Меню Рубрики

Обучение детей с дальнозоркостью

Дальнозоркость у детей часто диагностируют с рождения, но все отклонения исчезают к 10 годам. Это обусловлено тем, что у ребенка короткое глазное яблоко, и свет не может правильно фокусироваться на сетчатке. По мере взросления у детей глазное яблоко увеличивается до нормы.

Дальнозоркость по-научному называют гиперметропией. Это состояние характеризуется аномальным преломлением световых лучей, которое фокусирует изображение на области за сетчаткой. При дальнозоркости человеку не удается рассмотреть ближайшие объекты, а восприятие дальних предметов остается нормальным.

Новорожденные имеют дальнозоркость около 3 диоптрий. К трем годам, когда зрительная система развивается, аномалия составляет уже только 1-1,5 диоптрии. Однако некоторые дети рождаются с высокой степенью патологии, которая не смягчается с годами. Им нужна специальная коррекция и регулярные консультации офтальмолога.

Виды гиперметропии:

  • слабая (до 3 диоптрий);
  • средняя (до 5 диоптрий);
  • высокая (больше 5 диоптрий).

Показывать ребенка окулисту нужно сразу после рождения. При нормальных показателях второй осмотр проводят в полгода, а третий в год. Нормой считается отклонение не более 2,5 диоптрии у годовалого ребенка.

Наблюдаться у окулиста нужно обязательно, так как лишь своевременная диагностика и коррекция патологий помогают избежать осложнений вроде амблиопии и косоглазия.

Список причин детской дальнозоркости довольно обширный, поэтому зачастую точно установить факторы риска не удается. Зрительная система начинает развиваться уже после зачатия, и повлиять на нее может все: диета матери, экология, стресс, наследственность.

Наследственность при развитии дальнозоркости у ребёнка играет важную роль. Когда у родителей есть болезни зрительной системы, риск возникновения патологии у ребенка повышается. Однако даже здоровые родители должны показывать ребенка офтальмологу.

Причиной ухудшенного зрения у ребенка может стать укороченное глазное яблоко, либо недостаточная преломляющая способность одного или обоих глаз. Иногда эти факторы сочетаются.

Часто гиперметропия передается на генном уровне. Недостаток преломляющей способности становится причиной дальнозоркости у детей крайне редко. Это обусловлено тем, что способность хрусталиков преломлять свет, как правило, ослабевает с годами.

Даже у ребенка, который еще не читает и толком не разговаривает, родители могут заметить симптомы гиперметропии. Ухудшение зрения в той или иной степени отражается на поведении.

Как определить возможную дальнозоркость у детей:

  • постоянное потирание глаз руками;
  • частое моргание;
  • крепкое зажмуривание, затем широкое открывание глаз;
  • низкое склонение над столом при работе с мелкими деталями (паззл, конструктор);
  • подсаживание к экрану при просмотре телевизора;
  • при рассмотрении игрушек поднесение их близко к лицу;
  • частые блефариты, конъюнктивиты;
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • повышенная утомляемость;
  • отказ от чтения, рисования и других занятий, при которых напрягаются глаза.

При возникновении одного или нескольких симптомов нужно проконсультироваться с офтальмологом. Причина странного поведения ребенка может заключаться в дальнозоркости или другой патологии, требующей лечения.

Современные методы диагностики позволяют исследовать зрительную систему в любом возрасте. Сложность заключается в том, что ребенок не может оставаться неподвижным, поэтому врачи часто получают ложные результаты.

Профилактические обследования нужно осуществлять в роддоме, регулярно в течение первого года жизни, а при нормальных показателях ежегодно до семи лет.

Методы диагностики дальнозоркости:

  • ретиноскопия (изучение сетчатки и ее сосудов при помощи света без красной части спектра);
  • биомикроскопия (бесконтактная диагностика при помощи щелевой лампы, которая помогает обследовать структуры переднего отрезка глаза);
  • офтальмоскопия (осмотр глазного дна, который дает возможность рассмотреть сетчатку, сосуды, диск зрительного нерва).

Даже подрастающий ребенок не может заметить, что у него понижено зрение, так как считает такое виденье нормальным. Поэтому нужно внимательно наблюдать за детьми в период развития и регулярно посещать окулиста.

Хорошее зрение очень важно для правильного развития малыша. Зрительные нарушения, в особенности дальнозоркость, плохо влияют на ориентирование в пространстве, социальные навыки, координацию движений, обучение, моторику движений, глазодвигательную моторику.

Вторичным результатом запущенного дефекта зрения нередко становится психологический дисбаланс и проблемы в поведении. Эти осложнения не зависят от причин гиперметропии.

Период активного развития зрительной системы ребенка приходится на 2-3 года жизни. В этот период проще диагностировать и лечить отклонения зрительной системы. Если своевременно назначить адекватное лечение, шансы вернуть нормальное зрение повышаются.

Главным метод лечения дальнозоркости — очковая коррекция. При средней и высокой гиперметропии очки носят постоянно. Если начинать лечение с 2 лет, проводя терапию 3-4 раза в год, можно полностью восстановить зрительную функцию к 3 годам.

Выбрав неправильные очки, можно сильно навредить зрению ребенка. При слишком частом ношении очков у ребенка развиваются сильные головные боли и дискомфорт.

При своевременной терапии удается полностью избавиться от гиперметропии в 85% случаев.

Лечение гиперметропии у детей заключается в использовании плюсовых оптических систем. Такие очки фокусируют изображение на сетчатке, а не как при дальнозоркости – за ней.

У детей 5-6 лет зрительная система еще формируется, поэтому им также нужны плюсовые очки. Детям постарше назначают полную оптическую коррекцию, так как их органы зрения уже сформированы.

Очки помогают эффективно обеспечить лечение дальнозоркости и профилактику ухудшения зрения в будущем.

При слабой гиперметропии очки для постоянного ношения не назначают. Использовать оптическую систему следует при чтении, письме, просмотре телевизора и подобных занятиях. При средней и высокой дальнозоркости для правильной стабилизации зрения и снятия напряжения в глазах очки следует носить постоянно.

Когда незначительную дальнозоркость у детей выявляют на ранней стадии, требуется временная очковая коррекция. Этого вполне хватает для устойчивой стабилизация зрения.

Высокая степень дальнозоркости, возможно, потребует ношения очков на протяжении всей жизни. При детской гиперметропии назначают очки по силе ниже степени дальнозоркости. Это оправдано тем, что помогает стимулировать рост глазного яблока и уменьшать патологию.

Зачастую ребенок отказывается носить очки из-за дискомфорта и странных новых ощущений. Уговорить малыша носить очки сложно, но это выполнимая задача.

Следует найти какого-нибудь персонажа в мультфильме, который также носит очки. Если в окружении имеются люди, носящие очки, можно ставить их в пример. Ситуацию удается обыграть на игрушках, можно надеть очки на любимого мишку ребенка, и похвалить его за взрослый и умный вид.

Если нужно уговорить школьника, следует упоминать об очках, как о стильном аксессуаре. Можно показать мировых звезд, которые носят очки.

Аппаратное лечение назначают при снижении остроты зрения, астенопии (зрительная утомляемость), косоглазии, синдроме «ленивого глаза», которые сочетаются с гиперметропией.

