапс, у детей старшего возраста (особенно девочек в пубертатном периоде) – ортостатический и эмоциональный.

С учетом тонуса сосудов и клинических особенностей выделяют:

1. Симпатикотонический коллапс – наблюдается при кровопотере, нейротоксикозе, иногда при пневмонии, в начальном периоде острой дегидратации (при заболеваниях ЖКТ). Возникновение связано с нарушением периферического кровообращения вследствие спазма артериол и скопления крови в полостях сердца и крупных магистральных сосудах. Максимальное АД повышено (позднее снижается), уменьшается амплитуда пульсового давления, выражена тахикардия.

2. Ваготонический коллапс – наблюдается при обморочных состояниях, испуге, анафилактическом шоке, гиповолемической коме и недостаточности коры надпочечников.

3. Паралитический коллапс – следствие истощения механизмов регуляции кровообращения при тяжелой дегидратации, последней стадии нейротоксикоза, кетоацидотической коме. Развитие паралитического коллапса связано с пассивным расширением капилляров. Пульс нитевидный, тахикардия, минимальное и максимальное АД значительно снижено.

Клиническая картина различных форм коллапса однотипна. Обычно внезапно ухудшается общее состояние ребенка, сознание сохранено, но он безучастен, кожа бледная, кончик носа, пальцы, губы цианотичны. Кожа холодна на ощупь. Дыхание поверхностное, учащенное, реже замедленное. Пульс малого наполнения, учащенный, определяется с трудом. Значительно падает систолическое и диастолическое АД. Вены спадаются, давление в них падает. Масса циркулирующей крови уменьшена. Тоны сердца вначале громкие, хлопающие, а затем приглушенные. Нередко появляется аритмия (экстрасистолия). На ЭКГ определяются признаки коронарной недостаточности. Снижение АД и нарушение кровотока быстро вызывает гипоксию мозга, вследствие чего у маленьких детей возможны судороги и потеря сознания.

Ортостатический и эмоциональный коллапс медикаментозного лечения не требует, достаточно устранить его причины (уложить ребенка, снять эмоциональную нагрузку). При инфекционном коллапсе необходимо быстро восстановить объем циркулирующей крови. Больному придается удобное положение (лежа на спине со слегка согнутой в дорсальном направлении головой), устраняют стягивающие детали одежды (воротник, пояс, резинки), обеспечивают доступ свежего воздуха.

Затем проводится инфузионная терапия в среднем до 20 мл/кг в сутки (реополиглюкин, физраствор или раствор Рингера). Одновременно вводят 0,1% адреналин подкожно (0,2-1 мл по возрасту или 0,05 мг на год жизни), преднизолон 3% 1-2 мг/кг внутривенно (внутримышечно). Далее, по мере улучшения общего состояния и повышения АД инфузионную терапию продолжат раствором, состоящим из 1/6 части физраствора и 5/6 частей 5% раствора глюкозы. При необходимости добавляют 4% раствор натрия гидрокарбоната, гепарин, инсулин.

Шок – остро развивающийся угрожающий жизни патологический процесс, обусловленный действием на организм сверхсильного патологического раздражителя и характеризующийся тяжелыми нарушениями деятельности ЦНС, кровообращения, дыхания и обмена веществ.

В основе шока лежит критическое уменьшение интенсивности кровотока в микроциркуляторном русле, вызывающее гипоксию и накопление промежуточных продуктов метаболизма. В зависимости от повреждающего фактора различают травматический, анафилактический, инфекционно-токсический шок, шок от кровопотери, от плазмопотери, кардиогенный шок. Последний возникает на фоне сердечного заболевания (аритмии и блокады сердца, инфаркт миокарда) с абсолютной артериальной гипотензией (САД 70-80 мм рт. столба) и снижением диуреза (20 мл/час и меньше).

В клинической картине шока выделяют три стадии: в I стадии (возбуждения, эректильная) активизируются компенсаторные возможности организма и при их эффективности наступает выздоровление, эта стадия сопровождается общим беспокойством, повышением АД, учащением пульса и дыхания. II стадия (торможения, депрессивная) характеризуется падением АД до критических цифр и угасанием всех функций организма. В III стадии (истощения) происходит дальнейшее понижение АД, пульс едва прощупывается, тоны сердца практически не прослушиваются.

