Меню Рубрики

Смешанный астигматизм средней степени у детей

Смешанный астигматизм у детей является собирательным термином, употребляя который офтальмологи подразумевают несколько типов нарушения функции зрения у маленького пациента. В основе данной аномалии находится нарушение рефракции — процесса преломления световых лучей в зрительной системе. Это приводит к ухудшению качества зрения, в частности ребенок не может видеть окружающие его предметы четко или отмечать различия в их размерах.

В норме роговица глаза имеет полусферическую форму, благодаря чему преломление оптических лучей происходит в двух взаимно перпендикулярных осях. Люди, у которых диагностирован астигматизм, имеют анатомические аномалии органа зрения — изменение формы роговицы на полуовальную.

Это приводит к тому, что световые лучи фокусируются не в одной точке на сетчатке глаза, а в двух, одна из которых расположена перед ней, а другая — позади. Вследствие этого изображение окружающих предметов выглядит размытым.

Заболевание преимущественно носит генетический характер, при этом наследование осуществляется по непрямому типу. Это значит, что угроза развития астигматизма у ребенка присутствует не только в случае наличия данной патологии у родителей. Гены, программирующие дефектное развитие роговицы глаза, могут передаваться малышу и от других родственников (бабушки, дедушки, дяди или тети).

Обратите внимание! Только в 2% клинических случаев выявления астигматизма у детей первопричиной нарушения оптики глаза служит неблагоприятное внешнее воздействие: различные травмы глаза, оперативные вмешательства в области роговицы или хрусталика, другие болезни органов зрения, в результате которых происходит рубцевание роговицы и изменение ее кривизны.

Офтальмологи отмечают существование такого понятия, как физиологический астигматизм. При его развитии изменение интенсивности преломления световых лучей не превышает 0,75 дптр (диоптрий).

Среди возрастной категории пациентов старше 20 лет данное состояние выявляют у 15%, однако на остроту зрения у этих людей подобная аномалия не влияет. В зависимости от степени снижения силы преломляющего аппарата глаза различают несколько видов астигматизма у детей:

  1. Простой — сочетание нормального зрения в одной оптической оси глаза с дефектом рефракции (близорукостью или дальнозоркостью) в другой.
  2. Сложный — наличие в двух осях преломляющей аномалии (близорукости или дальнозоркости) одного вида, но различной степени.
  3. Смешанный — появление нескольких фокусов преломления световых лучей в пораженном глазу, расположенных одновременно с двух сторон сетчатки. Другими словами, в одной оси преломления отмечается развитие близорукости, а в другой — дальнозоркости.

Последний тип патологии зрения развивается не только односторонне, довольно часто офтальмологи диагностируют смешанный астигматизм обоих глаз. При этом выделяют несколько степеней тяжести данного заболевания:

  • слабая — до 3 дптр;
  • средняя — 3-6 дптр;
  • высокая — более 6 дптр.

При развитии астигматизма у ребенка, чтобы сохранить и восстановить у него зрение, необходимо применять определенные коррекционные меры, заключающиеся, прежде всего, в постоянном ношении правильно подобранных очков.

Поскольку аномалия развития глазного яблока в превалирующем большинстве клинических случаев является врожденной, родители не всегда могут своевременно определить нарушение зрения у ребенка. Обусловлено это тем, что ребенок с рождения видит искаженные изображения окружающих предметов и поэтому воспринимает их как нормальные.

Предположить о наличии рефракционных нарушений у малыша родители могут в том случае, когда, наблюдая за его поведением, отмечают наличие следующих настораживающих признаков:

  • частые жалобы на головную боль, при этом ребенок четко указывает ее локализацию — область бровей;
  • снижение работоспособности малыша, быстрое утомление при наличии повышенных нагрузок на глаза;
  • при возникающей необходимости детального рассмотрения предмета ребенок осуществляет дополнительные действия — прищуривается или наклоняет голову под различными углами;
  • отказ от любых видов занятий, сопряженных с повышенными нагрузками на глаза, прежде всего, чтения или просмотра мультфильмов;
  • сложности в восприятии текста во время чтения обусловленных тем, что малыш путается в словах.

При выявлении в поведении ребенка двух и более признаков из вышеперечисленных родители должны обратиться для консультации к детскому офтальмологу в кратчайшие сроки. Врач во время осмотра может установить наличие следующих симптомов астигматизма:

  • жалобы маленького пациента на затруднения в рассмотрении предметов, расположенных как на близких расстояниях, так и в отдалении;
  • в ходе проверки остроты зрения ребенок хорошо видит маленькие изображения, а большие буквы или картинки — плохо;
  • жалобы на расплывчатое изображение предметов, их раздвоение;
  • затруднения в точном определении размеров окружающих предметов, путанность ответов при попытке уточнить расстояние, на котором они расположены от ребенка.

При выявлении подобной симптоматики, опираясь на данные анамнеза (истории) патологических нарушений зрения малыша, офтальмолог назначает проведение детального обследования.

Для постановки точного диагноза необходим тщательный сбор не только анамнеза заболевания у ребенка, но и семейного — наличия офтальмологических патологий у ближайших и дальних родственников. Кроме того, проводят общее обследование органов зрения у маленького пациента посредством применения следующих инструментальных методик:

  1. Штрих-скиаскопия — объективный метод определения преломления световых лучей в глазном яблоке, базирующийся на наблюдении за движением теней в зрачке при направлении на глаз пучка света. Для обследования применяется специальный скиаскоп, в котором источник света изготовлен в виде полоски (офтальмолог во время процедуры постоянно изменяет его положение).
  2. Рефрактометрия — измерение интенсивности преломления лучей света в глазу посредством проведения компьютерной диагностики.
  3. Кератометрия — определение кривизны роговицы глазного яблока.

В случае необходимости, например, перед оперативным лечением, офтальмолог может назначить дополнительные методы диагностики: компьютерную томографию или ультразвуковое исследование глаза, биомикроскопию и офтальмометрию.

В результате этих мероприятий специалисты получают такую информацию, как форма и степень искривления роговицы, исключаются сопутствующие патологии органа зрения: структурные изменения глазного дна, стекловидного тела, нарушения микроциркуляции и прочие.

Поскольку в основе развития смешанного астигматизма у детей лежит аномальное развитие глазного яблока, полного исцеления от данной патологии можно добиться только хирургическим путем. Однако к оперативным методикам офтальмологи прибегают в крайне редких случаях при злокачественном прогрессировании заболевания.

В большинстве клинических случаев добиться нормализации зрительной функции глаз у ребенка удается в результате применения корригирующих методик: индивидуального подбора и постоянного ношения очков, контактных линз, аппаратных методов лечения (при помощи специально разработанных компьютерных программ), выполнения специальной гимнастики для глаз.

Дополнительно в лечебных целях могут применяться методы физиотерапии (электрофорез), действие которых направлено на стимулирование неактивных областей сетчатки. При условии раннего выявления заболевания и своевременного начала терапевтических мероприятий у большинства детей удается добиться нормального зрения к 12-14 годам.

Если по тем или иным причинам астигматизм был выявлен у ребенка в возрасте старше 4-5 лет, продолжительность лечения несколько увеличивается. Однако в конечном итоге многие пациенты восстанавливают зрение и больше не нуждаются в очках.

Благодаря техническому прогрессу и изобретению новейшей офтальмологической аппаратуры нормализации рефракционных способностей глаз и восстановления зрения можно добиться у всех пациентов. Главное условие для этого — посещение врача-офтальмолога и строгое соблюдение всех его рекомендаций.

источник

Смешанный астигматизм – это сочетание в одном глазу близорукости и дальнозоркости. Развитие смешанного астигматизма у детей часто связывают с врожденными причинами, реже – приобретенными.

Смешанный астигматизм возникает из-за изменения кривизны роговицы, реже ввиду потери хрусталиком сферической формы.

Нарушение анатомии глазных структур препятствует правильной фокусировке. Лучи света не могут сфокусироваться в одной точке на сетчатке, появляется 2 фокуса: один перед сетчаткой, другой – за ней. Головной мозг не может правильно обработать поступившую информацию, что вызывает появление симптомов.