Плеоптика – раздел офтальмологии, который изучает способы и методы лечения функциональной недоразвитости органов зрения. Преимущество аппаратной стимуляции заключается в том, что она осуществляется не прицельно и не требует расширения зрачка. Это позволяет тренировать аккомодацию и применять неприцельные методы у детей.

Влияние аппаратного лечения:

  • улучшение микроциркуляции в тканях;
  • повышение гемодинамики;
  • ускорение метаболизма;
  • повышение активность ДНК и РНК, каталазы;
  • оптимизация трофических процессов.

Аппаратные методы лечения дальнозоркости у детей имеют игровой характер. Активизация рецепторов сетчатки осуществляется за счет изменения размеров и цветов объектов, ярких вспышек.

  1. Крестики. Ребенок перемещает кружок по разноцветной шахматной доске. В процессе клетки меняют размеры и окраску. Стимулирует нейроны зрительного анализатора.
  2. Паучок. Рассматривание спиральных и радиальных решеток, которые переплетаются и меняют цвет. Так активизируют рецепторы полей сетчатки. Воздействие на световые и темновые каналы осуществляется за счет использованиях разных фонов.
  3. Рельеф. Метод основан на изображениях с резкими перепадами света и тени. Направлен на лечении амблиопии.
  4. Контур. Ребенок должен дорисовывать определенные изображения. При этом дозируется нагрузка на глаза, что позволяет повысить остроту зрения и формировать бинокулярную функцию.
  5. Цветок. Упражнение заключается в поиске определенного символа среди других символов, которые изображены на лепестках цветка.

Компьютерные версии упражнений позволяют заинтересовать ребенка мультимедийной игрой, произвести необычные зрительные стимуляции, задействовать движения и звуки, осуществить мощное избирательное воздействие, наладить связь между зрительной и другими сенсорными системами.

Компьютерные технологии дают возможность подстроить параметры лечения под интеллектуальный уровень пациента. Комплексное лечение дальнозоркости помогает восстановить зрение при воздействии курсами (раз в 3-4 месяца).

Амблиопия или синдром «ленивого глаза» — зрительная патология, при которой один глаз видит лучше другого. Часто амблиопия является осложнением запущенной детской дальнозоркости.

Отклонение развивается, когда ребенок фокусирует зрение на объекте, напрягая здоровый глаз, а второй все больше расслабляется. Когда зрение одного глаза сильно ухудшается, мозг пытается блокировать дискомфорт, что может привести к полной слепоте. В этом случае очковая коррекция неэффективна, ребенку требуется индивидуальная терапия, при которой слабоактивный глаз будет постоянно стимулироваться.

Сходящееся косоглазие – еще одно тяжелое осложнение дальнозоркости у детей. Для рассмотрения объектов ребенок может поочередно напрягать разные глаза, что постепенно приводит к развитию косоглазия.

Ребенок со здоровой зрительной системой фокусируется синхронно обоими глазами, воспринимая полную и объемную картинку. При хаотичном напряжении глаз зрение слабеет, исчезает объемность. Ребенок видит плоскую картинку.

Любые зрительные нагрузки должны осуществляться только при правильном освещении (верхний свет). Нужны настольные лампы с 7-100 ВТ, дневные не рекомендованы.

Зрительные нагрузки можно чередовать с активными занятиями и подвижным отдыхом. Следует проводить гимнастику для глаз (20-30 минут после сильной зрительной нагрузки). При дальнозоркости нужно тренировать аккомодацию: гимнастика, компьютерная коррекция, лекарства, стимуляция лазером.

Очень важно сбалансировать питание. Ребенок должен получать достаточно белка, витаминов и ценных микроэлементов (хром, цинк, медь, марганец). Для общего укрепления можно делать массаж, заниматься плаванием, практиковать контрастный душ.

Родители должны помнить, что дальнозоркость у детей является нормой, поэтому не стоит волноваться раньше времени. При должном лечении патология исчезает ближе к 3 годам.

источник

Я думаю, вы согласитесь с тем, что все любящие и заботливые родители очень переживают о здоровье своих детей. Но если большинство заболеваний организма удается обнаружить после появления определенных симптомов, то в случае с глазами очень часто нарушение может себя никак не проявлять.

А ведь отклонения зрения часто имеются у детей уже с самого рождения. И иногда даже врачи не могут сказать, что явилось их причиной. Поэтому чем больше внимания родители уделяют своему ребенку, чем больше познают информации о детских глазных болезнях, тем лучше удается избежать в будущем осложнений.

Именно поэтому тема нашей сегодняшней встречи — дальнозоркость у детей. И, как обычно, я подготовила для вас интересную и полезную статью.

Дети часто рождаются с диагнозом дальнозоркость, но, как правило, большинство из них уже к 10-летнему возрасту имеют зрение, приближенное к нормальному.

Все дело в том, что средняя степень дальнозоркости является нормой для маленьких детей из-за того, что глазное яблоко короче, чем нужно. По мере взросления ребенка, растет и глазное яблоко.

Дальнозоркость или гиперметропия — это аномалия рефракции глаза, при которой далеко расположенные изображения фокусируются не на сетчатке глаза, а за ней.

Дальнозоркость у детей бывает трех видов:

  1. слабая (до 3 диоптрий),
  2. средняя (до 5 диоптрий),
  3. высокая (свыше 5 диоптрий).

Новорожденные малыши всегда имеют среднюю степень дальнозоркости около 3 диоптрий. По мере развития и совершенствования зрительной системы количество диоптрий уменьшается и к 3 годам составляет около 1-1,5 диоптрий.

Но есть детки, которые рождаются с высокой степенью дальнозоркости, и по мере развития количество диоптрий не снижается, поэтому очень важно регулярно наблюдаться у окулиста.
Врачи-окулисты могу отслеживать тенденцию улучшения рефракции глаза.

Первый осмотр происходит примерно в 6-месячном возрасте, второй в годовалом возрасте. К концу первого года жизни в норме у ребенка должно быть не больше 2,5 диоптрий.

Если во время не распознать аномалию, есть большой риск получить осложнения в виде сходящегося косоглазия или амблиопии.

Амблиопия или, как ее еще называют «ленивый глаз» — это аномалия, при которой один глаз видит лучше другого. Амблиопия часто развивается у детей с запущенной дальнозоркостью.

Все дело в том, что малыш, чтобы сфокусировать зрение на определенном предмете, постоянно напрягает здоровый глаз, в результате, второй глаз как бы расслабляется и утрачивает свои функции.

Данное заболевание может привести к тому, что ленивый глаз может отказать совсем.

При этом очки никак не помогут. Здесь необходима индивидуальная программа лечения, при которой ребенок будет делать слабый глаз активным, постепенно возвращая ему функции.

Сходящееся косоглазие — это также результат запущенной дальнозоркости. Чтобы увидеть какой-то предмет, ребенок усиленно напрягает то один глаз, то другой глаз, в результате чего, может развиться сходящееся косоглазие.

В норме ребенок фокусирует зрение синхронно обоими глазами, в результате чего, видит полную объемную картину. Если напрягать глаза хаотично, то объемное зрение может исчезнуть, и ребенок станет видеть все в плоском виде, как на картинке.

Причинами косоглазия также может стать высокая температура или травма.

