Меню Рубрики

Коррекция смешанного астигматизма у детей

Окружающий мир прекрасен и незабываем. Познавать его ребенку помогают органы чувств человека. Самое главное это зрение. Однако не у всех оно идеально. Есть нескончаемый список заболеваний, которые поражают глаза.

Одним из таких является смешанный астигматизм у детей – разновидность нарушения рефракции в глазу. Это близорукость и дальнозоркость вместе. Ребенок не может увидеть четкую форму вещей, предметов, не может осознать какого они размера.

Смешанный астигматизм у детей по ряду причин затруднен в лечении, а в прогрессирующей форме практически неизлечим. Из-за этого родители должны с самого рождения следить за ребенком. В случае появления похожих симптомов необходимо незамедлительно обращаться к окулисту.

Самый распространенный тип астигматизма — смешанный. Причины появления патология могут быть различны — наследственность, травмы, общие заболевания глаз. Основная характеристика данного заболевания — неравномерная кривизна роговицы, в глазу одновременно присутствует миопия и гиперметропия.

Смешанный астигматизм глаз тяжело подвергается лечению. Если заболевание диагностировано у ребенка, необходимо без отлагательства начинать лечение. В более раннем возрасте гораздо проще побороть патологию и откорректировать зрение до нормальных показателей.

В норме роговица глаза имеет полусферическую форму, благодаря чему преломление оптических лучей происходит в двух взаимно перпендикулярных осях. Люди, у которых диагностирован астигматизм, имеют анатомические аномалии органа зрения — изменение формы роговицы на полуовальную.

Это приводит к тому, что световые лучи фокусируются не в одной точке на сетчатке глаза, а в двух, одна из которых расположена перед ней, а другая — позади. Вследствие этого изображение окружающих предметов выглядит размытым.

Данный тип астигматизма считается самым сложным, поскольку ребенку тяжело видеть четко предметы, расположенные вдалеке и поблизости. Мозг при этом не может корректно обработать полученный сигнал и детям трудно определять размер предметов в пространстве. Все вокруг кажется искривленным.

Гены, программирующие дефектное развитие роговицы глаза, могут передаваться малышу и от других родственников (бабушки, дедушки, дяди или тети).

Только в 2% клинических случаев выявления астигматизма у детей первопричиной нарушения оптики глаза служит неблагоприятное внешнее воздействие: различные травмы глаза, оперативные вмешательства в области роговицы или хрусталика, другие болезни органов зрения, в результате которых происходит рубцевание роговицы.

Астигматизм возникает из-за деформации роговицы или хрусталика глаза. В нормальном состоянии они имеют четкую сферическую форму. При деформации они приобретают форму тора, что приводит к изменению кривизны преломления.

Различают следующие виды астигматизма:

  • Врожденный и приобретенный. В первом случае ребенок уже рождается с деформированной роговицей или, что бывает реже, хрусталика. Во втором случае изменения происходят в результате болезней, травм, оперативного вмешательства.
  • Роговичный и хрусталиковый. Первый наиболее распространен до 98,5% случаев. Второй случается значительно реже – 1,5% случаев заболевания астигматизмом.
  • Прямой и обратный. В первом случае наибольшей преломляющей силой обладает вертикальный меридиан. Во втором случае, соответственно, горизонтальный.

В зависимости от нарушения рефракции, различают следующие виды астигматизма:

  1. Миопический простой, когда нормальное зрение в одном из меридианов сочетается с близорукостью.
  2. Миопический сложный – в этом случае в обоих меридианах присутствует близорукость, но в одном она больше, а в другом меньше.
  3. Гиперметропический простой – ситуация, когда один меридиан функционирует нормально, а в другом наблюдается дальнозоркость.
  4. Гиперметропический сложный – дальнозоркость в обоих меридианах, но в одном она меньше, а в другом больше.
  5. Смешанный астигматизм – близорукость в одном меридиане и дальнозоркость в другом.

Непосредственная причина такого заболевания, как астигматизм у детей, нарушение преломления света в роговице и/или хрусталике, в результате чего фокус изображения не попадает на сетчатку глаза.

А нарушение преломления является результатом отклонений кривизны хрусталика, роговицы. Оптически данные отклонения приводят к смещению лучей и их фокус не попадает на сетчатку.

Но за счет того, что любое преломление происходит в той или иной плоскости, изменение положения глаза относительно светового луча повышает остроту зрения. Данное обстоятельство позволило разработать достаточно простой тест для выявления астигматизма у детей.

Берется чистый лист бумаги, на котором черным толстым карандашом (лучше фломастером или маркером) рисуются несколько линий с единой точкой пересечения. Получается что-то наподобие маленькой звезды (размером с точку) с множеством расходящихся лучей.

Ребенок смотрит на эту точку и после полной фиксации на ней зрения лист поворачивается вокруг нее. Детишки и взрослые, страдающие патологией, замечают, что лучи то расплываются, то становятся четкими.

Причины нарушения кривизны хрусталика, поверхности роговицы являются врожденными и приобретенными. Врожденные причины:

  • Патологии внутриутробного развития ребенка (инфекции, прием некоторых лекарственных средств в период формирования органов зрения).
  • Травмы глаза у детей во время беременности и родов.
  • Инфекций глаз периода новорожденности. Реже остальных приводит к астигматизму, так роговица глаз к моменту рождения у ребенка уже вполне сформирована и ее практически невозможно повредить.
  • Травмы глаз у детей. Особенно подвывихи и вывихи хрусталика.

В любом случае приобретенные причины всегда вызывают меньше затруднений в диагностике. Также для них не характерно развитие косоглазия при несвоевременной коррекции у ребенка.

При сочетании миопии и гиперметропии в одном органе зрения часть изображения фокусируется за сетчаткой, а часть — перед ней. В результате на самой сетчатке образуется круг рассеивания, и картинка выглядит нечеткой.

При наклоне головы и разглядывании предмета под разными углами можно найти точки, в которых изображение сфокусировано четче, а в других — более размыто.

За счет этого малыш с рождения хуже различает предметы, не может сосредоточить взгляд на яркой игрушке. Отсюда возникает задержка нервно-психического развития.

Старшие дети при астигматизме жалуются на головные боли, головокружения, повышенную утомляемость при занятиях, требующих сосредоточения (чтение, письмо, собирание мозаики, вышивание и пр.), боль в глазах от перенапряжения.

При значительном снижении остроты зрения ребенок неспособен правильно определить расстояние до предмета, теряется бинокулярность, постепенно развивается амблиопия.

Важным признаком астигматизма, характерным для детей, является склонность к косоглазию. Чем раньше появляются признаки патологии преломления света в глазу, тем раньше и выраженнее становится косоглазие.

Считается что предельным возрастом считается 5-7 лет, после которого невозможно нетравматическое нарушение содружественности глазодвигательных мышц у ребенка.

Если малыш еще не может самостоятельно пожаловаться на дискомфорт, который его сопровождает, родителям нужно внимательно присматриваться к ребенку самим. Особенно важно проводить домашний осмотр и консультироваться у офтальмолога в случае, когда в семье есть представители, страдающие данной патологией.

Первый звоночек, который должен заставить записаться на прием к специалисту – неспособность малыша задерживать долго взгляд на предмете. При выявлении в поведении ребенка двух и более признаков из вышеперечисленных родители должны обратиться для консультации к детскому офтальмологу в кратчайшие сроки.

Врач во время осмотра может установить наличие следующих симптомов астигматизма:

  1. жалобы маленького пациента на затруднения в рассмотрении предметов, расположенных как на близких расстояниях, так и в отдалении;
  2. в ходе проверки остроты зрения ребенок хорошо видит маленькие изображения, а большие буквы или картинки — плохо;
  3. жалобы на расплывчатое изображение предметов, их раздвоение;
  4. затруднения в точном определении размеров окружающих предметов, путаность ответов при попытке уточнить расстояние, на котором они расположены от ребенка.

При выявлении подобной симптоматики, опираясь на данные анамнеза (истории) патологических нарушений зрения малыша, офтальмолог назначает проведение детального обследования. Это общие симптомы, не стоит ориентироваться лишь на них. Организм каждого индивидуален, поэтому и заболевания могут проявляться по-разному.

В любом случае при астигматизме будет наблюдаться повышенная утомляемость глаз у детей и резкое ухудшение зрения. Могут появляться и другие симптомы, на все необходимо обращать предельное внимание. Для предупреждения развития патологии и появления осложнений следует периодически посещать окулиста.