Заболевание делится на следующие виды:

Правильный астигматизм делится на:

  • простой (гиперметропический или миопический);
  • сложный (гиперметропический или миопический);
  • смешанный (миопогиперметропический).

Степени тяжести патологии:

  • менее 3 диоптрий – слабая;
  • до 6 диоптрий – средняя;
  • свыше 6 диоптрий – высокая.

Двусторонний смешанный астигматизм встречается чаще, но возможны изменения лишь на одном глазу.

Смешанный астигматизм одного или обоих глаз у детей классифицируют по возникновению на:

  • врожденный (до 98% смешанных форм патологии);
  • приобретенный (около 2% случаев).

К возникновению приобретенного смешанного астигматизма у ребенка предрасполагают травмы глаза, операции, заболевания, приводящие к рубцеванию.

Но в целом лидируют врожденные факторы:

  • наследование измененных генов;
  • инфекции, перенесенные матерью в период беременности;
  • прием фетотоксичных препаратов;
  • употребление наркотиков матерью до и во время беременности.

У грудных младенцев выявить смешанный астигматизм достаточно сложно. Заподозрить патологию можно, когда родители замечают, что ребенок не может долго фиксировать взгляд на одном предмете.

Дети постарше способны предъявлять жалобы на раздвоение и размытие предметов, быструю утомляемость глаз, головную боль (особенно в области надбровья). При рассмотрении предметов дети прищуриваются, меняют наклон головы, чтобы поймать максимально четкое изображение. Дети стремятся избегать зрительной нагрузки (не хотят читать, смотреть телевизор и т. д.).

При смешанном астигматизме ребенок не может понять, насколько близко или далеко расположен предмет. Детям с астигматизмом маленькие изображения видятся гораздо лучше, чем крупные.

При отсутствии лечения или неправильной тактике могут развиться амблиопия (ленивый глаз) и косоглазие. Это рассматривают как осложнения, поэтому важно не допустить развития этих заболеваний.

Когда офтальмолог подозревает смешанный астигматизм у ребенка, то проводится подробный расспрос о наличии нарушений рефракции у родственников: у родителей, бабушек и дедушек, теть и дядь. Затем проводятся инструментальные исследования:

  1. Скиаскопия – исследование, основанное на оценке перемещения теней от направленного пучка света.
  2. Компьютерная рефрактометрия с целью определения рефракции глаз.
  3. Биомикроскопия – осмотр глаза в щелевой лампе для определения причины болезни.
  4. Офтальмометрия (кератометрия) и УЗИ глазных яблок – для оценки анатомических особенностей глаза, поиска причины нарушенной рефракции.
  5. Компьютерная томография – наиболее точный метод исследования для определения характеристик роговицы.

Смотрите видеообзор про данное глазное заболевание:

Т. к. патология вызвана нарушением анатомической структуры глаза, то радикально исправить проблему можно лишь хирургическим путем. Но учитывая, что организм растет примерно до 18 лет, то операцию проводят не раньше этого возраста.

Стоит знать, что астигматизм у грудничков (до 1 года) может пройти самостоятельно, поэтому лечения не требуется. У детей постарше лечение назначают при нарушениях более 2 диоптрий. У школьников лечение показано при изменениях свыше 1 диоптрии и наличии жалоб.

Для лечения в детском возрасте назначают:

  • оптику для коррекции зрения (очки, линзы);
  • аппаратное лечение с помощью компьютерных программ;
  • зрительную гимнастику.

Иногда у детей проводят хирургическое лечение смешанного астигматизма обоих глаз. Показания к операции:

  • высокая степень нарушений;
  • отсутствие эффекта или невозможность очковой коррекции;
  • стремительное прогрессирование;
  • большая разница изменений в левом и правом глазах.
  • кератотомия – насечки на роговице;
  • лазерная коррекция – изменение кривизны роговицы с помощью лазера.

Полной гарантии что, соблюдая меры профилактики, ваш ребенок избежит смешанного астигматизма – нет.

Следует хорошо питаться, употреблять в пищу побольше витаминов, полноценно отдыхать. Важно контролировать длительность зрительной нагрузки малыша, ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

При наличии нарушений рефракции в роду малыша с детства нужно приучать к зрительной гимнастике. Она поможет профилактировать развитие патологии.

Знакомы ли вы с описанной болезнью? Какие знаете эффективные методы лечения? Что помогло вашему ребенку? Поделитесь своим опытом в комментариях. Делайте репост в соцсети, чтобы другие родители были в курсе проблемы. Здоровья вам и вашему малышу. Всего доброго.

источник

Астигматизм у детей – это еще не приговор для зрения. В некоторых случаях он может быть связан с неравномерным ростом структур глаза, которые участвуют в преломлении света. Иногда его причинами становятся наследственность, травмы или операции. В любом случае, заболевание хорошо поддается коррекции с помощью медикаментозных средств, упражнений и очков. Эти меры – необходимость, которая поможет мозгу научиться формировать («видеть») изображения правильно. Иначе операция, если она понадобится после 18 лет, изменит только структуру глаза, но не отразится на зрении.

Астигматизмом называется такое нарушение зрения, при котором теряется четкость рассматриваемых предметов. Происходит это из-за того, что одна из наших основных естественных «линз» глаза – хрусталик или роговица – теряют равномерность своей кривизны. В результате на сетчатке – задней части глаза, где формируется изображение, каждая точка реально существующего предмета дает несколько точек. При этом только часть их может лежать на сетчатке: центр нескольких будет находиться до нее, а другие станут фокусироваться в области позади сетчатки. Так получается размытое, искаженное очертание предмета.

Наш глаз имеет очень сложное строение, но его условно можно разделить на составляющие – две системы:

  1. светопреломляющая, которая с помощью пучков света способствует формированию изображения;
  2. воспринимающая система. Это сетчатка, на которой имеются особые клетки – «палочки» и «колбочки». Один их конец умеет воспринимать изображение, второй связывается с нервными клетками, из которых состоит зрительный нерв. По этому «кабелю» изображение передается в мозг.

Чтобы мы могли что-то видеть, обе эти системы должны функционировать правильно:

  • Среды, через которые проходит свет, должны быть прозрачны. Если на глазу нет бельма (помутнения роговицы), хрусталик не замутнен (нет катаракты) и стекловидное тело не пропитано кровью или воспалительной жидкостью, первое условие можно считать выполненным.
  • Палочки и колбочки должны работать нормально (не должно быть ретинита, то есть воспаления, при котором сетчатка отекает). Также не нарушенной обязана быть связь между клетками сетчатки и нейронами зрительного нерва (то есть сетчатка не отслоена).
  • Свет должен преломляться под нужными углами, чтоб не возникло эффекта «кривого зеркала». Кроме того, каждая из светопреломляющих структур, а это роговица и хрусталик, не должны изменять свой коэффициент преломления: 1,37 у роговицы, 1,38 – у оболочки хрусталика, 1,4 – у хрусталикового ядра.

Нарушение первых двух условий к астигматизму не приводят, но если не соблюдается третий пункт, развивается астигматизм.

Рассмотрим схематическую преломляющую систему глаза. Сначала свет попадает на роговицу глаза – структуру, имеющую полусферческую форму (как купол). Далее свет поступает на хрусталик – двояковыпуклую линзу, которая «подвешена» в глазу на цинновых связках. Связки тянутся, делая хрусталик более плоским, или расслабляются, увеличивая его выпуклость. Так глаз подстраивается под изменяющуюся освещенность, чтобы, независимо от нее, пучок лучей света попал на сетчатку, в области ее центрального зрительного пятна.

Условно и по хрусталику, и по роговице проводят линии, аналогичные тем, которыми расчерчивают карту земного шара – параллели и меридианы. В норме свет одинаково преломляется по разным меридианам и попадает на сетчатку (при нормальном зрении), проецируется перед ней (при близорукости) или сзади нее (при дальнозоркости). Если кривизна преломляющих сред по разным (или только по одному), горизонтальным или вертикальным, меридианам различается, фокус изменяется. Вместо точки там получается пятно. При этом близорукость или дальнозоркость не исключаются.

Основных меридианов, которые страдают при астигматизме – 4. Они располагаются на 3, 6, 9 и 12 часах (как по циферблату). И получается изображение, как будто человек смотрит через воду.

