Меню Рубрики

Постановка звуков при астигматизме

На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: бокой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».

Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: физиотерапевт, невропатолог — эти врачи вам помогут, составить наиболее эффективную программу лечения, в том числе проверить здоровье, например, МРТ шейного и поясничного отдела. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.

Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [1].

При данном виде нарушения звукопроизношения ребенок не может по речевой инструкции логопеда или по подражанию правильно или приближенно к принятому звуковому эталону произнести коррегируемый звук. Поэтому необходимо выбрать опосредованный путь коррекции бокового сигматизма группы шипящих звуков: «ш», «ж». При этом зачастую дети с дизартрией, на первый взгляд, правильно выполняют такие заданные логопедом артикуляционные уклады, как: «Чашечка», подъем языка, «Грибок», «Лошадка» (цокание языком), «Вкусное варенье», «Парус» и т. д. Но качество выполняемых движений несколько снижено: язык недостаточно широкий при подъеме, боковые края языка не прижимаются к зубам, отмечается тремор, саливация, синкинезии. Принятый артикуляционный уклад ребенок не может удержать во время произнесения шипящих звуков: «ш», «ж».

Так как в симптомокомплекс при дизартрии входит такое нарушение, как некоординированность артикуляционных тонких движений, изменение мышечного тонуса. У некоторых детей при наличии бокового сигматизма развиты навыки правильного произношения группы звуков-соноров: «р», «рь». Однако, при автоматизации звука «ш» даже на уровне слов отмечается пропуск соноров: «р», «рь». Причиной данного явления, на мой взгляд, является: нарушение переключения с одной позиции языка на другую, несформированность целенаправленной воздушной струи. Очень часто вкупе с боковым сигматизмом шипящих звуков нарушенными являются свистящие звуки: «с», «сь», «з», «зь», «ц».

В первую очередь при коррекции звукопроизношения назначается медикоментозная и физиотерапия. Но оказавшись на логопункте при массовом детском саде, столкнулась с трудностью — зачастую родители не находили времени, чтобы обратиться к указанным специалистам.

Поэтому, в подобных случаях прибегала к следующей технологии коррекции звукопроизношения при боковом сигматизме шипящих звуков.

1. Выработка правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики. С детьми отрабатывались следующие положения языка:

Подъем широкого языка, положить на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.

Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.

Аналогичная работа, только язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости. Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую.

2. При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к искаженному варианту произношения. В таких случаях использую логопедические зонды — зонд для постановки шипящих звуков. Несколько приподняв кончик языка с помощью зонда, прошу ребенка произнести звук «т» (как правило, у детей-дизартриков произношение звуков «д», «т» из нижнего положения) и подуть. В данном случае получается утрированное произношение звука «т» похожее на «ш». Используя зонд закрепляем правильное положение языка при произношении шипящего звука «ш». Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая пользоваться зондом. Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук на уровне слогов и слов. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, а не от звука «т», используя логопедический зонд. Таким образом проводим еще пару занятий. За это время ребенок привыкает к новому правильному варианту произношения, в итоге- меньше переживает из-за того, что может не получиться.

3. Следующим этапом в коррекции произношения будет — автоматизация звука без использования зонда на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», содействуют не только автоматизации произношения, но и развивают фонематический слух. Кроме того, можно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них.

4. Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно ведем работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Не забывать отрабатывать воздушную струю. При произношении изолированного звука и в слогах.

5. Дойдя до автоматизации на уровне слов, переходим к постановке звука «ж». Анализируем положение органов артикуляциии при произношении, развиваем воздушную струю. Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.

6. Отводим достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учим детей предложение анализировать: количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении, деление слов на слоги, определение положения заданного звука в слове. Работа с деформированным текстом и предложением.

Таким образом, вполне возможно поставить нарушенные звуки при дизартрии, не используя медикоментозную и физиотерапию.

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-448 с.

источник

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии(парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

призубный парасигматизм: замена звуков [с] — [с’] соответственно на [т] — [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] — [з’] на [д] — [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

шипящий парасигматизм: звуки [с] — [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] — [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] — [з] произносятся соответственно, как парные [с’] — [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине — ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

Если при произношении [С] — [С’] и [З] — [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:

Футбольный мяч.

Целый день носился вскачь.

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

Читайте также:  Можно заниматься айкидо при астигматизме

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

а) в изолированном произнесении:

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

«С_______» — шуршат они песком,

«С________» — дробятся о скалу,

«С_________» — стекают по стеклу.

«С________» — и спрятались в ракушку.

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, — на столе у нас — оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, — не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, — гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’].

