Меню Рубрики

Физические упражнения при близорукости миопии должны включать в себя сга

План:

  1. Введение.
  2. Миопия.
  3. Причины миопии.
  4. Лечение миопии.
  5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
  6. Ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.
  7. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.
  8. Физическая культура для школьников с близорукостью.

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физическая культура для учащихся с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1 Приложения 2).

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. В Приложении 1 приведёны специальные физические упражнения, которые необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости укрепления глазодвигательных мышц не реже 3-4 раз в неделю.

Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

  1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
  2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
    Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
  3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
  4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
  6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
  7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
  8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
  9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

  1. И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
  2. И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
  3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
  4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
  5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.
  6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
  7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
  8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
  9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Читайте также:  Акупунктурные точки при близорукости

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3)

Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).

Список используемой литературы:

  1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
  2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
  3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина 1983.
  4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
  5. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?», М:1992
  6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
  7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
  8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

источник

Противопоказанные физические упражнения…………………………..…. 3

Близорукость и занятия спортом……………………………………………. 5

Физическая активность — одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение больных к закаливанию организма естественными факторами природы.
Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств, методов и дозировок в практике ЛФК.
ЛФК — метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма — движения. Функция движения является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.

Противопоказанные физические упражнения

Таблица 1. Противопоказания для различных видов спорта

Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз

Рекомендации по использованию оптической коррекции Бокс при любой степени близорукости Борьба при любой степени близорукости Тяжёлая атлетика при близорукости высокой степени, а так же при любой степени близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции Велогонка на треке при близорукости высокой степени, а так же при любой степени близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная коррекция Гимнастика спортивная при всех видах близорукости, кроме стационарной Без коррекции Гимнастика художественная при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Как правило, без очков. При значительном понижении зрения — контактная коррекция Стрельба стендовая, пулевая, из лука при близорукости более — 8 диоптрий Очковая или контактная коррекция Современное пятиборье при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции Конный спорт при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Фехтование только при осложнённой близорукости Очковая или контактная коррекция Плавание только при осложнённой близорукости Без коррекции Водное поло при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции или коррекция контактными линзами Прыжки в воду при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции Гребной спорт только при осложнённой близорукости Очковая коррекция Парусный спорт только при осложнённой близорукости Без коррекции Лыжные гонки только при осложнённой близорукости Любая коррекция Биатлон только при осложнённой близорукости Очковая или контактная коррекция Горнолыжный спорт при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции Прыжки на лыжах с трамплина при любой степени близорукости Лыжное двоеборье при любой степени близорукости Скоростной бег на коньках при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции или контактная коррекция Фигурное катание при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции или контактная коррекция Спортивная ходьба только при осложнённой близорукости Любая коррекция или без неё Бег на короткие дистанции при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Любая коррекция или без неё Бег на средние и длинные дистанции только при осложнённой близорукости Любая коррекция или без неё Метания при высокой и осложнённой близорукости Без коррекции или контактная коррекция Прыжки при высокой и осложнённой близорукости Волейбол, баскетбол при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная коррекция или без неё Футбол, ручной мяч при всех видах близорукости, кроме стационарной Контактная коррекция Хоккей при любой степени близорукости Теннис: большой, настольный, бадминтон при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная коррекция Санный спорт при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Контактная коррекция Мотоспорт при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции Городки при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне Любая коррекция

Близорукость и занятия спортом

Непременное условие для занятий спортом близоруких — это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.

При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей) близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы, надеваемые непосредственно на глазное яблоко.

При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба, поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения.

По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются липа, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6 диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и значительно снизить нагрузки.

Показания к применению ЛФК при миопии

Лечебная физическая культура (ЛФК) показана всем лицам, имеющим прогрессирующую приобретенную и не осложненную отслойкой сетчатки близорукость любой степени. Возраст не является лимитирующим моментом, однако наиболее эффективна ЛФК у детей. Чем раньше назначают ЛФК при миопии и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность метода.

При врожденной близорукости применение ЛФК малоэффективно.

Противопоказано лечение ЛФК при угрозе отслоения сетчатки.