Определить наличие оптического дефекта, его вид и степень может только врач-офтальмолог. При опросе сами дети редко жалуются на проблемы со зрением. Визуальный осмотр выявляет наличие сопутствующей патологии — врожденных аномалий, инфекционных поражений и т. д.

В затемненной комнате, направляя луч света через специальное зеркальце (скиаскоп), доктор оценивает состояние рефракции, преломляющую силу роговицы и хрусталика, сосуды глазного дна.

Для постановки точного диагноза необходим тщательный сбор не только анамнеза заболевания у ребенка, но и семейного — наличия офтальмологических патологий у ближайших и дальних родственников.

Кроме того, проводят общее обследование органов зрения у маленького пациента посредством применения следующих инструментальных методик:

  • Штрих-скиаскопия — объективный метод определения преломления световых лучей в глазном яблоке, базирующийся на наблюдении за движением теней в зрачке при направлении на глаз пучка света. Для обследования применяется специальный скиаскоп, в котором источник света изготовлен в виде полоски (офтальмолог во время процедуры постоянно изменяет его положение).
  • Рефрактометрия — измерение интенсивности преломления лучей света в глазу посредством проведения компьютерной диагностики.
  • Кератометрия — определение кривизны роговицы глазного яблока.

В результате всех этих исследований офтальмолог сможет определить степень сложности астигматизма и причины его развития. Без комплексного обследования врач не сможет назначить объективное лечение.

В случае необходимости, например, перед оперативным лечением, офтальмолог может назначить дополнительные методы диагностики: компьютерную томографию или ультразвуковое исследование глаза, биомикроскопию и офтальмометрию.

В результате этих мероприятий специалисты получают такую информацию, как форма и степень искривления роговицы, исключаются сопутствующие патологии органа зрения: структурные изменения глазного дна, стекловидного тела, нарушения микроциркуляции и прочие.

Многие родители убеждены в том, что если ребенку поставлен диагноз смешанный астигматизм, то ношение очков — это единственный вариант и без оптики жизнь ребенка будет невозможна. Лечение астигматизма возможно, все зависит от стадии и сложности заболевания.

Чаще всего если заболевание выявлено на ранней стадии, то оно отлично подвергается лечению, тем более что сейчас существуют современные, эффективные и безопасные методы.Многие родители не придают особого значения астигматизму и начинают лечить патологию самостоятельно. Этого делать нельзя ни в коем случае!

Для лечения патологии необходим профессиональный подход, тем более что в большинстве случаев без лазерной коррекции и оперативного вмешательства попросту не обойтись.

Сейчас очень распространены специальные очки против астигматизма — лазер-вижн. Производитель гарантирует улучшение остроты зрения и полное избавление от астигматизма.

Помните о том, что это не более чем рекламная уловка! При помощи такого оптического устройства можно несколько улучшить зрение, повысить остроту, но вылечить астигматизм с их помощью невозможно.

Если использовать такие очки ребенку и без наблюдения врача можно добиться лишь ухудшения состояния и снижения остроты зрения. Также не стоит верить в силу разнообразных витаминов и биологически активных добавок, которые широко рекламируются сейчас.

Да, витамины и минералы способны оказать благоприятное воздействие на организм и зрение в общем, но вылечить астигматизм одними витаминами невозможно. Не стоит заниматься самолечением.

Даже на ранних стадиях заболевания обращение к профессионалам необходимо. Астигматизм лечится индивидуально, окулист должен провести тщательный осмотр и диагностику, собрать анамнез. Только после этого назначается наиболее приемлемое лечение, которое будет эффективно в каждом конкретном случае.

Каждый родитель должен помнить о том, что чем раньше будет выявлен смешанный астигматизм и начнется лечение, тем лучше. Заболевание запускать нельзя, это может привести к сильному ухудшению зрению, исправить которое в дальнейшем будет гораздо сложнее и невозможно без оперативного вмешательства.

Смешанный астигматизм у детей лечится. Более того, при своевременной и грамотной терапии в будущем ребенку, возможно, не понадобятся линзы и очки и он сможет вести абсолютно полноценный образ жизни.

При нарушении не более 0,5 диоптрий специального лечения не требуется. Ребенок не испытывает никаких затруднений и дискомфорта, поэтому рекомендуется только регулярное наблюдение у окулиста.

При серьезных нарушениях зрения коррекция обязательна и включает в себя:

  1. ношение очков или контактных линз;
  2. медикаментозные способы;
  3. специальные упражнения;
  4. хирургические методы.

Смешанный астигматизм представляет собой наиболее сложную для лечения форму заболевания. Коррекция направлена на повышение остроты зрения по ведущему меридиану и подавление изображения по второстепенному.

Поскольку в основе развития смешанного астигматизма у детей лежит аномальное развитие глазного яблока, полного исцеления от данной патологии можно добиться только хирургическим путем.

Однако к оперативным методикам офтальмологи прибегают в крайне редких случаях при злокачественном прогрессировании заболевания.

В большинстве клинических случаев добиться нормализации зрительной функции глаз у ребенка удается в результате применения коригирующих методик:

  • индивидуального подбора и постоянного ношения очков, контактных линз;
  • аппаратных методов лечения (при помощи специально разработанных компьютерных программ);
  • выполнения специальной гимнастики для глаз.

Дополнительно в лечебных целях могут применяться методы физиотерапии (электрофорез), действие которых направлено на стимулирование неактивных областей сетчатки.

При условии раннего выявления заболевания и своевременного начала терапевтических мероприятий у большинства детей удается добиться нормального зрения к 12-14 годам.

Если по тем или иным причинам астигматизм был выявлен у ребенка в возрасте старше 4-5 лет, продолжительность лечения несколько увеличивается. Однако в конечном итоге многие пациенты восстанавливают зрение и больше не нуждаются в очках.

Благодаря техническому прогрессу и изобретению новейшей офтальмологической аппаратуры нормализации рефракционных способностей глаз и восстановления зрения можно добиться у всех пациентов. Главное условие для этого — посещение врача-офтальмолога и строгое соблюдение всех его рекомендаций.

Самый простой способ коррекции. Регулирование оптической силы по разным меридианам достигается сложной системой сферических и цилиндрических линз. Однако добиться стопроцентного зрения вряд ли удастся. Кроме того, оправа мешает боковому зрению и сужает поля.

Немаловажным фактором является и психологический дискомфорт: в среде сверстников ребенка в очках могут дразнить. Противопоказанием для ношения очков служит высокая степень амблиопии.

Если разница в остроте зрения на двух глазах существенна, то при таком способе коррекции возможны сильные головокружения, головные боли и тошнота.

  1. ограничение восприятия пространства и дефекты бокового зрения;
  2. нельзя заниматься физкультурой и активным спортом;
  3. тяжелая, неудобная конструкция;
  4. никогда не получится идеально восстановить зрительные возможности;
  5. при плохой подборке очков зрение резко снижается, мучают сильные мигрени;
  6. дети до трех лет не хотят носить очки или постоянно забывают, дети от 7 лет начинают комплексовать, и из-за этого начинаются сложности.

Этот вид лечения астигматизма применяется у деток постарше и подростков. Принцип действия такой же, как у очков. Полностью излечить от астигматизма они неспособны лишь корректируют остроту зрения.

Однако в отличие от очков, линзы не ограничивают поля. Большинство современных пар совершенно безопасны и просты в использовании. Раздражение слизистой или аллергические реакции наблюдаются в редких случаях.

Применение лекарственных средств при астигматизме никак не влияет на исход заболевания и считается вспомогательным. Глазные капли используют для увлажнения слизистой, снятия раздражения и отека, борьбы с присоединившейся инфекцией.

Применение офтальмологических препаратов рекомендуется в процессе реабилитации после хирургического вмешательства.

Главный способ лечения астигматизма — оперативный. Лишь исправление оптической кривизны поверхностей позволяет восстановить нормальное изображение на сетчатке. Однако применять подобные методы можно не раньше 16 лет, т. к. организм ребенка растет и изменяется.

Показания к хирургическому вмешательству:

  • высокая степень астигматизма;
  • невозможность или малая эффективность коррекции;
  • быстрое прогрессирование;
  • большая разница в остроте зрения на правом и левом глазах.

Проводятся микрохирургические или лазерные операции. К первой группе вмешательств относятся кератотомия (нанесение небольших разрезов, за счет которых уменьшается кривизна) и кератокоагуляция (прижигание части роговицы).

Эти методы требуют предварительной подготовки, общей анестезии, являются болезненными. Реабилитационный период после них длительный, а возможность вторичного развития астигматизма за счет рубцовых изменений после операции остается высокой.