Читайте также:  В чем причина астигматизма

Возникая у детей до года, астигматизм приводит к тому, что ребенок привыкает видеть предметы в размытом виде, и если данное нарушение не будет диагностировано, он не пожалуется на плохое зрение. Проблема станет заметна при обучении письму и чтению, но ребенок не обязательно скажет, что он не видит или буквы расплываются. Он, скорее всего, не будет понимать написанного, о чем и скажет (так могут возникнуть подозрения на отставание в развитии). А чем раньше будет проведена диагностика, и раньше начнут проводиться совместно коррекция зрения и упражнения по «обучению» мозга нормальной картине, тем большим успехом увенчаются усилия. Концентрировать световые лучи в одной точке помогут цилиндрические линзы.

Заболевание имеет несколько классификаций, в основе которых – различные признаки. Так, по причине появления астигматизм может быть врожденным и приобретенным (об этом – в следующем разделе).

В зависимости от рефракции основных меридиан, он бывает:

  1. прямым: максимальная преломляющая сила – у вертикальных меридиан;
  2. обратным: основная часть преломляющей свет способности – у горизонтального меридиана;
  3. с косыми осями.

Основные меридианы, преломляющие свет, проходят под углом 90 градусов друг к другу. Его причины почти всегда – врожденного характера

Главные меридианы косо накладываются друг на друга. Он возникает вследствие приобретенных причин

Что это значит Подвид Подвид подвида
Простой : ненормальная рефракция в одном главном меридиане, второй преломляет свет нормально Гиперметропический астигматизм простого типа : рефракция одного меридиана – как при дальнозоркости (пучок лучей сходятся за проекцией сетчатки), второй меридиан дает нормальный фокус
Миопический простой : один меридиан преломляет свет так, что пучок его лучей сходятся перед проекцией сетчатки. Второй меридиан образует фокус непосредственно на сетчатке
Сложный астигматизм : одинаковая степень дальнозоркости или близорукости в главных меридианах Сложный гиперметропический : оба меридиана обусловливают рефракцию, как при дальнозоркости, но – в разной степени
Сложный миопический : оба главных меридиана формируют пучки световых лучей до сетчатки (как при близорукости), но делают это в разной степени
Смешанный астигматизм : один меридиан формирует дальнозоркость, второй — близорукость Не имеет деления
Не имеет деления

Если астигматизм врожденный, правильный, и зрение страдает на 0,5-1 диоптрию, такой вид патологии называется физиологическим и в сложной коррекции не нуждается.

Приобретенная патология сильнее влияет на зрение, поэтому здесь выделяют степени астигматизма. Эти диоптрии получаются при вычитании силы преломления самого слабого меридиана из самого сильного:

  1. слабая степень астигматизма: острота зрения – до 3 диоптрий;
  2. средняя степень: 3-6 диоптрий;
  3. высокая степень: острота зрения – более 6 диоптрий.

Также есть классификация, учитывающая то, какая структура глаза сформировалась с «неправильными» меридианами. По этому делению астигматизм может быть:

  • роговичным – дефекты возникли только со стороны роговицы;
  • хрусталиковым: астигматизм обусловлен патологиями хрусталика.

Астигматизм, не ухудшающий зрения, встречается у большинства маленьких детей, и связан с неравномерным ростом светопреломляющих структур глаза. В этом случае он снижает остроту зрения менее, чем на 1 диоптрию, и постепенно проходит.

Астигматизм, требующий коррекции, наблюдается у 10% детей. Чаще всего он предопределен дефектными генами, переданными от родителей, один из которых страдает этим нарушением. В результате чего формируется неправильная кривизна хрусталика или роговицы. Высокий шанс появления этого заболевания имеется у тех детей, кто родился с:

  • альбинизмом;
  • алкогольным синдромом плода;
  • пигментным ретинитом;
  • кератоконусом – состоянием, когда роговица получила не полусферическую, а конусовидную форму;
  • недоразвитием зрительного нерва;
  • врожденной деформацией зубочелюстной системы, из-за которой деформирована стенка глазницы и неправильно сформировались структуры глаза.

Эти случаи – врожденные и вызывают, чаще всего, астигматизм обоих глаз, при этом степень снижения остроты зрения на обоих глазах различна.

Патология может носить и приобретенный характер. Так она появляется после:

  • травмы роговицы, в результате которой образовались ее рубцы;
  • операций на глазах;
  • травматическом повреждении, которое привело к разрыву цинновой связки и подвывиху хрусталика;
  • кератита, кератоконъюнктивита;
  • гиповитаминоза A;
  • некоторых инфекционных заболеваниях, которые могут осложниться воспалением структур глаза.

У ребенка, еще не умеющего говорить (до 2-3 лет) заподозрить любое нарушение зрения сложно, особенно если выраженность его невелика. Об астигматизме средней или высокой степени будут говорить такие признаки:

  • чтобы посмотреть мультфильм, ребенок подходит к компьютеру или телевизору довольно близко;
  • если нужно что-то рассмотреть (мультфильм или игрушку), он наклоняет или поворачивает голову, щурится, иногда – растягивает уголки глаз;
  • промахивается при постановке предмета (посуды или игрушки) на место;
  • глазки быстро устают, поэтому малыш их трет руками или прикрывает на несколько секунд через какие-то временные интервалы;
  • в играх натыкается на предметы, на мебель.

При появлении постоянной зрительной нагрузки (при подготовке к школе или на занятиях) ребенок отмечает:

  • головные боли: в основном, в области затылка и надбровных дуг;
  • быструю утомляемость;
  • что ему плохо видно на доске;
  • нечеткость зрения, двоение в глазах;
  • ощущение «песка» в глазах;
  • частое покраснение глаз.

В начальных классах ребенка с недиагностированным астигматизмом может отличать плохая успеваемость, так как он путает и меняет местами буквы, написанное двоится у него в глазах. Именно поэтому, а не из-за вредности, дошкольник или школьник может избегать чтения книг.

Чтобы назначить правильное лечение астигматизма у детей, нужно установить данный диагноз и определить степень нарушения зрения. Для этого нужно обратиться к офтальмологу, который сможет определить астигматизм еще у грудничка, используя для этого метод скиаскопии. Это так называемая «пробу в темной комнате», основанная на появлении и движениях на сетчатке тени от зеркала, которое врач держит в руке. После установления вида рефракции врач берет соответствующую скиаскопическую линейку с цилиндрическими линзами и устанавливает степень рефракции по той линзе, которая нейтрализует тень на зрачке.

Остроту зрения, то есть степень астигматизма, проверяют обычно по достижении ребенком 3 лет – когда он сможет сотрудничать с врачом-офальмологом и отвечать на его вопросы. В это же время применяют и такие исследования, как:

  1. компьютерная рефрактометрия. Здесь с помощью особого прибора, рефрактометра, определяет тип и степень астигматизма. Делает он это точнее, чем скиаскопия или определение остроты зрения по таблицам;
  2. визометрия (проверка по таблицам) без коррекции и после примерки цилиндрических линз в пробной оправе;
  3. осмотр в щелевой лампе – исследование структур глаза под увеличением, позволяющее увидеть возможные причины астигматизма;
  4. офтальмоскопия – осмотр глазного дна с помощью специального увеличивающего прибора, который врач держит в руке;
  5. кератометрия – измерение кривизны роговицы с помощью особого аппарата и компьютерной программы, которая анализирует преломление света по основным меридианам. Исследование позволяет выявить кератоконус и кератоглобус как возможные причины астигматизма.

Если офтальмоскопию провести невозможно ил затруднительно, назначается УЗИ глаза – исследование, позволяющее исключить отслойку сетчатки, рубцы и кровоизлияния.

Лечится или нет астигматизм именно у вашего ребенка, скажет офтальмолог на основании осмотра. Дело в том, что физиологические формы астигматизма у детей до года могут проходить сами – по мере роста глаза незначительные отклонения кривизны могут выровняться. Если же степень астигматизма легкая и выше, то до того, как глазные структуры полностью сформируются (к 18-20 годам), проводится консервативное лечение. Оно направлено на профилактику опасных осложнений – амблиопии и астенопии.

Основное же лечение, которое способно полностью устранить астигматизм – оперативное.

