Меню Рубрики

Сады для детей с астигматизмом

Специализированные детские сады (компенсирующего вида) предназначены для детей, имеющих определенные проблемы со здоровьем. Чтобы устроить ребенка в подобный садик нужно приложить ряд усилий, однако результат того стоит, потому что программа детского сада компенсирующего вида разработана с учетом тех или иных проблем и направлена на их устранение.

Детям, страдающим некоторыми заболеваниями и нуждающимся в определенном уходе и специальных занятиях. Именно это и предлагают детские сады компенсирующего вида. Конечно, вы можете отдать ребенка и в обычный детских сад рядом с домом, но там дополнительные потребности вашего ребенка не будут удовлетворены.

Итак, специализированные детские сады бывают следующих видов:

  • Детский сад для частоболеющих детей – как следует из названия, это садик для тех, кто часто болеет. Решение о направлении ребенка в такой детский сад принимает педиатр на основании того, как часто ребенок болел за прошедший год.
  • Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. Направление в детский сад дает логопед.
  • Детский сад для детей с нарушением зрения могут посещать дети со слабым зрением, астигматизмом, косоглазием и т.д. Направление в детский сад можно получить у окулиста.
  • Ортопедический детский сад подойдет детям с деформацией грудной клетки, врожденными вывихи и подвывихами бедер, поясничным сколиозом, Х-образными и У-образными ногами. Направление можно получить у ортопеда.
  • Вдетский сад для детей с нарушением слуханабирают глухих и слабослышащих детей.
  • В детский сад для детей с задержкой психического развития принимают детей с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) в результате травмы, перенесенного заболевания или обусловленная наследственностью. Для того чтобы попасть в детский сад вам потребуется заключение невролога (или психиатра), окулиста, логопеда и отоларинголога.
  • Детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предназначен для детей с ограниченными двигательными функциями. Это дети, страдающие ДЦП, параличом, кривошеей. В детских садах этого типа проводится комплексная коррекционная работа, направленная на формирование двигательных функций. Дети с вышеперечисленными диагнозами нуждаются в специальном медицинском наблюдении, поэтому в обычный детский сад их не примут. Направление в детский сад должен выписать ортопед и невролог.

Порядок приема в специализированные сады отличается от приема в обычные. Первое, что вам понадобится – направление от врача. Затем с этим направлением и самим ребенком (в обязательном порядке) вы пойдете в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Комиссия вынесет заключение о целесообразности посещения ребенком специализированного детского сада, и, если это заключение положительное, вы отправляетесь с ним прямо к заведующей.

Как было сказано выше, возможность посещать специализированный детский сад стоит того, чтобы приложить определенные усилия. Во-первых, группы в специализированных садах значительно меньше, чем в обычных садиках, — 7-15 человек. Соответственно воспитатели уделяют детям больше внимания. А во-вторых, посещая специализированный детский сад, ваш ребенок получит именно то, что ему необходимо.

Есть у специализированных садиков и минусы, связанные с тем, что они не всегда находятся в зоне шаговой доступности. Иногда малыша приходится вести на другой конец города. Именно поэтому многие детские сады компенсирующего вида имеют круглосуточную группу. Однако не каждый родитель готов расставаться с малышом так надолго.

Одним словом, где плюсы, там и минусы. А что перевешивает, решать, разумеется, вам.

источник

В нашем детском саду действуют две офтальмологические группы — это группа №2 «Ручеек» и №3 «Одуванчик». Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в этих группах направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы.

В последние годы наблюдается тенденция на увеличение количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии детей. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. На сегодняшний момент одной из главных задач в работе МДОУ является необходимость воспитывать с раннего дошкольного возраста у детей, имеющих зрительную патологию понимание роли зрения в их жизни. Дошкольный возраст — это период созревания зрительной системы ребенка, формирования всех психических процессов и личностных качеств. Зрение – самый главный источник информации для детей об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дошкольники с амблиопией и косоглазием – это дети с особыми образовательными потребностями. Знание специфики психофизического развития и зрительной патологии необходимо каждому педагогу, работающему с такой категорией детей. Функциональные нарушения зрения у детей обуславливают возникновение зрительной депривации, которая особенно опасна в детском возрасте.

Дети с нарушением зрения подвергаются некому дискомфорту, неуверенности, раздражительности, нарушению осанки, нарушению самостоятельной ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и неуверенности. Доказано, что специально организованный педагогический процесс и способы управления, реализация коррекционных программ, созданная правильная развивающая предметно — пространственная среда способствуют успешному развитию детей с нарушением зрительной функции.

Компенсация и коррекция в недостатке в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения не происходит спонтанно, а требует коррекционной целенаправленной работы всего коллектива МДОУ. При этом четко выделяют факторы развития дошкольников с нарушением зрения: возраст и индивидуальные особенности, особенности дефекта зрения.

Особое внимание при осуществлении коррекционного направления с детьми с нарушением зрения воспитателями групп уделяется работе с родителями. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций должна начинаться далеко за пределами МДОУ, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям с нарушением зрения имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питание, отдых, ограничивать время просмотра телепередач, игр на компьютере. Все эти условия создаются в МДОУ. Ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и опыт с детьми с нарушением зрения. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей — одна из важнейших задач в коррекционной работе и поэтому налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам дошкольников.

Воспитатели офтальмологической группы работают в тесной взаимосвязи с другими специалистами. Эффективность работы достигается посредством взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям:

Взаимодействие педагогов осуществляется в следующих формах:

— мини-педсоветы, посвященные анализу недостатков речевого развития у детей с нарушением зрения и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику офтальмологической группы;

— индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;

— тематические консультации, согласно перспективному плану;

В коррекционной работе с этими детьми предпочтение отдается природному, реалистичному, предметному материалу. Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Комплекс зрительной гимнастики соответствует лексической теме недели.

Также одним из условий профилактики и коррекции нарушений зрения и зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения является создание сенсорных зон. Сенсорная зона – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития зрительного восприятия. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного познавательного и эстетического развития детей. При организации сенсорной зоны во всем пространстве МДОУ необходимо исходить из интересов, индивидуальных особенностей развития и потребностей ребенка, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия.

Работа по профилактике и коррекции нарушений зрительного восприятия детей включает два основных направления. Первое — создание условий для охраны, укрепления и восстановления зрения детей и формирования у них представлений о роли зрения в жизни человека. Это направление касается всего периода пребывания ребенка в МДОУ. Второе — формирование у ребенка культуры здоровья, навыков здорового образа жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения, укрепления и восстановления зрения. Это направление важно для последнего года обучения ребенка в детском саду, когда выделяются задачи обучения ребенка некоторым приемам сохранения и восстановления зрения.

Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения является использование здоровьесберегающих технологий. Поэтому учителям-логопедам, воспитателям коррекционных группы, музыкальным руководителям, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только зрительный дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Не случайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

С целью оказания детям компетентной помощи в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия по следующим направлениям:

1. лечебно-оздоровительная работа

2. психолого-педагогическая коррекция

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателями в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности. Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия, создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей. В дошкольном учреждении в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребенка, поэтому необходимо ограничивать его непрерывную зрительную, работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать аномалии зрения каждого ребенка и вызванные ими вторичные отклонения. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, специфика необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер). Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Все это вместе взятое дает возможность успешно развивать у дошкольников с нарушением зрения все психические процессы, корректировать в сторону улучшения зрительные функции, пробуждать у детей желание реализовать свои умения в создании своего нового «шедевра», придумать и применить новые способы выполнения задуманного. Ежедневно во время перерыва между деятельностью с детьми проводятся двигательная разминка, оздоровительные минутки, куда входят: гимнастика для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки.

Чрезвычайно важно для сохранения зрения правильно организовать физминутки и перерывы, следить, чтобы дети носили очки, окклюдеры.

Говоря о влиянии коррекционно-педагогической работы на эффективность лечения глазной патологии у детей, хочется отметить, что после пребывания детей в специализированных группах у большинства повышается острота зрения, улучшается клиническая картина офтальмологического заболевания. Идет развитие таких важных психических процессов, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление.

источник

Офтальмологический детский сад, Нужно ли?

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1650
Регистрация: 16.06.11
Москва, Коньково

Доченька 17.06.2009
нет
нет
нет
нет
Mojito310879

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 718
Регистрация: 12.12.07

доча
сын

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1650
Регистрация: 16.06.11
Москва, Коньково

Доченька 17.06.2009
нет
нет
нет
нет
Mojito310879

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 144
Регистрация: 5.03.10
Зеленоград
3480 в 2009
4640 в 2012
ох, нет-нет

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 679
Регистрация: 8.10.09
Москва Лианозово

Ксения 14.11.2008
Арсений 16.04.2013

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1650
Регистрация: 16.06.11
Москва, Коньково

Доченька 17.06.2009
нет
нет
нет
нет
Mojito310879

Как именно? Делает гимнастику для глаз? Каждый день? На специальных тренажерах? Результаты от занятий есть?

Ответ на сообщение fizzydrink от 26 мая 2014, 14:52

А Вы изначально в этот сад пошли или переводились из другого?
Я переживаю, что у дочи стресс будет, она свой садик очень любит, у нее там друзья, своя жизнь, воспитатели любимые.

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 144
Регистрация: 5.03.10
Зеленоград
3480 в 2009
4640 в 2012
ох, нет-нет

Mojito, я не знаю , у дочки проблем нет, попали в сад, когда он стал набирать обычных детей. Знаю только, что соблюдают предписания окулиста, заклеивают очки окклюдером на определенное время. Воспитатели в нашей группе особо следят за детьми в очках.
А вообще, лучше Вам пойти в сад к директору и самой все посмотреть. Или, в крайнем случае, заловить родителей около сада и расспросить их. Посмотрите сайт сада, там может быть написано какие, как и сколько проводятся процедуры с детьми.

Отредактировано: Laoy в 26 мая 2014, 14:04

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1650
Регистрация: 16.06.11
Москва, Коньково

Доченька 17.06.2009
нет
нет
нет
нет
Mojito310879

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3263
Регистрация: 7.12.10

Старшая доченька 04.10.09
Младшая доченька 24.12.16

Ответ на сообщение Mojito от 26 мая 2014, 16:05
А почему при переводе в офтальмологический дет. сад. отмена развивашек?

Мы один год отходили в обычный сад, а затем перевелись в офтальмологический, я очень довольна.
Плюсы:

Меньше детей в группах. Хотя, конечно, наши замечательные чинуши сокращают очередь в дет. сады и группы уплотняют.
По списку у нас 20, раньше было не больше 14-16, но в обычном саду за 30.

Воспитатели в спец. садах получают надбавки, т.е. зарплата выше, штат у нас укомплектован, как положено.
Уровень воспитателей высокий.

Помимо воспитателей большую часть времени в группе педагог-психолог, которая ведет доп.заняти. На след. год обещают добавить еще логопеда.
Занятий много и они хорошие, лепка рисование, привязанные к праздникам и событиям, муз.занятия, физкультура и т.д.
Делают и занимаются с детьми больше, чем в обычном саду, это точно.

Читайте также:  Линзы акувью при астигматизме многоразовые

Каждый понедельник врач-офтальмолог в саду, осматривает часто, около 2 раз в месяц. Всегда можно подойти, попросить, пообщаться.
Кабинет охраны зрения у нас не плохой, много аппаратов, компьютерные программы, для поднятия остроты зрения и для исправления косоглазия.
Дети занимаются каждый день на каком-то одном приборе.

Воспитатели следят за очками. Я почти всегда в обычном саду ребенка забирала в жутко гразных ляпаных очках и сколько просила, тряпочки в кармашки пихала-бесполезняк. Тут такого нет, протирают, объясняют, внушают. Наклейки опять же носят все, столько положено и ни-ни, за этим так же следят.

Чтобы принять решение, спросите у офтальмолога, какое лечения на каких аппаратах и как часто нужно будет проходить вашему ребенку. Возможно это всего лишь 2-3 раза в год курсами по 10 процедур, тогда можно выкроить время и поводить, проследить, что все было выполнено в полном объеме. Если амблиопию вы победили, то наклейки будут не нужны, а комп. программы в принципе можно купить и установить. Вот если косоглазие, то тут я точно за сад.

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1650
Регистрация: 16.06.11
Москва, Коньково

Доченька 17.06.2009
нет
нет
нет
нет
Mojito310879

Ответ на сообщение Ulla_Mechta от 26 мая 2014, 21:16

Большое спасибо за подробный ответ

Отмена наших развивашек, потому что в случае перевода в этот сад нам нужно будет переезжать, бабушка далеко будет и не сможет водить.

Косоглазия нет, амблиопия (0,9 — 1 в выписке написано) небольшая осталась на левом глазу, но намного меньше, чем была зимой, время ношения окклюдера сократили, воспитатели окклюдер меняют. Т.е. сад нужен только для лечения астигматизма получается.

Собственно страхи мои в том, что я сейчас выдергиваю дочу из привычной, комфортной среды, хорошего сада, перевожу в неизвестный другой сад, с другим коллективом воспитателями и как там сложится непонятно.

источник

Астигматизм у детей – одна из самых распространенных причин плохого зрения. Иногда астигматизм сочетается с близорукостью или дальнозоркостью. Слово «астигматизм» в переводе с латыни означает «отсутствие фокусной точки». Глаз не фокусирует изображение на сетчатку глаза из-за неправильной преломляющей силы оптической системы. Неправильность оптической системы глаза обусловлена особенностью кривизны роговицы, хрусталика или расстоянием до сетчатки.