1. общее укрепление организма;

2. активация функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

3. укрепление мышечно-связочного аппарата;

4. улучшение кровоснабжения тканей глаза;

5. укрепление мышц системы глаза.

Включают дыхательные упражнения, а также упражнения для укрепления мышц шеи и спины с целью улучшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем, а также укрепления мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе (резко наклоненная голова, сутулая спина). В комплексе лечебных и профилактических мер поза человека при работе имеет большое значение. Положение тела считается правильным, когда линия центра тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава, голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от книги, лежащей на столе, плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, туловище отодвинуто от края стола на 3-5 см.

Приведённые ниже специальные физические упражнения необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости не реже 3-4 раз в неделю.

источник

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

Близорукость (миопия, от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд) – изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму – из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

  • слабую миопию – до 3 диоптрий
  • среднюю миопию – от 3 до 6 диоптрий
  • сильную миопию – выше 6 диоптрий

До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий – врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий – максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив­ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Читайте также:  Аккомодация глаза близорукость и дальнозоркость

Б) Круговые движения головой по 4 раза влево и 4 вправо.

В) Самомассаж мышц задней поверхности шеи и затылка в течение 60секунд.

Г) Круговые движения глазами. Выполнять медленно сначала влево, потом вправо около 1 минуты.

Д) Закрыв глаза, несильно надавливать пальцами на глазные яблоки около 35-45 секунд.

Е) Упражнение «метка на стекле». Необходимо выполнять около 1-2 минуты, тренируя мышцы глаза сначала левого, затем правого, а потом вместе.

Ж) Закрыв глаза, выполнять поглаживание век от наружных углов к носу, а потом обратно около 40-45 секунд.

З) Выполнять быстрые моргания около 25-30 секунд.

И) Посидеть, закрыв глаза около 60 секунд, выполнять брюшное дыхание.

источник

Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра спортивной медицины и реабилиталогии

Влияния физических упражнений на степень

близорукости детей старшего школьного возраста

«Физическая культура для лиц с отклонениями

в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Наумова Елена Александрович

группа 6 Б, заочное отделение

Введение

  • ГлаваI.Теоретические основы исследуемой проблемы
  • 1.1 Причины возникновения миопии, методы ее профилактики и лечения
  • 1.2Близорукость и занятия спортом
  • 1.3 Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников
  • 1.4 Профилактические мероприятия по сохранению, нормализации и улучшению остроты зрения для младших и средних школьников
  • ГлаваIIОпытно-экспериментальная работа по исследованию влияния физических упражнений на степень близорукости детей старшего школьного возраста
  • 2.1 Организация и методы исследования
  • 2.2 Результаты исследования и их обсуждение
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения
  • Актуальность исследования. Для восприятия информации о состоянии окружающего нас внешнего мира служат сложные и совершенные нервные приборы — органы чувств. К ним относится орган зрения — глаза.

    В последние десятилетие в нашей стране резко увеличилось число детей, имеющих проблемы со зрением. Этому способствуют различные факторы и, конечно, бороться нужно с ними, но что делать, если ребенок плохо видит уже сейчас? В школе ребенка переводят в специальную медицинскую группу и, как правило, общество считает, что оно выполнило свои обязательства.

    Близорукость (миопия) — один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы, во время учебы в средних специальных и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной, зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при недостаточно или неправильном освящении и в плохих гигиенических условиях. Если вовремя не принять меры, то близорукость — один из наиболее частых причин инвалидности. [1]

    Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще не очень давно в настоящее время признано неправильным. Однако чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье лиц страдающих близорукостью и способствовать осложнениям. Поэтому разработка методических рекомендаций способствующих правильному применению физических упражнений при занятиях с детьми, страдающих миопией, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Особенно остро этот вопрос стоит в школах. Статическое исследования показывают, что в первом классе число детей с нарушением зрения составляет 9,2%, а в одиннадцатом — 48%, т.е. за время учебы количество таких детей возрастает более чем в пять раз.

    В настоящее время компьютеризация, видео и телепередачи, другие достижения научно — технического прогресса предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору детей младшего школьного возраста. И возрастающая тенденция раннего приобретения навыков чтение, письма, счета, изучение иностранных языков, уроки музыки, рисования и другие занятия повышают уровень зрительных нагрузок младших школьников.