Тяжесть шока определяется по уровню АД и иногда по качеству пульса.

Основной терапии шока является нейровегетативная блокада (введение дроперидола) при ликвидации дефицита объема циркулирующей крови (также, как и при коллапсе). Критерием правильности лечения следует считать уровень венозного давления (уровень 80-100 мм водного столба свидетельствует об адекватности лечения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Проблема артериальной гипотонии у взрослых привлекает пристальное внимание исследователей в течение многих десятилетий и к настоящему времени накоплено достаточно научных данных, раскрывающих многогранность клинических, функциональных и социально–психологических ее проявлений. Не вызывает сомнения, что истоки гипотонии следует искать в детском и подростковом возрасте. В то же время в педиатрической практике этому состоянию не уделяется должного внимания. Литературные данные свидетельствуют о тенденции к росту частоты артериальной гипотонии и ее омоложении, что составляет среди детского населения от 3,1 до 20,9%. Артериальная гипотония отличается полиморфизмом клинических проявлений, сопровождающихся снижением физической и умственной работоспособности в детской и подростковой популяции, что приводит к развитию синдрома средовой дезадаптации и снижению качества жизни [1].

В этой связи расширение знаний основных этиопатогенетических механизмов, особенностей клинического течения и лечения артериальной гипотонии в детском и подростковом возрасте приобретает особую актуальность.
Артериальная гипотония – это симптом, отражающий снижение давления крови в артериальной системе.
Среди множества классификаций гипотонических состояний для практической деятельности, в том числе и в педиатрии, используется классификация Н.С. Мол­чанова (1962), где выделяются два варианта гипотонии.
1. Физиологическая гипотония, при которой отсутствуют субъективные жалобы, нет симптомов вегетативной дистонии. К ней относятся:
– гипотония как индивидуальный вариант нормы;
– гипотония повышенной тренированности (у спортсменов);
– адаптивная компенсаторная гипотония жителей высокогорья.
2. Патологическая гипотония (первичная и вторичная).
Первичная артериальная гипотония развивается на фоне синдрома вегетативной дистонии (ВД), при котором наблюдается манифестация клинических симптомов, характерных для повышенного парасимпатического тонуса ВНС. Первичная гипотония может иметь нестойкое обратное течение или протекать в виде выраженной стойкой формы (гипотоническая болезнь). При гипотонической болезни наблюдается стойкое снижение АД, сопровождающееся головокружением, головными болями и ортостатической дизрегуляцией. В педиатрической практике этот диагноз не ставится, ибо снижение АД у детей и подростков имеет обратимый характер и с возрастом возможна его нормализация.
Вторичная (симптоматическая) артериальная гипотония является следствием органической патологии сердечно–сосудистой системы (кардиты, кардиомиопатии, нарушения сердечного ритма); нервной сис­темы (опухоли, гидроцефалия, посткоматозные состояния и др.); эндокринных заболеваний (гипотиреоз, гипофункция коры надпочечников, полинейропатии при сахарном диабете); гематологической патологии (анемии различного генеза); хронической интоксикации, а также результатом применения неадекватных доз лекарственных препаратов (антигипертензивных, отдельных противоаритмических, антидепрессантов, антигистаминных). Очевидно, артериальную гипотонию, представляющую собой одно из проявлений вегетативной дисфункции, целесообразнее относить к вторичной.
В настоящее время первичную артериальную гипотонию рассматривают, как мультифакториальное патологическое состояние, в развитии которого принимают участие эндогенные и экзогенные факторы, в большинстве случаев воздействующие комплексно.
Основные факторы, предрасполагающие к формированию первичной артериальной гипотонии у детей и подростков приведены на рисунке 1.
Механизмы развития артериальной гипотонии сложны и остаются недостаточно изученными.
В настоящее время считается доказанным, что при гипотонии наблюдается нарушение механизма ауторегуляции центральной гемодинамики, выражающееся в развитии несоответствия между сердечным выбросом и общим периферическим сопротивлением сосудов (ОПСС) за счет снижения последнего. При этом в процессе течения гипотонии ОПСС продолжает неуклонно снижаться (рис. 2).
Существенное значение имеют различные биологически активные соединения, обладающие гипотензивными свойствами (оксид азота, простагландины, таурин, натриуретические пептиды, серотонин, кинины и др.).
У детей и подростков наиболее значимым механизмом снижения ОПСС является вегетативный [1–4]. Известно, что одной из важнейших функций ВНС является вазомоторная регуляция. При отсутствии вегетативного дисбаланса взаимодействие симпатического (СТ) и парасимпатического (ПСТ) отделов ВНС определяют адекватность вегетативного влияния на различные функциональные системы организма, и прежде всего на деятельность сердца и сосудистый тонус.