Физиологический астигматизм. Если степень не превышает 0,5D, речь идет о физиологическом варианте астигматизма, который не требует лечения. Он не влияет на остроту зрения, его можно не корректировать.

Врожденный астигматизм. Когда роговица имеет не сферическую, а вытянутую, овальную форму.

Определить норму при астигматизме у детей поможет врач-офтальмолог во время обязательного осмотра малыша. Шкала нормы при этом выглядит примерно так:

  • слабый астигматизм (менее 3 диоптрий)
  • средний астигматизм (3-6 диоптрий)
  • сильный астигматизм (6 диоптрий и выше)

Если у ребенка обнаружен астигматизм, он требует коррекции в раннем детском возрасте!

Врачи до сих пор не вполне уверены, что можно назвать причиной астигматизма у ребенка. В факторам риска относят:

  • Отягощенную наследственность. Если похожий диагноз поставлен одному или нескольким ближайшим родственникам, то вероятность того же дефекта у малыша значительно повышается. При этом проявляется заболевание рано — в младенческом возрасте.
  • Различные врожденные заболевания, в том числе вывих хрусталика, пигментный ретинит, а также другие патологии, влияющие в том числе на оптическую систему человека (например, отсутствие пигментации — альбинизм).
  • Кератоконус — дистрофия роговицы. Редкое заболевание глаз
  • Травмы, различные механические повреждения, воспалительные процессы.

Причинами астигматизма НЕ являются: чтение на близком расстоянии и при плохом освещении, частое напряжение глаз, игра на планшетах или мобильных телефонах.

Заболевание может не проявиться сразу, поскольку зрительная система обладает большими возможностями по аккомодации и «правильной обработке» поступающего изображения. Тем не менее, обратиться к офтальмологу следует, если:

  • ребенок жалуется, что плохо видит, картинка расплывчата, искажена;
  • у малыша заметные проблемы с координацией, он часто спотыкается, натыкается на окружающие предметы;
  • чтобы рассмотреть что-то, ребенок наклоняет или поворачивает голову, щурится;
  • другие проявления дискомфорта (резь, жжение, «песок» в глазах).

Однако в большинстве случаев астигматизм у ребенка диагностируется при плановом осмотре у доктора. Дети вряд ли будут жаловаться на несфокусированное или затуманенное зрение. Чтобы не пропустить астигматизм или другую патологию зрения, нужно показать ребенка офтальмологу в возрасте 1 год.

Для лечения астигматизма у детей крайне важна своевременная и полная диагностика, поскольку именно от этого зависит выбор коррекционных методов и их эффективность.

Диагностика включает: о пределение остроты зрения с помощью таблиц , а также самых современных диагностических аппаратов. Доктор внимательно и без спешки проведет полное обследование.

Ношение очков лишь исправляет оптическую систему глаза и позволяет сфокусировать изображение на сетчатке. Для коррекции астигматизма чаще всего назначаются именно очки, реже — контактные линзы (в том числе специальные ночные линзы), операционное вмешательство допустимо лишь после 18 лет.

В большинстве случаев назначаются очки. Они могут понадобиться по двум причинам:

  • профилактика амблиопии. Ленивый глаз (амблиопия) — это состояние, при котором зрительная функция не развивается на 100%. Ребенок не видит четкую картину мира и не будет видеть ее в дальнейшем, если зрение не скорректировано. (То, что нет амблиопии можно убедиться, когда ребенок ответит по таблице 100% каждым глазом в отдельности)
  • комфорт ребенка. Неисправленный астигматизм — это неудобно.

Необходимо также приходить на профилактический осмотр раз в полгода для отслеживания динамики и корректирования плана лечения.

Бондарь Вадим Андреевич — детский офтальмолог. Один из лучших детских окулистов Москвы. Специалист по редким заболеваниям глаз. Диагностика и лечение по принципам доказательной медицины. У доктора 16-летний опыт работы в области лечения глазных болезней, ряд публикаций по офтальмологии, активная научная деятельность в этом направлении.

Богорад Мария Владимировна — детский офтальмолог. Врач Первой категории. Опыт работы более 17 лет (МЦ Управления делами Президента РФ, МНИИ ГБ им.Гельмгольца в отделении экстренной и неотложной помощи. В лечении пациентов руководствуется принципами доказательной медицины.

Толмачева (Ермошкина) Клавдия Георгиевна — детский офтальмолог. Специализация доктора: плановые осмотры детей всех возрастов, коррекция близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Лечение при патологии сетчатки. Профилактика заболеваний глаз у детей. Диагностика и лечение по принципам доказательной медицины.

источник

Астигматизм у детей явление частое и обычно имеет наследственный характер. Некоторые его формы заметить трудно даже на протяжении всей жизни, однако если родители не будут проводить диагностику зрения, то это может привести к осложнениям.

Миопический астигматизм — это вид расстройства зрения, во время которого в глазах преобладает близорукость (миопия). Лучи света в здоровом глазу должны фокусироваться в одной точке, при миопии изображение образуется как на сетчатке так и перед ней, что очень его искажает.

Сам по себе астигматизм не может прогрессировать и осложняться, однако он приводит к многим другим тяжелым заболеваниям. В данной статье речь пойдет о миопическом астигматизме, о методах диагностики, лечения и профилактики глазной болезни.

Для астигматизма характерна неправильная форма роговицы. Такая «неправильная» роговица имеет у разных людей разную форму. Именно эти различия и позволяют специалистам классифицировать его более конкретно.

Миопический астигматизм одного или обоих глаз – это особый вид астигматизма, при котором в глазах преобладает миопия (близорукость).
Лучи света, проникая в глаз с такой патологией, фокусируются не в одной точке на сетчатке (как в здоровом глазу), а сразу в нескольких.

Причем часть изображения фокусируется в точке перед сетчаткой, часть фокусируется на сетчатке. Или же изображение фокусируется в двух точках перед сетчаткой. Такое состояние квалифицируют как сочетание астигматизма и близорукости (близорукий астигматизм).

Некорригированный астигматизм в раннем возрасте опасен возникновением осложнений, в частности амблиопии (снижения зрения). Поэтому чрезвычайно важно выявить его как можно раньше. Для этого необходимо регулярно посещать окулиста.

Кроме того родителям следует обращать внимание на то, как ведет себя ребенок. Он может не жаловаться на ухудшение зрения. Но если он щурится или смотрит, наклоняя голову, испытывает головные боли, усталость глаз, это могут быть симптомы данной патологии.

В этом случае требуется полное офтальмологическое обследование. Для получения более точного результата специалист повторно проводит осмотр после циклоплегии. Она представляет собой паралич аккомодации, достигаемый с помощью медицинских препаратов, в частности атропина.