Более эффективны лазерные способы коррекции. Они безболезненны, занимают минимум времени, проводятся под местной анестезией, и период восстановления составляет несколько суток.

Чаще применяется лазерный кератомилез — испарение нижележащих слоев под роговицей с целью создания правильной сферической поверхности. Чаще всего детям и подросткам при смешанном астигматизме назначается лазерная коррекция.

Читайте также:  Что полезно при астигматизме

Простая, безопасная и безболезненная процедура, которая имеет высокий уровень эффективности. Если лазерная коррекция проведена правильно и своевременно, то можно гарантировать почти 100% положительный результат.

Даже если диагностирован смешанный астигматизм обоих глаз, лазерная коррекция может помочь избавиться от патологии. Суть метода — чтобы скорректировать эту форму патологии необходимо увеличить оптическую силу глаза в одном меридиане и уменьшить в другом.

В первом меридиане поверхность роговицы делают более выпуклой за счет удаления ткани с наружного (периферического) слоя роговицы. В то время как во втором меридиане поверхность роговицы делают более плоской путем удаления ткани из центральной зоны роговицы.

С помощью инструмента микрокератома хирург срезает часть поверхностного слоя роговицы (лоскут), отворачивает его, чтоб получить доступ к средним слоям роговицы. Под воздействием лазера испаряются заданные участки ткани в среднем слое роговицы.

Это позволяет придать ей плавную сферическую форму, параметры которой индивидуальны для каждого пациента. После окончания процедуры лоскут возвращается на место.

Лазерная коррекция имеет и свои противопоказания, их обязательно необходимо учитывать. Операцию нельзя проводить при:

  1. наличии воспалительных процессов;
  2. дистрофические изменения сетчатки глаза;
  3. инфекционные заболевания;
  4. пониженный иммунитет.

Такие противопоказания являются временными и если без лазерной коррекции зрения не обойтись в данном конкретном случае, то врач попросту перенес процедуру на более подходящее время.

В некоторых случаях лазерная коррекция может оказаться неэффективной и может быть назначена астигматическая кератотомия. Суть метода — нанесение микронасечек на определенных меридианах.

Такая процедура редко назначается детям и подросткам, так как ее будущие результаты сложно точно спрогнозировать. Более того, сама процедура является болезненной, а восстановительный процесс достаточно длительный.

Иногда могут быть назначены и более радикальные операции — замена хрусталика, имплантация или пересадка роговицы. Наиболее приемлемый метод подбирается только специалистом и только после полного тщательного обследования.

Астигматизм, как и любое другое нарушение оптических функций глаза, имеет следующие меры профилактики.

  • Ранее выявление патологии. С этой целью и проводятся периодические осмотры школьников, призывников и некоторых групп детей. Чем раньше будет известно о начале отклонений, тем быстрее могут быть приняты меры. А это дает очень большие шансы на успешное лечение.
  • Соблюдение элементарных правил зрительных работ.
  • Это правильное освещение, дистанция до предмета, чередование напряжения и расслабления глаз. Гимнастика глаз. Проводится через каждые 20-30 минут после напряжения органов зрения. Заключается в смене аккомодации, прерывании поступления света (мигании), активных движений глазных яблок.
  • Рациональное питание. Полноценное поступление с пищей белков, незаменимых жиров и аминокислот, микроэлементов (цинк, хром, марганец, медь).
  • Общеукрепляющие мероприятия. Смысл их состоит в поддержке резервов организма.

Все вышеописанные мероприятия полезны любым слоям населения. Тем же, кто имеет родственников с данным заболеванием, входит в группу риска по его возникновению соблюдение всех этих профилактических мер является обязательным. Кроме того, некоторым могут понадобиться дополнительные сеансы массажа воротниковой зоны, контрастный душ.

источник

Смешанный астигматизм относится к сложным дефектам зрения, которое характеризуется нарушением рефракции с сочетанием двух видов (в одном глазном органе одновременно проявляются нарушения зрения в виде дальнозоркости и близорукости). Обусловливается это отсутствием единого фокусного луча на сетчатке. Полученное глазным органом изображение фокусируется дважды, за сетчаткой и перед ней. Это провоцирует серьёзное искажение видимых предметов.

При данной патологии наблюдаются изменения роговицы в виде вогнутой или выгнутой её форме. Такие отклонения могут проявляться в одном глазном органе или обеих одновременно. Офтальмология предлагает 4 способа решения проблемы. Все они эффективны, если заболевание было диагностировано на начальной стадии развития. Особенно это важно для маленьких пациентов, ведь смешанный астигматизм у ребёнка может спровоцировать серьёзные осложнения.

Смешанный астигматизм у детей чаще носит врождённый характер и формируется по причине наследственности. Если заболевание встречалось у родителей или ближайших родственников, то более 30% вероятности, что у малыша проявится данная патология. В этом случае болезнь проявляется кривизной роговицы глазного органа. Смешанный астигматизм обеих глаз у детей зачастую сопровождается косоглазием. Такие отклонения могут повлиять на умственное развитие малыша, так как все окружающие предметы видны ему нечётко и размыто. Поэтому ранняя диагностика и коррекция патологии играет для ребёнка большую роль.

Смешанный астигматизм может быть и приобретённой формы. Сформировывается патология из-за дистрофии роговицы, а также если в её структуре начал образовываться рубец. Спровоцировать это могут следующие факторы:

  • травмирование глаза;
  • предыдущие оперативные вмешательства на глазном органе;
  • наличие инфекционных заболеваний роговой оболочки в виде герпетического кератита.

Важно: Иногда патология способна сформироваться при наличии заболевания кератоконус. Это дегенеративная болезнь глазного органа, которая приводит к дистрофии и истончению роговицы.

Один из основных симптомов смешанного астигматизма – нарушения в зрении. Для пациента с данной патологией все предметы видны размыто, он не может определить точное расстояние к ним, а также их размеры. При этом неважно на каком расстоянии будет находиться сам рассматриваемый предмет. Эти нарушения сопровождаются иными патологическими признаками в виде:

  • быстрой утомляемости глаз;
  • рассматриваемый предмет может раздваиваться;
  • частым болевым синдромом в области лба;
  • проявляется частая раздражительность;
  • могут быть головокружения.

Не все детки могут описать своё самочувствие. Если родители не обратят внимание на изменившееся поведение малыша, заболевание может дать серьёзные последствия. На что обращать внимание родителям?

  • малыш часто начинает прищуриваться при рассматривании предмета;
  • отказ ребёнка от письма, чтения или рисования;
  • проявления раздражительности и плаксивости;
  • отставание в учёбе.

Важно: Данное заболевание имеет ещё одну особенность. Ребёнок может не видеть крупный шрифт, но при этом легко читать мелкий.

Проявление любого из вышеописанных симптомов должно стать поводом обращения к офтальмологу за консультацией.

Самым серьёзным осложнением является формирование амблиопии – синдром ленивого глаза. Причина формирования данного заболевания – световые лучи, проникающие в глазной орган, не могут сфокусироваться на сетчатке, но при этом глаз продолжает видеть. Всё увиденное передаётся в часть головного мозга, отвечающую за зрение. Полученную зрительную информацию мозг начинает обрабатывать, но многое зависит от качества полученного визуального изображения. Полученная нечёткая картинка приводит к тому, что соответствующие клетки вначале отстают в развитии, а затем и вовсе перестают развиваться. Зрительные сигналы перестают обрабатываться, а это провоцирует снижение качества зрения.

Лечение этого заболевания проходит с применением специальных очков, где одна линза не даёт возможности видеть глазу, не имеющему зрительных отклонений. Ребёнку приходится смотреть глазным органом с плохим зрением. Это стимулирует орган, и острота зрения начинает развиваться. Такие очки нужно носить по пару часов на сутки (ежедневно). В виде вспомогательной терапии специалисты рекомендуют лечение специальными аппаратами, которые при помощи луча лазера или света воздействуют на сетчатку глаза, стимулируя её.

Важно: Если нет возможно приобрести специальные очки для лечения амблиопии, можно воспользоваться обычными. Для этого заклеивается стекло со стороны здорового глаза.

Не менее распространённым осложнением смешанного астигматизма является развитие косоглазия, а оно влечёт за собой иные трудности для ребёнка. Большой набор комплексов будет влиять на всю последующую жизнь малыша.

Нарушенное зрение при смешанном астигматизма корректируется с использованием линз или очков. Устранить этим методом саму проблему не удастся. Искривление роговицы можно исправить лишь путём хирургического вмешательства, которое проводится двумя способами (рассмотрим далее).

