Меню Рубрики

Близорукость при принятии решений предполагает что

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Тобрекс – антибактериальное офтальмологическое средство местного использования.

Применяется для лечения глазных заболеваний, спровоцированных инфекционными возбудителями.

Активная основа препарата – тобрамицин, который сам по себе является сильным антибиотиком.

Ниже находится подробная инструкция для глазных капель тобрекс, а также средняя цена по РФ и отзывы реальных покупателей.

Глазные капли тобрекс относятся к антибиотическим препаратам широкого спектра действия и способны справиться с большинством известных современной офтальмологии возбудителей глазных болезней.

Но лечение офтальмологических болезней у детей младше шести лет следует проводить крайне осторожно, потому как без особых причин могут возникать побочные эффекты, что характерно для большинства антибиотиков в таком возрасте.

Основу препарата тобрекс составляют вещества, которые нарушают мембранные клетки болезнетворных микроорганизмов и подавляют синтез белка в них.

Такое действие распространяется на возбудителей дифтерии, стафилококки, стрептококки и кишечную палочку. Основным действующим компонентом капель является антибиотик тобрамицин.

Недостаток такого антибактериального компонента заключается в том, что он действует только при систематических инстилляциях. Если же закапывания прекратить – уцелевшие патогенные микроорганизмы вновь начнут размножаться.

Этого можно избежать, увеличив количество и дозировку инстилляций, но в таком случае возникает риск проявления побочных эффектов.

К преимуществам лекарства можно отнести его быстродействие: первые симптомы заболеваний устраняются в течение первых часов после закапывания, но если заболевание перешло в тяжелую форму – положительных результатов следует ждать как минимум спустя трое суток после начала лечения.

Детям капают тобрекс пять раз в день по одной капле, при этом длительность лечения не должна превышать недельный срок.

Дозировка для взрослых – одна-две капли каждые четыре часа. Курс лечения зависит от степени тяжести и происхождения заболевания и может продолжаться от недели до десяти дней.

Если болезнь протекает в острой форме – в первые дни тобрекс можно закапывать ежечасно.

Показаниями к применению препарата тобрекс являются следующие заболевания:

  • кератит;
  • дакриоцистит;
  • блефарит;
  • ячмень;
  • иридоциклит;
  • блефароконъюнктивит;
  • эндофтальмит;
  • мейбомит;
  • кератоконъюнктивит.

Помимо этого капли назначаются для ускорения заживления органов зрения после перенесенных операционных вмешательств.

Если одновременно с тобрексом применять такие антибиотики, как нетилмицин и амикацин – могут наблюдаться усиления местных реакций, что нежелательно (особенно для пациентов младшего возраста).

В остальном никаких проблем при проведении параллельных курсов лечения не возникает, если между инстиллированием разных видов капель сохранять интервал в 15 минут.

У одного из ста пациентов в ходе лечения тобрексом могут возникнуть следующие побочные эффекты:

  • присоединение грибковой суперинфекции;
  • зуд, покраснение и слезоотделение, которые говорят об аллергических реакциях;
  • отек конъюнктивы;
  • небольшие изъязвления роговой оболочки;
  • покраснение и набухание век;
  • болевой синдром;
  • развитие кератита.

В противном случае возможно проявление не только вышеперечисленных побочных эффектов, но и возникновение осложнений в виде нарушения работы почек, снижение остроты зрения, развитие катаракты (наблюдается достаточно редко).

Эти симптомы характерны и для чрезмерного применения лекарства, что приводит к передозировке. Тобрекс также противопоказан беременным и кормящим женщинам.

Лечение детей тобрексом предполагает инструкцию, согласно которой инстилляции производят каждые четыре часа, но при условии, что болезнь не имеет осложнений.

Закапывать лекарство можно даже новорожденным, но дозировка для них не должна превышать одной капли, в то время как детям более старшего возраста можно закапывать по две капли.

Если заболевание переходит в активную фазу, то и применение капель должно происходить чаще – один раз в час. Когда симптоматика исчезает, можно снова переходить на схему закапывания через каждые четыре часа.

При заболевании легкой и средней степени тяжести достаточно одной недели такой терапии, но если болезнь развивается тяжело и при этом быстро – курс лечения может быть продлен на усмотрение лечащего врача.

Тобрекс – это прозрачный раствор, который выпускается в специальных контейнерах с возможностью дозирования объемом пять миллилитров.

В состав лекарства входит тобрамицин, борная кислота, хлорид бензалкония, тилаксопол, сульфат натрия; очищенная вода, гидроксид натрия и серная кислота, которая стабилизирует уровень кислотности.

Препарат отпускается из аптек без рецепта.

Средство в запечатанном флаконе может храниться при температуре от 10 до 25 градусов тепла не более трех лет.

Тобрекс не должен находиться под постоянным воздействием прямых солнечных лучей.

Тобрекс – не уникальный препарат, и имеет аналоги, которые представлены в списке:

  1. Дилатерол. Антибиотик группы аминогликозидов, характеризующийся широким спектром действия. В зависимости от характера заболевания его назначают в низкой или в высокой концентрации. В первом случае лекарство нарушает лишь синтез белка болезнетворных бактерий, что не дает им возможности распространяться и размножаться. Во втором случае действующее вещество нарушает проницаемость мембраны клеток микроорганизмов, что приводит к их гибели.
  2. Тетрациклин. Эти капли достаточно давно используются в офтальмологической практике, но в последние годы врачи отказываются от их применения в пользу более современных препаратов. У такого лекарства есть лишь два преимущества: невысокая цена и щадящее действие без побочных эффектов, однако эффективен тетрациклин только в период активного размножения бактерий. Все остальное время он нейтрален.
  3. Колбиоцин. Офтальмологический комбинированный препарат, который является надежным и эффективным антипаразитарным и антибактериальным препаратом комбинированного типа. В основном пригождается, если возбудителем заболевания становятся хламидии.
  4. Тобримед. Антибактериальные глазные капли для лечения болезней, возбудителем которого становится чувствительная к антибиотикам микрофлора. В качестве средства для ускорения заживления органов зрения после операции тобримед также зарекомендовал себя довольно хорошо.
  5. Тобрамицин. Использовать такие капли можно в низкой или в высокой концентрации. При низкой концентрации препарат всего лишь ограничивает распространение патогенных микроорганизмов. Если использовать тобрамицин в высокой концентрации – происходит полная блокировка синтеза белка микроорганизмов, что приводит к их гибели.

Глазные капли тобрекс считаются дорогим офтальмологическим препаратом.

Стоимость одного флакона может достигать 370 рублей, хотя в некоторых торговых точках он продается по цене 250 рублей.

Средняя цена этого лекарства на территории России колеблется в пределах 280-310 рублей в зависимости от региона.

Не рекомендуется лечить офтальмологические заболевания тобрексом дольше одной недели. За это время микроорганизмы, которые не успели погибнуть, обретают резистентность к активному компоненту, и применение препарата становится бессмысленным.

Иногда после инстилляций на короткое время может нарушаться острота зрения. Этого не стоит пугаться, но этот короткий период нужно отложить работу, требующую концентрации взгляда.