Расскажем, как лечить астигматизм у ребенка. До 18 лет почти всегда применяется консервативная тактика. Она заключается в следующем:

  • коррекция зрения;
  • лечение амблиопии и астенопии;
  • обеспечение нормального питания тканей глаза.

Для того, чтоб ребенок мог увидеть предметы, на которые он смотрит, применяется коррекция зрения. В основном, для детей используются очки. Последние должны иметь цилиндрические линзы, которые фокусируют световые лучи непосредственно на сетчатку.

Вначале очки неудобны ребенку, от них даже может болеть голова, так как повышается нагрузка на зрительную кору. Нужно дать глазам время неделю, уговорив ребенка потерпеть. Если и после 2 недель такие симптомы сохраняются, необходимо повторно обратиться к офтальмологу для пересмотра правильности подбора очков.

Конечно, очки – не самый удобный вид коррекции, ведь они ускоряют утомление глаз, ограничивают боковое зрение, не позволяют заниматься активными видами спорта и ограничивают просмотры современных фильмов и мультфильмов в кинотеатрах. Тем не менее, контактные линзы для коррекции применяются в редких случаях и то, у детей старше 10 лет.

При роговичном астигматизме прибегают к особому виду лечения – назначают ортокератологические линзы. Это жесткие и неудобные линзы, которые надеваются только на ночь и должны приводить кривизну хрусталика к норме. Ортокератотерапия не применяется, если острота зрения составляет более 1,5 диоптрий.

Этому способствуют 2 метода:

  1. закапывание особых медикаментозных средств в глаза;
  2. выполнение гимнастики для зрения.

Некоторые офтальмологи относят сюда и тренировку в очках «Лазер-вижн» («очки в дырочку»), но доказанной пользы от них нет.

Для инстилляций в конъюнктивальный мешок используются такие капли:

  • «Квинакс». Действие этих капель заключается в том, чтобы подавить химическую реакцию между растворенными в глазной жидкости белками и хрусталиком, из-за чего он может помутнеть;
  • «Эмоксипин». Это антиоксидант, который стабилизирует клеточную мембрану, уменьшает проницаемость стенки сосудов, подавляет оседание на их стенках нейтрофилов и тромбоцитов;
  • «Уджала» — аюрведические глазные капли, которые способствуют улучшению прозрачности хрусталика.

Капли назначает врач. Применяются они согласно инструкции. В год нужно пройти 2-3 курса лечения.

Выполнять их надо с хорошим настроением, представляя, что с их помощью можно увидеть все вокруг. Делать их нужно при хорошей освещенности; полумрака быть не должно.

Эффективен для применения следующий комплекс:

  • Медленно описывайте глазами круги по часовой, а потом – против часовой стрелки.
  • Выписывайте зрачками восьмерки – то в одну, то в другую сторону, то горизонтально, то вертикально.
  • Глядите вверх в течение 10 секунд, потом вниз – 10 секунд. Влево – 10 секунд, вправо – 10 секунд.
  • Приставьте указательный палец к носу, посмотрите на него. Отводите палец вперед и продолжайте за ним следить.
  • Поставьте указательный палец на расстоянии 30-40 см от глаз. Смотрите попеременно, в течение 5 секунд то на него, то на предметы за окном.
  • Закройте глаза. Помощник называет цвета, ваша задача – их представлять и удерживать перед глазами на 2-3 секунды.

Основным осложнением астигматизма является амблиопия – так называемый «ленивый глаз». В этом случае мозг «отключает» размытую картинку, которую он получает с больного глаза, и не «учится» видеть. Амблиопия не обязательно чем-то проявляется – она может быть бессимптомной. Также она может проявляться нарушением цветовосприятия, ориентировки в пространстве, значительным снижением остроты зрения (не соответствующим степени астигматизма).

Лечение амблиопии должно начаться до 6-7 лет, так как уже после 11-12 лет ее почти невозможно скорригировать (даже если провести операцию и полностью убрать астигматизм). Оно заключается в плеопическом лечении: заклеивании лучше видящего глаза, тренировках на специальном аппарате «Амбликор», стимуляция сетчатки лазером, светом, цветом, электромагнитным волнами. Эффективны для лечения амблиопии и физиотерапевтические методы: вибромассаж, рефлексотерапия, лекарственный электрофорез.

Вторым осложнением является астенопия – зрительное утомление, снижение остроты зрения, нечеткость рассматриваемых предметов, ощущение «песка» в глазах. Эти симптомы усиливаются при зрительной работе, ослабевают при отдыхе. Лечится это осложнение снятием спазма аккомодации препаратами типа «Атропина», но имеющими меньшую продолжительность действия. После этого проводятся занятия на специальных тренажерах – аккомодотренере, синаптофоре.

Основные методы, которые способны вылечить (очки и линзы – это только коррекция) астигматизм, могут применяться только тогда, когда завершится развитие глазного аппарата, то есть – после 16 лет. Применяются такие основные виды оперативных вмешательств:

  1. Кератотомия. Так называется метод, при котором проводится нанесение на роговицу насечек. При этом роговица немного «расползается», и преломление по определенной оси уменьшается. Так лечится близорукий или смешанный астигматизм.
  2. Термокератокоагуляция. В ее основе – прикосновение к роговице в определенных местах нагретой иголкой, в результате она «приподнимается», и преломляющая сила в этих местах увеличивается. Так корректируется гиперметропический (дальнозоркий) астигматизм.
  3. Лазерная термокератопластика. Очень тонким лазерным пучком роговице наносятся ожоги, в результате чего ее форма изменяется, становясь более выпуклой.
  4. Кондуктивная кератопластика. Ее принцип – такой же, как у предыдущего метода, только термические дефекты наносятся не лазером, а радиочастотным излучением.
  5. Фоторефрактерная кертоэктомия – точный метод, при котором лазером выпариваются необходимые участки даже тонкой роговицы, в результате чего она должна точно изменить форму.
  6. LASIK-метод. Здесь лазерный луч срезает тончайший слой роговицы в необходимом месте, в результате чего корректируется форма последней. Длится операция всего 15 минут. Проводится под местной анестезией у лиц, чье зрение лучше, чем 4 диоптрии.
  7. Имплантация факичных (хрусталиковых) линз. Этот метод применяется для коррекции астигматизма высокой степени, когда есть противопоказания к лечению лазером.
  8. Кератопластика: вместо собственной роговицы устанавливается донорская или искусственная.

После любой из операций зрение восстанавливается за 2 часа. Но в течение полугода может наблюдаться светобоязнь, ощущение инородного тела в глазу, слезотечение. В это время, необходимое для полного заживления ткани, нужно беречь себя от физических нагрузок, не стоять над огнем, избегать трения глаза и нахождения в бане или сауне. У 2 из 10 прооперированных после операции возникает регресс рефракции: может возвращаться близорукость или дальнозоркость, существовавших до вмешательства.

Врожденный астигматизм к году обычно или исчезает, или снижается. К 7 годам степень нарушения зрения стабилизируется на время, но может уменьшаться или увеличиваться со временем. Если у ребенка астигматизм одного глаза высокой степени, и он не получил коррекции, развивается амблиопия, косоглазие.

Максимально уменьшить риск развития астигматизма можно, если:

  • проходя плановые осмотры у офтальмолога, начиная с возраста в 6 месяцев;
  • учить ребенка выполнять гимнастику для глаз
  • создать достаточную и правильную освещенность на рабочем месте;
  • полезны массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ;
  • питание должно быть полноценным.

источник

Окружающий мир прекрасен и незабываем. Познавать его ребенку помогают органы чувств человека. Самое главное это зрение. Однако не у всех оно идеально. Есть нескончаемый список заболеваний, которые поражают глаза.

Одним из таких является смешанный астигматизм у детей – разновидность нарушения рефракции в глазу. Это близорукость и дальнозоркость вместе. Ребенок не может увидеть четкую форму вещей, предметов, не может осознать какого они размера.

Смешанный астигматизм у детей по ряду причин затруднен в лечении, а в прогрессирующей форме практически неизлечим. Из-за этого родители должны с самого рождения следить за ребенком. В случае появления похожих симптомов необходимо незамедлительно обращаться к окулисту.