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’]

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

источник

Обычно о межзубном сигматизме говорят в рамках такого нарушения речи, как дислалия, однако встречается он и в некоторых других случаях. Такое нарушение произношения проявляется как симптом и в более сложных заболеваниях (дизартрия, алалия, ДЦП, интеллектуальная недостаточность).

Чтобы помочь ребенку исправить межзубный сигматизм, следует как можно точнее установить причины его возникновения. В зависимости от природы нарушения и проводится коррекционная работа логопеда и, если понадобится, реабилитационная, адаптационная или компенсационная помощь медицинского персонала.

Как исправить межзубный сигматизм у ребенка, и что скрывается за таким непривычным названием?

Все недостатки артикуляции систематизированы в зависимости от нарушения произношения определенной группы речевых звуков. Всего их семь:

  • ротацизм — искажение звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм — [л] и [л’];
  • сигматизм — [ж], [ш], [ч], [щ], а также [с]-[с’] и [з]-[з’];
  • йотацизм — [й];
  • каппацизм — искажение задненебных звуков [к]-[к’], [г]-[г’], [х]-[х’];
  • гаммацизм -[г] и [г’];
  • хитизм — [х] и [х’].

Как видно из приведенного списка, сигматизм является наиболее обширной группой. Это обусловлено близостью расположения укладов перечисленных звуков во время произношения. Так, уклады звуков [с]-[з] и [ш]-[ж] – одинаковы (отличаются только наличием голоса в звонком согласном).

Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:

  1. Межзубный сигматизм — язык занимает неправильную позицию между зубами.
  2. Губно-зубной — произношение производится при помощи губ и зубов.
  3. Боковой — струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
  4. Призубный — язык прижимается к верхним зубам.
  5. Шипящий — язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
  6. Носовой — язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.

Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.

Наличие такого дефекта речи у ребенка или у взрослых обусловлено рядом органических и иногда поведенческих причин. Поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления всех неблагоприятных факторов.

В современной логопедии проблема нарушения речи рассматривается комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Важно его выявить и начать коррекцию как можно раньше.

При норме развития ребенок к трем годам произносит все гласные и согласные звуки (сонорные [р] и [л] могут появиться к четырем годам – это не критично), не теряет слоги в произносимых словах, строит сложноподчиненные предложения. Существуют дневники (часто в виде тетради для заполнения) развития, в которых поэтапно, по месяцам расписано появление всех навыков у ребенка. Родителям только нужно периодически сверяться с ним, и если какой-то навык своевременно не формируется, сразу же обратить на это пристальное внимание и выяснить причину. Часто ребенок воспитывается дома, поэтому подсказать маме нужные действия в сложившейся ситуации некому.

Если начали проявляться задержки в развитии или нарушения каких-либо функций, следует обратиться к специалистам (педиатру, логопеду, психологу, если нужно, детскому неврологу). В 90% случаев своевременная коррекция позволяет к семи годам, а иногда и раньше, забыть о существовании проблемы. Но если упустить этот период развития, то усилий придется затратить гораздо больше, а результат может оказаться неудовлетворительным.

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (так проявляется дизартрия). Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), то лечением дизартрии занимается психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем возрасте к семи годам никак себя не проявляет при условии правильного лечения и оказания своевременной коррекционной помощи ребенку.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота, слепота. В названных случаях все зависит от степени сложности основного заболевания (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции) и сохранности интеллекта. Коррекция речи у таких ребят затягивается на долгие годы и максимально достигает удовлетворительного уровня.

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии — нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

  1. «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
  2. «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами — «та-та-та».
  3. «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
  4. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
  5. «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
  6. «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
  7. «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
  8. «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:

  • подражание — выполняется по показу логопеда;
  • механический — уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);
  • смешанный — соединение первых двух способов.

Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Таким приемом пользуются, если более простые не принесли успеха. Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под неустанным контролем слуха.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме. Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Действенным методом является запись процесса занятия в МР3 формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Читайте также:  Можно вылечить астигматизм взрослому

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.

  • в прямых слогах (например, –са, -со);
  • в обратных слогах (–ас, -ос);
  • в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
  • в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
  • в начале слова (сын, сом);
  • в конце слова (укус, пандус);
  • в середине слова (оса, усы);
  • в словах со стечением согласных (стройка, устье);
  • в словах и предложениях (соус;синим сливовый стал сад);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).

Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.

Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.

При межзубном сигматизме шипящих звуков повторяются все этапы работы со свистящими, с той только разницей, что постановка звука будет осуществляться исходя из анатомического строения речевого аппарата ребенка и сложности проявления нарушения.