Близорукость у детей – нарушение зрения, при котором изображение фокусируется не в сетчатке глаза, а перед ней, из-за чего удаленные предметы видятся размытыми. Близорукость обычно сопровождает астигматизм, возникает вследствие неправильной формы глазного яблока.

Астигматизм у детей встречается достаточно часто и носит наследственных характер. Невысокие степени астигматизма у большинства людей остаются незамеченными на протяжении всей жизни.

Средние и высокие степени астигматизма могут создавать серьезные проблемы для ребенка в виде отставания в нервно-психическом развитии и косоглазия. Астигматизм у детей может развиваться в любом возрасте, но чаще всего ребенок с ним уже рождается.

Астигматизм – это врожденное искривление роговицы или неправильная форма хрусталика. У детей встречается в основном роговичный астигматизм. Из-за измененной формы роговицы она неправильно преломляет свет и фокус появляется не на сетчатке, как в норме, а перед или позади нее.

Кроме того, астигматизм у детей может быть близоруким, дальнозорким и смешанным. Близорукий (миопический) астигматизм у ребенка в свою очередь делится на простой и сложный.

Сложный астигматизм у детей характеризуется близоруким преломлением лучей в области обоих главных меридианов, но при этом фокусы расположены на разном расстоянии от сетчатки (перед ней).

Сложный гиперметропический астигматизм у детей характеризуется дальнозорким преломлением лучей в области обоих главных меридианов, но при этом фокусы расположены на разном расстоянии от сетчатки (за ней).

Астигматизм может возникнуть у ребенка в любом возрасте, поскольку детский организм (в том числе и глаза) продолжает формироваться. В процессе развития может произойти сбой, в результате которого форма роговицы становится неправильной.

Риск возникновения астигматизма существует даже у младенцев до 1 года. У многих детей астигматизм присутствует с рождения.Поэтому так важно регулярно проверять зрение у детей.

Сферическая поверхность роговицы обеспечивает правильное фокусирование световых лучей и формирует на сетчатке глаза четкое изображение объекта. При астигматизме форма роговицы напоминает поверхность дыни (кривизна ее поверхности в двух взаимноперпендикулярных сечениях разная).

Световые лучи, формирующие изображение какого-либо объекта, при прохождении через такую роговицу преломляются по-разному, и поэтому изображение получается размытым.

В подавляющем большинстве случаев астигматизм у детей носит наследственный характер. Особенностью астигматизма у детей является то, что он может проявиться, как сразу поле рождения, так и в течение роста и развития ребенка.

В настоящее время не установлено, что приводит к развитию астигматизма в школьном или подростковом возрасте. Тем не менее, астигматизм и в этом возрасте имеет наследственных характер, так как у многих детей можно выявить близких родственников с астигматизмом.

Врожденная особенность строения роговицы сегодня не считается заболеванием – это просто особенность строения тканей глаза, которая в дальнейшем требует коррекции.

В некоторых случаях к развитию болезни могут привести:

  1. Травмы глаз
  2. Воспалительные процессы
  3. Неудачное хирургическое вмешательство
  4. Нарушение внутриглазного давления или глазного кровообращения
  5. Частое перенапряжение глаз
  6. Неблагоприятное влияние окружающей среды.

Обычно простой астигматизм является врожденным, а сложный – приобретенным.

Астигматизм у детей до года встречается очень часто. Астигматизм у новорожденных может соответствовать 1.0 – 2.0 D (диоптрии). В дальнейшем астигматизм у грудничка снижается и астигматизм у годовалого ребенка уже может быть 0.5 – 0.75 D.

Небольшая степень астигматизма может сохраняться у человека всю жизнь, при этом он не замечает каких-либо отклонений в зрении. Такой астигматизм называется физиологическим.

Иногда детский астигматизм может не только уменьшаться, но и прогрессировать, причем этот процесс может начаться в любом возрасте — он связан с особенностями физиологического развития ребенка.

А так как нередко астигматизм у детей до года развивается одновременно с близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием, проблемы со зрением увеличиваются. Может возникать и астигматизм у подростков – фактором риска, способствующим его развитию, является изменение гормонального фона.

Если астигматизм у ребенка не лечить, то со временем нарушение зрения станет привычным и отразится на состоянии тканей органа зрения в целом. В результате формируется состояние, которое называется амблиопией.

Амблиопия (ее еще называют ленивым глазом) – это снижение зрения, которое невозможно откорректировать при помощи очков или операции – оно с трудом поддается лечению.

Детский астигматизм довольно сложно диагностировать, особенно в возрасте до двух лет. Это связано с тем, что дети редко жалуются на проблемы со зрением по одной простой причине — они еще не понимают, что плохо видят, привыкая воспринимать окружающий мир в растянутом или двоящемся виде, они считают это нормой.

Дети, страдающие от астигматизма, могут не говорить, что они видят размытое изображения или буквы, вместо этого они просто жалуются на головные боли или проявляют нежелание читать, писать или отказываются от других зрительных нагрузок на близком расстоянии.

Такое поведение чаще всего родители принимают за капризы или особенности характера детей.

Миопический астигматизм характеризуется следующими симптомами:

  • Расплывчатое изображение, двоение изображения;
  • Головокружение;
  • Усталость, напряжение глаз;
  • Головные боли, особенно в области лба над бровями;
  • Трудности с фокусировкой взгляда на печатном тексте;
  • Ребенок прищуривает глаза или наклоняет голову под разными углами, чтоб лучше видеть;
  • Жалобы на трудности при чтении книг или при чтении текста, написанного на доске в классе.

Случается, что незначительная степень астигматизма у детей не требует коррекции и проходит сама собой по мере взросления. Но рассчитывать только на это не стоит. При появлении любых признаков того, что у вашего ребенка могут быть проблемы со зрением, необходимо обратиться к специалисту.

Если нечеткое изображение будет проецироваться на сетчатку длительное время, это не даст возможности зрительным функциям полноценно формироваться или приведет к снижению уже имеющихся.

Хотя сам астигматизм не прогрессирует от отсутствия лечения, могут развиться иные заболевания, возникновению которых он способствует – астенопия, амблиопия (не развиваются клетки зрительной коры, вследствие чего мозг отказывается обрабатывать сигнал, приходящий от глаз), косоглазие.

Низкая острота зрения, которая наблюдается у ребенка при отсутствии лечения или при неполной коррекции, задерживает формирование стереоскопического и бинокулярного зрения.

Признаки астигматизма у ребенка до года заметить трудно. Ориентиром для родителей могут служить семейный астигматизм и появление более или менее выраженного косоглазия у ребенка – у детей до года астигматизм часто сочетается с косоглазием.

Внимательные родители могут заметить у ребенка двух – четырех лет, что он плохо различает отдельные предметы, не может правильно назвать их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), тогда как другие дети этого возраста легко справляются с этой задачей.