Также после закапывания тобрекса не рекомендуется садиться за руль автомобиля, пока зрение не восстановится.

Пациентам, которые носят линзы, необходимо снять контактную оптику перед закапыванием. Надеть линзы можно только через 15 минут после инстилляции.

Среди отзывов пользователей часто встречаются слова благодарности от родителей, которые в тобрексе находят прекрасную замену старым антибиотикам, вызывающим у детей множество побочных эффектов.

«Когда моей дочери было три года – она заразилась в детском саду конъюнктивитом.

Знакомый врач в частной беседе, посоветовал тобрекс, но я решила посетить поликлинику, так как мне было бы спокойней, если бы такую рекомендацию дал специалист «при исполнении».

Действительно, как выяснилось, многие врачи рекомендуют тобрекс для лечения даже маленьких детей.

Первые дни использования капель не принесли результатов, но уже спустя десять дней у дочки полностью исчезли симптомы болезни».

«Я не любитель лекарств и лечиться предпочитаю народными средствами, но когда в последний раз заразился в бассейне конъюнктивитом понял, что без врачей не обойтись.

В ходе обследования врач порекомендовал закапывать в течение нескольких дней тобрекс, так как на начальных стадиях он отлично справляется с заболеваниями.

Действительно – уже через четыре дня симптомы почти исчезли. Единственное, что меня смутило – это все-таки антибиотик, небезопасный для организма, но деваться было некуда».

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

На видео вы увидите как правильно закапывать капли в глаза:

Специалисты в один голос утверждают, что тобрекс – эффективное и безопасное средство против инфекций, и применять такие капли можно в любом возрасте.

Но лучше не рисковать и перед принятием решения лечиться этим препаратом проконсультироваться со специалистом и ознакомиться с инструкцией, особенно если дело касается лечения маленьких детей.

источник

Принимая решения, человек не всегда учитывает их долгосрочные последствия, что связано, прежде всего, с высокими издержками оценки таких последствий. В научной литературе свойство человека принимать в расчет ближайшие издержки и выгоды, игнорируя будущие, получило название близорукости 7 .

П. Самюэльсон, автор знаменитой книги «Экономикс», однажды предложил коллеге: «Давайте бросим монетку. Если выпадет „орел“, я плачу вам 200 дол., если „решка“ — вы платите мне 100». Тот отказался, объяснив отказ тем, что для него потеря 100 дол. чувствительнее, чем выигрыш 200, но заметил, что с радостью бы согласился на серию из 100 бросков. Его ответ показывает, что он негативно относится к риску и при этом обладает широким горизонтом анализа. Пусть его функция полезности имеет вид

,

где — изменение благосостояния относительно status quo.

Ожидаемая полезность от одной игры для него отрицательна, а ожидаемая полезность от серии из двух игр уже положительна — ведь от двух игр он получит 400 дол. с вероятностью 0,25 и 100 дол. с вероятностью 0,5 и потеряет 200 дол. с вероятностью 0,25. А вот будь коллега Самюэльсона близоруким человеком, он, оценив выгоду от одной игры и установив, что она отрицательна, отказался бы от участия в серии игр.

Близорукостью можно объяснить и ситуацию на рынке бытовой техники: согласно исследованиям, покупатели отдают предпочтение более дешевой, но более энергоемкой технике, игнорируя технику, более выгодную по соотношению цены и издержек эксплуатации. То же поведение наблюдается и на рынке страховых услуг при выборе индивидуальной страховки.

Ограниченная рациональность — это характеристика экономических агентов, решающих задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможностей по ее переработки.

Между тем, разумеется, никакой нормальный человек в очерченных выше ситуациях с обработкой детали на токарном станке или подготовкой документов для регистрации предприятия не ставит и не решает задач последовательной оптимизации каждого из своих действий, или предсказания набора требований к документам. Вместо этого люди используют образцы (шаблоны, модели) поведения.

Так, применительно к примеру с принятием технологического решения, вместо расчетов оптимальной траектории и скорости движения от склада заготовок к станку рабочий идет так, как привык ходить: привычка — это типичный и массовый образец поведения. Вместо того, чтобы экспериментально обнаруживать наилучший режим резания для материала, с которым он еще не работал (если опыт работы уже есть, то действует привычка), рабочий воспользуется справочником, в котором записаны оптимальные режимы обработки различных материалов.

Для примера с подготовкой документов для регистрации предприятия, вместо «экспериментального» выявления требований к этому набору люди используют нормативно-правовые документы, например, текст Гражданского кодекса РФ (ч. 1, гл. 4) и других нормативных актов.

Легко видеть, что такая запись в справочнике или положение нормативного акта (а также и привычка, если попытаться ее логически реконструировать) представляет собой готовую модель рационального (оптимального) действия:

если текущая ситуация есть S, действуй способом A(S).

При этом подразумевается, что способ A(S) таков, что получающийся результат является наилучшим из возможных с точки зрения типичных для ситуации S критериев принятия решений.

Независимо от того, имеется ли готовый шаблон поведения непосредственно в памяти индивида (выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, или же получен в процессе обучения, также не имеет значения), или обнаруживается во внешних источниках информации, его применение происходит по вполне стандартной схеме:

• подбор шаблона вида, включающего идентифицированную ситуацию;

• действие способом, соответствующим шаблону.

Если сравнить приведенные этапы с этапами процесса принятия решений, налицо очевидная экономия усилий (а стало быть, экономия ресурсов и времени) при определении того, какое действие осуществлять. Прибавив к этому то обстоятельство, что перечисленные действия зачастую выполняются неосознанно, в «автоматическом режиме», легко прийти к выводу о том, что шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий.

Однако непосредственное наблюдение показывает, что в жизни есть и другие шаблоны и образцы поведения, следование которым мешает человеку максимизировать свою функцию полезности.

Рассмотрим еще один пример, имеющий на этот раз не условный, а вполне конкретный характер. В западных университетах при проведении письменных экзаменов зачастую в аудиториях нет преподавателей или других сотрудников факультета. Казалось бы (с точки зрения типичного отечественного студента), созданы идеальные условия для списывания, пользования шпаргалками и т.п. Однако никто из экзаменуемых не ведет себя так. Объяснение (точнее, его первый, поверхностный слой) очень просто: если кто-то из сдающих экзамен решится на такое, его коллеги немедленно сообщат от этом преподавателю («донесут» или «настучат», как принято говорить), и нечестный студент получит заслуженный нулевой балл (если вообще не будет изгнан).

Со стороны студентов, честно пишущих свои работы, такое поведение («доносительство») будет простым следованием привычке, которая, как многие другие привычки, имеет вполне рациональное основание. Ведь в зависимости от результатов экзаменов студенты получают соответствующий рейтинг, а в зависимости от рейтинга формируется спрос на выпускников со стороны работодателей. Следовательно, студент, пользующийся шпаргалкой или списывающий на экзамене, получает необоснованное конкурентное преимущество при приеме на работу и определении его оклада. Сообщив о его неправильном поведении, другие студенты устраняют, тем самым, недобросовестного конкурента, что является вполне рациональным действием.