    Однако, при систематических образовательных занятиях в школах и при насыщенных видео и телепередачах зрительный анализатор детей младшего возраста практически не получает крайне необходимого для него целенаправленного оздоровительного воздействия. В связи с этим возникает необходимость вводить в содержание учебных занятий и уроков физической культуры в младших классах профилактические мероприятия по сохранению и укреплению зрения.

    Исследования по профилактике нарушения зрения проводились в нашей стране и за рубежом (Ю.А. Утехин; Г.Г. Демирчоглян; У. Бейтс, М.Д. Корбетт; Э.С. Аветисов, и другие), где были предложены различные профилактические мероприятия по сохранению, нормализации и восстановлению остроты зрения школьников: глазодвигательная гимнастика, точечный массаж аутотренинг, физические упражнения и общие гигиенические мероприятия, нетрадиционные методы. К сожалению, большое разнообразие предлагаемых средств, методов и форм профилактики нарушения зрения не используется в режиме дня ребенка, как в учебное, так и в свободное время. На наш взгляд, это может быть связано со следующими причинами: не проводится информационно — просветительская работа с учениками, учителями, родителями; не разучивается комплексы профилактических мероприятий по восстановлению и тренировке зрительного анализатора; не даются целенаправленные консультации по профилактике нарушения зрения для детей и их родителей, и другую причину авторы видят в том, что многочисленные профилактические мероприятия не систематизированы по степени воздействия и не адаптированы к условиям школы.

    В связи с этим, актуальным является улучшение информационно — просветительской работы с учениками, учителями, родителями; обучение детей и взрослых методике проведения профилактических мероприятий, в частности, глазодвигательной гимнастики.

    Цель работы — разработать методику глазодвигательной гимнастики для детей старшего школьного возраста и исследовать ее эффективность.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. выявить критерии оценки степени близорукости детей старшего школьного возраста

    2. разработать методику применения физических упражнений специально-развивающего характера в целях коррекции зрения и профилактики близорукости.

    3. провести научный эксперимент для изучения влияния подобранных упражнений на зрение детей.

    Гипотеза исследования: использование методики глазодвигательной гимнастики позволит предотвратить дальнейшее развитие близорукости и даст положительный эффект в деле профилактики миопии.

    Предметом исследования является деятельность ученика, а объектом выступает методика упражнений по улучшению зрения и профилактики миопии.

    Научная новизна. На теоретическом, практическом и экспериментальном уровнях показана эффективность применения комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для глаз, которые расширяют диапазон средств физической культуры. Показана роль средств адаптивной физической культуры в решении задач повышения двигательной активности слабовидящих детей и как следствие их социальной интеграции в обществе. Намечены основные направления по использованию средств физической культуры в реабилитации слабовидящих детей. Проведена оценка эффективности влияния занятий физической культурой на физическое развитие и двигательную подготовленность слабовидящих детей.

    Практическая значимость. Расширение диапазона физического воздействия в виде специально подобранных физических упражнений в сочетании со специальными упражнениями для глаз в комплексе реабилитационных мероприятий позволит улучшить физическое развитие и повысить двигательную подготовленность слабовидящих детей 13-15 лет.

    Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы

    1.1 Причины возникновения миопии, методы ее профилактики и лечения

    Хорошо известен факт, что человеческое тело — далеко не идеальный механизм. В ряду случаев неумение человека приспосабливаться к окружающей обстановке несет на себе природа. Строя человеческое тело, она оставила после себя некоторые беспокойные участки вроде аппендикса. Но, пожалуй, нигде она так груба, не ошиблась, как при построение глаз. Офтальмологи в один голос твердят, что орган зрения человека никогда не предназначался для тех целей, в которых он используется в наше время.