В здоровом глазу лучи света собираются в одной точке на сетчатке. При миопическом астигматизме фокусирование лучей происходит в нескольких точках и к тому же не на сетчатке, а перед ней (в некоторых случаях часть изображения фокусируется на сетчатке, а часть за ней).

Миопический астигматизм подразделяют на простой и сложный. При простом миопическом астигматизме часть лучей собирается перед сетчаткой, а часть – на сетчатке. Поэтому в одном главном меридиане глаза наблюдается близорукость, а в другом – нормальное зрение.

Сложный астигматизм может быть прямым и обратным. При прямом типе преобладают изменения на вертикальном меридиане, а при обратном – на горизонтальном.

Миопический астигматизм в зависимости от величины искажений, может иметь 3 степени:

  1. Слабая степень (менее трех диоптрий) – искажение слабо выражено и человек может его не замечать, симптомы болезни чаще всего отсутствуют.
  2. Средняя степень (3-6 диоптрий) – симптомы и искажение хорошо заметны.
  3. Высокая степень – (более шести диоптрий) – зрение очень сильно искажено, в результате чего человек видит все предметы удлиненными. Симптомы астигматизма высокой степени описаны в этой статье.

Астигматизм у детей чаще всего имеет врожденный характер, т.е. его появление предопределено генами ребенка. Несферическая форма роговицы – это следствие неправильного развития глаза ребенка, ход которого запрограммирован генетически.

Астигматизм может возникнуть у ребенка также в результате травмы глаза и после хирургических операций на глазах.

Различают два вида такого астигматизма – простой и сложный. Они могут быть диагностированы путем исследования главных меридианов глаза.

  • Простой миопический астигматизм – это состояние глаза, при котором в одном из его главных меридианов наблюдается близорукость, а в другом меридиане нормальное зрение. То есть часть световых лучей фокусируются на сетчатке, а часть перед ней.
  • Сложный миопический астигматизм – характеризуется тем, что в обоих главных меридианах глаза присутствует близорукость, но разной величины. Таким образом есть световые лучи фокусируются в двух точках перед сетчаткой.

Пациенты с этими формами патологии жалуются на снижение остроты зрения. Наблюдаемые объекты или их части искажаются и раздваиваются. Часто предметы видятся вытянутыми. Для улучшения зрения приходится прищуриваться, наклонять голову, оттягивать веки.

При его слабой степени (до трех диоптрий) таких симптомов может и не быть. Это связано с тем, что объекты искажаются не значительно. Человек может даже не замечать искажения или привыкнуть к такому изображению реальности.

Причины миопического и иных видов астигматизма чаще всего врожденные, передающиеся по наследству. Или же он может возникнуть вследствие травм, хирургического вмешательства, воспалительных процессов.

Часто его путают с миопией (близорукостью) из-за большого сходства симптомов. Особенно сложно определить, что является причиной проблем со зрением – миопия или астигматизм, если нарушения наблюдаются в обоих глазах.

Так как сложный миопический астигматизм это наследственное заболевание, у детей он возникает в самом раннем возрасте. Внимательно понаблюдайте за ребенком. Если он сильно щурится, разглядывая предметы, наклоняет голову или часто трет глаза это может быть признаком появившейся патологии.

Диагностировать и лечить такой диагноз может только врач-офтальмолог специальным оборудованием. Если у вас или у вашего партнера имеется астигматизм нужно обязательно проверить его наличие у ребенка как можно раньше.

Если вовремя не выявить болезнь, то постепенно у ребенка станет ухудшаться зрение, болезнь будет прогрессировать, и в дальнейшем вылечить глаза сможет только хирургическое вмешательство.

При диагностике болезни проводится комплексное обследование у окулиста.Если окулист заподозрит наличие патологии, то после комплексного офтальмологического обследования он направит пациента на циклоплегию, а затем произведет повторный осмотр.

Зачастую детский астигматизм выявляет офтальмолог при осмотре. Для этого возможно использование авторефрактометра – специального прибора. Кроме того, применение цилиндрической линзы и таблички с символами.

Чем раньше будет обнаружено нарушение, тем быстрее и эффективнее пройдет курс лечения, удастся избежать развития осложнений. Поэтому надо придерживаться порядка прохождения профилактических осмотров у окулиста в возрасте:

При слабой степени заболевания пациенту назначают ношение корректирующих очков или контактных линз и подбирают комплекс специальных упражнений. По желанию возможно проведение операции.

Высокую степень миопического астигматизма лучше лечить хирургическими методами.

При миопическом астигматизме в качестве лечения проводят 3 вида операций:

  • Астигматическая кератотомия – на роговице глаза делают микронадрезы, после заживления которых кривизна роговицы изменяется, что приводит к корректировке зрения.
  • Фоторефракционная кератэктомия – с помощью лазера удаляется верхний слой роговицы и изменяется ее кривизна (два глаза можно оперировать только поочередно, восстановление зрения занимает не менее полугода).
  • Лазерный кератомилез (lasik) – лазером испаряют участок в центре роговицы, что приводит к изменению ее формы (может производиться одновременно на двух глазах, зрение восстанавливается через 1-2 часа).

Если вышеперечисленные операции противопоказаны или будут неэффективными, то осуществляют пересадку роговицы, замену хрусталика либо имплантируют факичную интраокулярную линзу.

Лечение астигматизма у детей зависит от его вида, степени выраженности и возраста ребенка. Главной задачей лечения является коррекция зрения при помощи очков или линз – это позволит избежать осложнений астигматизма в виде косоглазия и амблиопии.

Консервативные методы лечения, стимулирующие все области сетчатки, оказывают положительное воздействие на состояние глаз. Зрение у детей становится острее, уменьшается степень искажения изображения, что позволяет снижать силу очков, а иногда даже и полностью от них избавиться.

Незначительный астигматизм до 0.5 D не осложненный близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием обычно не требует коррекции. Но иногда даже такой астигматизм может вызывать головные боли у ребенка – в таком случае он подлежит коррекции.

Очки при астигматизме для детей являются самым распространенный способ коррекции. Используются очки с астигматическими (цилиндрическими и сферическими) линзами. Сферическая составляющая очков необходима для коррекции сферических нарушений рефракции – близорукости или дальнозоркости.

Цилиндрическая составляющая очков необходима для того, чтобы световой луч правильно преломлялся и его фокус собирался в единой точке. Зрение в астигматических очках становится четким и ясным.

Коррекцию астигматизма можно проводить и при помощи специальных торических контактных линз. Коррекция зрения в этом случае происходит точно так же, как и при использовании очков.

Хирургическое лечение астигматизма детям обычно не проводится из-за того, что формирование органов зрения может продолжаться до полного совершеннолетия.

Если астигматизм миопический слабой степени, методы лечения включают упражнения для глаз, ношение или использование при необходимости корректирующих очков или контактных линз. При желании пациента – операция.