При ВД взаимодействие между двумя отделами ВНС изменено, при этом возможна как однонаправленность СТ–ПСТ активности (фаза компенсации), так и разнонаправленность, раскоординация их активности (фаза декомпенсации). В клинике однонаправленность активности СТ–ПСТ характеризуется весьма умеренными вегетативными проявлениями, сопровождающимися лабильностью сосудистого тонуса. Для разнонаправленной активности СТ–ПСТ свойственна максимальная выраженность, манифестация клинических симптомов, в том числе сосудистых и мышечных дискинезий [5].
Из сказанного следует, что для артериальной гипотонии характерна раскоординация активности двух от­делов ВНС с выраженным преобладанием ПСТ (рис.?3). Подтверждением являются результаты ВНС–спект­рографии [5], а также изменения содержания нейромедиаторов в кровяном русле, выражающиеся в повышении уровня ацетилхолина и снижении концентрации катехоламинов [2,3]. Низкая активность симпато–адре­наловой системы уменьшает тонус прекапилляров–артериол, что является одним из ведущих гемодинамических факторов понижения АД.
У детей и подростков, перенесших травму головного мозга, имеющих резидуальные перинатальные изменения ЦНС, хроническое психоэмоциональное напряжение, нередко наблюдается нарушение нейрогенного пути регуляции АД, как следствие потери равновесия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего в коре, в стволовых структурах, в центральных вегетативных центрах с формированием одной из форм невроза. При этом развиваются гемодинамические нарушения, одним из проявлений которых является дисфункция эндотелия с уменьшением ОПСС [1]. Механизм развития артериальной гипотонии при наличии неврогенной и вегетативной дизрегуляции приведен на рисунке 4.
Таким образом, развитие артериальной гипотонии у детей и подростков следует рассматривать, как нарушение целого ряда физиологических регуляторных механизмов, ответственных за стабилизацию системного АД.
Клинические проявления
артериальной гипотонии
Основным симптомом артериальной гипотонии является снижение артериального давления. Симпто­ма­тика гипотонии многообразна, лабильна, транзиторна, часто имеет преходящий характер и в це­лом отражает проявления ВД с преобладанием парасимпатических влияний.
Диагностически значимые клинические признаки касаются прежде всего изменений со стороны сердечно–сосудистой системы, тонуса гладкой мускулатуры и психоневрологических растройств (табл. 1).
К критериям тяжести артериальной гипотонии относятся [2]:
• стабильный характер снижения уровня АД;
• интенсивные цефалгии;
• наличие вегетативных кризов;
• ортостатическая дизрегуляция (головокружения) и обмороки;
• степень дезадаптации (физической и психоэмоциональной).
Обморочные состояния являются наиболее частым симптомом тяжелого течения артериальной гипотонии.
Обморок (синкоп) – это внезапная кратковременная потеря сознания с резким снижением мышечного тонуса вследствие преходящего нарушения мозгового кровообращения.
Сталкиваясь с обмороком, педиатру в каждом конкретном случае необходимо выяснить его причины, проводя дифференциальную диагностику между обмороком, развившимся на фоне артериальной гипотонии нейровегетативного генеза и соматическими, неврологическими и другими заболеваниями, нередко манифестирующими с обморочных состояний.
Так, обмороки могут быть симптомом опухоли мозга, нарушений сердечного ритма, анемии и других серьезных заболеваний. Основные причины обмороков приведены в таблице 2.
Клиническая характеристика обморока приведена в таблице 3.
Вегетативные кризы (пароксизмы, синдром панической атаки) при артериальной гипотонии носят, как правило, вагоинсулярный характер. При этом наблюдаются: адинамия, обильная потливость, гипотермия, брадикардия, слабый пульс, падение АД, вплоть до обморока, могут быть боли в животе с тошнотой, рвотой, головная боль, возможен спазм гортани с затруднением дыхания.
Следует отметить, что полные классические вегетативные кризы в детском и подростковом возрасте встречаются редко и наблюдаются в 12,7–22 % случаев [5]. Однако абортивные, моносимптомные кризы встречаются довольно часто – более чем у 50% детей с ВД [5]. При гипотонии на фоне ПСТ это может быть внезапное кратковременное ощущение нехватки воздуха, перебоев или замирания сердца, чувство комка в горле и др. Внезапно начавшись на фоне психоэмоционального напряжения, криз также внезапно обрывается. Для лечащего врача важно правильно расценить указанную симптоматику, ибо наличие кризов, даже абортивных, являясь одним из критериев тяжести артериальной гипотонии, требует своевременной адекватной терапевтической коррекции вегетативной дисфункции, профилактирующей их развитие.