    Миопия (близорукость) наиболее частый дефект зрения. Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложненная миопия одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте. Многолетние исследования, выполненные в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца, позволили сформулировать теорию происхождения миопии и обосновать пути и методы ее профилактики и лечения. На основе этих исследований выделено 2 основных патогенетических звена миопии: несоответствие между возможностями ослабленного аккомодационного аппарата глаз и зрительной нагрузкой и ослабление прочностных свойств склеры, и ее растяжение под влиянием внутриглазного давления. По первому механизму формируется более благоприятная форма миопии, которая остается только оптическим недостатком глаза, по второму миопия как серьезная болезнь, склонная к прогрессированию и возникновению осложнений. В происхождении обеих форм миопии существенное значение имеет генетический фактор, причем первая форма миопии наследуется преимущественно по аутосомно-доминантному, а вторая по аутосомно-рецессивному типу. Наследственно обусловленная миопия несколько раньше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Это связано, по-видимому, с модифицирующим влиянием пола и эндокринными изменениями в организме в период полового созревания. На основе «близнецовых исследований» показано, что по наследуемости в нисходящем порядке располагаются длина оси глаза, преломляющая сила роговицы, общая рефракция, преломляющая сила хрусталика. Установлена низкая пенетрантность и экспрессивность гена, детерминирующего миопию. Это указывает на то, что доминантно наследуемый ген миопии реализует свое действие только под влиянием неблагоприятных условий внешней среды или при взаимодействии с другими генами. [6]

    При ослабленной аккомодационной способности напряженная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной. В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом посредством направленного умеренного удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. Возникает миопия, которая хотя и несколько прогрессирует, но, как правило, не достигает более 3,0-4,0 дптр. Через аппарат аккомодации опосредуется влияние многих неблагоприятных факторов, способствующих развитию миопии. Эти факторы либо затрудняют его деятельность (неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, анизометроппия, астигматизм), либо «поражают» сам аппарат (нарушение регионарной гемодинамики, дисфункция цилиарной мышцы вследствие расстройства симпатической и парасимпатической иннервации, хронические инфекционные заболевания, общая гиподинамия). На основе данных о роли ослабленной аккомодации в происхождении миопии была выдвинута идея о возможности профилактики миопии и ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств. Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние упражнения. Предложен комплекс общих физических упражнений для лиц с близорукостью, влияющих и на аккомодацию. Показана возможность улучшения аккомодационной способности глаз посредством акупунктуры или электропунктуры, а также медикаментозных и физиотерапевтических воздействий на образования, ответственные за кровоснабжение и иннервацию цилиарной мышцы. Выявлено стимулирующее влияние ряда медикаментов на цилиарную мышцу. Перечисленные лечебные меры нормализуют или значительно повышают показатели аккомодации и регионарной гемодинамики и снижают частоту и степень прогрессирования миопии в 35 раз.

    На большом клиническом материале показана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе риска, т.е. у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации. В последнее время разработана методика бесконтактного транссклерального воздействия на цилиарную мышцу с помощью низкоэнергетического лазерного излучения. Такое воздействие улучшает все показатели аккомодации и кровоснабжение цилиарной мышцы. Поскольку прогрессирующая и осложненная миопия вызывает утрату трудоспособности в связи с понижением зрения, изучение ее патогенеза приобретает особое значение. На первый план здесь выступает исследование биомеханических, биохимических и морфологических свойств склеры. Исследования деформативно-прочностных показателей образцов склеральной ткани энуклеированных и трупных глаз человека показали, что в норме склере свойственны анизотропность (большая податливость в переднезаднем направлении, чем в экваториальном) и неоднородность убывание прочности по направлению от передней области к заднему полюсу. Наименьшую прочность как в норме, так и при миопии имеет задний полюс глаза. Установлено, что растяжимость и остаточная деформация образцов склеры при эмметропии и миопии слабой степени одинаковы, а в глазах с высокой миопией достоверно выше, особенно в заднем отделе.

    При миопии сохраняется свойственная нормальной склере неоднородность, при этом выявляется тенденция к увеличению деформации темпоральных отделов, особенно верхненаружного. Отмечено снижение предела прочности при миопии средней и высокой степени, особенно в экваториальном поясе и в области заднего полюса глаза. Анизотропность склеры при высокой миопии становится более выраженной, чем в норме. В настоящее время установлено, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По некоторым данным среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых осталось в два раза меньше, чем среди всей группы обследования школьников.