Причин развития данного недуга очень много и зачастую установить точную причину не представляется возможным.

Зрительная система ребенка начинает формироваться сразу после зачатия, а, значит, на ход ее развития может повлиять абсолютно все – питание мамы, стрессы, экология, наследственность и т.д.

Наследственность в этом случае играет важную роль – если у родителей есть проблемы со зрением, есть высокий риск, что ребенок родится с патологией.

Читайте также:  Акупунктурные точки при дальнозоркости

Но даже если и здоровье, и образ жизни беременной на высшем уровне, наблюдать ребенка у окулиста после рождения необходимо.

Выявить данное заболевание может лишь специальное обследование.

Под медикаментозным действием (атропин) происходит расширение зрачка, расслабление хрусталика. Благодаря этому достигается истинная рефракция глаза.

Для выявления малейших изменений и отклонений в зрительном аппарате необходимо регулярное посещение офтальмолога (1 раз в год, если нет жалоб).

Иногда встречаются случаи, когда дальнозоркость у детей выявить крайне сложно, так как отсутствуют жалобы на нарушение зрения.

Дальнозоркость слабой степени может скрываться за идеальным, на первый взгляд, зрением. В таких случаях гиперметропия компенсируется организмом способностью глаза к аккомодации.

Если проблема не выявляется достаточно длительное время, то состояние ребенка может ухудшаться. Отмечается раздражительность, ухудшение самочувствия, ребенок жалуется на головные боли.

Крайне важным моментом является грамотное обследование и назначение адекватного лечения.

Обязательно следует начать лечение как можно раньше. Это поможет предупредить развитие осложнений и способствует ускорению восстановления зрительной функции.

Дальнозоркость у детей 3 лет и старшего дошкольного возраста корректируется положительными линзами даже при слабой степени дальнозоркости.

Лечение дальнозоркости у детей 7 лет и старше осуществляется с помощью назначения очков.

При высокой степени заболевания рекомендуется постоянная коррекция с помощью очков или контактных линз, выбор которых достаточно широк и позволяет всегда подобрать нужный вариант.

Главное в этом — не заниматься лечением ребенка самостоятельно, а доверить решение этого вопроса профессионалам!

Курсы лечения назначают строго в индивидуальном порядке и проводятся несколько раз в год, в зависимости от медицинских показаний. Состояние и уровень современной медицины позволяют довольно успешно решить вопрос, как лечить дальнозоркость у детей.

Кроме применения очков и линз, существует также аппаратное лечение детской гиперметропии.

Принцип работы аппарата основан на действии, при котором мозг подсознательно сокращает периоды неконтрастного зрения, стимулируя зрительную функцию коры головного мозга и активизируя работу нервных клеток этой области.

Если назначаются очки, то стараются использовать меньшую силу диоптрий, чем имеющаяся степень заболевания. Это оправдано тем фактом, что детский возраст позволяет производить стимуляцию роста глазного яблока гораздо эффективнее, чем у взрослых.

Курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости состоит из нескольких различных методов, которые хорошо переносятся детьми, безболезненны и носят игровой характер. Частоту и характер методик выбирает врач, который занимается лечением ребенка.

Если у ребенка кроме дальнозоркости присутствует также и косоглазие, то курсы лечения должны проводиться регулярно, несколько раз в год, под контролем состояния ребенка. К школе таких детей нужно постараться максимально реабилитировать.

Раннее лечение данного заболевания позволит стимулировать как можно быстрее и эффективнее рост глазного яблока, что ведет к снижению степени гиперметропии.

Очень важно вовремя проводить активизацию зрительных функций, ведущих к повышению остроты зрения и предупреждению развития глазных заболеваний.

Есть специально разработанные комплексы аппаратных процедур, которые подбираются индивидуально, в зависимости от особенности глаз ребенка и имеющегося нарушения.

Важно, что большинство этих методик проводятся в игровой форме, что позволяет их с успехом применять у малышей раннего возраста.

Помогают улучшить обменные процессы глазного аппарата, убрать дискомфорт и спазм следующие процедуры:

  • Магнитотерапия
  • Электростимуляция
  • Лазерная терапия
  • Вакуумный массаж
  • Ультразвуковая терапия
  • Аутотренинг

Также есть ряд общих рекомендаций относительно профилактики возникновения болезней глаз.

Следует внимательно отнестись к здоровью глаз ребенка, обращать внимание на организацию режима труда и отдыха. Нужно следить, чтобы ребенок правильно сидел во время чтения и письма, освещение должно быть правильно подобрано, достаточно освещать рабочую зону.

Нельзя позволять чрезмерное увлечение компьютером и телевизором, чередовать работу (чтение и письмо) с паузами и перерывами.

Желательно исключить слишком яркое искусственное освещение, а также, наоборот, тусклое. Нежелательно совмещать естественное освещение с искусственным.

Для школьников существует также комплекс упражнений для глаз, которые ребенок может самостоятельно выполнять в школе и дома.

В организации учебного процесса важно отнестись внимательно к ученикам, имеющим проблемы со зрением, учитывать рекомендации врачей относительно физических и умственных нагрузок для этих детей.

Для профилактики появления глазных заболеваний у учащихся в целом, следует в плановом порядке менять местами учеников (ряды) три-четыре раза в учебном году.

Также необходимо следить за тем, чтобы ребенок достаточно находился на свежем воздухе, активно двигался, рационально питался. Пища должна полностью удовлетворять потребности детского организма в витаминах, минералах и микроэлементах.

Нельзя оставлять без внимания любые, даже незначительные, жалобы детей на чувство зрительного дискомфорта, снижение остроты зрения, головную боль.

Если заболевание выявить как можно раньше, то шансы на восстановление зрения существенно возрастают.

Аппаратные методики лечения глаз позволяют укрепить зрение и предотвратить дальнейшее развитие заболеваний без хирургических операций. Особенно важно, что такое нетравмирующее лечение может быть оказано детям.

Для аппаратного лечения дальнозоркости применима цветоимпульсная терапия, также как лазерная стимуляция или электростимуляция.

Аппарат цветоимпульсной терапии представляет собой специальные очки со встроенными излучателями, управляемыми блоком управления световыми сигналами.

При использовании данного метода лечения воздействие импульсами электромагнитного излучения производится через глаза на центральную нервную систему. Этот вид терапии эффективен и доступен, а также совместим с другими методами лечения и профилактики.

При лечении детской гиперметропии хорошо себя показало сочетание очковой коррекции (сила очков ниже степени дальнозоркости, что стимулирует работу глаза) и различных методик аппаратного лечения дальнозоркости, как правило, включающих элементы игры.

Аппаратное лечение дальнозоркости назначается врачом-специалистом по результатам обследования пациента.

Среди методов лечения дальнозоркости существуют эффективно действующие зарядка и упражнения для глаз, которые легко можно совершать где и когда угодно, и на улице, и дома, и в перерывах на работе.

Но есть некоторые условия – гимнастика выполняется обязательно до принятия пищи и желательно по несколько раз в день. Движения глаз при выполнении упражнения должны быть плавными.