Диагностика артериальной гипотонии основана на правильном определении уровня АД. Неукосни­тельным правилом является 3–кратное измерение АД с интервалом 3–5 минут. При диагностике используются единые критерии артериальной гипотонии и центильный метод, основанный на распределении показателей АД с учетом возраста, пола и роста ребенка. В практической работе могут быть использованы единые критерии, однако они менее точны, чем центильное распределение АД (табл. 4).
При центильном методе за артериальную гипотонию принимают значения АД ниже 10–го центиля. О тенденции к гипотонии можно говорить при значениях АД ниже 25–го центиля.
Суточное мониторирование позволяет выявить начальные сдвиги в суточном ритме и величине АД. При оценке временного индекса (времени снижения АД в течение суток) важно знать, что величина показателя, превышающая 25%, свидетельствует о патологии:
– при лабильной гипотонии индекс колеблется в диапазоне 25–50%;
– при стабильной форме – выше 50% .
Для подтверждения нейровегетативного генеза артериальной гипотонии необходимо провести комплексное обследование. План обследования предусматривает:
1. Анализ клинико–анамнестических данных.
2. Сбор генеалогического анамнеза.
3. Оценку уровня физической активности (гиподинамия или чрезмерные физические нагрузки).
4. Анализ частоты и характера психотравмирующих ситуаций.
5. Психологическое тестрование (по показаниям).
6. Клинический и биохимический (глюкоза, электролиты, белки острой фазы, холестерин и другие липидные фракции) анализы крови.
7. Электрокардиографию (в покое и при физической нагрузке).
8. Эхокардиографию (с оценкой внутрисердечной гемодинамики).
9. Электроэнцефалографию (для визуальной оценки изменений биоэлектрической активности мозга).
10. Исследование функционального состояния ВНС (оценка вегетативного тонуса, КИГ, клино–орто­ста­тическая проба).
11. Консультации специалистов с проведением углубленного обследования для исключения симптоматического характера гипотонии – кардиолога, психоневролога, окулиста, эндокринолога (индивидуально, по показаниям).
Лечение артериальной гипотонии
у детей и подростков
Приступать к лечению следует только после установления причины его снижения. Очевидно, что при вторичной гипотонии объектом терапевтического воздействия является основное заболевание, при котором снижение АД является лишь его симптомом.
При артериальной гипотонии нейровегетативного генеза (одним из наиболее распространенных вариантов гипотонии у детей и подростков) необходимо не только принимать меры по нормализации АД, но и проводить коррекцию вегетативного дисбаланса. В связи с этим основными направлениями терапии являются:
1. Нивелирование вегетативных нарушений путем воздействия как на высшие вегетативные центры, так и на активность периферических отделов ВНС (парасипатического и симпатикотонического).
2. Устранение или сведение к минимуму негативных воздействий окружающей среды и асоциального поведения подростков (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств).
В настоящее время обшепризнанными являются немедикаментозные и медикаментозные методы лечения артериальной гипотонии. Детям и подросткам, имеющим лабильную артериальную гипотонию, умеренные проявления вегетативной дистонии, целесообразно назначение немедикаментозной терапии. При длительной и стойкой гипотонии и выраженном вегетативном дисбалансе показано сочетание немедикаментозной терапии с назначением медикаментозных препаратов.
На современном этапе немедикаментозная терапия представляет собой систематизированный комплекс лечебно–оздоровительных мероприятий, включающий:
• различные формы психотерапии, индивидуально подобранные в зависимости от конкретного фонового состояния (аутогенная тренировка; рациональная психотерапия; групповая; семейная; игровая и др.). Это позволяет изменить отношение и повысить толерантность к психоэмоциональным травмирующим факторам – иными словами, скорригировать взаимоотношения пациента с окружающей средой;
• нормализацию режима дня, предусматривающую необходимость чередования умственной и физической нагрузок, особенно у подростков; полноценный ночной сон продолжительностью не менее 8–10 часов с возвышенным изголовьем, что стимулирует образование прессорных аминов [2]. Известно, что сон является основным синхронизатором биоритмов в организме, в частности, биоритмов функциональной активности сердечно–сосудистой системы, парасимпатического и симпатического отделов ВНС [8];
• рациональное питание, при котором кратность приема пищи составляет не менее 4–5 раз в день без ограничения соли; достаточный, но не избыточный питьевой режим, ибо при гипотонии повышена гидролабильность тканей;