    Отмечая связь близорукости с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, тяжелые инфекционные заболевания. Заключено, что у близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также с быстрым утомлением мышц или спины. Нарушение осанки, в свою очередь, влияет на состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно — сосудистой, вызывая повышенное утомление. [11]

    Известный советский офтальмолог В.П. Филатов уже давно высказывал мнение, согласно которому общие патологические процессы в организме могут неблагоприятно сказываться на состоянии склеры и ослаблять ее, создавая тем самым условия для растяжения склеры и развития близорукости. Кроме того, патологические процессы в организме могут влиять и на цилиарную мышцу глаза.

    физическое упражнение близорукость миопия

    1.2 Близорукость и занятия спортом

    Спорт все шире и шире входит в жизнь наших людей. Особенно велика тяга к нему детей и подростков. Однако, учитывая значительный процент близорукости среди них, следует с особым вниманием подходить к выбору соответствующего вида спорта и допустимых нагрузок. Таблица с противопоказаниями для различных видов спота приведена в приложении 1.

    Непременное условие для занятий спортом близоруких — это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок. [18]

    При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей) близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы, надеваемые непосредственно на глазное яблоко.

    При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба, поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения.

    По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются липа, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6 диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и значительно снизить нагрузки.

    В то же время, как показали исследования и спортивная практика, умеренные нагрузки, занятия массовыми видами спорта (с учетом противопоказаний) способствуют, как правило, улучшению или стабилизации зрения и значительно повышают общее физическое развитие детей и подростков. Особую пользу им приносят спортивные игры, плавание, туризм.

    Физическая культура должна занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза.

    Специальные физические упражнения благоприятно влияют на формирование рефракции глаз у школьников. Так, среди школьников в возрасте от 6 до 17 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, было значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимались спортом.

    И.В. Сухиненко еще в 1980 году установила, что девушки 15 — 17 лет, страдающие миопией средней степеней, значительно отстают по уровню физической подготовленностью от сверстниц с соразмерной рефракцией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Систематическое применение циклических физических упражнений умеренной интенсивности в комплексе со специальной тренировкой аккомодации способствовали значительному повышению уровня выносливости и оказывали благоприятное влияние на все показатели аккомодационной способности глаза. После циклических упражнений значительной интенсивности, а также упражнениях на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений у лиц с миопией степени отмечалась выражения ишемия глаз, сохраняющаяся в течении длительного времени.

    С помощью специальных исследований, проведенных Е.И. Ливадо, было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения обще развивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопатического глаза.

    Читайте также:  Аккомодация и ее нарушения с возрастом при близорукости и дальнозоркости

    О пользе физических упражнений написал Федор Гильтеюрандт, доктор медицины и химии, адъютант — профессор анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии. Свой труд он назвал »О сохранении зрения, сочинение для народа». Несмотря на давность работы, в ней содержатся весьма прогрессивные идеи.

    1.3 Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников

    Исследования с помощью электронного микроскопа показали, что волокна склеры — фибриллы — при высокой миопии теряют свою обычную форму и расположение, становится слишком тонкими и изогнутыми. Биохимические исследования позволили установить, что существенно нарушен обмен веществ в склере, в частности мукополиисахаридов. Все это изменяет, биохимические свойства склеры и делает ее более податливой к действию внутриглазного давления, под внутриглазного давления, под влиянием которого, особенно при движениях туловища и головы, в склере накапливаются остаточные микро деформации. Это и создает основу для постепенного растяжения заднего отдела глаза и прогрессирования близорукости. Эти исследования были проведены кандидатом медицинских наук Е.И. Ливадо и преподавателем — методистом физической культуры Ю.И. Курпан [10]. Ими была разработана идея о возможности профилактики близорукости и ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза с помощью медикаментов и физических упражнений.

    Очень важно, чтобы для детей соблюдались гигиенические условия зрительной работы. Это прежде всего правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника.

    В дневное время степень освещенности класса зависит от облачности, различного состояния солнца, а также от размеров окон, их расположения и глубины помещения.

    Для классов отношение застекленной площади окон к площади пола должен составлять 1: 5, для прочих помещений школы — 1: 8. В третьем от окон ряду парт в пасмурную погоду освещенность может быть недостаточной, поэтому целесообразно каждую учебную четверть пересаживать на разные ряды парт.

    Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона.

    Для искусственного освещения в школах использую лампы накаливания или люминесцентные лампы. Освещенность должна быть на партах не менее 150 люкс при использовании ламп накаливания и 300 люкс при освещении люминесцентными лампами.

    Дома школьнику следует отвести светлое место у окна. В вечернее время нужно пользоваться искусственным освещением так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Детям рекомендуется смотреть телевизор непродолжительное время на расстояние не менее 2,5 м. Комната в это время должна освещена. К сожалению, с наступлением эпохи компьютеризации эти требования не всегда не соблюдаются. Кроме того, что глаза находятся близко от экрана и подвержены излучению, нарушается и процесс моргания. Нормальный глаз моргает часто, чтобы равномерно распределить слезную жидкость, выделяемую слезной, по поверхности глаза. Слеза не только постоянно увлажняет роговицу, но и дезинфицирует глаз, его от микробов. Моргание дает длящееся мгновение периоды отдыха постоянно находящимся в работе нервам сетчатки.

    Профилактике близорукости способствует укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний, прежде всего рахита, ревматизма, тонзиллита и туберкулеза. Лицам с высокой степенью близорукости противопоказана работа, связанная с подъемом тяжестей, рассматриванием и сбором мелких деталей или требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

    Большую роль при лечении близорукости приносят лекарства, которые улучшают питание тканей глаза и укрепляет его стенки. Особенно благоприятно сказывается применение витаминов. А, В2, С, К, РР, хлористого кальция, глюкозы, йодистых и тканевых препаратов.

    1.4 Профилактические мероприятия по сохранению, нормализации и улучшению остроты зрения для младших и средних школьников

    Нагрузка на глаза у современного школьника огромна. Авторы Э.С. Аветисов (1987), С.В. Бондаренко (1993), С. Мартынов (1995) и многие другие утверждают, что 70-80% всей информации об окружающем мире люди получают с помощью органов зрения. Поэтому глаза нужно беречь и проводить для них различные профилактические мероприятия, которые будут способствовать сохранению, нормализации, а также улучшению остроты зрения.

    В настоящее время отмечена тенденция увеличения близоруких детей в младшем и среднем возрасте. Нагрузка на глаза ложится огромная, особенно, когда дети проводят часы, сидя у экрана телевизора или за компьютерными играми. И конечно же, во время учебных занятий в школе, домашних заданий по чтению, письму, рисованию, музыке и т.д. Глаза отдыхают в основном только во время сна. Вот почему ученые — офтальмологи Э.С. Аветисов (1980), А. Утехин (1984), А.И. Тартаковская (1986) и другие сделали вывод, что выполнение для глаз просто необходимо для учащихся младших и средних классов, чтобы избежать в дальнейшем таких болезней, как близорукость, которая наблюдается наиболее часто, дальнозоркость и другие.

    Обобщая и анализируя научно-методическую литературу, посвященную вопросам профилактики нарушения зрения школьников, выявлено пять видов профилактических мероприятий: общеукрепляющие физические упражнения, общие гигиенические мероприятия, глазодвигательная гимнастика, точечный массаж и аутотренинг глаз. [22]

    Физическая культура и спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости. И ее прогрессирования (У. Сюйхуа, 1991), поскольку физические упражнения способствуют как (общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение (Э.С. Аветисов, Л.И. Курпан, Е.И. Ливадо, 1980). Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, по исследованиям (В.А. Химочкин, 1996; А.Ф. Синяков, 1995; Н.И. Кудряшова, 1995 и другие) отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся физической культурой и спортом, число лиц, страдающих близорукостью, значительно меньше, чем среди школьников, у которых двигательная активность снижена. С помощью специальных исследований, проведенных авторами (3.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо, 1980) установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции зрительного анализатора. Итак, общеукрепляющие физические упражнения, такие как ходьба, бег, плавание, и кроме них, лыжный спорт, подвижные и спортивные игры, оказывают благоприятное воздействие на формирование полноценного зрения младших школьников.