Читайте также:  Пзо глаза норма при близорукости

В то же время для того из экзаменующихся, кто обладает недостаточными знаниями для успешной сдачи экзамена, упомянутая привычка других явно мешает совершить действие, способное принести ему пользу. Вместе с тем, будучи уверенным в том, что обман обязательно раскроется (что грозит значительной утратой полезности), такой студент, несмотря на искус, все же воздержится от попытки получить неадекватно высокий балл.

В этой ситуации можно сказать, что он также следует образцу или шаблону поведения, — однако вопреки своему желанию, рационально сопоставляя выгоды и издержки отклонения от этого, фактически навязанного ему другими образца.

Изначально понятие рутина (routine) было введено создателями эволюционной теории Р. Нельсоном и С.Уинтером применительно к деятельности организаций и определено ими как «нормальные и предсказуемые образцы поведения». Однако рутинное поведение характерно не только для организаций, но и для индивидов. Применительно к последним рутины можно разделить на две категории: рутины технологические, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.

Работая на станке, токарь применяет день за днем одни и те же приемы, причем бóльшую часть времени автоматически. У него не возникает необходимости проговаривать последовательность действий, отдавая себе мысленные указания. Его действия отлажены, они складываются из набора технологических рутин. То же касается и действий женщины, занимающейся домашним хозяйством, почтальона, разносящего газеты, преподавателя, проверяющего работы студентов. Почему формирование подобных рутин свойственно человеку?

Технологические рутины выполняют важную функцию: они снижают издержки принятия решений. Сталкиваясь с проблемой, мы, как правило, выбираем решение, которое, исходя из прошлого опыта, было признано нами удачным. Абсолютное большинство таких рутин являются неосознаваемыми и реализуются на основе неявного знания. Мы не отдаем себе отчета в том, как именно завязываем шнурки на ботинках, открываем ключом дверь или чистим зубы. Более того, зачастую нам проще сделать что-то, чем написать инструкцию, как это должно сделать.

Технологические рутины облегчают нам выбор в ситуации неопределенности, при нехватке информации. Не имея возможности оценить, насколько эффективными являются альтернативные стратегии поведения, мы обычно демонстрируем отрицательное отношение к риску, предпочитая следовать проверенным образцам поведения. Чем меньше у людей знаний об окружающем мире, чем выше степень неопределенности, тем более устойчивы рутины. Неопределенность на фоне ограниченных когнитивных возможностей делает постоянную оптимизацию поведения не только весьма затратной, но и зачастую бессмысленной. Рутина в таком случае выступает в качестве элемента страхования.

Значительная часть деятельности любого человека неизбежно связана с другими людьми. В рамках социальных взаимодействий и складываются отношенческие рутины. Они, помимо описанной выше функции снижения издержек принятия решений, выполняют еще одну важную функцию — функцию координации. В отличие от природы, люди являются стратегическими игроками, и при выборе линии поведения они стремятся учесть возможную реакцию окружающих на свои действия. Когда мы знаем, что наши партнеры действуют, руководствуясь стереотипами, у нас возникают определенные ожидания относительно их будущих действий, и в соответствии с этими ожиданиями мы выбираем стратегию своего поведения. Таким образом, рутины дают возможность путем построения системы взаимных ожиданий вносить в отношения элемент координации и предсказуемости.

Рутины— это способ компактного хранения знаний (knowledge) и навыков (skills), которые требуются человеку для его деятельности.

Полное освоение той или иной рутины на основе одного только явного знания (например, письменных инструкций) может быть связано с запретительно высокими издержками. Для их снижения нужны соответствующие навыки, которые вырабатываются упражнениями. Действительно, обеспечить человека инструкцией по катанию на велосипеде еще не означает научить его на велосипеде кататься. Кулинарный рецепт, руководствуясь которым мог бы испечь пирог человек, никогда в жизни не подходивший к плите, занял бы не один десяток страниц. Всегда есть что-то, что невозможно передать словами, составляющее, однако, самую суть знания.

На крупных предприятиях система принятия решений построена на организационных рутинах, которые обеспечивают механизм защиты от нерационального поведения экономических агентов, принимающих решения. У такого механизма, помимо положительных свойств, есть и отрицательные — в частности, медленное принятие решений.

Представим, что у вашей финансово-промышленной группы появилась возможность купить нефтяную компанию на очень выгодных условиях. И хотя вы прекрасно понимаете, что она должна быть оформлена очень быстро (только тогда она состоится), существующие организационные рутины на это не рассчитаны. Подготовить нужные для анализа документы можно за несколько дней, но вопрос о сделке включается в плановое заседание совета директоров (вопрос-то очень важный!), намеченное лишь через месяц. В результате, из-за негибкости системы принятия решений сделка срывается.

Необходимость выработки навыков для реализации имеющихся знаний обуславливает эволюционный характер формирования и изменения рутин. Если условия, в рамках которых функционируют фирмы или индивиды, меняются, то существующие в их памяти рутины перестают быть эффективными. Процесс приспособления к новым условиям, выраженный в поиске новых стратегий поведения, освоении и закреплении их в качестве рутин, зависит от природы знания, которое лежит в основе этих рутин: чем менее явно знание, тем более длителен данный процесс.

В соответствии с нашими знаниями у нас формируются те или иные ментальные модели. Через их призму мы воспринимаем мир. Они определяют наши реакции и позволяют выбрать линию поведения наиболее экономным, с точки зрения расходования когнитивных усилий, способом.

Сталкиваясь со сложностями восприятия окружающего мира, мы выстраиваем его упрощенную модель. Она обуславливает предписания касательно поведения, которые позволяют нам решать конкретные задачи. Эти предписания хранятся в виде рутин, и мы их осваиваем по мере обучения и приобретения опыта.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

источник

План занятия:

1. Теория игр как инструмент интеграции институтов в экономическую теорию. Модели институционального поведения: «Правила движения» «Дилемма заключенных» «Права собственности» «Конфликт полов». Доминирующая стратегия. Виды равновесий.

2. Формирование и функции правил. Генезис правил: эволюционное формирование и директивное введение «сверху». Институциональные соглашения.

3. Механизмы принуждения к соблюдению правил (санкции). Виды санкций (автоматические санкции, вина, стыд, информационные санкции, двусторонние санкции, многосторонние санкции).

4. Понятие института. Обсуждение различных подходов к определению понятия института. Формальные и неформальные институты. Взаимодействие формальных и неформальных институтов.

5. Институциональная структура общества. Институциональная среда. Роль институтов в функционировании экономической системы. Взаимодействие индивидов и институтов.

6. Модель человека в институциональной экономике. Концепция ограниченной рациональности. Оппортунистическое поведение.

Основные понятия: игровая модель взаимодействий, матрица выигрышей, доминирующая стратегия, ограниченная рациональность;оппортунизм;несовершенная информация;неоднородность товара;удовлетворенность против максимизации; эффект постановки проблемы; поиск внутренних обоснований для выбора; близорукость при принятии решений; неопределенность внешней среды; актор; социальная сеть.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под «методом» теории? В чем преимущества и недостатки «рассказывания сказок» и формализованных моделей?