• витаминотерапию, обоснованную дефицитом важнейших микронутриентов в детском и подростковом возрасте, независимо от времени года и характера питания, путем регулярного приема витамино–ми­неральных комплексов. При ваготонии у подростков целесообразно назначение препарата Мульти–табс Актив, содержащего, кроме сбалансированной комбинации 11 витаминов и 8 важнейших минералов, растительный адаптоген – экстракт корня женьшеня. Для энергометаболической коррекции при адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, преодолении стрессов показаны более высокие, но соответствующие возрасту дозы минералов и витаминов. При ваготонии значительно возрастает потребность в витаминах группы В [6], оказывающих в комплексном применении метаболическое, нейротрофическое действие и позитивное влияние на сосудистый гомеостаз;
• лечебный массаж шейно–воротниковой зоны, икроножных мышц, кистей рук. Наиболее эффективен массаж при гипотонии, сопровождающейся цефалгией, неприятными ощущениями в области сердца, эмоциональной лабильностью, снижением умственной работоспособности;
• водолечение (гидротерапия), хорошо зарекомендовавшее себя в педиатрической практике в виде обливания, обтирания, прохладного душа. В основе действия указанных процедур лежит тонизирующее влияние не только на рецептурный аппарат кожи, сосудистый тонус, но и на иммунную систему. Обливания и обтирания детям следует начинать летом водой с температурой 36–37? с постепенным снижением до комнатной (каждые 3–4 дня на 1?). Эффективны ежеднев­ный, прохладный дождевой душ; подводный душ – массаж (джакузи). Назначение в домашних условиях лечебных ванн с различными растительными добавками тонизирующей направленности (настой белокопытника, березового, смородинового листа; эфирные масла апельсина, базилика, розмарина и др.) требует большой осторожности, ибо несоблюдение рекомендаций по температурному режиму воды (оптимальная t – 36,5–37?) и продолжительности процедуры (7–12 мин.) может привести к пародоксальному эффекту, вплоть до развития синкопального состояния. Необходимо иметь в виду возможность развития аллергической реакции на растительное сырье, ибо известно, что при парасиматикотонии наблюдается склонность к различным аллергическим реакциям. В условиях санаторно–курортного лечения широко применяется бальнеотерапия в виде лечебных ванн с природной минеральной водой;
• иглорефлексотерапию, принцип действия которой заключается в нормализации нейровегетативных взаимодействий, улучшении микроциркуляции и, соответственно, восстановлении обеспечения тканей кислородом. В последние годы разработан и внедрен в практику эффективный метод иглорефлексотерапии в виде термопульсации с воздействием на акупунктурные точки инфракрасным излучением;
• физиотерапию с применением процедур, обладающих стимулирующим эффектом, приводящим к нормализации сосудистого тонуса. Весьма эффективен электросон с индивидуально подобранной частотой импульсов. Электрофорез по Вермелю на воротниковую зону с растворами кофеина, бромкофеина, мезатона дает положительную динамику при головокружениях, упорной цефалгии, обмороках и ортостатической дизрегуляции [4];
• ароматерапию (лечение ароматами), оказывающую отчетливое влияние на сердечно–сосудистую систему, нервно–психическую сферу и обладающую противовоспалительным, антивирусным и антимикробным эффектами. Ароматические эфирные масла розмарина, мускатного шалфея, апельсина, базилика, аниса, гвоздики, чабреца, оказывая стимулирующее и тонизирующее воздействие на сосудистую стенку, повышают АД, улучшают микроциркуляцию. Корри­гируя активность нервной системы, указанные аромомасла снижают раздражительность, нервное напряжение, устраняют фобии, чувство тревоги, недостаток самообладания, повышают умственную и физическую активность [9].
Применение:
– массаж – 3–5 капель масла на 20–30 мл массажного крема или масла;
– аромолампа – 1–3 капли на 30 мл теплой воды.
При наличии аллергической отягощенности лечение начинать с осторожностью.
Медикаментозную терапию следует проводить при отсутствии эффекта от комплекса немедикаментозных мероприятий, дифференцировано в зависимости от клинических проявлений и причинных факторов, вызвавших вегетативную дизрегуляцию с развитием артериальной гипотонии у детей и подростков. Применяются следующие группы лекарственных препаратов:
• растительные адаптогены;
• холинолитики;
• ноотропные препараты;
• церебропротекторы;
• антиоксиданты;
• антидепрессанты и транквилизаторы.
В большинстве случаев терапия гипотонии начинается с адаптогенов – средств, стимулирующих ЦНС и активность симпатического отдела ВНС. При наличии заторможенности, апатии, сниженной умственной работоспособности, повышенной сонливости, сопровождающихся головными болями, головокружением, обмороками, детям и подросткам назначают адаптогены растительного происхождения. Обладающие адреномиметическим действием указанные средства способствуют формированию приспособительных реакций путем регуляции равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре и подкорковых вегетативных центрах, активизации функций внутренних органов, повышению сосудистого и мышечного тонуса.