Для смешанного астигматизма изготавливаются специальные стёкла со сфероцилиндрическими формами. При этом учитываются следующие индивидуальности – рефракция в меридиане с близорукостью (миопией) уменьшается, меридиан с дальнозоркостью (гиперметропией) усиливает её.

Для взрослых ношение таких очков будет режимным. Специалист установит режим ношения в зависимости от степени патологии (очки могут прописать лишь для чтения). А вот ребёнку понадобится постоянное ношение. Обусловливается это тем, что глазной орган у ребёнка продолжает расти и развиваться. Чтобы не произошло каких-либо нарушений в этих процессах, острота зрения должна быть постоянно откорректирована.

Современная офтальмология предлагает более удобный способ коррекции зрения при смешанном астигматизме – сложные контактные линзы мягкой и жёсткой структуры. В сравнении с очками они имеют много преимуществ. Среди основных:

  1. Контактная линза плотнее прилегает к роговице. Это даёт возможность минимизировать оптические погрешности.
  2. При ношении линз минимизируется дискомфорт. Пациент может не ограничивать свою активность. Нет риска поломки, выпадения или её потери.
  3. Линзы для коррекции зрения при астигматизме изготавливаются с учётом всех индивидуальных особенностей глазного органа пациента, поэтому их способность в корректировке значительно увеличивается в сравнении с очками.
  4. При ношении очков пациент имеет погрешности в изображении боковым зрением. Благодаря тому, что линзы имеют тесный контакт с глазным органом, пациента подобные проблемы не беспокоят.

Важно: Эффективность контактных линз и очков требуется проверять раз на полгода. Для этих целей проходят компьютерную диагностику и посещают офтальмолога. Малейшие изменения в остроте зрения требуют сменить линзы или очки.

Для маленьких деток вариант с контактными линзами неприемлем. Специалист может посоветовать такой вид коррекции только после того, как пациент самостоятельно при нём справиться с установкой и снятием линзы.

Оперативное вмешательство позволяет полностью избавиться от проблемы смешанного астигматизма, но процедуры назначаются лишь при отсутствии каких-либо патологий в сетчатке. Также нельзя проводить хирургическое вмешательство при наличии офтальмологических заболеваний или рубцов, расположенных на глазном яблоке.

Всего практикуется 2 основных способа оперативного вмешательства. Кератотомия – Специалист на определённые места роговицы глазного органа наносит микронасечки, что способствует изменению её кривизны. Метод имеет много недостатков. Основные из них – невысокая эффективность, продолжительный послеоперационный период с регулярным болевым синдромом.

Большей эффективностью отличается лазерная коррекция. Специальным прибором воспроизводятся надрезы, затем на средние слои роговицы воздействуют лазерным лучом. Это позволяет придать роговице правильную форму. Оптическая сила в требуемом меридиане начинает увеличиваться, а в ином уменьшаться.

Прогнозы такого лечения благоприятны. Ускорить восстановление помогут: правильное питание, сочетание нагрузок на глазной орган и специальная гимнастика. Обо всех особенностях проинформирует лечащий врач после операции.

источник

Астигматизм весьма распространён у детей. Статистика подтверждает, что у 6% школьников выявлена сильная степень астигматизма, а слабая степень заболевания наблюдается у 40% учащихся. Данная патология не только причиняет ребенку неудобства, но и влечёт за собой снижение уровня успеваемости в школе, а также развитие близорукости. В связи с этим очень важно вовремя заметить эту проблему и начать лечение.

Если говорить правильно, то астигматизм – не совсем болезнь. Это патология, связанная с рефракционной «ошибкой» глаза. Тем не менее, астигматизм очень опасен, если своевременно его не выявить.

Астигматизм у детей – это врождённое или приобретённое искривление роговицы, а также деформирование хрусталика. В результате неправильного преломления света фокус объекта, воспринимаемого глазом, проявляется не на сетчатке, а перед ней или позади неё. При астигматизме видимые предметы кажутся размытыми или деформированными. Ребёнок может видеть, к примеру, вместо точки овал или чёрточку.

Это нарушение можно исправить, если вовремя заметить и начать лечение.

Большинство детей рождаются с невысокой степенью астигматизма, которая к концу первого года уменьшается и становится меньше 1 диоптрии. Подобное нарушение называют физиологическим астигматизмом. В этом случае «ошибка природы» не оказывает существенного влияния на зрение, не требует лечения и исправляется сама собой.

Астигматизм в детском возрасте чаще всего носит наследственный характер. Такая форма заболевания проявляется в раннем возрасте, и опытный офтальмолог способен обнаружить нарушение даже у годовалого малыша. Наследственный астигматизм вызван врождённой патологией формы хрусталика или роговицы.

Приобретённый астигматизм зачастую является следствием перенесённых травм глаза, подвывиха хрусталика или патологии зубочелюстной системы, которая вызывает деформацию стенок глазницы.

Тревожные признаки астигматизма у детей проявляются не явно, а, скорее, косвенно. Однако наблюдательные родители их могут заметить. Главная проблема состоит в том, что мамы и папы зачастую не обращают внимания на многочисленные симптомы проявления болезни и порой даже не подозревают, что их ребёнок видит плохо. Надеяться на детей в этом случае не стоит, так как они редко жалуются на зрение.

Определить наличие астигматизма помогают следующие признаки:

  • частые головные боли (особенно в области лба над бровями);
  • головокружения;
  • прищуривание глаз;
  • наклонение головы для рассмотрения предмета.

Кроме того, дети с астигматизмом не любят читать и даже рассматривать картинки в книжках. Часто родители не придают всем этим симптомам должного значения. И зря. Данные проявления – повод посетить кабинет офтальмолога.

Астигматизм у детей классифицируется на несколько видов, которые зависят от природы возникновения, изменений рефракции, степени выраженности, места расположения фокуса и многих других факторов. Итак, какие виды детского астигматизма выявлены на сегодняшний день?

  • Роговичный астигматизм. Нарушение вызвано дефектами роговицы. Влияние данного вида астигматизма на зрение сильнее, чем хрусталикового, так как роговица обладает большей преломляющей способностью.
  • Хрусталиковый астигматизм (вызван деформацией хрусталика).
  • Гиперметропический астигматизм (характеризуется дальнозоркостью, при которой изображения фокусируются за сетчаткой).
  • Миопический астигматизм (сопровождается близорукостью).

Выделяют три степени развития астигматизма:

  • Простая степень (выявляется только на одном глазу).
  • Сложный астигматизм (связан с нарушениями в работе обоих глаз).
  • Смешанный астигматизм подразумевает разные нарушения на обоих глазах (к примеру, миопический астигматизм на одном глазу и гиперметропический – на другом).

По статистике слабая степень астигматизма у детей менее постоянна, чем высокая.

  • Физиологический астигматизм, при котором разница преломления главных меридианов составляет не более 1 диоптрия. Появление физиологического астигматизма офтальмологи связывают с неравномерным ростом глазного яблока, вызывающим его незначительную деформацию. Обычно подобный астигматизм не оказывает значительного влияния на качество зрения и не требует лечения.
  • Патологический астигматизм определяется в том случае, если показатели неправильного преломления доходят до 1 диоптрия и выше. Такой астигматизм серьёзно влияет на качество зрения и требует коррекции.
  • Врождённый астигматизм – всегда наследственная патология, которая проявляется в очень раннем возрасте (1-2 года).
  • Приобретённый астигматизм – следствие травм и операций на глазах, а также патологий прикуса и некоторых инфекционных заболеваний.

Ребёнок, страдающий врождённым или приобретённым вследствие травмы астигматизмом, как правило, не жалуется на плохое зрение, поскольку он видел так всегда и не знает, что это неправильно. Данный фактор осложняет своевременную диагностику. Астигматизм у детей выявляется только на приёме у офтальмолога. Родителям рекомендуется показывать ребёнка врачу с двухмесячного возраста и, если доктор диагностирует астигматизм, посещать этого специалиста каждые полгода.

Для диагностирования астигматизма врач-офтальмолог использует специальный прибор – авторефрактометр. Применяются также таблички с символами и цилиндрическая линза. В диагностировании астигматизма помогает ещё один метод обследования – кератометрия, позволяющий выявить степень кривизны меридианов наружной поверхности роговицы.

В последние годы стала возможной компьютерная топография глаза. Этот метод позволяет создать трёхмерное изображение роговицы глаза, а значит, более точно оценить степень искривления, форму и толщину роговицы.

Своевременно выявленный астигматизм отлично поддаётся коррекции. Существует несколько методов исправления патологии у ребёнка, страдающего астигматизмом. До 18 лет допустимы только консервативные методы, так как детский глаз всё ещё продолжает расти и развиваться, а после 18 лет можно выполнить хирургическую или лазерную коррекцию.