Читайте также:  В чем польза линз от астигматизма

Самый распространенный тип астигматизма — смешанный. Причины появления патология могут быть различны — наследственность, травмы, общие заболевания глаз. Основная характеристика данного заболевания — неравномерная кривизна роговицы, в глазу одновременно присутствует миопия и гиперметропия.

Смешанный астигматизм глаз тяжело подвергается лечению. Если заболевание диагностировано у ребенка, необходимо без отлагательства начинать лечение. В более раннем возрасте гораздо проще побороть патологию и откорректировать зрение до нормальных показателей.

В норме роговица глаза имеет полусферическую форму, благодаря чему преломление оптических лучей происходит в двух взаимно перпендикулярных осях. Люди, у которых диагностирован астигматизм, имеют анатомические аномалии органа зрения — изменение формы роговицы на полуовальную.

Это приводит к тому, что световые лучи фокусируются не в одной точке на сетчатке глаза, а в двух, одна из которых расположена перед ней, а другая — позади. Вследствие этого изображение окружающих предметов выглядит размытым.

Данный тип астигматизма считается самым сложным, поскольку ребенку тяжело видеть четко предметы, расположенные вдалеке и поблизости. Мозг при этом не может корректно обработать полученный сигнал и детям трудно определять размер предметов в пространстве. Все вокруг кажется искривленным.

Гены, программирующие дефектное развитие роговицы глаза, могут передаваться малышу и от других родственников (бабушки, дедушки, дяди или тети).

Только в 2% клинических случаев выявления астигматизма у детей первопричиной нарушения оптики глаза служит неблагоприятное внешнее воздействие: различные травмы глаза, оперативные вмешательства в области роговицы или хрусталика, другие болезни органов зрения, в результате которых происходит рубцевание роговицы.

Астигматизм возникает из-за деформации роговицы или хрусталика глаза. В нормальном состоянии они имеют четкую сферическую форму. При деформации они приобретают форму тора, что приводит к изменению кривизны преломления.

Различают следующие виды астигматизма:

  • Врожденный и приобретенный. В первом случае ребенок уже рождается с деформированной роговицей или, что бывает реже, хрусталика. Во втором случае изменения происходят в результате болезней, травм, оперативного вмешательства.
  • Роговичный и хрусталиковый. Первый наиболее распространен до 98,5% случаев. Второй случается значительно реже – 1,5% случаев заболевания астигматизмом.
  • Прямой и обратный. В первом случае наибольшей преломляющей силой обладает вертикальный меридиан. Во втором случае, соответственно, горизонтальный.

В зависимости от нарушения рефракции, различают следующие виды астигматизма:

  1. Миопический простой, когда нормальное зрение в одном из меридианов сочетается с близорукостью.
  2. Миопический сложный – в этом случае в обоих меридианах присутствует близорукость, но в одном она больше, а в другом меньше.
  3. Гиперметропический простой – ситуация, когда один меридиан функционирует нормально, а в другом наблюдается дальнозоркость.
  4. Гиперметропический сложный – дальнозоркость в обоих меридианах, но в одном она меньше, а в другом больше.
  5. Смешанный астигматизм – близорукость в одном меридиане и дальнозоркость в другом.

Непосредственная причина такого заболевания, как астигматизм у детей, нарушение преломления света в роговице и/или хрусталике, в результате чего фокус изображения не попадает на сетчатку глаза.

А нарушение преломления является результатом отклонений кривизны хрусталика, роговицы. Оптически данные отклонения приводят к смещению лучей и их фокус не попадает на сетчатку.

Но за счет того, что любое преломление происходит в той или иной плоскости, изменение положения глаза относительно светового луча повышает остроту зрения. Данное обстоятельство позволило разработать достаточно простой тест для выявления астигматизма у детей.

Берется чистый лист бумаги, на котором черным толстым карандашом (лучше фломастером или маркером) рисуются несколько линий с единой точкой пересечения. Получается что-то наподобие маленькой звезды (размером с точку) с множеством расходящихся лучей.

Ребенок смотрит на эту точку и после полной фиксации на ней зрения лист поворачивается вокруг нее. Детишки и взрослые, страдающие патологией, замечают, что лучи то расплываются, то становятся четкими.

Причины нарушения кривизны хрусталика, поверхности роговицы являются врожденными и приобретенными. Врожденные причины:

  • Патологии внутриутробного развития ребенка (инфекции, прием некоторых лекарственных средств в период формирования органов зрения).
  • Травмы глаза у детей во время беременности и родов.
  • Инфекций глаз периода новорожденности. Реже остальных приводит к астигматизму, так роговица глаз к моменту рождения у ребенка уже вполне сформирована и ее практически невозможно повредить.
  • Травмы глаз у детей. Особенно подвывихи и вывихи хрусталика.

В любом случае приобретенные причины всегда вызывают меньше затруднений в диагностике. Также для них не характерно развитие косоглазия при несвоевременной коррекции у ребенка.

При сочетании миопии и гиперметропии в одном органе зрения часть изображения фокусируется за сетчаткой, а часть — перед ней. В результате на самой сетчатке образуется круг рассеивания, и картинка выглядит нечеткой.

При наклоне головы и разглядывании предмета под разными углами можно найти точки, в которых изображение сфокусировано четче, а в других — более размыто.

За счет этого малыш с рождения хуже различает предметы, не может сосредоточить взгляд на яркой игрушке. Отсюда возникает задержка нервно-психического развития.

Старшие дети при астигматизме жалуются на головные боли, головокружения, повышенную утомляемость при занятиях, требующих сосредоточения (чтение, письмо, собирание мозаики, вышивание и пр.), боль в глазах от перенапряжения.

При значительном снижении остроты зрения ребенок неспособен правильно определить расстояние до предмета, теряется бинокулярность, постепенно развивается амблиопия.

Важным признаком астигматизма, характерным для детей, является склонность к косоглазию. Чем раньше появляются признаки патологии преломления света в глазу, тем раньше и выраженнее становится косоглазие.

Считается что предельным возрастом считается 5-7 лет, после которого невозможно нетравматическое нарушение содружественности глазодвигательных мышц у ребенка.

Если малыш еще не может самостоятельно пожаловаться на дискомфорт, который его сопровождает, родителям нужно внимательно присматриваться к ребенку самим. Особенно важно проводить домашний осмотр и консультироваться у офтальмолога в случае, когда в семье есть представители, страдающие данной патологией.

Первый звоночек, который должен заставить записаться на прием к специалисту – неспособность малыша задерживать долго взгляд на предмете. При выявлении в поведении ребенка двух и более признаков из вышеперечисленных родители должны обратиться для консультации к детскому офтальмологу в кратчайшие сроки.

Врач во время осмотра может установить наличие следующих симптомов астигматизма:

  1. жалобы маленького пациента на затруднения в рассмотрении предметов, расположенных как на близких расстояниях, так и в отдалении;
  2. в ходе проверки остроты зрения ребенок хорошо видит маленькие изображения, а большие буквы или картинки — плохо;
  3. жалобы на расплывчатое изображение предметов, их раздвоение;
  4. затруднения в точном определении размеров окружающих предметов, путаность ответов при попытке уточнить расстояние, на котором они расположены от ребенка.

При выявлении подобной симптоматики, опираясь на данные анамнеза (истории) патологических нарушений зрения малыша, офтальмолог назначает проведение детального обследования. Это общие симптомы, не стоит ориентироваться лишь на них. Организм каждого индивидуален, поэтому и заболевания могут проявляться по-разному.

В любом случае при астигматизме будет наблюдаться повышенная утомляемость глаз у детей и резкое ухудшение зрения. Могут появляться и другие симптомы, на все необходимо обращать предельное внимание. Для предупреждения развития патологии и появления осложнений следует периодически посещать окулиста.

Определить наличие оптического дефекта, его вид и степень может только врач-офтальмолог. При опросе сами дети редко жалуются на проблемы со зрением. Визуальный осмотр выявляет наличие сопутствующей патологии — врожденных аномалий, инфекционных поражений и т. д.

В затемненной комнате, направляя луч света через специальное зеркальце (скиаскоп), доктор оценивает состояние рефракции, преломляющую силу роговицы и хрусталика, сосуды глазного дна.

Для постановки точного диагноза необходим тщательный сбор не только анамнеза заболевания у ребенка, но и семейного — наличия офтальмологических патологий у ближайших и дальних родственников.