При высокой степени болезни более предпочтительна хирургическая коррекция, так как ношение очков или контактных линз может вызывать головные боли, головокружение.

Первые дни ношения очков ребенок может испытывать зрительный дискомфорт, головные боли, но, как правило, эти симптомы проходят в течение недели, когда наступает привыкание к очкам.

Если же после двух недель постоянного ношения ребенок продолжает жаловаться на головные боли и головокружение, родители должны проконсультироваться с врачом, возможно, очки подобраны не правильно.

При выборе очков также следует внимательно подойти и к выбору оправы, так как она может вызывать утомление. Важно регулярно посещать офтальмолога, следить за ростом и развитием глаз и своевременно менять оптику.

Кроме того, неверно подобранные очки могут быть причиной постоянного утомления глаз. Также корригировать детский астигматизм помогают контактные линзы. При контактной коррекции зрения вышеперечисленные недостатки отсутствуют.

Качество зрения ребенка не только повышается, но и наблюдается более правильное развитие зрительных центров. Поэтому в ряде случаев контактные линзы являются наиболее предпочтительным способом лечения. Однако он применим только для детей старшего возраста, которые уже смогут сами вставить линзы в глаза.

Маленьким детям он может причинить только вред – при попытке вставить инородное тело в глаз вырывающемуся из рук ребенку, велика вероятность серьезно поранить роговицу. В связи с тем, что глаза ребенка растут и развиваются, применить хирургический способ коррекции невозможно.

Коррекция зрения у детей астигматических очками – самый простой способ. Многие родители не знают, лечится ли астигматизм очками, поэтому идут детям на уступки, поскольку те не любят ходить или находиться на уроках в очках.

Также очки могут быть назначены для постоянного ношения, а может врач советовать одевать только при надобности. Это тоже нельзя игнорировать, не важно, 4, 5 или 6 год ребенку, офтальмолог делает назначения, исходя из диагноза, а не возраста.

Очки подбирает строго врач. Слезоточивость и головокружение поначалу – привычное и нормальное явление. Спустя примерно неделю, это пройдет. Но если симптомы не исчезают, необходимо сказать об этом врачу, поскольку, скорее всего, очки подобраны неправильно.

Коррекция зрения с помощью очков – простой и недорогой метод. Но имеет и свои минусы – ограничение бокового зрения, вызывает дискомфорт при занятии спортом.

Линзы, по сравнению с очками, не вызывают такого дискомфорта. Но при их ношении требуется соответствующий уход, аккуратность и ответственность. Поэтому не каждый ребенок сможет в них ходить.

Очки в определенной степени корректируют астигматизм и близорукость, но не лечат. Перед назначением очков врач проводит тщательный осмотр, потому что ношение неподходящих, слишком сильных, стекол — это не коррекция, а наоборот, быстрый прогресс миопии.

При слабой степени близорукости (до -3 диоптрий) очки можно надевать только по необходимости, когда нужна коррекция зрения вдаль. При средней степени очки нужны уже постоянно, иначе глаз находится в слишком сильном напряжении.

Суть операции состоит в том, что в соответствующем меридиане на роговицу глаза наносят микронадрезы. Когда они заживают кривизна роговой оболочки по оси надрезов изменяется, таким образом ослабляют более сильный меридиан.

Эта процедура представляет собой лазерную коррекцию, при которой лазер как бы разглаживает поверхность роговицы. Он меняет ее кривизну, удаляя верхний слой роговицы и не повреждая другие структуры глаза.

В результате операции удаляется эпителий – защитный слой, и остается открытая раневая поверхность. На ее заживление требуется время. Обычно процесс восстановления занимает 3-4 дня и сопровождается резями в глазу, светобоязнью, слезотечением.

К недостаткам фоторефракционной кератэктомии можно отнести:

  1. Ее нельзя делать сразу на оба глаза, необходим промежуток между операциями;
  2. Существует опасность возникновения замутнения центральной оптической зоны роговицы;
  3. Для восстановления зрения необходимо время (до 6 месяцев).

Преимуществом является возможность проведения операции у пациентов с тонкой роговицей, которая является противопоказанием к проведению коррекцию зрения по методу LASIK.

На сегодняшний день широко распространенным и эффективным способом лечения миопичского астигматизма является лазерный кератомилез или LASIK (ЛАСИК/ЛАЗИК). При этой операции с помощью лазера меняется форма роговицы. Это позволяет добиться максимально возможной остроты зрения и не прибегать более к помощи очков или контактных линз.

Но для этой операции существует ряд противопоказаний. Кроме того, возможны побочные эффекты разной степени сложности. О них врач обязан предупредить пациента заранее. Так как процедура имеет необратимый характер.

Отличие лазерной коррекции методом ЛАСИК от фоторефрактационной кератэктомии состоит в том, что удаляется не верхний слой, а участки из средних слоев роговицы. Это позволяет избежать опасности помутнения центральной зоны роговицы и болезненных ощущений в послеоперационный период.

Операция может производиться на обоих глазах сразу, длится 15 минут, риск послеоперационных осложнений минимален. В течение нескольких часов после операции зрение начинает восстанавливаться. Как правило, через 1-2 часа пациент уже начинает хорошо видеть. Зрение достигает своего максимума в следующие несколько недель.

В некоторых случаях существуют противопоказания к проведению этих методов коррекции или они будут не эффективны. Тогда врачом может быть рекомендовано проведение таких операций как имплантация факичной интраокулярной линзы, замена хрусталика, пересадка роговицы.

Гимнастика для глаз детям с астигматизмом назначается обычно врачом – выполнение тех или иных движений полезно при разных видах астигматизма. Примеры упражнений для глаз при астигматизме:

  • посмотреть вдаль, отвести перед собой палец на расстояние 30 см от глаз и фиксировать на нем взгляд, после этого перевести взгляд на какой-то отдаленный предмет;
  • открытыми глазами «писать в воздухе цифры и буквы;
  • сильно зажмуриваться и затем расслабляться;
  • закрыв глаза, массировать веки большими пальцами круговыми движениями.

После проведения назначенного врачом комплекса гимнастики нужно закрыть глаза и дать им отдохнуть.

Метод упражнений помогает заставить работать те мышцы глаз, которые в простом режиме не выполняют свои функции. Упражнения рекомендуют проделывать 3 раза в день, повторять каждое упражнение 6 раз.

  1. Движения глазами вверх-вниз, вправо-влево.
  2. Глазами надо водить по кругу в одну сторону, потом другую.
  3. Частое моргание.
  4. Надо подойти к окну, поставить перед собой палец, взгляд чередовать с пальца на предмет вдали. Поочередно каждым глазом.

По-настоящему эффективным методом улучшения зрения является гимнастика для глаз, состоящая из упражнений, тренирующих мышцы глаза. Когда выполняются упражнения, нужно снимать очки.