2. Почему институциональная теория «говорит» на языке теории игр, а не традиционного для неоклассики математического аппарата?

3. Какое понятие в игровой модели взаимодействий в упрощенной форме отображает: а) социальные роли индивидов, б) единичный акт взаимодействия, в) цель поведения индивидов, г) возможные последствия различных актов взаимодействия индивидов.

4. Придумайте координационную проблему с фокальной точкой. Какая из базовых моделей теории игр наилучшим образом иллюстрирует идею «фокальной точки»?

5. Сравните понятия полной и ограниченной рациональности. Приведите примеры из вашего повседневного поведения потребителя.

6. Дайте определение «института», которое, на Ваш взгляд, более полно отражает его сущность.

7. Как, с помощью каких исследовательских процедур, можно выделить среди различных наблюдаемых регулярностей в поведении людей те, которые обусловлены существованием институтов?

8. Являются ли институты общественными благами? Если являются, в чем для них заключается общий эффект недопроизводства общественных благ?

9. Как формируется система неформальных институтов в обществе. Свяжите процесс формирования институтов с их устойчивостью.

10. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы взаимодействия между формальными и неформальными правилами.

11. В чем отличие институтов от организаций? Проиллюстрируйте ваши рассуждения на конкретном примере.

1. Поведенческая модель, рассматриваемая в рамках НИЭТ, не предполагает: а) полную рациональность; b) ограниченность «правилами игры», установленными в обществе; c) неполноту информации; d) оппортунизм.

2. Неопределенность внешней среды приводит к: a) полной рациональности; b) совершенству информации; c) активизации деловой активности; d) росту трансакционных издержек.

3. НИЭТ изучает в определенной степени: a) производственные отношения; b) организационные технологии; c) Парето оптимальное распределение ресурсов; d) экономику в вакууме.

4. Выберите все верные утверждения: а) любой эгоист является индивидуалистом; b) любой индивидуалист является эгоистом; c) индивидуализм исключает проявления альтруизма; d) индивидуализм и эгоизм являются синонимами.

5. Для совершенно рационального экономического агента характерно: а) отсутствие издержек принятия решений; b) чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений; c) нейтральность к риску; d) выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом.

6. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует: а) следование принципу оптимизации; b) наличие трансакционных издержек; c) неоднородность производимого им товара; d) неполнота предпочтений.

7. Близорукость при принятии решений предполагает: а) отрицательное отношение к риску; b) эффект постановки проблемы; c) игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений; d) высокую роль фактора нетерпения при принятии решений.

8. Эффект постановки проблемы проявляется в том, что люди: а) демонстрируют различное отношение к риску; b) делают разный выбор при формулировке вопроса в терминах выгод или в терминах издержек; c) делают разный выбор при формулировке вопроса в устном или письменном виде; d) не учитывают долгосрочных последствий принимаемых ими решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9157 — | 7337 — или читать все.

источник

Тест 1. Теория институтов

1. Веблен рассматривал институты как
результат поведенческих привычек

а. коллективные действия, ограничивающие индивидуальные

б. правила поведения, принятые в обществе

в. механизмы «рационализации» поведения человека

2. Выберите все верные утверждения:

а. любой эгоист является индивидуалистом

б. любой индивидуалист является эгоистом

в. индивидуализм исключает проявления альтруизма

г. индивидуализм и эгоизм являются синонимами

Выберите все верные утверждения

а. альтруизм – антоним эгоизма

б. альтруизм – синоним эгоизма

в. проявления альтруизма более вероятны в повторяющихся взаимодействиях

г. альтруизм нельзя объяснить в рамках экономических моделей, описывающих поведение совершенно рациональных индивидов

4. Для совершенно рационального экономического агента характерно:

а. отсутствие издержек принятия решений

б. чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений

г. выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом

5. Предпочтения совершенно рационального экономического агента:

а. обладают свойством полноты

б. могут изменяться только непрерывно

в. обладают свойством транзитивности

г. все перечисленное верно

6. Для ограниченно рационального экономического агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно:

а. следование сложившимся рутинам

б. достижение минимума трансакционных издержек

в. определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений

г. постоянный пересмотр стратегии поведения

7. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует:

а. следование принципу оптимизации

б. наличие трансакционных издержек

в. неоднородность производимого им товара

Исследовательская программа неоклассической теории

а. содержит в своем ядре те же предпосылки, что и исследовательская программа неоинституциональной теории

б. содержит в защитном поясе предпосылку о полной спецификации прав собственности

в. предполагает, что трансакционные издержки всегда сводятся к минимуму

г. имеет тот же защитный пояс, что и исследовательская программа неоинституциональной теории

Исследовательская программа неоинституциональной теории

а. совпадает с исследовательской программой неоклассической теории

б. содержит в защитном поясе предпосылку о неполной спецификации прав собственности

в. содержит в своем ядре предпосылку об асимметрии информации

г. содержит в защитном поясе предпосылку об ограниченной рациональности

10. Для однородного товара характерно:

а. отсутствие проблемы качества

в. продажа на рынке в условиях совершенной информации

г. незначимость такого фактора как репутация производителя

Близорукость при принятии решений предполагает

а. отрицательное отношение к риску

б. эффект постановки проблемы

в. игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений

г. высокую роль фактора нетерпения при принятии решений

12. Компонентами рутин являются:

Ментальные модели

а. формируются во взаимодействии с другими людьми

б. передаются по наследству

в. возникают при критическом анализе поведения других людей

г. содержат представления об окружающем мире

14. Выберите верные утверждения, касающиеся связи культуры и экономического благосостояния:

а. культура не влияет на экономическое благосостояние, поскольку лежит во внеэкономической сфере и определяет только «нерыночные» факторы поведения

б. культура положительно влияет на благосостояние, поскольку люди с высоким уровнем экономической культуры редко ведут себя неэффективно

в. культурные стереотипы могут оказывать отрицательное влияние на экономическое благосостояние

г. культура определяется уровнем благосостояния

Влияние ценностей на экономический выбор

в. может быть как положительным, так и отрицательным

г. зависит от системы государственного принуждения к следованию институтам

Издержки принуждения к следованию нормам

а. одинаковы для всех индивидов, принадлежащих одной социальной группе

б. приводят к росту издержек, связанных с внедрением формальных институтов

в. обусловлены эффективностью реализации правил, основанных на этих нормах

г. могут быть минимизированы за счет введения формальных правил

17. Выберите верные утверждения, касающиеся соотношения норм и правил:

а. нормы и правила – суть одно и то же. В зависимости от контекста принято употреблять тот или иной термин

б. и нормы, и правила могут быть как формальными, так и неформальными

Читайте также:  Психосоматика близорукости у детей

в. нормы, в отличие от правил, не ориентированы на конечный результат

г. правила, в отличие от норм, воспринимаются людьми субъективно

Правила не могут исполнять функцию

б. обеспечения предсказуемости поведения

в. обучения формальным институтам

19. Выберите верные утверждения, характеризующие происхождение и природу правил:

а. формальные правила всегда складываются путем закрепления существующих неформальных правил

б. формальные правила не могут существовать там, где нет правил неформальных

в. наличие противоречий между формальными и неформальными правилами является достаточным основанием для изменения формальных правил

г. все перечисленное верно

Проблема безбилетника вряд ли возникнет

а. при уплате налогов в обществе, где неформальные правила доминируют над формальными и противоречат им

б. в группе хорошо знакомых друг с другом людей, вовлеченных в продолжительные рабочие отношения

в. в группе, где нет плотных социальных связей

г. в больших социальных группах

21. Выберите верные утверждения, характеризующие дилемму заключенных:

а. в бесконечно повторяющейся дилемме заключенных некооперативное равновесие вытесняется кооперативным

б. равновесие в однократной дилемме заключенных является равновесием в доминирующих стратегиях

в. некооперативный исход обусловлен отсутствием предварительной договоренности о выбираемых стратегиях

г. некооперативный исход обусловлен анонимностью участников взаимодействия

22. Следующие утверждения наиболее точно характеризуют относительную эффективность неформальных правил:

а. неформальные правила всегда эффективнее формальных, поскольку учитывают ценностные установки экономических агентов

б. формальные правила всегда более эффективны, чем неформальные, поскольку более четко прописаны и доводятся, как правило, до всех членов общества

в. неформальные правила более эффективны в случае плотных социальных связей

г. формальные правила более эффективны в малых группах

23. Выберите верные утверждения, описывающие соотношение формальных и неформальных правил:

а. неформальные правила всегда дополняют формальные

б. формальные и неформальные правила регулируют различные стороны жизни индивидов

в. существование неформальных правил затруднено без поддержки их формальными правилами

г. существование формальных правил затруднено без поддержки их неформальными правилами

24. Возможны следующие источники возникновения неформальных правил:

а. законодательное внедрение

б. объективизация существующих норм

Проблема координации возникает в силу

а. анонимности участников взаимодействия

б. наличия нескольких потенциальных равновесий

в. отсутствия равновесия в чистых стратегиях

г. слишком большого количества участников взаимодействия

Фокальная точка

а. представляет собой Парето-эффективное равновесие в координационной игре

б. позволяет решать проблемы координации

в. не может быть определена без информации об уровне развития общества

г. связана с субъективными издержками, которые индивиды несут в случае попадания в неравновесную ситуацию

Экономические институты

а. позволяют снизить издержки выбора в условиях неопределенности

б. обуславливают глобальный минимум трансакционных издержек

в. являются стабильными только в том случае, если обладают свойством эффективности

г. подчиняются принципу «естественного отбора»: неэффективные институты со временем вытесняются эффективными

В неоклассической парадигме

а. роль институтов нулевая

б. институты рассматриваются как ограничения, воспринимаемые людьми некритическим образом

в. рассматриваются только неформальные институты

г. не проводится различий между формальными и неформальными институтами

30. Выберите верные утверждения:

а. люди придерживаются своих ценностей вне зависимости от издержек такого поведения

б. на основе фундаментальных ценностей формируются моральные нормы

в. люди относятся к нормам морали, принятым в обществе, некритически и склонны рассматривать их как объективно заданные

г. абсолютных ценностей не существует

31. Институты могут выполнять функции:

а. обеспечения координации между экономическими агентами

б. решения проблемы безбилетника

в. повышения уровня рациональности экономических агентов

Тест 4 «Теория фирмы»

Вопросы для рассуждения (письменно)

1. Является ли, на Ваш взгляд, доверие жителей страны к институтам и организациям ее финансового рынка общественным благом? Поясните свой ответ.

2. Прокомментируйте следующее утверждение: «Присутствие государства в экономике должно быть минимальным».

Тест 1. Теория институтов

1. Веблен рассматривал институты как
результат поведенческих привычек

а. коллективные действия, ограничивающие индивидуальные

б. правила поведения, принятые в обществе

в. механизмы «рационализации» поведения человека

2. Выберите все верные утверждения:

а. любой эгоист является индивидуалистом

б. любой индивидуалист является эгоистом

в. индивидуализм исключает проявления альтруизма

г. индивидуализм и эгоизм являются синонимами

Выберите все верные утверждения

а. альтруизм – антоним эгоизма

б. альтруизм – синоним эгоизма

в. проявления альтруизма более вероятны в повторяющихся взаимодействиях

г. альтруизм нельзя объяснить в рамках экономических моделей, описывающих поведение совершенно рациональных индивидов

4. Для совершенно рационального экономического агента характерно:

а. отсутствие издержек принятия решений

б. чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений

г. выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом

5. Предпочтения совершенно рационального экономического агента:

а. обладают свойством полноты

б. могут изменяться только непрерывно

в. обладают свойством транзитивности

г. все перечисленное верно

6. Для ограниченно рационального экономического агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно:

а. следование сложившимся рутинам

б. достижение минимума трансакционных издержек

в. определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений

г. постоянный пересмотр стратегии поведения

7. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует:

источник

1 содержит в своем ядре те же предпосылки, что и исследовательская программа неоинституциональной теории

2 содержит в защитном поясе предпосылку о полной спецификации прав собственности

3 предполагает, что трансакционные издержки всегда сводятся к минимуму

4 имеет тот же защитный пояс, что и исследовательская программа неоинституциональной теории

Исследовательская программа неоинституциональной теории

1 совпадает с исследовательской программой неоклассической теории

2 содержит в защитном поясе предпосылку о неполной спецификации прав собственности

3 содержит в своем ядре предпосылку об асимметрии информации

4 содержит в защитном поясе предпосылку об ограниченной рациональности

По поводу какой из нижеследующих предпосылок среди ученых нет единого мнения о том, входит ли она в ядро исследовательской программы неоинституционализма?

2 неполная спецификация прав собственности

3 ограниченная рациональность

4 равенство нулю трансакционных издержек

17. Для однородного товара характерно:

1 отсутствие проблемы качества

3 продажа на рынке в условиях совершенной информации

4 незначимость такого фактора как репутация производителя

Эффект постановки проблемы проявляется в том, что люди

1 демонстрируют различное отношение к риску

2 делают разный выбор при формулировке вопроса в терминах выгод или в терминах издержек

3 делают разный выбор при формулировке вопроса в устном или в письменном виде

4 не учитывают долгосрочных последствий принимаемых ими решений

Близорукость при принятии решений предполагает

1 отрицательное отношение к риску

2 эффект постановки проблемы

3 игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений

4 высокую роль фактора нетерпения при принятии решений

20. Компонентами рутин являются:

21. Выберите верные утверждения:

1 Технологические рутины, как правило, решают задачу координации с другими людьми

2 В поведении Робинзона Крузо не может быть отношенческих рутин

3 Технологические рутины формируются при достаточно высоком уровне развития технологий

4 Отношенческие рутины формируются при достаточно хорошо развитой системе отношений в обществе

22. Примером неявного знания является :