Читайте также:  Что развивается при астигматизме

Самый распространённый и простой способ коррекции нарушения – специальные астигматические очки с цилиндрами, которые постепенно исправляют астигматизм. В первые дни пользования очками ребёнок может испытывать дискомфорт и головную боль, но эти неприятные ощущения исчезают через неделю. Если же головные боли не проходят, возможно, были неправильно подобраны очки и их следует заменить.

Коррекция астигматизма посредством очков – способ простой и дешёвый, но не лишённый недостатков. Очки ограничивают боковое зрение, кроме того, не позволяют малышу заниматься спортом.

Так или иначе, ношение специальных очков позволят создать условия корректного развития зрения у ребёнка. Главное – правильно их подобрать. При астигматизме, осложнённом дальнозоркостью или близорукостью, назначаются очки с цилиндрическими линзами, а при смешанном варианте – с торическими контактными линзами. Очень важно, чтобы ребёнок регулярно наблюдался у специалиста (минимум 1 раз в полгода) и своевременно менял очки.

При астигматизме весьма распространена коррекция при помощи ночных линз, так называемая ортокератология. Суть метода заключается в ночном ношении твёрдых контактных линз, которые исправляют кривизну роговицы. При этом утром линзы снимаются, и днём ребёнок может ходить без них. Именно во время сна происходит коррекция зрения: постепенно роговица принимает правильную форму, и зрение улучшается. Но есть один минус: данный метод подходит только для исправления слабого астигматизма (до 1,5 диоптрий).

Иногда ношение контактных линз при астигматизме выбирается в том случае, если очки доставляют дискомфорт (вплоть до глазных болей). Сегодня уже разработаны и используются линзы специальной торической формы. Их преимущество в том, что они способны крепко держать форму роговицы и свободно пропускать кислород к глазам. Минусом является долгий период привыкания. В детском возрасте (особенно раннем) эксплуатация контактных линз – проблема, так как непоседливого малыша трудно удержать. В данном случае возрастает риск нанесения травмы роговице.

При выборе материала линз стоит пластик предпочесть стеклу: он безопасен и более лёгок в эксплуатации.

Этот способ характеризуется быстротой и безболезненностью. Процедура лазерной коррекции занимает 15 минут и проводится под местной капельной анестезией. Несомненные плюсы лазерной коррекции: не требуется наложение швов и не нужен реабилитационный период. Пациента можно забрать домой сразу же после завершения операции.

Зрение улучшается уже через 1-2 часа после проведения лазерной коррекции, а в течение недели восстанавливается окончательно. Самая распространённая сегодня технология носит название LASIK.

Астигматизм приносит детям намного больше вреда, чем взрослым. Ребёнок с самого детства видит изображение не в фокусе, из-за чего происходит задержка в развитии зрительной системы в целом. Работа зрительных клеток ухудшается, снижение зрения прогрессирует, вследствие этого развивается амблиопия. В народе этот дефект зрения часто называют «ленивым глазом», хотя на самом деле «ленится» не сам глаз, а клетки мозга, отвечающие за зрение. В данной ситуации даже очки не дают 100% зрения.

Лечение у детей астигматизма с амблиопией требует индивидуального подхода для каждого отдельного случая. Лечебные мероприятия должны проводиться комплексно и включать в себя оптические, физические и функциональные методы.

Так как при астигматизме у детей часто понижается зрение и развивается амблиопия, это оказывает серьёзное влияние на формирование всей зрительной системы ребёнка.

Лечение заболевания должно быть начато как можно раньше для предупреждения развития осложнений и ускорения функциональной реабилитации ребенка. Курсы лечения проводятся несколько раз в год в зависимости от клинического состояния ребенка. Между курсами лечения ребёнку даются рекомендации на дом, при необходимости выдаются приборы и компьютерные программы для домашнего лечения.

Развитие астигматизма можно «притормозить» и даже предупредить посредством особых профилактических мер. Перечислим основные из них:

  • Во время умственной работы соблюдайте режим освещения: любые зрительные нагрузки требуют яркого света. Используйте точечное освещение, при этом избегайте источников дневного света.
  • Дозируйте зрительные нагрузки: они не должны быть слишком продолжительными. Чередуйте их с физической активностью.
  • Каждые полчаса выполняйте упражнения для глаз: часто моргайте; попеременно фокусируйте взгляд на близких (30 см от глаз) и дальних предметах; зажмуривайтесь на 5 секунд и затем столько же держите глаза открытыми; рисуйте глазами «восьмёрку» в ритме дыхания. Каждое из данных упражнений повторяйте 7-10 раз.

Упражнения очень полезны и для здоровых глаз. Выполняйте их вместе с ребёнком. Для сбалансированного питания глаз рекомендуется применять также народные средства: настой черники (1 ст. л. на стакан воды); настой очанки (50 гр. травы на литр крутого кипятка); экстракт виноградных косточек. Отвары следует пить небольшими порциями 2-3 раза в день.

Как правильно пользоваться ночными линзами для коррекции зрения.

Когда проходит косоглазие у новорожденных, как вылечить данное заболевание читайте в этой статье.

Итак, астигматизм – заболевание, которое корректируется, если его выявить у ребёнка на раннем сроке. Приучите себя и своё чадо к выполнению упражнений для глаз, к здоровому питанию, расскажите о влиянии чрезмерных нагрузок на глаза. Так ваш ребёнок с детства научиться ценить то, что подарено человеку природой – зрение.

источник

Сущность астигматизма заключается в неодинаковой преломляющей силе оптической системы глаза в различных меридианах. Правильный астигматизм представляет из себя такое нарушение оптического аппарата глаза, при котором пучок параллельных лучей падающих на глаз собирается не в фокусную точку, а в фигуру имеющую две фокальные линии – переднюю и заднюю находящиеся на оптической оси. Эти линии вместе с находящимся между ними кругом наименьшего светорассеяния составляют так называемый коноид Штурма.

Астигматизм может сочетаться с другими аметропиями и в зависимости от положения коноида Штурма относительно сетчатки различают 5 видов астигматизма:

  • когда весь коноид находится перед сетчаткой астигматизм считается сложным миопическим ( MM Аst) ,
  • когда задняя фокальная линия находится на сетчатке — простым миопическим ( M Аst) ,
  • когда фокальные линии находятся впереди и позади сетчатки – смешанным ( MH Аst) ,
  • когда задняя фокальная линия на сетчатке, а весь коноид за ней – простым гиперметропическим ( H Аst) , и, наконец,
  • когда обе фокальные линии находятся за сетчаткой – сложным гиперметропическим ( HH Аst) .

Помимо различных видов различают 3 типа астигматизма, зависящие от ориентации коноида в глазу. Как известно, коррекция астигматического глаза содержит три элемента — силу сферы, силу цилиндра, которая также измеряется в диоптриях и направление его оси. Поскольку астигматизм фактически не имеет знака, а представляет лишь меру несферичности глаза (разницу в рефракции между двумя меридианами), по ряду соображений целесообразно измерять степень астигматизма в отрицательных цилиндрах (хотя бы потому, что в фороптерах используются отрицательные цилиндры). В основе деления астигматизма на типы лежит положение оси отрицательного цилиндра: если он лежит в горизонтальном меридиане или вблизи от него (от 0º до 30º и от 150º до 180º по шкале ТАБО), астигматизм относится к прямому типу, если отрицательный цилиндр лежит в вертикальном меридиане или вблизи от него (от 60º до 120º), астигматизм относится к обратному типу, если положение оси косое (от 30º до 60º и от 120º до 150º), он относится к астигматизму с косыми осями. Наиболее часто встречается астигматизм прямого типа, реже обратного типа, реже всего — с косыми осями.

Астигматизм делится на врожденный (связанный с особенностями внутриутробного формирования глазного яблока и следствие аномалии строения роговицы глаза) и приобретенный (после ранения глаза, при рубцовых изменениях роговицы после операций, как последствие кератитов, а также после наложения щипцов при патологических родах, т.к. сдавливается головка плода и изменяется форма глазницы и глаз и т.д.).

По источнику преломляющей силы:

  • Правильный астигматизм — одинаковая преломляющая сила на протяжении всего меридиана. В большинстве случаев — это врожденная патология и не меняется в течение жизни. Может передаваться по наследству.
  • Неправильный астигматизм — роговичного происхождения. Он характеризуется локальными изменениями преломляющей силы на разных отрезках одного меридиана. Неправильный астигматизм практически не поддается коррекции.