    К общим гигиеническим мероприятиям относят: рациональное питание, включающее в себя употребление прежде всего овощей, фруктов, ягод. Соблюдение правильной осанки во время чтения, письма и другой работы, связанной с напряжением зрительного анализатора. Через 30-40 минут зрительной работы введение перерыва на 10 минут, обеспечение достаточного света во время работы, соблюдение оптимального расстояния (30-36 см) от глаз до книги или тетради, отказ от вредных привычек. В качестве профилактического средства можно использовать водные процедуры, в частности, промывание глаз чистой и свежей водой из маленького фонтанчика (И.И. Сулейманов, 1990). Глазодвигательная гимнастика включает упражнения восстановительного и тренирующего характера, которые предназначены для отдыха глаз, предохраняют их от утомления и служат профилактикой против ухудшения зрения. Специальные зрительные упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, повышают «зрительную» выносливости способность к точной фокусировке на различные расстояния [16].

    К профилактическим мероприятиям по сохранению, нормализации и улучшению зрения для школьников относят точечный массаж, который реализуется при помощи надавливания пальцами на определенные точки. Точечный массаж придает человеку не только новое душевное состояние и физические силы, но и сохраняет глаза чистыми, светлыми, красивыми, способствует снятию усталости, красноты глаз и чувство тяжести или давления в голове, которые возникают при чрезмерном двигательном чтении или просмотре телепередач и т.д. [49]

    Автогенная тренировка, также как и вышеназванные профилактические мероприятия, нормализует остроту зрения и тренирует мышцы глаз. Глазодвигательные мышцы, как. И любые другие, участвуют в процессе длительной работы, поэтому они также нуждаются в восстановлении.С. этой целью используется аутотренинг глаз. Формулы автогенной тренировки желательно заучить наизусть. Выполнять тренинг нужно в удобной расслабленной позе.

    Общие рекомендации по аутотренингу сегодня хорошо известны, изданы большими тиражами в многочисленных популярных и специальных изданиях. Поэтому, не останавливаясь на обычных для аутотренинга правилах, приведем формулы, которые относятся к тренировке зрения: » Я совершенно спокоен и невозмутим. Веки совершенно спокойны, свободны. Взгляд свободен и ясен. Глазное дно хорошо снабжается кровью. Кровь хорошо омывает глазное дно. Я смотрю легко и ВИЖУ ясно и отчетливо. Глазное дно приятно теплое. Глаза видят отчетливо и резко». [8]

    Таким образом, зная и правильно применяя профилактические мероприятия можно нормализовать и улучшать остроту зрения у младших школьников. Однако, в процессе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявлены небольшие недостатки, которые, на наш взгляд, не позволяют детям и взрослым систематично и осознанно выполнять профилактические мероприятия по сохранению зрения.

    Глава II Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния физических упражнений на степень близорукости детей старшего школьного возраста

    2.1 Организация и методы исследования

    В ходе эксперимента нами были поставлены и решены следующие задачи:

    1. Анализ научно — методической литературы.

    2. Педагогическое наблюдение.

    3. Педагогический эксперимент.

    4. Методы математической статистики.

    5. Анализ медицинских карт студентов.

    Эксперимент осуществлялось в три этапа.

    На первом этапе (сентябрь 2002 — сентябрь 2003) проводился анализ научно — методической литературы и обобщение данных медицинских карт учащихся школы.

    На втором этапе (сентябрь 2003 — май 2004) проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети старшего школьного возраста в количестве пятидесяти человек (двадцать пять человек в контрольной и 25 человек в экспериментальных группах).

    На третьем этапе исследование (май 2004 — ноябрь 2004) обрабатывались полученные в ходе эксперимента данные и формулировались выводы.

    Начиная эксперимент мы выяснили исходный уровень развития детей. Для этой цели мы использовали та6лицы для проверки зрения, таблицы Шульте и числовые пирамиды.