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Как бы «страшно» и непривычно ни звучали логопедические термины, бояться их не стоит. Большинство из них латинского или греческого происхождения, поэтому их мелодика не совсем приятно воспринимается.

Что же касается появления прогресса у детей-логопатов разных возрастов, то без поддержки родителей, их контроля и стимуляции достичь успеха ребенок не сможет.

источник

Любовь Растокина
Проект «Современные методы коррекции бокового сигматизма»

С целью уточнения этиопатогенетического механизма бокового сигматизма мною было обследовано 20 детей. Большинство (13) детей имели боковой сигматизм свистящих и шипящих, трое – боковой сигматизм свистящих, двое – латерально произносили шипящие, еще двое при латеральных шипящих произносили межзубносвистящие. В речевом развитии (Приложение №1 в презентации) и в речевом дыхании (Приложение № 2 в презентации). Наблюдалась минимальная церебральная дисфункция (Приложение № 3 в презентации).

Артикуляционная гимнастика и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

— жевание и глотание с закрытым ртом.

— упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта,сглатывание слюны.

— статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек. ,затем 5-10 сек.).

— упражнение «Толстячок-худышка» (при сомкнутых губах).

— надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз).

— упражнение «Усики». Удерживание губами: полоски бумаги, шпателя, трубочки для коктейля разных размеров, ёмкостей разных диаметров.

— упражнение «Сушим язычок». Всасывание воздуха в себя через «трубочку» из языка.

— упражнение «Мёд или хлебный шарик» (глотание капелек меда или хлебных шариков, положенных на кончик языка).

— упражнение «Жевание и глотание твердой пищи» сушки,сухаря.

Массаж:вращательные движения против часовой стрелки, до 6-8 сек, не вызывающие дискомфорт, при помощи зонда «грабли» или указательного или среднего пальца. Точечный массаж: в углублениях под языком, в двух точках одновременно,

— легкая вибрация под подбородком указательным пальцем(5 сек)в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля,для получения выраженного глоточного рефлекса.

— упражнение «Твёрдая атака»: произношение по 3 раза гласных А;Э;У;аэ;эа;аи;эи;аэи;

Особенно на начальных этапах необходимо использовать логопедический массаж (см. Приложение № 1)

При гиперкинезе необходимо расслаблять спастическую часть языка поглаживаниями и укреплять паретичную часть с помощью глубоких разминаний и вибрации.

Коррекция бокового сигматизма требует уделять основное внимание отработке элементов артикуляционной установки: укреплению боковых краёв языка и воспитанию нормального направления струи выдыхаемого воздуха.

Для коррекции боковогосигматизма эффективен следующий комплекс упражнений:

I. Упражнения для развития движений мышц лица и губ.

Пропевание песенок»: б-б-б-б – перебор указательным пальцем губ; «облизывание губ»: обведение губ указательным пальцем – при широко открытом рте; при губах в форме трубочки, в улыбке; покусывание,почесывание губ (нижней губы-верхними зубами и наоборот); медленное открывание и закрывание рта; «Улыбка-оскал-трубочка»; поднимание верхней губы,опускание нижней: статически и динамически (одновременно,поочередно); «Толстушки-худышки»: надувание и втягивание щек (одновременно,поочередно); «Имитация звука паровоза», произнесение звука [п] при выходе воздуха через сжатые губы.

II. Упражнения, направленные на расширение, распластывание языка.

«Дождик» шлепать по языку губами-па-па. ;зубами та-та; «Печем блины» просовывание плоского языка в узкую щель между передними зубами;«Покусывание языка зубами» вперед (кончика, середины, спинки,боковыми зубами боковых краёв языка (одновременно, рот открыт с пропеванием: и-и, ей-ей; поочередно с закрытым ртом, начало и конец на паретичной стороне)

III.Задания на закрепление боковых краев языка. При выполнении упражнений необходимагиперкоррекция пораженной стороны и т. д.

IV.Приёмы выработки силы и четкой направленности выдыхаемой струи воздуха по середине языка.

Далее действуем избирательно, в зависимости от диагноза (боковой,межзубно-боковой сигматизм,множественнаялатеральность) и индивидуального плана работы. Я использую следующие комплексы гимнастики для различных видов боковогосигматизма:

I. Упражнения для расширения, распластывания языка.

II.Упражнения для укрепления боковых краев языка:

При одностороннем боковом сигматизмеупр-я I и II групп следует выполнять с гиперкоррекцией на более слабой стороне (начиная и заканчивая с неё, используя большее количество повторений).