Для детей дошкольного и школьного возраста можно совмещать аппаратное лечение и упражнения для глаз с тем, чтобы добиться наиболее устойчивого эффекта. Гимнастику можно выполнять в течение всего учебного года, чтобы не давать глазам перенапрягаться.

Пальминг — один из главных приемов для расслабления. Упражнение можно делать постоянно в течение дня, отдельно от комплекса. Сидя прямо, поставьте локти на стол и закройте глаза ладонями так, чтобы ямки в ладонях приходились на глаза.

Расслабьтесь и представьте яркую позитивную картинку. Посидите так несколько минут, потом откройте глаза. Не забывайте, что шея и позвоночник должны располагаться правильно и удобно.

Письмо носом расслабляет глаза и шею. Закройте глаза, сядьте удобно и представьте, как будто кончик носа — это карандаш. Напишите им буквы, названия городов. Делайте упражнение несколько минут. Письмо носом можно делать в любой момент дня, школьник может делать его каждую перемену.

Сядьте, как для пальминга, закройте глаза ладонями с разведенными пальцами. Поворачивайте голову вправо и влево, смотря не на сами пальцы, а сквозь них, вдаль. Если упражнение выполняется как надо, должно возникать ощущение, что ладони движутся, как бы проплывают мимо глаз.

Существуют разные виды гимнастики для коррекции дальнозоркости, астигматизма или миопии, а также отдельные упражнения, которые можно повторять в течение дня. Утренняя гимнастика или веселая зарядка для глаз со стишками — для каждого ребенка можно подобрать подходящий ритм.

Для детей до 6 лет придуманы веселые стишки и песенки, которыми сопровождается зарядка. Так упражнения превращаются из лечения в занимательную игру. Упражнения для детей от года до 6 лет, если их выполняют с детьми в детском саду в течении всего года, способны укрепить мышцы и подготовить малышей к школьным нагрузкам.

С помощью гимнастики можно и лечить, и просто тренировать глазные мышцы.

Такая гимнастика не только облегчает нагрузку на глаза, но и расслабляет нервную систему, помогает переработать зрительную информацию, а также может остановить и даже вылечить развитие астигматизма и миопии. Никакие витамины для детей или коррекция с помощью очков не помогут зрению так, как активные, правильно построенные занятия и соответствующие проблеме упражнения.

Витамины и диеты не повлияют на степень близорукости сами по себе, но они являются важной частью комплексного лечения миопии и способствуют стабилизации уровня близорукости. Витамины должны поступать в организм в сбалансированном количестве всегда, а не только тогда, когда заболевание глаз уже развивается.

Витамины А, Д, кальций и каротин — главные составляющие комплексов для глаз. Продукты, где присутствуют все эти витамины, постоянно должны быть в рационе ребенка школьного возраста.

  • Очки — навсегда. При некоторых видах астигматизма во многих случаях детям удается избавиться от постоянного ношения очков. Если степень астигматизма высокая, то после излечения амблиопии применяется эксимер-лазерная коррекция, дающая возможность подросткам избавиться от очков.
  • Астигматизм вылечивается полностью. Так как есть врожденный дефект роговицы, консервативными методами исправить дефект нельзя. Повысить остроту зрения удается благодаря мобилизации структур внутри глаза, которые несут ответственность за фокусировку изображения. То есть астигматизм компенсируется. Вылечивается заболевание лишь при помощи эксимер-лазерной коррекции.
  • Очки лазер-вижн. При регулярном ношении полидиафрагмальных очков производители их обещают избавление от всех болезней глаз. Но лечебное действие не доказано, хотя и вреда тоже нет.
  • Препараты с черникой. Обычно такие таблетки являются пищевыми добавками или поливитаминными наборами. Это значит, что клинических испытаний они не проходили. Поэтому в детской офтальмологии их не используют.

Особые профилактические приемы являются средством торможения и даже предупреждения его.

  1. Режим освещения надо строго соблюдать. Оно не должно быть точечным, исключите лампы дневного света. Любые нагрузки должны проходить при ярком освещении.
  2. Нагрузки на глаза не должны быть длительными, каждые полчаса стоит выполнять упражнения для глаз, длительностью 5-6 минут, а также периодически чередовать с физической работой.
  3. Снять нагрузку с глаз и нормализировать внутриглазное давление способный массаж век. Проводится осторожно, мягкими круговыми движениями пальцев.

Часто проблемы со зрением у детей проявляются, когда они идут в школу, тоесть с 6 лет. В этот период сильно меняется режим дня, поэтому заболевания глаз, которые не проявились раньше, вполне возможно, начнут беспокоить сейчас. Поэтому не упустите этот период 6-7 лет, обязательно наблюдайтесь у офтальмолога и не позвольте болезни прогрессировать.

На что следует обратить внимание, если вы опасаетесь за зрение своего ребенка? Ведь профилактика близорукости у детей имеет смысл только до того, когда начались проблемы. С годовалого возраста приучайте ребенка разнообразному питанию, богатому на витамины, пищевые привычки закладываются очень рано.

Физические нагрузки и активные упражнения действуют благотворно на все мышцы, в том числе и глазные, снимают мышечную зажатость, стимулируют кровообращение, которое так важно для головы.

Небольшие физкультминутки должны прерывать каждые сорок минут сидения за партой. В них можно включать специальные упражнения для глаз (поморгать, повращать глазами и т.д.). Предупредить близорукость можно только сбалансированным режимом зрительных нагрузок и активным образом жизни.

источник

Дети смотрят на мир и через зрение получают огромное количество информации о его устройстве и законах. Зрение у малышей, конечно, отличается от взрослого. До месяца новорожденные вообще мало что различают. Для них мир — скопление размытых пятен.

К трем месяцам ребенок умеет фокусировать зрение и довольно долго удерживать внимание на предметах. Начиная с 6 месяцев органы зрения карапуза стремительно совершенствуются, «взрослеют». Но часто именно в самом раннем возрасте родители слышат от врача диагноз «астигматизм». О том, как он появляется, как предотвратить и лечить этот глазной недуг, если не удалось его избежать, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.

Астигматизм — нарушение восприятия световых лучей. Такое происходит при дефектах сетчатки, хрусталика или роговицы и приводит к невозможности воспринимать образы четко. У нормально видящего человека все лучи сходятся в один пучок в одну точку сетчатки. При астигматизме световые лучи могут сходиться в несколько точек, перед сетчаткой и за ней. Это мешает видеть четкие очертания предметов.

Это заболевание чаще всего развивается именно в раннем возрасте, и при отсутствии лечения и серьезного отношения к проблеме со стороны родителей, может привести к косоглазию, дальнозоркости или близорукости, а также к существенному снижению зрения вплоть до слепоты.

Обычно астигматизм у ребенка имеет наследственный фактор. Если мама или папа страдают от болезней зрения, у чада есть вполне реальные шансы стать астигматиком. Риски вырастают, если в очках ходят и мама, и отец малыша.