Кроме того, проводят общее обследование органов зрения у маленького пациента посредством применения следующих инструментальных методик:

  • Штрих-скиаскопия — объективный метод определения преломления световых лучей в глазном яблоке, базирующийся на наблюдении за движением теней в зрачке при направлении на глаз пучка света. Для обследования применяется специальный скиаскоп, в котором источник света изготовлен в виде полоски (офтальмолог во время процедуры постоянно изменяет его положение).
  • Рефрактометрия — измерение интенсивности преломления лучей света в глазу посредством проведения компьютерной диагностики.
  • Кератометрия — определение кривизны роговицы глазного яблока.

В результате всех этих исследований офтальмолог сможет определить степень сложности астигматизма и причины его развития. Без комплексного обследования врач не сможет назначить объективное лечение.

В случае необходимости, например, перед оперативным лечением, офтальмолог может назначить дополнительные методы диагностики: компьютерную томографию или ультразвуковое исследование глаза, биомикроскопию и офтальмометрию.

В результате этих мероприятий специалисты получают такую информацию, как форма и степень искривления роговицы, исключаются сопутствующие патологии органа зрения: структурные изменения глазного дна, стекловидного тела, нарушения микроциркуляции и прочие.

Многие родители убеждены в том, что если ребенку поставлен диагноз смешанный астигматизм, то ношение очков — это единственный вариант и без оптики жизнь ребенка будет невозможна. Лечение астигматизма возможно, все зависит от стадии и сложности заболевания.

Чаще всего если заболевание выявлено на ранней стадии, то оно отлично подвергается лечению, тем более что сейчас существуют современные, эффективные и безопасные методы.Многие родители не придают особого значения астигматизму и начинают лечить патологию самостоятельно. Этого делать нельзя ни в коем случае!

Для лечения патологии необходим профессиональный подход, тем более что в большинстве случаев без лазерной коррекции и оперативного вмешательства попросту не обойтись.

Сейчас очень распространены специальные очки против астигматизма — лазер-вижн. Производитель гарантирует улучшение остроты зрения и полное избавление от астигматизма.

Помните о том, что это не более чем рекламная уловка! При помощи такого оптического устройства можно несколько улучшить зрение, повысить остроту, но вылечить астигматизм с их помощью невозможно.

Если использовать такие очки ребенку и без наблюдения врача можно добиться лишь ухудшения состояния и снижения остроты зрения. Также не стоит верить в силу разнообразных витаминов и биологически активных добавок, которые широко рекламируются сейчас.

Да, витамины и минералы способны оказать благоприятное воздействие на организм и зрение в общем, но вылечить астигматизм одними витаминами невозможно. Не стоит заниматься самолечением.

Даже на ранних стадиях заболевания обращение к профессионалам необходимо. Астигматизм лечится индивидуально, окулист должен провести тщательный осмотр и диагностику, собрать анамнез. Только после этого назначается наиболее приемлемое лечение, которое будет эффективно в каждом конкретном случае.

Каждый родитель должен помнить о том, что чем раньше будет выявлен смешанный астигматизм и начнется лечение, тем лучше. Заболевание запускать нельзя, это может привести к сильному ухудшению зрению, исправить которое в дальнейшем будет гораздо сложнее и невозможно без оперативного вмешательства.

Смешанный астигматизм у детей лечится. Более того, при своевременной и грамотной терапии в будущем ребенку, возможно, не понадобятся линзы и очки и он сможет вести абсолютно полноценный образ жизни.

При нарушении не более 0,5 диоптрий специального лечения не требуется. Ребенок не испытывает никаких затруднений и дискомфорта, поэтому рекомендуется только регулярное наблюдение у окулиста.

При серьезных нарушениях зрения коррекция обязательна и включает в себя:

  1. ношение очков или контактных линз;
  2. медикаментозные способы;
  3. специальные упражнения;
  4. хирургические методы.

Смешанный астигматизм представляет собой наиболее сложную для лечения форму заболевания. Коррекция направлена на повышение остроты зрения по ведущему меридиану и подавление изображения по второстепенному.

Поскольку в основе развития смешанного астигматизма у детей лежит аномальное развитие глазного яблока, полного исцеления от данной патологии можно добиться только хирургическим путем.

Однако к оперативным методикам офтальмологи прибегают в крайне редких случаях при злокачественном прогрессировании заболевания.

В большинстве клинических случаев добиться нормализации зрительной функции глаз у ребенка удается в результате применения коригирующих методик:

  • индивидуального подбора и постоянного ношения очков, контактных линз;
  • аппаратных методов лечения (при помощи специально разработанных компьютерных программ);
  • выполнения специальной гимнастики для глаз.

Дополнительно в лечебных целях могут применяться методы физиотерапии (электрофорез), действие которых направлено на стимулирование неактивных областей сетчатки.

При условии раннего выявления заболевания и своевременного начала терапевтических мероприятий у большинства детей удается добиться нормального зрения к 12-14 годам.

Если по тем или иным причинам астигматизм был выявлен у ребенка в возрасте старше 4-5 лет, продолжительность лечения несколько увеличивается. Однако в конечном итоге многие пациенты восстанавливают зрение и больше не нуждаются в очках.

Благодаря техническому прогрессу и изобретению новейшей офтальмологической аппаратуры нормализации рефракционных способностей глаз и восстановления зрения можно добиться у всех пациентов. Главное условие для этого — посещение врача-офтальмолога и строгое соблюдение всех его рекомендаций.

Самый простой способ коррекции. Регулирование оптической силы по разным меридианам достигается сложной системой сферических и цилиндрических линз. Однако добиться стопроцентного зрения вряд ли удастся. Кроме того, оправа мешает боковому зрению и сужает поля.

Немаловажным фактором является и психологический дискомфорт: в среде сверстников ребенка в очках могут дразнить. Противопоказанием для ношения очков служит высокая степень амблиопии.

Если разница в остроте зрения на двух глазах существенна, то при таком способе коррекции возможны сильные головокружения, головные боли и тошнота.

  1. ограничение восприятия пространства и дефекты бокового зрения;
  2. нельзя заниматься физкультурой и активным спортом;
  3. тяжелая, неудобная конструкция;
  4. никогда не получится идеально восстановить зрительные возможности;
  5. при плохой подборке очков зрение резко снижается, мучают сильные мигрени;
  6. дети до трех лет не хотят носить очки или постоянно забывают, дети от 7 лет начинают комплексовать, и из-за этого начинаются сложности.

Этот вид лечения астигматизма применяется у деток постарше и подростков. Принцип действия такой же, как у очков. Полностью излечить от астигматизма они неспособны лишь корректируют остроту зрения.

Однако в отличие от очков, линзы не ограничивают поля. Большинство современных пар совершенно безопасны и просты в использовании. Раздражение слизистой или аллергические реакции наблюдаются в редких случаях.

Применение лекарственных средств при астигматизме никак не влияет на исход заболевания и считается вспомогательным. Глазные капли используют для увлажнения слизистой, снятия раздражения и отека, борьбы с присоединившейся инфекцией.

Применение офтальмологических препаратов рекомендуется в процессе реабилитации после хирургического вмешательства.

Главный способ лечения астигматизма — оперативный. Лишь исправление оптической кривизны поверхностей позволяет восстановить нормальное изображение на сетчатке. Однако применять подобные методы можно не раньше 16 лет, т. к. организм ребенка растет и изменяется.

Показания к хирургическому вмешательству:

  • высокая степень астигматизма;
  • невозможность или малая эффективность коррекции;
  • быстрое прогрессирование;
  • большая разница в остроте зрения на правом и левом глазах.

Проводятся микрохирургические или лазерные операции. К первой группе вмешательств относятся кератотомия (нанесение небольших разрезов, за счет которых уменьшается кривизна) и кератокоагуляция (прижигание части роговицы).

Читайте также:  В чем суть операции при астигматизме

Эти методы требуют предварительной подготовки, общей анестезии, являются болезненными. Реабилитационный период после них длительный, а возможность вторичного развития астигматизма за счет рубцовых изменений после операции остается высокой.

Более эффективны лазерные способы коррекции. Они безболезненны, занимают минимум времени, проводятся под местной анестезией, и период восстановления составляет несколько суток.