К таким растительным средствам относятся: лимонник, аралия, женьшень, левзея, радиола розовая (золотой корень), элеутерококк, заманиха татарник, листья и кора лещины, заячья капуста. Идеальным адаптогеном для детей является корень солодки.
Адаптогены назначаются 1 раз в сутки в утренние часы в виде настоев, настоек и отваров. Продол­жительность курса лечения 3 недели. Адаптогены следует назначать с осторожностью при нарушениях сердечного ритма. Для отдельных из них имеются возрастные ограничения и противопоказания:
– для женьшеня – повышенная кровоточивость (прием с 12 лет);
– для лимонника – повышенное внутричерепное давление, наличие судорожной готовности;
– для аралии – гиперкинезы, беспокойный поверхностный сон.
Из медикаментозных средств наиболее используемым и эффективным в педиатрической практике является мидодрин – a–адреномиметик [1].
Антихолинергические препараты обладающие одновременно адрено– и холинолитической активностью, назначаются при гипотонии, сопровождающейся раздражительностью, по­верхностным ночным сном, дисфункцией синусового узла нейровегетативного генеза.
Ноотропные препараты показаны детям и подросткам с выраженной клиникой вегетативной дистонии. При этом гипотония с ее многообразием симптоматики является лишь составной частью целого комплекса клинических проявлений дистонии. Это наблюдается в тех случаях, когда в анамнезе имелось тяжелое течение перинатальной энцефалопатии и отмечаются резидуально–органические изменения в ЦНС. При­менение ноотропных препаратов патогенетически обосновано, поскольку они оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у данного контингента высшие психические сферы (внимание, память, речь, контроль психической деятельности). Кроме того, эти препараты положительно влияют на обменные процессы в ЦНС и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга [10].
По химической структуре ноотропы – это неоднородная группа препаратов. В педиатрической практике хорошо зарекомендовали себя пирацетам, глицин, пиридитол, ГАМК–ергические препараты.
Гопантеновая кислота в отличие от других ГАМК–ер­ги­ческих препаратов является естественным медиатором ГАМК в нервной ткани. Благодаря особенностям молекулярного строения гопантеновая кислота проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает воздействие на функциональную активность ЦНС. Препарат обладает наиболее мягким психостимулирующим эффектом в сочетании с умеренным седативным [12]. К преимуществам гопантеновой кислоты при сравнении с другими ноотропами относится ее нейропротекторное и нейротрофическое действие [10,12].
Цереброваскулярные препараты назначаются с целью улучшения мозговой гемодинамики и микроциркуляции у детей и подростков, перенесших травму головного мозга, а также имевших перинатальную патологию с развитием в дальнейшем вегетативной дизрегуляции с яркой и стойкой клинической симптоматикой гипотонии.
Среди указанной группы препаратов при гипотонии применяется курсовое лечение циннаризином, винпоцетином. Из препаратов многокомпонентного действия, включающего улучшение мозгового кровотока и нейрометаболический эффект, применяются актовегин и средства растительного происхождения – гинкго–би­ло­ба, оксибрал.
Антиоксидантная терапия применяется для снижения интенсификации перекисного окисления липидов, следствием чего является стабилизация клеточных мембран, восстановление их проницаемости и, соответственно, повышение энергообеспечения клеток, нарушенных в условиях вегетативной дизрегуляции.
Литературные данные указывают на наличие отчетливой взаимосвязи между вегетативной раскоординацией и дестабилизацией клеточных мембран с развитием энергодефицита клеток и нарушением их функций, особенно в условиях хронической стрессовой реакции [13,14].
В настоящее время имеется большое количество различных лекарственных препаратов, обладающих антиоксидантным действием. К ним относятся средства растительного происхождения, жирорастворимые витамины А, Е; янтарная кислота в комплексе с лимонной, убихинон и др.
Антидепрессанты, анксиолитики, большие транквилизаторы в педиатрической практике назначаются строго индивидуально, при этом желательно, чтобы показания к их назначению определял психоневролог с учетом специфики симптомов и необходимости проведения дифференциальной диагностики с нерв­но–психическими растройствами. Подросткам с гипотонией при недостаточной активности, ощущении постоянной усталости, нарушении сна, апатии педиатр может рекомендовать естественный антидепрессант растительного происхождения – зверобой в различных лекарственных формах [15].
Таким образом, только последовательный комплексный, индивидуальный, эпиопатогенетический подход к лечению артериальной гипотонии с ее полисистемной симптоматикой позволит контролировать ее течение, предупредить ее прогрессирование и способствовать отчетливому улучшению качества жизни в детском и подростковом возрасте.