  1. Принимаем сидячее положение. Правую руку сгибаем, установив ее перед глазами на удалении в 40, 50 см, медленно пальцем по часовой стрелке делаем вращательные движения. Необходимо взглядом сопровождать крутящийся палец, голова при этом никуда не поворачивается, а находится на месте. Эту же манипуляцию совершаем с другой рукой, производя вращение против часовой стрелки. Выполняем занятие 7-10 раз;
  2. Садимся в удобном положении, смотрим прямо. Необходимо конец указательного пальца установить напротив глаз, согнув руку в локте, с расстоянием между пальцем и глазами в 30 см. Сначала в течение нескольких секунд смотрим на дальние предметы, затем переводим взгляд на кончик пальца, останавливаемся на нем тоже несколько секунд. Упражнение выполняется минимум 10 раз;
  3. Примите удобное положение, сидя, смотрите вперед, мышцы расслаблены. Поворачиваем голову вправо, вместе с тем, синхронно перемещаем взгляд. Возвращаемся в исходную позицию. Такую же манипуляцию проделываем по направлению влево. Упражнение в каждую сторону выполняется по 10 раз;
  4. Садимся, спинку держим прямо. Согнутые в локтях руки сложите на затылке. Стараемся прогнуть спинку назад и вместе с этим ставим ноги на мысочки. После чего расслабляемся, вытянув ноги и опустив руки. Выполняем занятие минимум 7 раз.
  5. При дальнозоркости глаз, рекомендуется применять гимнастику, которая предполагают двигательные упражнения глаз в направлениях вверх и вниз, затем влево и вправо. А также регулярно фокусируйте взгляд на близких предметах, а потом на дальних. Совершайте глазами круговые движения.
  6. Если дальнозоркость, проявляется на левом или только на правом глазу, гимнастика выполняется при закрытом здоровом глазе, можно закрыть его рукой, или листом бумаги, приклеив его пластырем. Делайте эти упражнения, пока зрение одного глаза не будет соответствовать зрению другого.

Положительный эффект будет достигнут только в случае ежедневного выполнения упражнений.

источник

Дальнозоркость, или по-научному гиперметропия, это такое нарушение зрения, при котором расположенные вблизи объекты визуализируются нечетко, а отдаленные – значительно лучше, хотя при тяжелой форме этого заболевания ребенок плохо видит на любом расстоянии. Согласно офтальмологической систематизации, гиперметропия относится к аметропиям, то есть к аномалиям рефракции (процесса преломления световых лучей, проходящих через оптическую среду глаза). В норме лучи должны фокусироваться точно на поверхности сетчатки, в области желтого пятна (макулы). Так вот, если фокус смещается вперед, возникает миопия (близорукость), а если назад – гиперметропия (дальнозоркость).

Незначительная степень этой патологии в раннем детском возрасте не должна вызывать тревоги у родителей, более того – почти все малыши до 3 лет имеют физиологическую гиперметропию, и это совершенно нормально. Ребенок растет и развивается, претерпевают изменения его глаза – устанавливаются правильные соотношения между их отдельными структурами, благодаря чему зрение постепенно становится острым как вблизи, так и вдали. Однако, к сожалению, это происходит не всегда. Очень важно вовремя заметить нарушение, чтобы иметь возможность успешно скорректировать его.

Возрастная норма дальнозоркости у ребенка в 1 год составляет +2,5 дптр, в 2 года – +2 дптр, а в 3 года – +1,5 дптр. Если вы услышали от доктора соответствующие цифры, не стоит переживать за своего малыша – его зрительный аппарат развивается правильно.

Гиперметропия – весьма коварное заболевание, которое в детском возрасте характеризуется скрытостью симптоматики, непредсказуемостью течения и высоким риском развития серьезных осложнений. Дети с этой патологией испытывают трудности при обучении, не могут подолгу сосредоточивать внимание на мелких близкорасположенных предметах, страдают от головных болей, плохо спят, быстро устают и капризничают. Сегодня мы расскажем, как выявить проблему максимально рано, и что делать, если у вашего ребенка диагностирована дальнозоркость.

Чтобы понять механизм развития этого заболевания, рассмотрим более подробно процесс рефракции. Итак, он зависит:

От формы роговицы – прозрачной органической линзы, которая первой встречает световые лучи, проникающие в глаз. Если выпуклость роговицы слаба, лучи преломляются недостаточно, и это способствует смещению фокуса в плоскость, условно расположенную за сетчаткой, а не на ней;

От расстояния между роговицей и хрусталиком, а затем между хрусталиком и сетчаткой – если оно слишком мало, проблема усугубляется;

От формы хрусталика и его способности к аккомодации – с помощью усилий ресничной мышцы кривизна нашей второй, двояковыпуклой органической линзы, может меняться. Если фокус световых лучей «уехал» за сетчатку, его можно принудительно поставить на место, расширяя хрусталик и усиливая тем самым его преломляющую способность. Аккомодация компенсирует рефракционные нарушения в пределах пяти диоптрий, но это требует напряжения зрительного аппарата и ведет к его ускоренному износу;

От длины ПЗО глазного яблока – переднезадняя ось представляет собой отрезок между роговицей и макулой, и если он короче физиологической нормы, неизбежно возникает гиперметропия.

Таким образом, можно объединить причины дальнозоркости у детей в две группы: дефекты преломляющей функции роговицы и/или хрусталика и недостаточная длина глазного яблока в переднезаднем направлении. Примечательно, что эти факторы могут сочетаться друг с другом в произвольном порядке. Наименьшую потенциальную опасность несет детская гиперметропия на фоне укорочения ПЗО, поскольку есть шанс, что глазное яблоко вырастет до нужных параметров. Если же болезнь возникла по причине нарушений со стороны роговицы или хрусталика, прогноз менее благоприятный.

К возникновению дальнозоркости может приводить наследственность: если у одного или даже обоих родителей малыша имеется такая проблема, он нуждается в регулярных осмотрах офтальмолога, начиная с возраста 6 месяцев. Усугубить генетический фактор способны патологии течения беременности, вредные привычки будущей матери, напряженная экологическая обстановка. В очень редких случаях гиперметропия у ребенка становится результатом врожденного отсутствия роговицы и/или хрусталика (афакия). Подобные отклонения в развитии плода обычно сочетаются друг с другом и приводят к тяжелым последствиям, вплоть до полной слепоты.

Принято выделать три степени гиперметропии у детей:

Высокую – более +5 диоптрий.

Слабая степень дальнозоркости у ребенка никак не проявляется, поскольку она успешно компенсируется небольшими аккомодационными усилиями глаз. О таком заболевании родители обычно даже не догадываются, поскольку малыш не выказывает никаких жалоб и не демонстрирует отклонений в тех аспектах развития, которые требуют эксплуатации ближнего зрения (мелкая моторика, рисование, чтение, счет).

Средняя степень нарушения все еще подлежит самокоррекции, однако это происходит на пределе возможностей. Постоянное напряжение аккомодации приводит к быстрой утомляемости глаз, ощущению насыпанного в них песка, слезотечению и светобоязни, распирающим болям в области лба, надбровий, переносицы и глазных яблок. Ребенок неохотно занимается делами, связанными с длительным сосредоточением взгляда на близкорасположенных предметах, а если поднести какой-то объект близко к его лицу (на расстояние 30-40 см), скорее всего, малыш инстинктивно попытается отодвинуть вашу руку или отойти на шаг назад.