Чаще применяется лазерный кератомилез — испарение нижележащих слоев под роговицей с целью создания правильной сферической поверхности. Чаще всего детям и подросткам при смешанном астигматизме назначается лазерная коррекция.

Простая, безопасная и безболезненная процедура, которая имеет высокий уровень эффективности. Если лазерная коррекция проведена правильно и своевременно, то можно гарантировать почти 100% положительный результат.

Даже если диагностирован смешанный астигматизм обоих глаз, лазерная коррекция может помочь избавиться от патологии. Суть метода — чтобы скорректировать эту форму патологии необходимо увеличить оптическую силу глаза в одном меридиане и уменьшить в другом.

В первом меридиане поверхность роговицы делают более выпуклой за счет удаления ткани с наружного (периферического) слоя роговицы. В то время как во втором меридиане поверхность роговицы делают более плоской путем удаления ткани из центральной зоны роговицы.

С помощью инструмента микрокератома хирург срезает часть поверхностного слоя роговицы (лоскут), отворачивает его, чтоб получить доступ к средним слоям роговицы. Под воздействием лазера испаряются заданные участки ткани в среднем слое роговицы.

Это позволяет придать ей плавную сферическую форму, параметры которой индивидуальны для каждого пациента. После окончания процедуры лоскут возвращается на место.

Лазерная коррекция имеет и свои противопоказания, их обязательно необходимо учитывать. Операцию нельзя проводить при:

  1. наличии воспалительных процессов;
  2. дистрофические изменения сетчатки глаза;
  3. инфекционные заболевания;
  4. пониженный иммунитет.

Такие противопоказания являются временными и если без лазерной коррекции зрения не обойтись в данном конкретном случае, то врач попросту перенес процедуру на более подходящее время.

В некоторых случаях лазерная коррекция может оказаться неэффективной и может быть назначена астигматическая кератотомия. Суть метода — нанесение микронасечек на определенных меридианах.

Такая процедура редко назначается детям и подросткам, так как ее будущие результаты сложно точно спрогнозировать. Более того, сама процедура является болезненной, а восстановительный процесс достаточно длительный.

Иногда могут быть назначены и более радикальные операции — замена хрусталика, имплантация или пересадка роговицы. Наиболее приемлемый метод подбирается только специалистом и только после полного тщательного обследования.

Астигматизм, как и любое другое нарушение оптических функций глаза, имеет следующие меры профилактики.

  • Ранее выявление патологии. С этой целью и проводятся периодические осмотры школьников, призывников и некоторых групп детей. Чем раньше будет известно о начале отклонений, тем быстрее могут быть приняты меры. А это дает очень большие шансы на успешное лечение.
  • Соблюдение элементарных правил зрительных работ.
  • Это правильное освещение, дистанция до предмета, чередование напряжения и расслабления глаз. Гимнастика глаз. Проводится через каждые 20-30 минут после напряжения органов зрения. Заключается в смене аккомодации, прерывании поступления света (мигании), активных движений глазных яблок.
  • Рациональное питание. Полноценное поступление с пищей белков, незаменимых жиров и аминокислот, микроэлементов (цинк, хром, марганец, медь).
  • Общеукрепляющие мероприятия. Смысл их состоит в поддержке резервов организма.

Все вышеописанные мероприятия полезны любым слоям населения. Тем же, кто имеет родственников с данным заболеванием, входит в группу риска по его возникновению соблюдение всех этих профилактических мер является обязательным. Кроме того, некоторым могут понадобиться дополнительные сеансы массажа воротниковой зоны, контрастный душ.

источник

Нарушение зрения у ребенка препятствует полноценному развитию и восприятию окружающего мира. Одно из первых мест среди глазных патологий занимает астигматизм. Примечательно, что часть пациентов имеют недуг с рождения, а другая приобретает нарушение фокусировки зрения с началом посещения школьных занятий.

Ответим на вопрос, что такое астигматизм, опишем разновидности и причины его проявления у ребят, раскроем симптомы недуга и диагностику заболевания, расскажем о методах лечения и профилактических мероприятиях.

Астигматизм – это патологический дефект ока, выраженный в искривлении и сбое преломляющих свойств роговицы и хрусталика глаза. В результате неправильного преломления световых лучей, у ребенка отсутствует полная фокусировка изображения, в связи с чем он видит объекты растянутыми и расплывчатыми.

Учитывая, что недуг не относится к ряду болезней, а является рефракционной ошибкой глаза, то при своевременном обнаружении нарушение подлежит коррекции различными методиками, известными медицине в настоящее время. Зачастую астигматизм сопровождается близорукостью или дальнозоркостью.

Астигматизм у ребенка может проявиться в период формирования зрительного аппарата. В 98% патология наследственная и передается вместе с генетическим материалом. Тогда грудничок имеет врожденное нарушение сферичности роговицы или хрусталика. Недуг трудно диагностировать с первых дней жизни малыша, его проявление начинается, как правило, на втором году.

Если же патология имеет приобретенный характер, то причинами развития детского астигматизма могут стать:

  • травмирование органов зрения;
  • неправильная работа челюстной системы;
  • заболевания роговицы ока;
  • перенесенное хирургическое вмешательство, оставившее после себя рубцы на глазах;
  • нарушение работы хрусталика;
  • повышенное давление век на око.

Деформация фокуса зрения условно подразделяется на две большие группы: врожденный астигматизм у детей и приобретенный. Однако недуг имеет и узкие подвиды, в связи с чем при подозрении на проявление патологии следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Учитывая, преломляющую способность ока нарушение подразделяется на:

  • Правильное (прямое), характеризующееся приобретением роговицы глаза формы эллипса. Данный вид патологии самый распространенный у детей. Отличительным симптомом является способность маленького пациента распознавать вертикальные линии. Нарушение может самостоятельно исчезнуть к 15 годам, когда зрительная система будет сформирована в полном объеме.
  • Неправильное, ставшее итогом травмирования ока или воспалительного процесса, повлекших рубцевание и помутнение роговицы. Недуг такого рода имеет приобретенный характер, наблюдается у малышей в возрасте трех лет и редко подается коррекции или лечению.

В зависимости от нарушения рефракции глаза астигматизм подразделяется:

  • миопический;
  • гиперметропический.
  • смешанный — сочетание гиперметропии и миопии в разных меридианах. Данная патология носит редкий характер.
Кроме того, специалисты выделяют прямой и обратный астигматизм, роговичный и хрусталиковый.

Учитывая силу преломления света, патология классифицируется на три степени. Каждая ступень подразумевает свой метод коррекции. Учитывая разницу рефракции главных меридианов, выраженных в диоптриях, степень астигматизма делится на:

  • Слабую (0-3 дптр). Патология такого рода носит распространенный характер и легко поддается коррекции.
  • Среднюю (3-6 дптр). Наблюдается гораздо реже, дефект устраняется при помощи лазера или хирургическим вмешательством, поскольку ношение очков проблему не решает.
  • Высокую (>6 дптр). Устраняется методом лазерной коррекции или операции, подбором жестких линз.
Определить точный вид и степень заболевания может только врач офтальмолог после аппаратной диагностики.

Учитывая распространенность дефекта, многие начали придумывать различные небылицы, относительно данной патологи. Для того чтобы не допустить ошибок, ознакомьтесь с основными мифами об астигматизме:

  • Очки – это навсегда. Большинство родители считают, что при нарушении фокусировки зрения, ребенок обречен постоянно ходить в очках. Утверждение ложно, поскольку современные технологии (например, лазерная коррекция) позволяют навсегда избавиться от ношения очков и контактных линз.
  • Астигматизм подлежит полному излечению. Еще одно утверждение, не соответствующее действительности, за исключением лечения недуга эксимер-лазерной коррекцией. Если патология имеет врожденную разновидность, то окончательно ликвидировать дефект не представляется возможным. В этом случае астигматизм компенсируется за счет повышения остроты зрения.
  • Очки, гарантирующие полное избавление от всех деформаций органов зрительной системы, также миф. В настоящий момент специалистами не замечено лечебного действия прибора, как и отрицательного эффекта от их использования.
  • Черничные биодобавки, принимаемые многими в качестве витаминного комплекса, не проходили клинических испытаний, поэтому не могут отвечать за лечение недуга.