III.Упражнения для выработки резкой центрированной воздушной струи (выполняются при широком, распластанном языке, достигающем боковых зубов).

При боковомсигматизме коррекцию следует начинать со свистящих звуков. Отработка артикуляционной установки звука [с] способствует укреплению боковых краёв языка и воспитанию центрированной выдыхаемой воздушной струи, поэтому постановка других звуков не вызовет значительных затруднений.

При постановке и закреплении изолированного произношения полученного звука в звукоподражаниях рационально использовать опоруна схему или положение кисти.

Традиционная методика предлагает начинать автоматизацию фрикативных согласных с введения в открытые слоги, Сизова Э. Я. рекомендует начинать автоматизацию звуков с обратного слога, следуя методике «Минимальной смены артикуляционных поз». Однако при устранении бокового сигматизма свистящих, Сизова Э. Я предлагает на начальных этапах коррекции включать звук [c] в стечение с глухим смычным [т]. Звук [т] обеспечивает статичность артикуляционного уклада (постоянство положения передней части языка). При присоединении гласных к стечению [ст] следует осуществлять в порядке отодвигания кончика языка от нижних зубов: [э] — [ы] – [а]-[о]-[у].

Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:

— сначала в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук)

-затем в безударном положении (станок)

-далее закрепление [ст] между двумя гласными: эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.

— в словах (ласты, паста, выставка)

— во фразах («около моста густые кусты», «на столе стоят пустые стаканы»

— в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок

-аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска]-[ско]-[ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [c] остаётся недостаточно четкой)\

Далее автоматизация [c] в конце слова после главной: [ас]- класс,[ос]- нос,[ис]- низ,[ус]-укус и т. д.

Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су)

В строгой последовательности: односложное слово (сын, в начале двухсложного слова в ударном слоге (сы’ты, в начале двухсложного слова в безударном положении (сынок, в конце слова в безударном положении (косы, в середине слова (посылка, в словах любой слоговой структуры, в речевом материале, насыщенном [c] в разных вариантах произношения.

При абсолютной коррекции звука [c] – правильно произносятся слова со стечением [сл].

Комплекс используемых упражнений при коррекции боковогосигматизма шипящих.

I.Упражнения для губ. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звукео. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.

II.1. «Пожуём блинчик»— жевание боковыми зубами краёв языка с поднятым кончиком поочерёдное, одновременное.

2. «Покусаем блинчик»— закусывание боковыми зубами одного края языка, затем другого (с гиперкоррекцией «слабой» стороны)

3. «Незваный гость» Выталкивание спички, положенной на верхушки нижних коренных зубов языком.

4. Переворачивание языком во рту сухих горошин.

5. «Киска спит-проснулась» удерживание по 10 сек. Язык попеременно «лежит» за нижними зубами-«стоит»-спинка языка выгнута вверх 10раз

6. «Почеши спинку»-губы в улыбке, зубы видны, рот открыт, кончик языка за нижними резцами, выгибание спинки языка: поглаживание, покусывание её верхними зубами (до следов зубов)

7. «Обезьянка поёт» Одновременноепокусывание боковых краёв языка за нижними зубами, пропевание: и-и-и, ей-ей-ей

8. «Обезьянка жуёт» с одной стороны 2 раза, затем язык на средней линии, с другой стороны 1 раз-затем язык снова расположить по средней линии и т. д. прибавляя по одому разу с каждой стороны.

9. «Белка машет хвостом»— широкий язык тянуть к носу – к подбородку.

10. «Белка прячет орешки» кончик языка от угла рта двигается по щеке от угла рта к уху

11. «Пчелы кусаются» Рот открыт, губы в улыбке,покусывание язычка от кончика до середины к задней части языка и обратно так, чтобы оставались «дорожки» от зубов. Затем покусывание боковых краёв языка с поднятым вверх кончиком (расслабление языка, укрепление боковых краёв)

12. «Орешки в тележке» Язык в форме «чашки» «едет» боковыми краями по верхним боковым зубам в ротовую полость.

13. «Лифт» Язык в форме «чашки» направляется от нижних к верхним боковым зубам и обратно.

14. «Киска лакает молочко» Облизывание верхней губы широким языком вверх-вниз, из стороны в сторону.

15. «Слизывание мёда широким языком с нижней поверхности ложки.

16. «Белка щелкает большие орешки» Плотное прижатие и «отрывание» широкого языка от верхней губы вниз назад.

17. «Белка щелкает орешки» «отрывание» с щелканьем языка, спрятанного под верхнюю губу вниз назад.