1 умение водить автомобиль

2 знание правил дорожного движения

3 умение включать указатель поворота при повороте направо

4 способность повернуть направо, соблюдая дорожную разметку и правила дорожного движения

Ментальные модели

1 формируются во взаимодействии с другими людьми

2 передаются по наследству

3 возникают при критическом анализе поведения других людей

4 содержат представления об окружающем мире

24. Выберите верные утверждения, касающиеся связи культуры и экономического благосостояния:

1 Культура не влияет на экономическое благосостояние, поскольку лежит во внеэкономической сфере и определяет только «нерыночные» факторы поведения

2 Культура положительно влияет на благосостояние, поскольку люди с высоким уровнем экономической культуры редко ведут себя неэффективно

3 Культурные стереотипы могут оказывать отрицательное влияние на экономическое благосостояние

4 Культура определяется уровнем благосостояния

25. Компонентами культуры являются:

2 механизмы разрешения конфликтов

26. Выберите верные утверждения, характеризующие различия между различными уровнями пирамиды экономической культуры:

1 Ценности играют наибольшую роль на уровне теоретической экономической культуры

2 В основе теоретической экономической культуры лежат накопленные обществом навыки

3 На уровне массовой экономической культуры ценности доминируют над знаниями

4 Роль знаний на всех уровнях пирамиды экономической культуры одинакова и отражает уровень знаний об экономических отношениях в данном обществе

Влияние ценностей на экономический выбор

3 может быть как положительным, так и отрицательным

4 зависит от системы государственного принуждения к следованию институтам

Издержки принуждения к следованию нормам

1 одинаковы для всех индивидов, принадлежащих одной социальной группе

2 приводят к росту издержек, связанных с внедрением формальных институтов

3 обусловлены эффективностью реализации правил, основанных на этих нормах

4 могут быть минимизированы за счет введения формальных правил

29. Выберите верные утверждения, касающиеся соотношения норм и правил:

1. Нормы и правила – суть одно и то же. В зависимости от контекста принято употреблять тот или иной термин

2. И нормы, и правила могут быть как формальными, так и неформальными

3. Нормы, в отличие от правил, не ориентированы на конечный результат

4. Правила, в отличие от норм, воспринимаются людьми субъективно

Правила не могут исполнять функцию

2. обеспечения предсказуемости поведения

3. обучения формальным институтам

31.Выберите верные утверждения, характеризующие происхождение и природу правил:

1. Формальные правила всегда складываются путем закрепления существующих неформальных правил

2. Формальные правила не могут существовать там, где нет правил неформальных

3. Наличие противоречий между формальными и неформальными правилами является достаточным основанием для изменения формальных правил

4. Все перечисленное верно

Проблема безбилетника вряд ли возникнет

1. при уплате налогов в обществе, где неформальные правила доминируют над формальными и противоречат им

2. в группе хорошо знакомых друг с другом людей, вовлеченных в продолжительные рабочие отношения

3. в группе, где нет плотных социальных связей

4. в больших социальных группах

33. Выберите верные утверждения, характеризующие дилемму заключенных:

1. В бесконечно повторяющейся дилемме заключенных некооперативное равновесие вытесняется кооперативным

2. Равновесие в однократной дилемме заключенных является равновесием в доминирующих стратегиях

3. Некооперативный исход обусловлен отсутствием предварительной договоренности о выбираемых стратегиях

4. Некооперативный исход обусловлен анонимностью участников взаимодействия

34. Следующие утверждения наиболее точно характеризуют относительную эффективность неформальных правил:

1. Неформальные правила всегда эффективнее формальных, поскольку учитывают ценностные установки экономических агентов

2. Формальные правила всегда более эффективны, чем неформальные, поскольку более четко прописаны и доводятся, как правило, до всех членов общества

3. Неформальные правила более эффективны в случае плотных социальных связей

4. Формальные правила более эффективны в малых группах

35. Выберите верные утверждения, описывающие соотношение формальных и неформальных правил:

1. Неформальные правила всегда дополняют формальные

2. Формальные и неформальные правила регулируют различные стороны жизни индивидов

3. Существование неформальных правил затруднено без поддержки их формальными правилами

4. Существование формальных правил затруднено без поддержки их неформальными правилами

36. Возможны следующие источники возникновения неформальных правил:

1. законодательное внедрение

2. объективизация существующих норм

Проблема координации возникает в силу

1. анонимности участников взаимодействия

2. наличия нескольких потенциальных равновесий

3. отсутствия равновесия в чистых стратегиях

4. слишком большого количества участников взаимодействия

Фокальная точка

1. представляет собой Парето-эффективное равновесие в координационной игре

2. позволяет решать проблемы координации

3. не может быть определена без информации об уровне развития общества

4. связана с субъективными издержками, которые индивиды несут в случае попадания в неравновесную ситуацию

39. Выберите верные утверждения касательно пирамиды формальных правил, предложенной Нортом:

1. Правила, представленные на разных уровнях, характеризуются различным уровнем универсальности

2. Правила, представленные на разных уровнях, характеризуются различным уровнем эффективности

3. Правила, представленные на разных уровнях, характеризуются различным уровнем издержек принуждения к их исполнению

источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемeconom.nsu.ru

1 Лекция 2 Стереотипы (рутины), ментальные модели и культура

2 План 1.Поведение агентов в рамках концепции ограниченной рациональности 2.Стереотипы (рутины) и ментальные модели поведения 3.Модели поведения и культура

3 Предположения новой институциональной экономики

4 Ограничения при принятии решения Неполная информация; Дефицит времени; Калькулятивные и предсказательные способности Реальные экономические агенты: 1) принимают решения на основе неполной информации о ресурсах и способах их использования; 2) ограничены в возможностях обработки информации для выбора лучшего варианта действия. Агенты являются ограниченно рациональны.

5 1. Удовлетворенность, а не максимизация Агенты сознательно ограничивают объем приобретаемой информации, задачу поиска нужной информации агенты решают частично, пренебрегая даже доступной информацией, чтобы сузить рамки анализа и исключить области, связанные с риском. Такое поведение характерно и для индивидов и для фирм. Когда результаты деятельности агентов не соответствуют желаемым показателям, срабатывают два механизма. Во-первых, агент начинает искать новые возможности, расширяя круг рассматриваемых альтернатив. Во-вторых, агент корректирует целевые показатели таким образом, чтобы они соответствовали реальности и были достижимы.

6 2. Формулировка задачи имеет значение Одна и та же проблема, сформулированная в терминах издержек или в терминах выгод решается агентами по-разному. Примеры: притча о Ходже Наcреддине; возврат долга; маркетинговые программы.

7 2. Формулировка задачи имеет значение От того, как сформулирована проблемы (в терминах издержек или выгод), зависит отношение к риску. Пример 1. Программы спасения 600 человек. Группа 1 Программа А 200 чел. будут спасены Программа В С вероятностью 1/3 600 чел. будут спасены, с вероятностью 2/3 никто не будет спасен Группа 2 Программа C 400 чел. погибнут Программа D С вероятностью 1/3 никто не погибнет, с вероятностью 2/3 погибнут все В первой группе 72% указали программу А как предпочтительную, во второй группе 78% назвали лучшей программу D.