Несмотря на то, что астигматизм не является заболеванием, он может дать серьезные последствия в случае несвоевременного обращения к специалисту. Игнорирование лечения и профилактики способствует развитию косоглазия. Как следствие очи малыша будут в постоянном напряжении и быстро уставать.

Прогрессирование заболевания неизбежно повлечет прогрессивное ухудшение качества четкого видения объектов. В результате патология может отразиться на способностях ребенка преуспевать в учебе, поскольку последнему станет трудно воспринимать программу образовательного учреждения из-за напряжения органов зрения. Как следствие у школьника могут возникнуть боли в голове, сопровождаемые раздражительностью.

Однако самым серьезным осложнением, вызванным несвоевременным диагностированием и лечением астигматизма является амблиопия или «ленивый глаз». Недуг характерен тем, что когда одно око постоянно видит картинку в плохом качестве, головной мозг дает команду зрительному анализатору перестать распознавать изображение, видимое глазом с нарушениями.

После диагностики и прохождения курсовой терапии, направленной на лечение амблиопии, зрение ребенку не возвращается, поскольку процесс повлек изменения в головном мозге.

Симптомы астигматизма для детей в возрасте до трех лет достаточно размыты, да и после этого периода, если патология носит врожденный характер, самостоятельно определить присутствие нарушения скорее всего не удастся. Дело в том, что малыш привык видеть мир именно в размытом фокусе и не жалуется на плохое видение, потому что не знает, что такое хорошее зрение.

Однако астигматизм имеет ряд признаков, которые дают сигнал родителям о необходимости посещения специалиста офтальмолога:

  • Боли в голове;
  • Прищуривание глаз;
  • Нарушение остроты зрения;
  • Искажение картинки;
  • Замедленное распознавание объектов на различном расстоянии;
  • Чрезмерная утомляемость;
  • Спотыкание при ходьбе и задевание мебели;
  • Близкая расположенность к телевизору;
  • Покраснение глаз;
  • Психическая нестабильность.

Что же касается новорожденный детей, то выявить первоначальную стадию патологии в домашних условиях практически невозможно. Единственным симптомов развития недуга является неверное держание головы при рассматривании объектов. В этом случае родителям следует проконсультироваться со специалистом.

Если говорить об астигматизме с точки зрения степени выраженности, то тут важно знать, что все малыши появляются на свет с патологией слабой степени, которая до 1 месяца является естественным физиологическим процессом. Дефект полностью исчезает к первой годовщине ребенка. Таким образом, для астигматизма слабой степени нет выраженных симптомов.

Что касается средней и тяжелой ступени патологии, то к характерным признакам развития недуга относят:

  • Снижение способности глаз;
  • Постоянные прикосновения к векам, вызванные дискомфортным состоянием в данной области;
  • Слезотечение и ощущения жжения;
  • Отказ от чтения или от других занятий, требующих напряжение зрительного аппарата.

При астигматизме средней степени главная опасность заключается в том, что малыши в возрасте до 1 года не могут описать свои ощущения, а в это время недуг стремительно прогрессирует.

Выявить наличие астигматизма у ребенка с наибольшей долей вероятности возможно в возрасте от 2 лет. Полный диагноз выставляется врачом только после детального обследования состояний глаз и оценки их зрительной функции.

В процессе определения наличия и вида астигматизма, а также выявления его причин применяются следующие методы:

  • Биомикроскопия;
  • УЗИ ока;
  • Определение остроты зрения;
  • Офтальмоскопия;
  • Офтальмометрия;
  • Исследование оптических свойств ока;
  • Измерение кривизны поверхности роговицы;
  • Определение сферичности роговицы.

Установить наличие астигматизма бесплатно без обращения в кабинет офтальмолога можно воспользовавшись методом авторефрактометрии. Необходимо распечатать вышеуказанную картинку, увеличенную в 2-4 раза.

Полученное изображение следует продемонстрировать ребенку и попросить его смотреть на рисунок закрывая поочередно глаза. Если малыш укажет, что одни линии светлее, а другие темнее, это говорит о наличии астигматизма и необходимости обращения к врачу офтальмологу.

Определить проблему нарушения зрения у грудничка возможно при помощи специальных капель, назначенных врачом.

Оперативное вмешательство для коррекции фокусировки зрительного аппарата рекомендовано только после 18 лет, поскольку глазное яблоко формируется до 15 лет и дефект может самостоятельно исчезнуть. Средняя и тяжелая степень нарушения подлежат однозначному лечению во избежание возникновения осложнений.

Коррекция астигматизма для детей не достигших совершеннолетия, проводится консервативными методами. Одним из доступных способов лечения недуга являются специально подобранные корректирующие очки. В первые дни носки малыш может испытывать неприятные ощущения, однако, дискомфортное состояние исчезает спустя неделю.

Если дискомфорт в глазах длится более 14 дней, следует обратиться к специалисту. Возможно, очки были подобраны неправильно.

При астигматизме слабой степени врач может выписать твердые линзы, которые ребенок должен будет надевать на ночь для придания роговицы правильной формы. Возможно использование торических контактных линз, которые способны не только корректировать патологию, но и устранять близорукость и дальнозоркость.

К консервативным методикам лечения астигматизма также относятся:

  • Вакуумный массаж;
  • Лазеростимуляция;
  • Развитие абсолютной и относительной аккомодации.

Гимнастика для глаз на сегодняшний день является одним из часто используемых методов при офтальмологических заболеваниях, а также хорошим профилактическим комплексом. Ниже представленные упражнения рекомендуется чередовать морганием и сильным зажмуриванием.

  1. Фокусировка зрения на близкорасположенном предмете (около 30 см) и объекте на расстоянии. Повторить 5-10 раз.
  2. Рисование глазами алфавита и геометрических фигур.
  3. Сильное зажмуривание 5–7 раз.
  4. Фокусирование зрения на указательном пальце вытянутой руки. Постепенно, не отрывая взгляда, приближать объект к себе до тех пор, пока в глазах не начнет двоиться. Повторить 5 раз.
  5. Массаж закрытых век при помощи пальцев.
  6. Закрывание глаз и расслабление на протяжении 2–3 минут.

Ознакомьтесь с профилактической зарядкой для детей в видео ниже.

Полностью избавиться от астигматизма возможно при помощи лазерной коррекции, назначаемой пациентам 18–20 лет после окончательного формирования глазного яблока. Процедура безболезненная, не требует наложения швов и длится около 15 минут. Улучшение качества зрения наблюдается через 1-2 часа после операции, а окончательное восстановление наступает спустя 7 дней.

Лазерная коррекция не проводится при наличии воспалительных процессов, рубцов глаз и нестабильного состояния зрительной системы.

Оперативное вмешательство при лечении астигматизма назначается лицам, достигшим 20-летнего возраста. Выделяют 3 вида хирургических операций:

  • Кератотомия при лечении миопического или смешанного астигматизма;
  • Термокератокоагуляция при лечении гиперметропического астигматизма;
  • Имплантация внутриглазных линз.

Детский доктор Евгений Комаровский рекомендует посещать офтальмолога с 3-месячного возраста ребенка для своевременного выявления патологий органов зрения. Именно регулярный профилактический осмотр позволит диагностировать недуг на ранней стадии и следить за его динамикой развития.

В ниже представленном видео Комаровский подробно рассказывает о детском зрении.

Меры, направленные на предотвращение и снижение риска развития офтальмологических заболеваний у детей, не представляют особой сложности для их внедрения в повседневную жизнь. Соблюдая рекомендации, родители обеспечат малышу правильное и здоровое формирование зрительной системы:

  • настраивайте ребенку освещение при чтении и иных занятиях;
  • соблюдайте сбалансированный режим питания, необходимо чтобы пища деток была насыщена витаминами и минералами;
  • делайте массаж закрытых век круговыми движениями;
  • чередуйте нагрузку зрительной системы ребенка;
  • выполняйте с малышом зарядку;
  • ежегодно посещайте врача офтальмолога.

Зрение — один из главных органов чувств, способных дать ребенку правильное и полноценное развитие. Профилактические мероприятия, регулярное обследование позволят своевременно выявить наличие астигматизма и предпринять шаги по его коррекции.

источник