По типу различают:

  • прямой астигматизм — преломление в вертикальном меридиане сильнее
  • обратный астигматизм — преломление в горизонтальном меридиане сильнее
  • с косыми осями — оба меридиана лежат в секторах от 30 о до 50 о и от 120 о до 150 о

По виду различают:

  • простой
    • гиперметропический астигматизм — сочетание гиперметропии в одном меридиане с эмметропией в другом
    • миопический астигматизм — сочетание миопии в одном меридиане с эмметропией в другом
  • сложный
    • гиперметропический астигматизи — сочетание гиперметропии разной степени
    • миопический астигматизм — сочетание миопии разной степени
  • смешанный астигматизм — сочетание гиперметропии в одном меридиане с миопией в другом

Классификация неправильного астигматизма (А.Н. Бессарабов, А.О. Исманкулов).

При неправильном астигматизме происходит сложная деформация ретинального изображения, его смещение относительно фовеальной зоны и нерегулярное распределение освещенности изображения, приводящее к потере четкого контура его границ. В соответствии с этими тремя факторами основой для классификации неправильного астигматизма послужили три компонента меры искажения ретинального изображения:

  1. Призматический компонент. За меру призматического компонента неправильного астигматизма принята величина угла в градусах между анатомической осью глаза и прямой, соединяющей узловую точку глаза с центром ретинального изображения.
  2. Цилиндрический компонент. За меру цилиндрического компонента принято распределение рефракции цилиндра по каждому из меридианов, при которой площадь, заключенная между ретинальным изображением кольца (с этим цилиндром) и таковым в глазу Гульштранда (имеющим форму кольца), минимальна.
  3. Сферический компонент. За меру сферического компонента принято распределение рефракции сферы по каждому из меридианов, при которой площадь, заключенная между ретинальным изображением кольца (с этой сферой) и таковым в глазу Гульштранда (имеющим форму кольца), минимальна.

Основные проявления астигматизма (астенопические жалобы):

  • снижение зрения;
  • быстрое утомление глаз при работе;
  • головные боли;

Часто заподозрить наличие астигматизма можно при определении остроты зрения с помощью пробных таблиц: ввиду особенностей преломления лучей в глазу человек, страдающий астигматизмом, может неправильно называть крупные знаки и буквы на таблице и правильно различать более мелкие, что не свойственно ни близорукому, ни дальнозоркому глазу.

Новорожденный ребенок, как правило, имеет астигматизм прямого типа степенью от 1,0 до 2,5 дптр. В течение первого года жизни астигматизм снижается до 0,5-0,75 дптр. Такой астигматизм не влияет на зрение и его называют физиологическим. В младенческом периоде (от 1 до 3 лет), частота распространения и величина астигматизма продолжают уменьшаться . В дошкольном и школьном возрасте астигматизм чаще остается стабильным, но в ряде случаев может увеличиваться или уменьшаться параллельно с изменением рефракции глаза. В течение средних лет жизни астигматизм мало меняется, в течение пресбиопического периода появляется тенденция к уменьшению прямого астигматизма и замене его обратным.

Различают три вида декомпенсации астигматизма:

  • амблиопия, чаще проявляющаяся в детском возрасте и нередко бывающая несимметричной;
  • развитие и прогрессирование миопии на фоне астигматизма: наиболее опасным в этом отношении является астигматизм обратного типа;
  • упорная астенопия, наиболее часто появляющаяся при смешанном астигматизме, который сопровождается довольно высокой некорригированной остротой зрения.

Поскольку, не во всех случаях астигматизм оказывает влияние на зрение, коррекции подлежит только декомпенсированный астигматизм.

Описаны случаи зависимости развития астигматизма от деформации зубочелюстной системы, а именно: изменение формы челюстей и зубных дуг могут сочетаться с деформацией стенок орбиты, а это ведет к изменению формы глазного яблока и развитию астигматизма.

Имеется связь между прогнатией и развитием астигматизма, чаще при недоразвитии верхней челюсти и при сочетании недоразвития верхней и нижней челюстей, при сводчатом небе с узкой верхней челюстью. Астигматизм обнаруживается у больных с открытым прикусом, с глубоким блокирующим прикусом в сочетании с деформацией верхней челюсти, с множественной первичной адентией. Т.е. астигматизм может встречаться при различных видах аномалийного развития верхней челюсти (при недоразвитии верхней челюсти, боковой ее компрессии, при уплощении фронтального участка верхней челюсти и т.д.) Он во многих случаях может исчезать или уменьшаться в случаях удачного лечения аномалий верхней челюсти.

Лучшем способом диагностики астигматизма является автоматическая рефрактометрия позволяющая исследовать астигматизма быстро и точно у взрослых и детей старше трех лет при узком и широком зрачке. У детей старше одного года исследование возможно с использованием ручных модификаций авторефрактометров.

Самым грубым методом является скиаскопия плоским зеркалом ошибка которой в диагностике астигматизма может достигать 1,5-2,0 дптр. Однако, только этот метод может быть употреблен для исследования у детей до 1 года. Несколько лучший результат дает цилиндроскиаскопия. Еще более точной является штрих-скиаскопия, к сожалению мало распространенная в нашей стране.

Известную роль может играть офтальмометрия, при использовании результатов которой можно придерживаться следующего правила: если офтальмометрия выявляет прямой астигматизм до 1,0дптр, цилиндрическая коррекция, как правило, не требуется. При прямом астигматизме 1,25дптр и выше, а также при обратном и косом роговичном астигматизме возникает вопрос о назначении цилиндра.

При субъективном методе определения астигматизма, пациенту надевается пробная оправа, в которую вставлена цилиндрическая линза силой в 0,5 Д, ось ставят вертикально и если зрение не улучшится, то постепенно поворачивают ось в пробной оправе до горизонтального положения. Найдя такое положение оси, при которой острота зрения лучше, постепенно усиливают силу цилиндра. То наименьшее цилиндрическое стекло рассеивающее или собирающее, с которым достигается наибольшая острота зрения и будет нужным стеклом. Можно таким же образом к найденному сначала цилиндрическому стеклу прибавлять нужные сферические.

Еще одним методом субъективного определения астигматизма является исследование стенопеической щелью. Перед глазом больного ставится в пробной универсальной оправе узкая стенопеическая щель, которой изолируется один из меридианов глаза. Начинается исследование с того, что сам больной устанавливает эту щель в положении, при котором получается наиболее отчетливая видимость пробных шрифтов. Больной обязательно направит щель по меридиану, в котором рефракция приближается к эмметропической, и сразу же отмечается повышение остроты зрения. Приставлением сферических линз определяется рефракция изолированного меридиана и отмечается направление его в градусах, по шкале пробной оправы. Далее врач поворачивает щель на 90° (зрение сразу же ухудшается), а затем приставлением положительных или отрицательных линз достигается коррекция рефракции этого меридиана и повышение остроты зрения. Таким образом, устанавливается рефракция двух главных меридианов. Этот способ требует от больного большого внимания, терпения и умения наблюдать и улавливать момент, когда достигается лучшая видимость объектов. В практике этим методом пользуются редко (в данном изложении упоминается о нем потому, что он может пригодиться начинающим окулистам, слабо владеющим скиаскопией).

Таким образом определяется астигматизм и его степень. По полученным показателям назначается необходимая сферо-цилиндрическая или цилиндрическая коррекция.

Основные достоинства очковой коррекции астигматизма

Недостатки очковой коррекции астигматизма

✓ относительная легкость подбора очков;

✗ косметические неудобства (ношение очков);

✗ возможная непереносимость из-за выраженной разницы в величине астигматизма и положения его главных меридианов на двух глазах.

Лечение астигматизма и коррекция астигматизма включает использование следующих методов:

  • очковая коррекция астигматизма;
  • контактная коррекция астигматизма (коррекция астигматизма контактными линзами);
  • хирургическое лечение астигматизма.

Показания к корреции астигматизма:

  • астигматизм любой степени, сопровождающийся амблиопией и/или астенопией,
  • случаи, когда коррекция цилиндром повышает остроту зрения по сравнению с любой сферой,
  • астигматизм в пределах физиологического, если на другом глазу имеется астигматизм, требующий коррекции.

Коррекция астигматизма в детском возрасте назначается для решения тактической задачи — максимального повышения остроты зрения и стратегической задачи — создания условий для правильного развития рефракции.

Читайте также:  Что повысит зрение при астигматизме

У детей до одного года коррекция астигматизма нужна лишь в виде исключения.