8 2. Формулировка задачи имеет значение Пример 2. Программы повышения безопасности водителей на дорогах На дорогах штата ежегодно погибали 600 чел. Программа А снижает это число до 570 чел. и стоит 12 млн. дол. Программа В снижает это число до 500 чел. и стоит 55 млн. дол. 1 группа получала вопрос: «Какую программу Вы предпочитаете?» и 65% выбрали программу В. 2 группа получала вопрос: «При каких затратах на программу В варианты А и В кажутся вам одинаково привлекательными?». Больше 90% указало цену ниже 55 млн. дол.

Читайте также:  Прямые мышцы глаз при близорукости

9 3. Поиск обоснования выбора в постановке задачи Из-за ограниченной рациональности агенты не всегда могут выбрать лучшую альтернативу исходя из собственных предпочтений и ищут внутреннее обоснование, оправдание для решений в самой постановке задачи. Пример 1. Выбор туристического пакета. Программы одинаковой стоимости включают x дней в Париже и y дней в Лондоне: A=(7,4), B=(4,7), C=(6,3), D=(3,6). Группа 1: выбор между A, B и C, большинство выбрало A. Группа 2: выбор между A, B и D, большинство выбрало B.

10 3. Поиск обоснования выбора в постановке задачи Пример 2. За «помощь» в принятии решения агенты готовы платить Каждому участнику эксперимента предлагалось выбрать две карточки, которые лежали обратной стороной вверх. Каждой карточке соответствовал приз, который был нарисован на лицевой ее стороне. После выбора участнику задавался вопрос, готов ли он заплатить определенную сумму за право открыть третью карточку. При положительном ответе респондент открывал еще одну карточку и выбирал приз из трех карточек; при отрицательном только из двух уже открытых им карточек. Результат эксперимента: если один из двух призов был явно лучше другого, большинство участников делало выбор сразу; если ценность призов была примерно одинакова, многие за дополнительную плату приобретали право расширить поле выбора, новая информация делала их выбор более обоснованным.

11 4. Близорукость при принятии решений Оценка долгосрочных последствий решений связана с высокими издержками, свойство агента принимать в расчет только ближайшие издержки и выгоды и игнорировать будущие называется близорукостью. Примеры: 1.Решения об инвестициях. Пусть функция полезности инвестора: U(x)=x, если x>0 и U(x)=2,5x, если x 0 и U(x)=2,5x, если x»>

12 Близорукость при принятии решений 3. Игра в орлянку П. Самуэльсон предложил коллеге бросить монетку. Если выпадет орел, то Самуэльсон платит 200 дол., если решка, то платит 100 дол. коллега. Коллега отказался, объяснив, что для него потеря 100 дол. чувствительнее, чем выигрыш 200, но заметил, что согласен на серию из 100 бросков. Пусть функция полезности коллеги: U(x)=x, если x>0 и U(x)=2,5x, если x 0 и U(x)=2,5x, если x»>

13 Стереотипы (рутины) и ментальные модели поведения Стереотипы, рутины, шаблоны, образцы поведения – способы рационализации и экономии усилий в задачах определения наилучших способов действий. Они могут как максимизировать индивидуальную функцию полезности (токарь), так и мешать этому (студенты на экзамене). Рутинное поведение характерно и для организаций и для индивидов. Применительно к индивидам выделяют: рутины технологические, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.

14 Технологические рутины Технологические рутины снижают издержки принятия решений. Сталкиваясь с проблемой, индивид выбирает решение, которое по прошлому опыту было удачным. Большинство технологических рутин является неосознаваемыми и реализуются на основе неявного знания. Технологические рутины облегчают выбор в ситуации неопределенности, когда оценка эффективности альтернативных стратегий поведения невозможна. Неопределенность делает постоянную оптимизацию поведения затратной и даже бессмысленной. Рутина выступает элементом страхования, чем выше степень неопределенности, тем более устойчивы рутины (предрассудки).

15 Отношенческие рутины Деятельность любого человека связана с другими людьми, в рамках социальных взаимодействий складываются отношенческие рутины. Наряду с функцией снижения издержек принятия решений, они выполняют функцию координации. Люди являются стратегическими игроками и учитывают возможную реакцию окружающих на свои действия. Когда известно, что партнеры действуют, руководствуясь стереотипами, то возникают ожидания относительно их будущих действий, и в соответствии с этими ожиданиями выбирается стратегия поведения. Рутины вносят в отношения между индивидами предсказуемость.

16 Компоненты рутины Рутины это способ компактного хранения: 1) знаний и 2) навыков, необходимых агентам для деятельности. Освоение рутины на основе только знания может быть связано с высокими издержками. Для их снижения нужны навыки, которые вырабатываются практикой. Не всегда рутины дают эффективный результат. Выработка навыков для реализации знаний определяет эволюционный характер рутин. Если условия функционирования агентов меняются, то рутины перестают быть эффективными и востребованными. Приспособление к новым условиям и закрепление их в качестве рутин зависит от того, насколько явным является знание, которое лежит в их основе. Чем менее явно знание – тем длительнее процесс.

17 Сравнение венгерских предприятий с предприятиями других стран, 1994 г. Показатели деятельности венгерских предприятий, обеспечиваемые соответствующими рутинами Ранг Венгрии среди других стран, вошедших в выборку Наличие квалифицированных инженеров 11 Наличие квалифицированных рабочих15 Уровень обязательного образования23 Инициативность и готовность к риску41 Эффективность технологических стратегий 41 Механизмы контроля качества41 Время, необходимое для маркетинга нового товара 41 Время, необходимое для разработки нового товара 41

18 Ментальные модели Сталкиваясь со сложностями окружающей действительности, агенты выстраивают ее упрощенную модель, модель содержит предписания поведения, которые позволяют решать возникающие задачи (идентификация ситуации, подбор шаблона, действие по шаблону). В соответствии со знаниями у агентов формируются ментальные модели. Через ментальные модели воспринимается окружающая действительность. Ментальные модели определяют реакции и позволяют выбрать линию поведения наиболее экономным способом, минимизировав усилия. Модель рационального выбора в результате корректируется, в нее включаются ментальные модели, как элемент механизма принятия решений.

19 Выбор на основе ментальной модели

20 Модель рационального выбора

21 Выбор на основе ментальной модели

22 Общие ментальные модели Взаимодействие экономических агентов приводит к общим правилам поведения. Системы этих правил образуют общие ментальные модели. Они создают основу для одинакового восприятия агентами ситуаций реальности и служат основой любого совместного действия. Общие ментальные модели складываются под воздействием механизмов обучения: биологического, социального и индивидуального. Временные горизонты различных механизмов существенно различаются.