Среди других причин возникновения недуга — нарушение гигиены зрения (ребенок смотрит телевизор слишком близко к экрану, много времени проводит за компьютером или с планшетом в руках, в его комнате недостаточное освещение или свет падает неправильно и т. д.). Кроме того, астигматизм может быть вызван травмами головы или глаз или даже хронической нехваткой минералов и витаминов в детском организме.

Недуг может проявляться как близорукий, дальнозоркий и как смешанный.

На сегодняшний день астигматизм является одним из самых распространенных недугов: в той или иной степени он есть у 40% жителей Земли. Чаще, отклонение от нормы незначительно. Пока оно не достигнет значения в 1 диоптрий, лечить ничего не требуется. Это считается физиологической нормой для данного конкретного человека. Астигматизм у детей до года тоже не нуждается в коррекции, так как чаще всего он проходит самостоятельно, и после года ребенок начинает видеть вполне нормально.

У детей до года довольно сложно заподозрить астигматизм, но внимательным родителям не составит особого труда заметить в поведении ребенка характерные для снижения зрения симптомы. Малыш часто не может взять игрушку, которую хочет, потому что промахивается ручкой. У годовалого ребенка с нормальным зрением получается проделывать эту процедуру безошибочно с первого раза.

У детей постарше астигматизм можно заподозрить из-за частых жалоб на головные боли, на нежелание малыша заниматься рисованием, чтением книжек, изучением букв и разглядываем картинок. Для него это сложно, поэтому он не хочет. Ребенок не может сосредоточиться на предмете, который ему интересен, прищуривается, чтобы разглядеть мелкие предметы, а иногда наклоняет голову, чтобы лучше рассмотреть что-то.

Лечится астигматизм у детей чаще всего консервативными методами — ношением специально подобранных очков, а в школьном возрасте — контактных линз. Оперативными методами недуг у детей не лечится, все хирургические манипуляции возможны только тогда, когда органы зрения перестанут «расти», то есть до 18-20 лет операции не делают. После этого возраста есть возможность провести коррекцию лазером, с помощью насечки и прижигания.

Евгений Комаровский советует начинать обследовать зрение ребенка как можно раньше. Лучше всего, если первую диагностику кроха пройдет в 3 месяца. Затем его следует показать врачу-офтальмологу в 1 год. А если в этом промежутке что-то вызовет у родителей опасения и подозрения, то и раньше.

На вопрос мам и пап о том, надо ли лечить выявленный астигматизм у чада, Евгений Олегович отвечает, что все зависит от возраста. Если ребенку нет года, лечить пока ничего не надо. Если больше, то лечить надо обязательно, причем чем скорее родители вместе с врачами приступят к коррекции зрения малыша, тем лучше будет результат.

Очки носить ребенку придется постоянно, подчеркивает Комаровский. Не только во время чтения или просмотра телевизора, а всегда, и привыкнуть к этому у малыша получится не сразу. Задача родителей — подобрать ему удобную оправу, следить за тем, чтобы ребенок как можно скорее перестал воспринимать очки как нечто чужеродное и мешающее. Чем старше чадо, тем труднее ему привыкнуть к ношению очков. Евгений Комаровский предупреждает, что в периоде адаптации жалобы на головную боль, тошноту, вялость и усталость у ребенка — явление вполне нормальное. В среднем период привыкания длится от 1 до 2 недель, у некоторых детей — несколько дольше.

Рассчитывать на то, что очки «вылечат» не стоит. Они лишь затормаживают развитие астигматизма, корректируют текущую стадию. Но доктор напоминает, что нередко, недуг проходит сам по мере вырастания ребенка. Если этого не случится, после 18 лет всегда можно прибегнуть к лазерным технологиям и другим методам оперативного вмешательства.

В целом прогнозы врачей довольно оптимистичны: если у ребенка нет сопутствующих заболеваний глаз, астигматизм уже к 7 годам прекращает прогрессировать, его стадия стабилизируется, а в некоторых случаях намечается явное улучшение зрения.

Снизить риски появления астигматизма у ребенка родители могут, если с самого рождения крохи будут соблюдать некоторые простые правила формирования правильного и здорового зрения. Евгений Комаровский рекомендует:

  • Не вешать яркие и красивые погремушки непосредственно перед лицом новорожденного. До 3 месяцев он все равно их неспособен толком рассмотреть и оценить. А после этого возраста низко висящие игрушки могут стать причиной развития косоглазия и астигматизма. Вешать погремушки стоит на расстоянии не менее 40-50 сантиметров от лица ребенка.
  • Есть родители, которые стараются не включать в детской комнате яркого света, пользуются ночниками, из благих побуждений, естественно, создают приглушенный свет для новорожденного. Это распространенная ошибка, ведь такой размытый и нечеткий свет мешает формированию у малыша нормального цветовосприятия, и замедляет процессы становления четкости видения. Свет должен быть нормальным, в меру ярким.
  • Цвет игрушек, по словам Комаровского, имеет огромное значение для развития зрения. В первые шесть месяцев жизни малышу лучше покупать крупные желтые и зеленые погремушки. После полугода органы зрения малыша могут различать и другие цвета, а потому чем ярче и многообразнее будут расцветки купленных для ребенка игрушек, тем лучше.

Родителям воспитанников детских садов следует помнить, что ребенок не должен много времени проводить перед монитором компьютера или у телевизора, при рисовании или чтении не нужно сильно наклонять голову. Родителям нужно научить чадо сидеть правильно во время занятий.

Мамам и папам школьников следует обратить внимание на освещение в комнате ребенка, когда тот учит уроки. При травмах глаз, головы, при частых головных болях, о которых школьник вполне может сообщить, следует показывать чадо не только педиатру, но и офтальмологу.

Всем без исключения деткам, страдающим астигматизмом и склонным к нему (при незначительных показателях в 0,5 диоптрии), рекомендуется делать специальную глазную гимнастику, которая укрепляет мышцы органов зрения и тренирует глазной нерв.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Консультация узкого специалиста категории «профи» в клинике 4 000 руб.
Консультация узкого специалиста первой категории в клинике 4 500 руб.
Консультация узкого специалиста высшей категории в клинике от 5 500 руб.
Вызов узкого специалиста на дом в Москве в пределах МКАД (ЮЗАО, ЗАО, ЦАО, ЮАО) от 6500 руб.
Вызов узкого специалиста на дом в Москве в пределах МКАД (САО, СЗАО, СВАО, ВАО, ЮВАО) от 9000 руб.
Вызов узкого специалиста на дом за МКАД до 30 км (Киевское, Калужское, Новорижское, Рублево-Успенское шоссе) от 9000 руб.
Вызов узкого специалиста на дом за МКАД до 30 км (Ленинградское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское, Новорязанское, Каширское, Варшавское шоссе) от 11500 руб.