    Результаты показали, что время, потраченное на выполнение задания по таблице Шульте составило в среднем в опытной группе 76 секунд, в контрольной группе 81 секунда. Тестирование по числовой пирамиде в опытной группе закончилось на шестом числе среднего ряда, а в контрольном на седьмом. Число детей с хорошим зрением составило 23 человека (качество 1.0 и 0.9), то есть 46 %. Детей со зрением 0.8-0.5 оказалось 15 человек, что составляет 30 %. И 12 человек показали качество зрения менее 0.5. Это составило 24 %. в контрольной группе результаты оказались примерно такие же. Зрение 1.0 и 0.9 показали 44 % детей, 0.8-0.5 — 30 % и ниже 0.5 — 26 % школьников.

    После проведения проверки зрения мы начали включать специальные упражнения для глаз. Важно строго соблюдать дозировку. В первом полугодии каждое упражнение повторяется 3-4 раза, а во втором — до 6-8 раз. Амплитуда движения глаз максимальная, темп медленный и средний. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях. Особое внимание следует уделить школьникам младших классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. На этой стадии эксперимента мы столкнулись с тем, что трудно заставить детей выполнять движения глазами. Такие упражнения были им в новинку. Для того, чтобы школьники быстрее освоились мы использовали игры, тренирующие глаза.

    Так как уроки физической культуры проводятся дважды в неделю, то, естественно, время на профилактику близорукости не хватает — поэтому мы рекомендовали, проводить игры на других уроках. Напряженная работа для глаз появляется на уроках ручного труда, рисования, русского и иностранного языка. Использование на этих уроках специальных упражнений для глаз позволяет многократно увеличить полезный эффект. На уроках физической культуры желательно применять игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего и школьного возраста к учебному труду. В первой части эксперимента (апрель, май, сентябрь) мы предлагали детям игры в соотношении 2: 1 в пользу специально-восстановительных, в остальное время, данное соотношение изменилось в сторону преобладания специально-тренирующих игр — 3:

    1. Специальные зрительные игры применялись мной только после упражнений, повышающих двигательную активность детей на фоне увеличенных показателей кровообращения, в заключительной части урока. На других уроках мы рекомендовали эти задания последними во время физкультпаузы и физкультминуток.

    Следующим шагом работы стало привитие детям привычки к утренней гимнастике. Не секрет, что большинство людей ее не выполняет. Чтобы заинтересовать детей я предположила им подсчет пульса до и после зарядки с последующим анализом и сравнением с настроением погодой.

    Для проверки действия предложенных упражнений Мы использовали в течении всего эксперимента тесты по таблицам Шульте и с числовыми пирамидами. В конце эксперимента мы также проверили детей на числовых пирамидах. Этот тест выявил, что учащиеся опытной группы приобрели более расширенное периферическое зрение, чем их сверстники из контрольной группы. Если в начале эксперимента они различали 6 и 7 столбик соответственно, то через год это соотношение изменилось и стало 10 и 7.

    Но главным итогом моей работы было исследование на таблице для проверки зрения. И в этом тесте ребята из опытной группы показали лучшие результаты.

    2.2 Результаты исследования и их обсуждение

    Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не обеспечивают нужное физическое развитие школьников, так как в школьной программе урокам физической культуры отведено только 68 часов в год. В связи с этим особую значимость приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, спортивные внеклассные занятия. Использование различных форм физического воспитания необходимо для резкой перемены двигательного режима ребенка, который вынужден 4-5 часов в течении дня сидеть за партой. Кроме того, надо помнить, что на фоне сниженной двигательной активности школьника возрастает зрительная нагрузка на аккомодационный аппарат глаз, который еще не полностью приспособлен к такой работе. Такая нагрузка из года в год приводит. К весьма печальным результатам.

    Начиная эксперимент нужно выяснить исходный уровень развития детей. Для этой цели мы использовали та6лицы для проверки зрения, таблицы Шульте и числовые пирамиды. Результаты первоначального исследования по таблицам Шульте и числовым пирамидам приведены в таблице 1

    Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по-порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

    Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.

    Правила тренировки на таблицах Шульте.

    Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

    Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.

    При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25-30 см.

    Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.

    При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

    Числовая пирамида представляет собой два ряда двузначных чисел, равномерно расходящихся сверху вниз и ряда последовательных чисел, расположенных посередине. Упражнения заключаются в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать цифры, расположенные по: краям.

    Результаты первоначального исследования по таблицам Шульте и числовым пирамидам

    источник