23 Пример формирования общего правила поведения в группе Агент 2 YESNO Агент 1 YES1,10,0 NO0,0

24 Пример формирования общего правила поведения в группе Пусть доля агентов, которые придерживаются модели поведения Yes, составляет x. Тогда ожидаемые выигрыши агентов, которые следуют моделям поведения Yes и No, равны:

25 Пример формирования общего правила поведения в группе

27 Пример формирования общего правила поведения в группе Насколько устойчива модель поведения? Пусть вероятность ошибки агента равна ε

28 3. Модели поведения и культура Агенты с общими ментальными моделями дают близкие оценки ситуаций и деятельности окружающих. Ментальные модели, разделяемые обществом в целом, сохраняются культурой общества. Основной элемент культуры ценности. Ценности определяют что хорошо, а что плохо, задают вектор деятельности людей. От ценностей зависит, какие знания и навыки будут накапливаться.

29 Три уровня ментальных программ (образцы размышлений, чувств и действий). Подход Г.Хофстеда.

30 Три уровня экономической культуры

31 Массовая экономическая культура: ценности, знания, навыки и представления потребителей, и наемных работников; культура лиц, принимающих решения только за себя (свою семью); явные знания как элемент культуры оказывают слабое влияние на экономическое поведение; поведение обусловлено ценностями и навыками; навыки приобретаются за счет имитации успешных образцов без глубокого анализа; в периоды кризисов и резких изменений экономического устройства может стать причиной массового неэффективного поведения. Примеры: участие в финансовых пирамидах, отсутствие должного уважения к качественному труду.

32 Три уровня экономической культуры Экономическая культура менеджеров и руководителей организаций: относится к управленческому звену организаций; решения распространяются уже на десятки, сотни и тысячи людей; отвечают за реализацию не только собственных интересов. Теоретическая экономическая культура: культура профессиональных экономистов; охватывает немногочисленную часть населения; профессиональные экономисты не принимают решения, анализируют, обобщают и предлагают схемы, шаблоны решений.

33 Три уровня экономической культуры

34 Модель: государственная политика, ценности и структура бизнеса в Китае Кооперативное поведение Некооперативное поведение Кооперативное поведение (x,x)(z,y) Некооперативное поведение (y,z)(w,w)

0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у» title=»Пусть a ценность товара для продавца; b ценность товара для покупателя; k усилия, необходимые для доставки товара покупателю, k>0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у» > 35 Пусть a ценность товара для продавца; b ценность товара для покупателя; k усилия, необходимые для доставки товара покупателю, k>0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у одного участника и передаст другому в случае эксплуатации. 0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у»> 0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у одного участника и передаст другому в случае эксплуатации.»> 0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у» title=»Пусть a ценность товара для продавца; b ценность товара для покупателя; k усилия, необходимые для доставки товара покупателю, k>0; b > a+k α доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов, 1α0; φ сумма, которую государство заберет у»>

36 Выигрыши: Если оба участника ведут себя кооперативно, выигрыш каждого: x=(1-α)b. Если поведение обоих некооперативно, то выигрыш каждого: w=(1-α)a+k Если кооперативно себя ведет один участник, то его выигрыш: z=φ Выигрыш одного некооперативного участника: y=(1-α)(a+b)+k-φ

x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z» title=»x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=φ, y=(1-α)(a+b)+k-φ Случай 1. Нет государственного участия α=0, φ=0, тогда y>x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z» > 37 x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=φ, y=(1-α)(a+b)+k-φ Случай 1. Нет государственного участия α=0, φ=0, тогда y>x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z»> x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z»> x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z» title=»x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=φ, y=(1-α)(a+b)+k-φ Случай 1. Нет государственного участия α=0, φ=0, тогда y>x>w>z Случай 2. Грабительское государство φ=0, αmax x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=0, y=(1-α)(a+b)+k, если 1α(b-a-k)/(b-a), то y>w>x>z»>

38 x=(1-α)b, w=(1-α)a+k, z=φ, y=(1-α)(a+b)+k-φ Случай 3. Государство защищает контракты φ(1-α)b, αz

39 Анализ бизнес — отношений в Китае С 40-х гг. XIX в. до 40-х гг. XX в. В Китае практически отсутствовали правовые и финансовые институты, распределяющие риски и защищающие контракты. Государство предоставляло автономию частным предприятиям, но не способствовало их развитию. Стабильность бизнес — среды отчасти поддерживалась торговыми гильдиями, они обеспечивали стандарты и разрешали споры. Но их возможности были ограничены отраслевыми масштабами, которые были значительно меньше государственных. В результате формальные контракты были часто незащищены. Кооперация достигалась за счет доверия между индивидами, разделявшими общие ценности.

40 Анализ бизнес — отношений в Китае Люди должны действовать в интересах тех, с кем их связывают родственные отношения, но только если они сами не понесут прямых потерь от такого поведения; их действия не нанесут ущерба тем, с кем у них еще более близкая родственная связь; их потенциальные партнеры в прошлом всегда вели себя кооперативно. Эти ценности распространялись и на деловые отношения. Партнеры выбирались из близких родственников, не замеченных в неподобающем поведении. Общие ценности создали основу для формирования кооперативных отношений. В результате, до определенного этапа фирмы в Китае были маленькими или средними, которые контролировались одной семьей.

41 Экспресс-тест 1 1. Для совершенно рационального экономического агента характерно: a.Отсутствие издержек принятия решений; b.Чрезвычайно низкие затраты времени на принятие решений; c.Нейтральность к риску; d.Выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом.

42 2. Для однородного товара характерно a.Отсутствие проблемы качества; b.Бесконечная делимость; c.Продажа на рынке в условиях совершенной информации; d.Незначимость такого фактора, как репутация производителя.

43 3. Неоклассическая экономическая теория a.Основана на тех же предположениях, что и новая институциональная экономика; b.Использует предположение о полной спецификации прав собственности; c.Основана на предположении об асимметрии информации; d.Использует предположение о совершенной рациональности.

44 4. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует a.Следование принципу максимизации полезности; b.Наличие издержек выбора; c.Неоднородность производимого им товара; d.Всё предыдущее неверно.

45 5. Для ограниченно рационального агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно a.Следование сложившимся рутинам; b.Максимизация функции полезности; c.Определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений; d.Постоянный пересмотр стратегии поведения

46 6. Компонентами рутин являются: a.Знания; b.Навыки; c.Ожидания; d.Ценности.

47 7. Эффект постановки проблемы проявляется в том, что люди: a.Демонстрируют различное отношение к риску; b.Делают разный выбор при формулировке вопроса в терминах выгод и в терминах издержек; c.Делают разный выбор при формулировке вопроса в устной или письменной форме; d.Не учитывают долгосрочных последствий принимаемых ими решений.

48 8. Близорукость при принятии решений предполагает a.Отрицательное отношение к риску; b.Эффект постановки вопроса; c.Игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений; d.Высокую роль фактора нетерпения при принятии решения.

49 9. Выберете верные утверждения: a.Технологические рутины решают задачу координации с другими людьми; b.В поведении Робинзона Крузо не было отношенческих рутин; c.Технологические рутины формируются при высоком уровне развития технологий; d.Отношенческие рутины формируются в условиях развитой системы отношений в обществе.

50 10. Примером навыков являются: a.Умение играть на музыкальном инструменте; b.Читать ноты; c.Записывать ноты; d.Играть по нотам.

источник