Высокая степень гиперметропии характеризуется нечеткостью зрения как вблизи, так и вдали, поскольку ресурсов аккомодации недостаточно для того, чтобы скорректировать такое выраженное нарушение рефракции. Описанные выше негативные симптомы будут проявляться у больного ребенка еще ярче. Из-за постоянного дискомфорта малыш станет тереть уставшие глаза, попутно занося туда инфекцию. Но это еще не самое страшное – без должного лечения сильная дальнозоркость у детей почти всегда приводит к развитию косоглазия и амблиопии. Об этих серьезных осложнениях читайте далее.

Читайте также:  Акупунктурные точки для улучшения зрения дальнозоркость

Дальнозоркость и астигматизм: лечить или ждать? Детский доктор:

Выделяют две формы детской гиперметропии:

У малышей 1, 2, 3 лет дальнозоркость носит естественный, физиологический характер, если она находится в пределах +3 диоптрий. Именно так обстоят дела у 90% детишек. Говорить о врожденной, патологической гиперметропии раньше 5, 6, 7 лет, по сути, некорректно, ведь до этого возраста глаза активно растут и развиваются, ситуация еще может исправиться сама. Лишь в том случае, когда у ребенка дошкольного возраста наблюдается отклонение от нормального зрения +5 +6 диоптрий и более, можно однозначно утверждать, что имеет место врожденная патология, требующая лечения.

У младенца глазные яблоки совсем не такие, как у взрослого человека: они более короткие (16-17 мм против 24-25 мм) и округлые, а кривизна роговицы и хрусталика, напротив, менее выражена. Существует даже специальный медицинский термин – «физиологическая дальнозоркость новорожденных», которым описывают нормальное состояние зрительного аппарата малышей, только что появившихся на свет. Норма находится в пределах +2 +4 дптр.

Если показатель превышен, это может свидетельствовать о микрофтальме (патологическом уменьшении глазного яблока) и сопутствующих ему дефектах:

Афакии (отсутствии хрусталика);

Колобоме (отсутствии части глазной оболочки);

Аниридии (отсутствии радужки);

Лентиконусе (шаровидной или конусовидной форме хрусталика).

Перечисленные патологии глаз часто сочетаются с прочими врожденными пороками развития, например, с «заячьей губой» или «волчьей пастью». Если у грудничка отягощенный анамнез и неблагоприятная наследственность, ему требуется консультация офтальмолога не позднее шестимесячного возраста.

У детей до 1 года дальнозоркость, как правило, не диагностируется, поскольку заметить нарушение зрения при отсутствии каких-либо других отклонений в состоянии здоровья очень сложно. Тем не менее, если в этом возрасте выявлена гиперметропия до +3 диоптрий, беспокоиться не следует, такой показатель является вариантом нормы.

В полтора-два года о наличии подобной особенности у своего чада родители обычно уже знают, благодаря профилактическому осмотру. Детский врач-офтальмолог может достаточно точно установить степень гиперметропии и дать необходимые рекомендации, если потребуется.

Примечательно, что слишком большой, или наоборот, слишком маленький запас дальнозоркости в этом периоде является тревожным сигналом. Если у ребенка 1-3 лет диагностирована гиперметропия выше физиологической нормы, это может привести к развитию косоглазия и амблиопии, а если ниже – к близорукости.

К четырем годам большинство малышей уже посещают детский садик, где им предлагают массу интересных занятий, связанных с усиленной эксплуатацией ближнего зрения: лепку из пластилина, собирание пирамидок и кубиков, рисование и разукрашивание, вырезание аппликаций из цветной бумаги и так далее. На смену играм приходит развитие более серьезных навыков – счета, чтения, письма. Если при этом ребенок 4, 5, 6 лет страдает дальнозоркостью средней или высокой степени, проблема непременно проявится трудностями в обучении, головными болями, слезящимися глазами, быстрой утомляемостью и раздражительностью.

Существуют и другие верные признаки гиперметропии у дошкольников:

В процессе рисования, раскрашивания, лепки малыш не наклоняется над работой;

Рассматривая картинки, ребенок держит книгу на вытянутых руках;

Если поместить интересный объект перед лицом малыша, он сделает шаг назад.

Семилетний возраст является своеобразным рубежом: если к этому времени имеется врожденная, патологическая дальнозоркость, она наверняка будет диагностирована в рамках предшкольной диспансеризации. Такому первокласснику, скорее всего, понадобятся очки, в которых он сможет учиться, не перенапрягая зрительный аппарат.

В этом возрасте о физиологической гиперметропии, проходящей самостоятельно, говорить уже не приходится – длина ПЗО глазных яблок ребенка должна достичь нормы в 23-24 мм, а зрение – стать эмметропическим, то есть стопроцентным. Любое отклонение от этих показателей является патологией и нуждается в коррекции.

Обнаружить дальнозоркость у ученика младших и средних классов школы не составляет труда, ведь помимо очевидных признаков проблемы (трудностей с учебным процессом, быстрой утомляемости глаз, низкой скорости чтения), на первый план выходят жалобы и субъективные ощущения больного ребенка, который теперь достаточно взрослый для того, чтобы внятно их описать.

Сын или дочь укажет вам на нечеткость контуров объектов, слезотечение и светобоязнь, головную боль, жжение, дискомфорт и чувство распирания в глазных яблоках, возникающее спустя несколько часов или даже минут активной эксплуатации ближнего зрения. Все это свидетельствует о наличии средней или высокой степени гиперметропии.

К этому возрасту зрительный аппарат человека завершает свой рост и развитие, длина ПЗО глазных яблок достигает 24-25 мм. Если этого не произошло, у юноши или девушки наверняка имеется какая-либо разновидность аметропии.

Среди всех старшеклассников по разным данным 25-35% имеют ту или иную степень дальнозоркости, причем у 5-10% она некорригируемая, то есть не подлежащая компенсации собственными аккомодативными усилиями зрительного аппарата.

Подросткам с гиперметропией не обязательно носить очки – можно перейти на более удобные и незаметные контактные линзы. А по достижению шестнадцатилетия перед молодыми людьми открываются новые возможности в лечении дальнозоркости – лазерная коррекция. Но в некоторых клиниках подобные операции выполняют исключительно с 18 лет.

Если у ребенка диагностирована гиперметропия, необходимо отслеживать динамику развития ситуации, навещая офтальмолога каждые полгода. При отсутствии положительных сдвигов потребуется оптическая коррекция, аппаратное и/или физиотерапевтическое лечение, выполнение специальных упражнений для глаз.

Пренебрежение рекомендациями врача может обернуться возникновением осложнений, таких как:

Амблиопия (вплоть до потери зрения).

При выраженной дальнозоркости у ребенка постоянно возникает желание потереть уставшие глаза. Учитывая то, что в юном возрасте дети не слишком озабочены вопросами гигиены, но при этом любят играть во дворе и общаться с домашними животными, риск занесения заразы грязными руками очень велик.

Это приводит к развитию следующих болезней:

Кератит – воспаление роговицы;

Ячмень – воспаление волосяного мешочка ресниц или сальных желез Цейса;

Демодекоз – поражение глаз микроскопическим клещом рода демодекс;

Халязион – хроническое воспаление края века вокруг мейбомиевой железы.