18. «Балалайка» Быстрое, механическое «сбивание» провисающей стороны языка (обычно применяют при постановке звука [р])

IV. Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы. Выполняется при широком, распластанном языке.

1.«Волшебный пузырек»— дуть в пузырек, щеки попеременно напряжены и расслаблены.

2.«Собачка» — дуть на плоский высунутый язык, свободно лежащий на губе (зубы разомкнуты, губы сближены и улыбаются) контроль на тыльную сторону кисти, полоску бумаги, ватку.

3.«Лента вьется на ветру» — слабо дуть на длинную полоску кальки, помещенной вдоль средней линии широкого, лежащего на нижней губе языка.

4.«Лодочка»боковые края языка подняты, по средней линии языка – продольная впадина

5.«Подводная лодка» а) надувание воздухом «подводной лодки»б) сдувание «подводной лодки» (контроль воздушной струи на палец).

6.«Подводная лодка плывет»боковые края языка по верхним боковым зубам вне полости рта – в полость рта.

7.«Поющая дудочка» — дутье по средней щели широкого распластанного между губами языка, боковые края которого прилегают к уголкам рта.

8.«Фокус» — губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на верхней губе так, что боковые края прижаты, а посередине – желобок, при правильном выполнении выдыхаемая воздушная струя сдует ватку с кончика носа вверх.

9.«Фокус-покус» как «Фокус» + язык в форме чашки, видны нижние зубы (см. Приложение №3)

Успешно используемая нетрадиционная форма работы-совместная коррекционная деятельность с родителями. Два раза в месяц для родителей проводится мастер-класс. В ходе занятия участвуют 5-7 родителей (см. Приложение №4)

Использование данной системы работы при коррекции боковогосигматизма обеспечивает наибольшую эффективность и результативность.

Консультация для воспитателей «Возможные нарушения свистящих звуков» Речь- это средство общения между людьми. Речь предоставляет канал связи для получения информации. Под нарушением речи понимается общепринятые.

Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте». За последние два десятилетия.

источник

Ребенок неправильно произносит свистящие звуки [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

— губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с’] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф’]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з’] – на звуки, напоминающие [в], [в’]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

— межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

— боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

— носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

— призубный парасигматизм: замена звуков [с] — [с’] соответственно на [т] — [т’]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] — [з’] на [д] — [д’]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

— шипящий парасигматизм: звуки [с] — [с’] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] — [з’] на звуки [ж] или [ж’]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

— дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] — [з] произносятся соответственно, как парные [с’] — [з’]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

— замены по глухости – звонкости: звук [з] заменяется звуком [с], звук [з’] – звуком [с’] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С’], [З], [З’]

1. Кончик языка упирается в нижние передние зубы.

2. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

3. Зубы сближены или сомкнуты

4. Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

5. Голосовые складки разомкнуты.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Читайте также:  Можно заниматься самбо при астигматизме

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Упражнение «Катушечка». Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк»), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине — ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки свистящих звуков.

последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.

Упражнение 4. «Лопата копает».

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков.

Методические рекомендации:. «Лопата копает» выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3-4 раза.

Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 5. «Между воротами»

Цель: сделать язык способным легко перемещаться из стороны в сторону

Методические указания: погладить языком между нижними зубами и губой слева направо и справа налево.

Упражнение 6. «Кошка сердится»

Цель: отрабатывать умение выгибать спинку языка.

Методические указания: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.

Развитие фонематического слуха

Первый этап — узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Второй этап — различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Третий этап — различение сходных по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Четвертый этап — различение слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Пятый этап — различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С’______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С’]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С’], [З], [З’]

Если при произношении [С] — [С’] и [З] — [З’] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык»). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

А теперь самое время прочитать вместе с ребёнком вот что:

Футбольный мяч.

Целый день носился вскачь.

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос»). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С’]

а) в изолированном произнесении:

«С_______» — шуршат они песком,

«С________» — дробятся о скалу,

«С_________» — стекают по стеклу.

«С________» — и спрятались в ракушку.

б) в слогах, словах и чистоговорках

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, — на столе у нас — оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, — не боимся мы осы.Су-су-су, су-су-су, — гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С’].

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Получается … (СЕМЬЯ). Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Желтогрудая … (СИНИЦА). К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С’]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с’] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з’] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з’] в той же последовательности, что и звуков [С] [С’]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з’] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с’]

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайка Бубы разболелись зубы.

Идет Назар на базар, купит козу Назар.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

Зина в магазине забыла корзину.

В магазине купили Зине корзину.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма как свистящих, так и шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

источник