Читайте также:  Хаду гимнастика при гипертонии

Литература
1. Леонтьева И.В. Лекции по кардиологии детского возраста.–М., 2005. С. 405–503.
2. Леонтьева И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков.// Лекция для врачей.–М., 2002, 62с.
3. Гитун Т.В. Диагностический справочник кардиолога.– М. : АСТ, 2007, С. 316–329.
4. Белозеров Ю.М. и соавт. Нейроциркуляторная дистония.// В кн. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Клиническая кардиология.– М.,2004.– С.170–172.
5. Кушнир С.М., Антонова Л.К. Вегетативная дисфункция и вегетативная дистония– Тверь., 2007, 215 с.
6. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей в 2–х томах.–М.: Медицина, 1987. – Т.1.– С. 303–337.
7. Коровина Н.А. и соавт. Вегетативная дистония у детей.// Руководство для врачей.–М., 2006, 67 с.
8. Заславская Р.М. Хронотерапия больных гипертонической болезнью. //Medikal Market.–1998. – №29.– С.18–21.
9. Потапенко В.П. Низкое давление. Причины и эффективное лечение. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.– 94с.
10. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дифицитом внимания у детей: диагностика и лечение.//РМЖ.– Т.14.–№1, 2006, С. 51–56.
11. Путилина М.В. Современные представления о ноотропных препаратах.// Лечащий врач.– №5, 2006, С. 10–14.
12. Сосина В.Б. Возможности и перспективы применения Пантокальцина а клинической практике.//РМЖ.–Т.14.–№2, 2006, С. 109–111.
13. Курочкин А.А. и соавт. Нейроциркулярная дистония у детей и подростков (обзор литературы и взгляд клиницистов на спорные вопросы терминологии, этиологии, патогенеза, клиники и лечения).// Российский вестник перинатологии и педиатрии.– 1999.– №6.– С. 21–25.
14. Неудахин Е.В. Вегетативные изменения при хронической стрессовой реакции у детей.// Тезисы Всероссийского Конгресса «Детская кардиология 2002».– М., 2002.– С. 207.
15. Окороков А.Н., Базенко Н.П. Нейроциркулярная дистония. –М.: Мед. лит., 2004,– 192 с.

источник