Все эти патологии прямо или косвенно вредят роговице, а значит, усугубляют течение дальнозоркости у детей. Поэтому при первых признаках глазной инфекции необходимо показаться участковому педиатру или сразу окулисту, чтобы пройти диагностику и получить качественное лечение.

Содружественное сходящееся косоглазие возникает, чаще всего, именно на фоне врожденной гиперметропии, причем почти всегда – у детей до 3 лет. Как мы уже неоднократно упоминали, для самокоррекции зрения при дальнозоркости используется уникальный приспособительный механизм – аккомодация. Чтобы лучше рассмотреть расположенный вблизи объект, ребенок вынужден скашивать взгляд к носу, по-научному – конвергировать. Это, в свою очередь, ведет к переутомлению глазодвигательных мышц. У малыша 1-2 лет из-за конвергенции зрения возникает временное косоглазие, которое без оптической коррекции к 3 годам постепенно переходит в постоянное.

Поначалу содружественное косоглазие проявляется только в моменты усталости или нервного возбуждения. При этом родители замечают, что один глаз малыша смотрит прямо, а другой слегка «уехал» к носу. Симптомы бинокулярного нарушения зрения могут возникать даже на фоне естественной, физиологической дальнозоркости. Но, все-таки, наибольшему риску развития стробизма подвергаются дети со средней и сильной гиперметропией.

Из-за сходящегося косоглазия происходит нежелательная перестройка всей зрительной системы. Косящий глаз посылает в головной мозг искаженное изображение окружающего мира, которое не хочет складываться с информацией, поступающей от здорового глаза. Во избежание эффекта диплопии («двоения» картинки) мозг принимает решение выключить дефектный орган из акта зрения. Для этого в затылочной части коры больших полушарий гасятся нервные импульсы, исходящие от сетчатки косящего глаза, и со временем он полностью перестает функционировать, если не предпринять адекватные лечебные меры.

Это стойкое, чаще одностороннее снижение качества зрения, никак не связанное с органическими патологиями и не корректируемое оптическими методами. Выражается оно в неучастии одного из органов в зрительном процессе. Иначе амблиопию называют синдромом «тупого» или «ленивого» глаза, а наиболее очевидной и распространенной причиной возникновения этой болезни выступает описанное ранее содружественное косоглазие, на фоне которого развивается так называемая дисбинокулярная амблиопия.

«Ленивый» глаз диагностируется в среднем у 2-3% малышей, страдающих врожденной дальнозоркостью. Вылечить амблиопию весьма сложно, успех целиком зависит от своевременности и качества терапии.

Существует также рефракционная амблиопия, которая обусловлена не косоглазием, а длительно игнорируемой аметропией какого-либо типа. Как правило, осложнение возникает, если разница рефракции глаз при гиперметропии – более 0,5 диоптрий, при астигматизме – более 1,5 диоптрий, а при миопии – более 2 диоптрий. Как видно из этих цифр, именно детская дальнозоркость несет наибольший риск развития синдрома «тупого» глаза.

Если у ребенка диагностирована амблиопия, лечение должно начинаться с нейтрализации причин заболевания. То есть дисбинокулярный тип патологии невозможно устранить без предварительной терапии косоглазия, а рефракционный – без оптической коррекции зрения.

В первую очередь, не паниковать и внимательно расспросить доктора о диагнозе и его вероятных последствиях. Пока ребенок маленький, его организм активно развивается, вместе с другими частями тела растут и глазные яблоки, так что вплоть до 12-13 лет все еще остается шанс на самостоятельное исправление невысокой степени гиперметропии.

Дальнозоркость у детей в пределах +3 диоптрий не требует ношения очков, но крайне важно отслеживать динамику изменений состояния зрительного аппарата – если показатели гиперметропии с возрастом начнут повышаться, вместо того чтобы снижаться до нормы, придется наметить стратегию лечения.

С целью выявления нарушений зрения у маленьких пациентов врачи используют три основные методики:

Визометрия. Этот простой тест знаком каждому человеку: на стене висит плакат с изображением букв разного размера, расположенных рядами – от самых крупных вверху, до самых крошечных внизу. Доктор ставит ребенка на строго определенном расстоянии от этого плаката, просит попеременно закрывать ладонью один глаз, а вторым пытаться рассмотреть и назвать букву, на которую направлена указка. При условии изначального подозрения на гиперметропию это исследование проводится с применением пробных «плюсовых» линз. Недостаток методики очевиден – чтобы пройти визометрию, ребенок должен хотя бы знать буквы и уметь говорить. Следовательно, для малышей она не подходит.

Скиаскопия (теневая проба). Суть процедуры в следующем: доктор садится напротив ребенка на расстоянии ровно 1 метр, берет специальный прибор – скиаскоп, который представляет собой плоское зеркало, направляет в исследуемый глаз луч света, он отражается от сетчатки и воспринимается глазом врача. Для оценки рефракции зеркало скиаскопа нужно вращать в горизонтальной и вертикальной плоскости, при этом на сетчатке может появиться тень. Если она возникает с той стороны, куда смещено зеркало, у ребенка дальнозоркость. Обнаружив это, окулист дает юному пациенту скиаскопическую линейку с пробными линзами, тот прикладывает их по очереди к глазам до тех пор, пока тень не исчезнет:

Та линза, которая позволит добиться искомого эффекта, и является подходящей для обследуемого малыша, а ее значения в диоптриях характеризуют степень гиперметропии. Получить точные данные можно только после закапывания в глаза сульфата атропина. Это нужно для создания искусственного временного паралича цилиарных мышц и расширения зрачка. Скиаскопия идеально подходит для диагностики нарушений зрения у маленьких детей, ведь во время процедуры не требуется никакой обратной связи от пациента;

Рефрактометрия. Это исследование выполняется с использованием одноименного прибора – рефрактометра, который представляет собой намного более сложное и дорогостоящее устройство, в сравнении со скиаскопом, поэтому наличествует далеко не во всякой поликлинике. Тем не менее, суть двух методик весьма схожа. Во время рефрактометрии пациент прислоняется лицом к прибору и смотрит в специальные линзы, через которые в его глаза направляется свет. С обратной стороны врач видит, какой рисунок образуют преломленные лучи на сетчатке пациента. Вот, как могут выглядеть результаты:

Зарегистрировав нарушение рефракции, доктор начинает вращать ручку прибора, меняя тем самым преломляющую силу линз до тех пор, пока световые полоски не встанут на нужное место. Когда это произойдет, на оптической шкале прибора и будет обозначена степень гиперметропии у пациента в диоптриях. Такая процедура отличается самой высокой точностью измерений и тоже проводится после закапывания в глаза сульфата атропина. Рефрактометрия – лучший способ диагностики дальнозоркости у детей, особенно совсем маленьких.

Такой вопрос возникает у родителей не случайно, ведь офтальмологи в большинстве случаев предлагают им уповать на природу и надеяться, что гиперметропия невысокой степени пройдет сама. Эта рекомендация вполне оправдана, но только если не пускать ситуацию на самотек. Нужно регулярно проверять остроту зрения у своего ребенка, чтобы видеть динамику и вовремя вносить коррективы в лечебную стратегию.