В возрасте до трех лет, в разгар процесса эмметропизации, корригируется астигматизм более 2,0 дптр, на основе данных объективного исследования, особенно, если ему сопутствует сферическая аметропия. Как правило, назначается частичная коррекция астигматизма, с учетом того, что до трех лет астигматизм уменьшается у большинства детей.

В возрасте трех лет и старше, если субъективное исследование рефракции невозможно корригируется любого вида астигматизм более 1,0 дптр. При астигматизме 1,0-3,0 дптр назначается коррекция астигматизма близкая к полной в соответствии с объективными данными, при астигматизме более 3,0 дптр цилиндр назначается несколько меньше выявленного объективно астигматизма.

Когда субъективное исследование становится возможным, оно является решающим при назначении коррекции. Сферу корригируют по наивысшей остроте зрения по таблицам оптотипов. Цилиндр добавляют в тех случаях, когда имеется рефракционная амблиопия и/или когда он позволяет улучшить зрение по сравнению с любой сферой. Как правило, это прямой астигматизм в 1,0 дптр и более, либо обратный астигматизм и астигматизм с косыми осями в 0,5 дптр и более. Назначается цилиндр, дающий наивысшую остроту зрения. Положение оси и силу цилиндра уточняют с помощью кросс-цилиндров, если это возможно. Дети младше 12 лет, как правило, легко адаптируются к астигматическим очкам любой сложности, даже если астигматическая коррекция назначается впервые.

Детям старше 12 лет, астигматическая коррекция назначается с учетом ее переносимости, в особенности в случаях, когда астигматические очки назначаются впервые, при этом подход к коррекции может быть таким же, как у взрослых.

Астигматическая коррекция у взрослых назначается для компенсации имеющейся аметропии. В случаях, когда имеется рефракционная амблиопия, связанная с некорригированным астигматизмом, коррекция у взрослых может способствовать повышению остроты зрения. Вначале проводится монокулярный подбор. За основу берутся объективные данные. Цилиндр назначается в тех случаях, когда он повышает остроту зрения по сравнению с любой сферой. Ось и сила цилиндра уточняются пробами с кросс-цилиндром.

У взрослых при выборе астигматической коррекции учитывается ее переносимость, оптимальной считается такая коррекция, при которой достигается наилучшая острота зрения при удовлетворительном комфорте. Если пациент ранее носил астигматические очки, на величину цилиндра и направление его оси оказывает влияние предшествующая (привычная) коррекция. При первичном подборе астигматических очков часто прибегают к гипокоррекции астигматизма.

После монокулярного подбора открывают оба глаза и просят пациента походить 30 минут в подобранных очках (пробное ношение). Он должен походить по помещению, посмотреть в окно на близлежащие здания, обязательно пройтись вниз и вверх по лестнице. Если пациент не пресбиоп, он должен оценить способность к чтению.

Астигматическую коррекцию следует считать непереносимой, если возникает грубое чувство дискомфорта, вследствие искажения привычного восприятия пространства, «перекос» помещения, трудности при ходьбе по лестнице, разный размер страниц при чтении книги. Непереносимость астигматической коррекции может сопровождаться зрительными (искажение пространства, затуманивание зрения, монокулярное и бинокулярное двоение), глазными (боли в глазах и надбровных дугах, чувство тяжести в глазах, покраснение глаз) и общими (головокружение, головная боль, тошнота) жалобами.

Если непереносимость коррекции возникает при равном астигматизме двух глаз, симметрично уменьшают величину цилиндра до появления чувства комфорта.

Трудный случай – подбор очков при анизометропии, когда бинокулярная непереносимость возникает особенно часто. Для достижения комфорта следует вначале ослабить силу сферы на более аметропичном (и как правило, не ведущем) глазу. Если этого оказывается недостаточно, приступают к манипуляциям с цилиндрами. Из соображений геометрии лучше всего должны переноситься очки с параллельным направлением осей цилиндров. Однако, в действительности лучше всего переносятся цилиндры расположенные под одним углом к горизонтали (то есть 10º и 170º или 20º и 160º по ТАБО) В случаях, когда цилиндры имеют разное направление следует придать им «прямое» (0º — 180º) или «обратное» (90º) направление. Если это невозможно, выполняют поворот осей цилиндров навстречу друг другу под контролем бинокулярно предъявляемой крестообразной решетки.

Пациенту надевается пробная оправа с комбинацией линз соответствующих выбранной коррекции. С помощью проектора знаков, предъявляется крестообразная решетка. Ось цилиндра более аметропичного глаза поворачивают по направлению к оси цилиндра менее аметропичного глаза до появления момента излома решетки и разницы в четкости видения горизонтальных и вертикальный линий. После появления излома ось поворачивают в обратном направлении до момента восстановления правильности решетки. Величина, на которую удается повернуть ось цилиндра при сохранении правильности видения решетки, оценивают, как порог возможного поворота оси и измеряют в градусах по шкале ТАБО. Если после поворота оси одного глаза разница в направлении осей остается, аналогичным образом проводят поворот оси другого глаза.

Если непереносимость коррекции связана с разной величиной астигматизма на двух глазах, уменьшают величину цилиндра на глазу с большим астигматизмом до появления чувства комфорта. Наконец, если имеется несимметричное направление осей и разница в величине астигматизма на двух глазах, сначала выполняют поворот осей, а затем уменьшают цилиндр на глазу с большим астигматизмом.

Контактные линзы

Контактные линзы при миопическом (близоруком астигматизме) ребенку показаны только после 12 лет. В этом возрасте дети осознают, что немного болезненную процедуру привыкания к контактным линзам надо перетерпеть ради хорошего зрения. Лишь в контактных линзах можно достичь высокой остроты зрения по сравнению с очками. Кроме того, жесткие газопроницаемые линзы останавливают рост близорукости на 99%.

Контактные линзы рекомендуются после проведения курса лечения и разработки глаз, т.е. после терапевтического ношения очков с 3-4 лет. В дальнейшем нужно чередовать ношение очков и контактных линз. Важно постоянно делать комплексы упражнений для глаз с тем, чтобы увеличить силу глазных мышц, а также соблюдать зрительный режим.

В случае гиперметропического (дальнозоркого астигматизма) в контактных линзах видно намного хуже, чем в очках, поэтому жесткие линзы используются как косметическое средство и делаются только по требованию пациента при достижении им возраста 14-15 лет.

При астигматизме приходится определять две рефракции, т. е. рефракцию наиболее сильного меридиана и рефракцию наиболее слабого меридиана. В этом и заключается трудность диагностики и коррекции астигматизма.

Общие правила коррекции астигматизма:

  1. Цилиндрические стекла являются достаточными только для коррекции простого астигматизма. При сложном или смешанном астигматизме коррекция не может быть достигнута одним цилиндром. Для коррекции сложного или смешанного астигматизма применяются сферо-цилиндрические стекла, совмещающие в себе свойства как сферических, так и цилиндрических стекол.
  2. Подбор стекол при астигматизме всегда осуществляется при помощи универсальной оправы, которая обеспечивает возможность как вращения очковых стекол, так и отсчета положения оси цилиндра.
  3. Цилиндр для коррекции всегда берется равный степени астигматизма.
  4. Ось положительного цилиндра всегда ставится по меридиану, имеющему наиболее сильную рефракцию, для того чтобы оптическое действие цилиндра сказывалось на меридиан с наиболее слабой рефракцией, увеличивая эту рефракцию.
  5. Ось отрицательного цилиндра всегда ставится по меридиану, имеющему наиболее слабую рефракцию, для того чтобы оптическое действие цилиндра сказывалось на меридиан с наиболее сильной рефракцией, уменьшая эту рефракцию.
  6. В очках для близи рекомендуется ставить цилиндры осью горизонтально, а для дали — осью вертикально.

Строго говоря, нет ни одного глаза, который имел бы одинаковую рефракцию во всех меридианах глаза, т. е. не имел бы астигматизма. Идеально шаровидную поверхность роговицы можно встретить в исключительных случаях. Слабые степени астигматизма (до 0,5 D) даже называют физиологическими, так как они. не вызывают никаких жалоб, а поэтому в большинстве случаев не требуют коррекции. Только начиная с 0,75 D и выше астигматизм понижает остроту зрения и вызывает жалобы со стороны больных.

После определения астигматизма приступают к коррекции астигматизма при помощи цилиндрических линз. Сферическими линзами нельзя корригировать астигматизм, так как они только перемещают фокус оптической системы по отношению к сетчатке, а характер строения светового пучка при этом не меняется; поэтому астигматизм, т. е. разницу в рефракции между двумя главными меридианами, они устранить не могут. Для этого требуются цилиндрические линзы, которые, как известно, преломляют лучи света только в плоскости, перпендикулярной к оси цилиндра; лучи же света, идущие в плоскости, параллельной оси цилиндра, проходят, не преломляясь.

Если, например, цилиндрическую линзу + 4,0 D поставить осью вертикально перед глазом с простым гиперметропическим астигматизмом в 4,0 D с вертикальным меридианом, имеющим эмметропическую рефракцию, и с горизонтальным, имеющим гиперметропию в 4,0 D, то эта линза никакого оптического действия по вертикальному меридиану не окажет (там останется эмметропия), а по горизонтальному меридиану подействует как положительная линза, т. е. увеличит рефракцию горизонтального меридиана на 4,0 D, чем вполне корригирует имеющуюся в этом меридиане гиперметропию в 4,0 D. В результате будет достигнута полная коррекция данного гиперметропического астигматизма.

Пользуясь свойством цилиндрических линз различно преломлять лучи света в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях, мы всегда можем корригировать астигматизм, увеличивая рефракцию слабого или уменьшая рефракцию сильного меридиана. Одновременно цилиндрическим стеклом мы корригируем и все промежуточные меридианы, так как распределение радиусов кривизны и преломляющей силы в различных направлениях цилиндрического стекла вполне соответствует распределению их в оптической системе астигматического глаза. Практически же суть коррекции астигматизма заключается в определении двух рефракций астигматического глаза, разницы между ними и в уравнивании этой разницы цилиндрическими линзами.

При коррекции астигматизма обязательно следует учитывать возможный спазм аккомодации, это частое осложнение у лиц, страдающих астигматизмом, особенно в молодом возрасте. Спазм аккомодации характеризуется наличием избыточного напряжения аккомодации и увеличением преломляемости всех меридианов глаза. На этой почве возникают чрезвычайно разнообразные изменения рефракции.

Поэтому, следует провести повторные измерения после атропинизации, т. е. при полном покое аккомодации. Избыток аккомодации зачастую меняет характер астигматизма, превращая например простой миопический астигматизм в сложный миопический или сложный гиперметропический в сложный миопический.

При коррекции простыми сферическими стеклами, у пациентов при боковых направлениях взгляда возникает астигматизм косых пучков. Если астигматизм корригирован цилиндрическими стеклами, астигматизм косых пучков возникает еще в большей степени, так как цилиндрические стекла обладают различной преломляющей силой в различных направлениях, степень астигматизма косых пучков будет зависеть также от направления взгляда.

Астигматизм косых пучков будет наименьшим, если движение глазных яблок совершается в направлении оси цилиндра и достигает максимальной величины при движениях, совершаемых в перпендикулярном направлении к оси цилиндрического стекла. Поэтому рекомендуется в очках для близи ставить цилиндрические стекла осью горизонтально, а в цилиндрических стеклах для дали — осью вертикально. В тех случаях, когда это возможно, следует придерживаться этого правила.

Пример 1. Имеется простой миопический астигматизм прямого типа в 3,0 D (ast. М), т. е. вертикальный меридиан имеет миопическую рефракцию в 3,0 D, а горизонтальный — эмметропическую. Степень астигматизма равна 3,0 D. Уравнения рефракции обоих меридианов можно достигнуть цилиндрической линзой в -3,0 D, поставленной осью по горизонтальному меридиану. Тогда по горизонтальному меридиану эта линза никакого оптического действия не окажет (эмметропия останется), а в вертикальном меридиане оптическое действие цилиндрической отрицательной линзы скажется в полной коррекции его миопии. Оба меридиана станут эмметропическими, и коррекция астигматизма будет достигнута.

Пример 2. Имеется сложный миопический астигматизм при миопии в вертикальном меридиане в 5,0 D, а в горизонтальном в 3,0 D. В данном случае имеется астигматизм прямого типа, т. е. вертикальный меридиан преломляет сильнее горизонтального на 2,0 D. Степень астигматизма равна 2,0 D (5,0 D-3,0 D = 2,0 D). Для уравнения рефракции обоих меридианов ставят перед глазом цилиндрическую линзу, cyl. -2,0 D, осью горизонтально; тогда все лучи, расположенные в горизонтальной плоскости, пройдут через данную линзу, не преломляясь (миопия в 3,0 D останется). В вертикальной плоскости линза частично корригирует миопию, ослабив ее на 2,0 D, в результате чего в обоих меридианах рефракция будет одинаковой (миопия 3,0 D). Затем перед глазом ставится сферическая линза -3,0 D, чтобы достигнуть эмметропии в обоих меридианах.

Пример 3. Имеется сложный гиперметропический астигматизм, гиперметропия в вертикальном меридиане 2,5 D, в горизонтальном 6,0 D (ast. НН). В данном случае имеется прямой астигматизм, так как вертикальный меридиан имеет более сильную рефракцию, чем горизонтальный. Степень астигматизма равна 3,5 D (6,0 D — 2,5 D = 3,5 D). Для уравнения рефракции в обоих меридианах ставят положительную цилиндрическую линзу cyl. + 3,5 D осью вертикально; тогда на вертикальный меридиан никакого оптического действия не будет, а рефракция горизонтального меридиана частично корригируется (получится гиперметропия в 2,5 D).Тем самым достигается коррекция астигматизма, так как в обоих меридианах достигнута одинаковая рефракция (Н 2,5 D ). Затем добавляется сферическая линза в + 2,5 D, чтобы получилась полная коррекция.

Пример 4. Смешанный астигматизм при миопии в вертикальном меридиане в 3,5 D, а в горизонтальном при гиперметропии в 1,5 D (ast. МН). В данном случае имеется прямой астигматизм, так как в вертикальном меридиане рефракция более сильная, а в горизонтальном более слабая. Степень астигматизма равна 5,0 D, т. е. +1.5 D — ( — 3,5 D) = 5,0 D. Для уравнения рефракции обоих меридианов берется цилиндрическая линза, по силе равная степени астигматизма. Поскольку положительные линзы, как известно, увеличивают рефракцию, а отрицательные уменьшают, то для коррекции данного астигматизма можно взять или положительную цилиндрическую линзу +5,0 D, или отрицательную -5,0 D. Положительную линзу надо ставить осью вертикально, т. е. по направлению сильнее преломляющего меридиана, а отрицательную — по направлению слабее преломляющего горизонтального меридиана.

  • Поставив цилиндрическую линзу cyl. +5,0 D осью вертикально, мы усилим рефракцию горизонтального меридиана на 5,0 D и получим вместо гиперметропии в 1,5 D миопию в 3,5 Д, чем достигнется коррекция астигматизма, так как в обоих меридианах будет миопия в 3,5 D, а добавив сферическую линзу -3,5 D, получим эмметропию т. е. достигнем полной коррекции.
  • Поставив цилиндрическую линзу cyl. -5,0 D осью горизонтально, мы ослабим рефракцию вертикального меридиана на 5,0 D, т. е. вместо миопии в 3,5 D в нем будет гиперметропия в 1,5 D и в обоих меридианах рефракция станет одинаковой (гиперметропической), а, добавив положительную сферическую линзу +1,5 D, достигнем эмметропии, т. е. полной коррекции.

Данный смешанный астигматизм можно корригировать также двумя цилиндрами (бицилиндрами). Для коррекции миопии в 3,5 D в вертикальном меридиане берем отрицательную цилиндрическую линзу cyl. -3,5 D и ставим осью горизонтально, а затем добавляем вторую положительную цилиндрическую линзу суl. +1,5 D осью вертикально для того, чтобы корригировать гиперметропию в 1,5 D в горизонтальном меридиане. Рецепты можно оформить в следующих трех вариантах:

  • sph -3,5 D cyl +5,0 ax 90 o
  • sph +1,5 D cyl -5,0 ax 0 o
  • cyl -3,5 ax 90 o cyl +1,5 ax 0 o

В случаях возникновения непереносимости готовых очков, если очки соответствуют выписанному рецепту, а попытка адаптации к ним в течение недельного ношения не вызывает привыкания, устраняют непереносимость очков следующим образом. Сначала измеряют вертексное расстояние в очках и если оно оказывается больше или меньше 12мм, изменяют его путем выправки оправы. Если жалобы сохраняются, измеряют угол наклона заушника к рамке оправы, который должен составлять 87º — 80º, и в случае несоответствия изменяют его до нужной величины путем выправки оправы. В случаях сохранения дискомфорта при анизометропическом астигматизме, осуществляют поворот цилиндров и/или уменьшают величину цилиндра на глазу с большим астигматизмом, при равном астигматизме двух глаз симметрично уменьшают величину цилиндра на двух глазах.

источник