Дальнозоркость средней и высокой степени, особенно у детей 1-3 лет, обязательно требует терапевтических мер, поскольку в этом возрасте осложнения развиваются с молниеносной скоростью. Если у малыша возникнет косоглазие или того хуже – амблиопия, придется потратить много времени и сил на восстановление зрительных функций, и не факт, что удастся это сделать. Тем более что аккуратно выполнять все врачебные рекомендации непросто: доктор назначил очки от дальнозоркости или повязку от косоглазия – вот тут-то и начинаются основные проблемы. Чадо капризничает, отказывается носить ненавистный предмет, а то и намеренно портит его, чтобы не подвергаться насмешкам в детском коллективе. Справиться с такой ситуацией тяжело, но совершенно необходимо.

Читайте также:  Аппараты для лечения дальнозоркости у детей

Иисправить дальнозоркость у ребенка можно, но только если не оставлять без внимания динамику развития болезни и четко следовать лечебной тактике, разработанной квалифицированным врачом-офтальмологом.

Если речь идет о физиологической гиперметропии, нормы которой для разных возрастов были указаны выше, никакой оптической коррекции ребенку не требуется – скорее всего, к моменту поступления в первый класс школы ваш сын или дочь будут иметь стопроцентное зрение. Регулярные осмотры у окулиста один раз в полгода требуются тем малышам, у которых предельно допустимая степень дальнозоркости (+3 дптр) и/или неблагоприятная наследственность по этому заболеванию.

При средней и сильной гиперметропии ребенку выпишут очки и дадут рекомендации относительно режима их ношения – это может быть непрерывный процесс или использование только в те периоды, когда задействуется ближнее зрение (обучение, творчество) – все зависит от выраженности патологии. Хорошей новостью для обеспокоенных родителей станет тот факт, что большинство ребятишек, носивших очки в дошкольном возрасте, к 7-8 годам полностью восстанавливают зрение и перестают в них нуждаться.

Подбор оптики для юных пациентов осуществляется по тем же правилам, что и для взрослых. Единственное важное отличие заключается в необходимости регулярной проверки остроты зрения, которая может быстро меняться. Если такое произошло, нужно сразу же выписать другие, более подходящие очки. Отдельно нужно упомянуть о таком серьезном препятствии к успешному лечению дальнозоркости у детей, как нежелание или даже категорический отказ от ношения очков.

Дадим родителям таких приверед несколько полезных советов:

Если речь идет о малыше, который еще ходит в садик, попробуйте заразить его собственным примером, ведь родители – главный авторитет для ребятишек такого возраста. Приобретите очки-пустышки для всей семьи и демонстративно носите их, приговаривая, как это «круто». Хвалите свое чадо, отмечая, что в очках у него очень важный и умный вид;

Мотивировать детей постарше на ношение очков значительно сложнее, но тоже возможно: рассматривайте этот предмет, как стильный аксессуар. Позвольте ребенку самостоятельно подобрать форму линз и оправу, чтобы очки были к лицу, удобно сидели и действительно придавали интеллигентности. Упоминайте о мировых звездах в очках, особенно если знаете, что сыну или дочери нравится определенный артист.

Терапия этого нарушения зрения в возрасте до 16 лет осуществляется исключительно консервативными методами:

Очковая или контактная коррекция;

Аппаратные и физиотерапевтические процедуры;

Специальная гимнастика для глаз;

Использование медикаментов, включая капли, витамины и биодобавки.

Физиотерапия и аппаратное лечение дальнозоркости у детей представлены множеством эффективных методик: лазерной и электростимуляцией, вакуумным массажем, цветоимпульсным, ультразвуковым и магнитным воздействием на органы зрения. Курсы подобных процедур рекомендуется проходить регулярно и сочетать с приемом поддерживающих препаратов.

Традиционная микрохирургия и лазерная коррекция дальнозоркости детям до 16 лет не показана, поскольку их глаза еще растут, и под воздействием этого естественного процесса после операции могут возникнуть нежелательные изменения, приводящие к новым нарушениям рефракции.

О проблемах со зрением у детей неоднократно говорил знаменитый российский педиатр Евгений Комаровский. Его рассказы отличаются доступностью изложения и обилием полезной информации, поэтому если вам хочется узнать что-то новое и интересное о лечении и профилактике детской дальнозоркости, посмотрите видео с доктором Комаровским:

Успешный подбор оптики при гиперметропии у ребенка зависит от соблюдения следующих правил:

Для каждого глаза – своя линза. При этом нарушении зрения очень часто встречается ситуация, когда один глаз видит лучше, а другой – хуже. Причем, разница в рефракции может достигать внушительных значений. Чем она больше, тем выше риск развития такого грозного осложнения, как амблиопия;

Линза должна максимально «разгружать» больной глаз. Речь идет об аккомодации. Если для очков выбрать первую же линзу, при которой ребенок четко видит буквы в десятом ряду визометрической таблицы, это будет неправильно, поскольку видит он их, максимально напрягая цилиарную мышцу и растягивая хрусталик. Поэтому офтальмолог используется такой прием: увеличивает преломляющую силу линз до тех пор, пока десятый рад не начнет выглядеть расплывчатым. Предшествовавшая этому линза и будет искомой;

Нужно проверить бинокулярное зрение. Иногда бывает так, что линзы для каждого глаза подобраны идеально, но при их совмещении возникает эффект диплопии (двоения картинки). Поэтому прежде чем выписывать рецепт на готовые очки, нужно убедиться, что ребенок правильно и четко видит с выбранными линзами;

Следует оценить переносимость линз и уровень комфорта. Пусть юный пациент некоторое время посидит в них, попробует что-нибудь прочесть или рассмотреть с близкого расстояния. Если при этом не возникнет никаких негативных симптомов (жжения, рези, слезотечения, напряжения, боли в глазах), можно сделать вывод, что очки подходят малышу;

Необходимо точно измерить расстояние между зрачками. Это отрезок, соединяющий наружный край роговицы одного глаза с внутренним краем роговицы другого. Дело в том, что оправа может иметь разные параметры, следовательно, линзы в готовых очках могут раздвигаться или сближаться. Если они будут установлены неправильно, ребенок не сможет хорошо видеть в таком изделии.

Очки при дальнозоркости у детей нужно начать использовать как можно раньше – сразу, как только врач рекомендовал оптическую коррекцию. Не затягивайте с приобретением очков и тщательно контролируйте их ношение, ведь от этого зависят шансы на восстановление нормального зрения у ребенка.

При гиперметропии у малышей полезно выполнять следующие простые упражнения:

Легкий массаж глазных яблок при сомкнутых веках, выполняется кончиками пальцев родителя, осторожными круговыми движениями по часовой, а затем против часовой стрелки, в течение пяти секунд с нескольким повторами;

«Змейка». Уложите ребенка горизонтально на спину, возьмите яркую игрушку, поднимите ее на высоту около метра над лицом малыша, привлеките его внимание, убедитесь, что он зафиксировал взгляд на объекте. Затем медленно приближайте игрушку к глазам, совершая петляющие движения, чтобы ребенок следил за ней. Повторите 2-5 раз;

«Перекатывание мячика». Сядьте с малышом на пол друг напротив друга на расстоянии примерно одного метра, разведя ноги в стороны. Возьмите небольшой яркий мячик, и катите его по направлению к ребенку, попросив не отрывать взгляд от игрушки, иначе по правилам игры она «потеряется». Пусть малыш поймает мячик и отправит вам обратно, и так несколько раз;

«Жмурки». Это простое расслабляющее упражнение для глаз подойдет самым маленьким ребятишкам. Скорчите смешную гримасу, а когда малыш обратит на вас внимание, поочередно зажмуривайте и широко открывайте глаза – сын или дочь непременно будет повторять за вами, попутно улучшая глазное кровообращение и тренируя зрительные мышцы;

«Чтение». Такое упражнение можно предложить ребенку, осваивающему первые книжки. Это должно быть издание с крупным шрифтом. Сначала определите максимальное расстояние, с которого малыш хорошо видит буквы. Попросите его прочесть несколько строк. Затем переверните страницу и приблизьте книгу на 10 см. Пусть ребенок снова прочтет пару строк. Повторяйте эти действия до тех пор, пока книга не окажется на расстоянии 15-20 см от лица малыша.

Дети постарше вполне могут выполнять «взрослую» гимнастику для глаз:

Детям со слабой степенью дальнозоркости очень полезны активные занятия, связанные с частой сменой фокусировки взгляда на движущихся предметах, расположенных на различном расстоянии. Это такие игры, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей. Любые виды спорта, где задействован снаряд, за которым необходимо следить взглядом, будут тренировать механизм аккомодации и помогать бороться гиперметропией.

При средней степени дальнозоркости слишком динамичные игры, например, футбол или хоккей, могут оказаться опасными для ребенка, поскольку его зрительный аппарат будет уставать быстрее, чем у сверстников. А это чревато слезотечением и головными болями, не говоря уже о размытости зрения и риске получить травму. Таким детям рекомендовано плавание, настольный теннис, бадминтон.

Высокая степень дальнозоркости делает подвижные занятия спортом невозможными для ребенка. Но это не значит, что физкультуру нужно вообще запретить, ведь от хорошего самочувствия, правильного кровообращения и крепкого мышечного тонуса зависит, в том числе, и здоровье зрительного аппарата. Ребенок с выраженной гиперметропией должен делать утреннюю зарядку, а заодно с нею – упражнения гимнастики для глаз.

Агрессивные виды спорта (борьба, бокс, восточные единоборства) и тяжелая атлетика абсолютно противопоказаны детям с дальнозоркостью, как и с любыми другими нарушениями зрения!

На столе ребенка с гиперметропией должны присутствовать продукты, богатые полезными для зрения витаминами и микроэлементами:

Сухофрукты (инжир, курага, чернослив, изюм);

Орехи (грецкие, миндаль, лещина, кешью);

Свежие фрукты и ягоды (бананы, абрикосы, персики, апельсины, черника);

Овощи и зелень (морковь, капуста, помидоры, сельдерей, петрушка).

Решение о дополнительном приеме витаминно-минеральных комплексов или биологически активных добавок к пище должно приниматься врачом. Подобные средства могут обладать сомнительным качеством или просто не подходить вашему ребенку. Не стоит приобретать широко рекламируемый препарат для улучшения зрения из соображений «точно не повредит», ведь гипервитаминоз и избыток некоторых микро- и макроэлементов не менее опасен для здоровья, чем их дефицит.

Если у малыша диагностирована слабая степень гиперметропии, это уже является поводом задуматься о профилактике. Когда ребенок что-то мастерит, рисует или читает, его рабочее место должно быть освещено верхней люстрой или настольной лампой с мощностью 60-100 ватт. Через каждые 30-60 минут подобных занятий нужно отвлекать малыша и устраивать перерыв, лучше всего, если это будет подвижная игра, зарядка для глаз, небольшое домашнее поручение или прогулка на свежем воздухе. Хотя бы выполняйте массаж глазных яблок или упражнение «жмурки».

Конечно, главный «корень зла» кроется в дарах современной цивилизации – телевизоре, компьютере, планшете. Именно об эти устройства дети «убивают» глаза, даже если никаких зачатков зрительных нарушений не было. Что уж говорить об имеющейся дальнозоркости? Самое вредное, что может делать больной малыш – это подолгу сидеть перед телевизором или монитором, играть в игры на планшете или смартфоне. Второе даже хуже, поскольку изображение обычно располагается слишком близко к лицу. Конечно, это не означает, что нужно выбросить из дома все электронные девайсы, как только сыну или дочери поставили диагноз «дальнозоркость». Необходимо просто ограничить время их эксплуатации до разумных пределов или чаще устраивать перерывы. Берегите детей, и будьте здоровы!

Автор статьи: Дегтярева Марина Витальевна, врач-офтальмолог, окулист

Самый эффективный рецепт, который сделает ваши пяточки гладкими, как в молодости!

Самый эффективный рецепт, который сделает ваши пяточки гладкими, как в молодости!

источник

Татьяна Котельникова 16 октября 2017

Марджан Тэйлор Кап, профессор университета оптики штата Огайо, установила связь между умеренной дальнозоркостью и вниманием у дошкольников.

Новое исследование подтверждает, что для детей дошкольного возраста характерна умеренная дальнозоркость. Но многие офтальмологи не уверены, что в таком возрасте необходима коррекция зрения. Однако Кап утверждает, что дети с неподтвержденной дальнозоркостью рано сталкиваются с проблемами в обучении.

Исследование включало 244 ребенка с умеренной дальнозоркостью и 248 детей с нормальным зрением в возрасте 4-5 лет. При работе с детьми, обладающими неподтвержденной дальнозоркостью, Кап выяснила, что у них снижается уровень грамотности и способности к обучению вообще. Тогда как дети с нормальным зрением демонстрировали более устойчивую способность к точному восприятию новой визуальной информации.

Тесты на визуальное внимание состояли из просмотра изображения и поиска идентичного в массе других картинок, то есть проверялась визуальная способность восприятия главной информации и игнорирование побочной.

Дети с умеренной дальнозоркостью показали более низкие показатели в тесте, чем их сверстники с нормальным зрением. Первая группа детей делала упор на дальний план, то есть на фон, и обнаружила сложности в способности быстро фокусировать зрение, внимательно воспринимать логическую структуру визуальной информации. Дети с нормальным зрением легко переключались с крупного плана на детальный.

Кап призывает взрослых к большей заботе о зрении детей, поскольку дефекты могут сказаться как на обучении в школе, так и на психологическом портрете ребенка. Необходимо выявить тех детей, которые испытывают трудности в учебе по причине дефекта зрения. Дети с умеренной дальнозоркостью склонны быстро утрачивать навыки, в том числе и навыки письма и чтения, потому что для них концентрация внимания представляет собой особую задачу, требующую больше ресурсов, чем нужно ребенку с нормальным зрением. Следовательно, такие дети сталкиваются с препятствиями в обучении, которые не могут сами преодолеть.

тренинговая компания ЛОВ, тренер-методист по развитию образной памяти

«Конечно, я не офтальмолог, однако исследование кажется мне не противоречащим действительному положению вещей. Всем детям с дефективным зрением гораздо сложнее осваивать учебный материал. Вполне возможно, что дети с дальнозоркостью менее внимательны к деталям, и именно поэтому испытывают трудности в школе».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник