Меню Рубрики

Астигматизм и птоз у ребенка

Распознать птоз верхнего века у детей может с легкостью каждая мамочка. А вот заниматься лечением патологии можно толкьо в содружестве с окулистом. Лечение глаз проводится в большинстве случаев толкьо с помощью хирургической операции. Не стоит полагать, что основные симптомы птоза – это некрасивый внешний вид малыша. На самом деле происходит серьезное нарушение зрения и оценки получаемой визуальной информации.

Птоз века, или опущение века — происходит, когда верхнее веко аномально опущено и закрывает глаз почти полностью, оставляя лишь небольшую щель.

Это довольно распространенное заболевание, которое может быть вызвано целым рядом причин. Некоторые родители думают, что это всего лишь косметический дефект и беспокоиться о нем не стоит: глаз видит же! На самом деле постоянно опущенное веко сужает поле зрения, что вызывает у ребенка определенные неудобства.

При птозе пораженное веко может полностью лишиться подвижности или иметь частичную подвижность, то есть немного приподниматься. Постоянно опущенное веко закрывает обзор, из-за чего ребенку в попытках четче рассмотреть предметы вокруг него приходится приподнимать брови, откидывать голову назад: это вынужденное положение называют позой «звездочета». Такая поза, да и само опущенное веко могут привести к психологическому дискомфорту ребенка из-за насмешек сверстников.

Главная опасность птоза верхнего века глаз в том, что он не дает правильно развиваться зрительному анализатору, а это в свою очередь крайне негативно влияет на остроту зрения.

Почему происходит опущение века? Причин возникновения болезни масса: это могут быть травмы глаза или головы, патология мышцы, поднимающей веко, ее недоразвитие или вовсе отсутствие. Повлиять могут и различные неврологические заболевания, которые приводят к частичному или полному параличу глазодвигательных мышц или нервов, ими управляющих.

Опущение века — повод немедленного обращения к врачу. Дело в том, что птоз — не самостоятельное, первичное заболевание, а лишь следствие других опасных болезней. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением птоза’ народными средствами! Только врач-офтальмолог может назначить грамотное лечение, определив причины возникновения опущения века. Не слушайте бабушек, не прикладывайте к аномально опущенному веку ребенка ни тертый картофель, ни маски на основе сырых яиц, ни компрессы с отварами лекарственных трав, которые элементарно могут вызвать аллергию. Все эти средства совершенно бесполезны, так как нисколько не влияют на устранение причины заболевания. Если вы продолжите стоять на своем и пользоваться «безопасными» бабушкиными методами, то опущение века у маленького ребенка может довольно быстро стать причиной других заболеваний глаз — астигматизма, амблиопии, косоглазия.

На что родителям нужно обращать внимание:

  • Верхнее веко постоянно опущено вниз и закрывает глаз на одну, две трети или полностью.
  • Брови высоко подняты.
  • Выражение лица малыша немного сонливое.
  • Голова приподнята и откинута назад.
  • Ребенок не может моргать опущенным веком.
  • Нет возможности опустить веко полностью, чтобы закрыть глаз.

При обнаружении этих тревожных симптомов без промедления обратитесь к врачу!

Посмотрите, как выглядит птоз верхнего века на фото, где представлены малыши с врожденной формой патологии:

Определение вида птоза необходимо для того, чтобы выявить причину основного заболевания, вызвавшего опущение века.

Птоз века может быть врожденным или приобретенным (как следствие других заболеваний или травм).

Кроме этого, опущение века может быть односторонним (встречается чаще) или двусторонним.

По степени перекрытия зрачка веком выделяют врожденный птоз века:

  • частичный (веко перекрывает третью часть зрачка);
  • неполный (перекрыто две третьих зрачка);
  • полный (зрачок полностью перекрыт веком).

Врожденный птоз верхнего века зачастую связан с нарушениями в работе центральной нервной системы. также определяется слабость мышечного аппарата. В некоторых случаях врожденный птоз верхнего века у детей возникает в результате чрезмерной активности в деление эпителиальных клеток и при образовании массивной кожной складки.

Причиной врожденного птоза века становится недоразвитие (или даже отсутствие) мышцы, поднимающей веко. Это проявление наследственных заболеваний или осложнений, возникших во время внутриутробного развития плода.

Приобретенное заболевание имеет неврологические причины птоза верхнего века, из-за негативного влияния которых происходит частичный или полный паралич глазодвигательной мышцы или зрительного нерва.

Причины возникновения птоза верхнего века могут заключаться в следующих патогенных факторах: травмы глаза или века, попадание инородного тела в глаз, а также такие тяжелые заболевания, как энцефалит, менингит, опухоли головного мозга.

Будущим мамам в период беременности необходимо соблюдать осторожность, потому что врожденный птоз может проявиться как следствие травмы, полученной младенцем во время родов. Если же в семье уже были случаи этого заболевания, то стоит обследовать новорожденного у офтальмолога, чтобы исключить наличие или развитие птоза века.

Из-за птоза в первую очередь страдает острота зрения, что может постепенно привести к амблиопии, астигматизму или косоглазию.

Поскольку ребенок не может моргать по причине патологически опущенного века, то поверхность глаза постоянно пересыхает, возможно чувство жжения или ощущение «песка» в глазах. Из-за редкого моргания нарушается нормальное омывание глаза слезной жидкостью, формируются застойные явления, которые приводят к сильному воспалению конъюнктивы и роговицы больного глаза.

Чем позже начато лечение птоза, тем сильнее фиксация специфического выражения лица малыша: лоб наморщен, а брови приподняты.

Диагностика птоза века.

Это заболевание (при всем ярком внешнем проявлении) нуждается в тщательной диагностике для выявления первопричины. Офтальмолог во время осмотра изучит симметричность век, проверит наличие бинокулярного зрения и проведет ряд диагностических процедур:

  • УЗИ глазного яблока;
  • компьютерную периметрию;
  • электроэнцефалографию;
  • оптическую когерентную томографию (ОКТ);
  • магнитно-резонансную томографию (МРТ). Обязательно назначается консультация врача-невролога.

В большинстве случаев для устранения птоза века требуется хирургическое вмешательство.

Операцию для лечения птоза верхнего века обычно проводят в возрасте трех-четырех лет при частичном опущении века (на одну треть) в и неполном (на две трети).

Если птоз усиливается и существенно снижает остроту зрения, то операцию могут назначить и в более раннем возрасте.

Существует, несколько видов хирургического вмешательства при птозе. Выбор операции осуществляется исходя из выраженности заболевания и природы его возникновения. Перед хирургическим вмешательством проводятся специальные тесты, которые позволяют оценить работоспособность мышцы, поднимающей верхнее веко. Результаты этих измерений также влияют на выбор метода лечения, комбинацию различных методов.

Ранее в большинстве случаев применялся один вид операции, в ходе которой хирург укорачивал мышцу, поднимающую верхнее веко. Вмешательство выполнялось с наружным доступом, то есть разрезалось верхнее веко, потом оперировалась мышца. Не стоит говорить, что после подобной операции оставался косметический дефект.

На сегодняшний день применяется с большой эффективностью хирургическое лечение птоза верхнего века у детей с внутренним доступом. Во-первых, такое вмешательство не оставляет после себя видимых рубцов, а во-вторых, делает операцию более эффективной и изящной.

Существует еще один вид операции, так называемое «подвешивание» верхнего века. Оно производится в случае, когда мышца, поднимающая верхнее веко, практически или полностью не работает. Это вмешательство тоже проводится с внутренним доступом.

После операции назначают терапевтическое лечение для правильного развития зрительной функции.

Какие могут быть предприняты профилактические меры, чтобы избежать возникновения приобретенного птоза века?

Следите, чтобы малыш не травмировал глаза или голову, соблюдал режим сна и отдыха, сбалансированно питался и занимался каким-нибудь видом спорта.

источник

Зрение – один из главных способов восприятия информации, поэтому важно заботиться о здоровом состоянии глаз. Однако нарушения оптической системы органа зрения – достаточно распространенные патологии среди населения. Научно-технический прогресс, продолжительная работа за компьютером или использование смартфона, несоблюдение режима дня и правил гигиены – все это способствует развитию различных аномалий строения органов зрения.

Астигматизм также относится к нарушениям рефракции, то есть изменениям нормальной преломляющей способности глаза. Чаще всего он проявляется в детском возрасте и сразу значительно влияет на качество жизни ребенка. Встречается он реже, чем близорукость или дальнозоркость, однако часто сочетается с ними. Примерно у 15-20% населения такое состояние требует специальной оптической коррекции, чтобы не спровоцировать появление косоглазия или других изменений рефракции.

Своевременная диагностика состояния, а также грамотное лечение могут замедлить и даже остановить развитие заболевания.

Если говорить простым языком, речь идет о нарушении восприятия лучей света патологически измененным астигматическим глазом. Дефекты в данном случае касаются роговицы и хрусталика – их искривление и деформация приводит к неправильному преломлению света по двум основным меридианам – вертикали и горизонтали.

Нарушение кривизны чаще бывает у роговой оболочки, которая в норме имеет несколько вытянутую сферическую форму. Хрусталик страдает реже, и такие изменения не поддаются коррекции с помощью очков.

Дословный перевод названия болезни с латыни – «отсутствие фокуса», что означает нарушение фокусировки изображения на сетчатке. Слияние лучей света, выходящих из одной точки, на сетчатой оболочке происходит неправильно, за счет чего изображение получается размытым, нет резкости.

Ключевой фактор в развитии таких изменений – наследственность. Особенности в строении роговицы или хрусталика, заложенные генетически, определяют дальнейшее качество зрительного восприятия информации. Астигматизм слабой степени встречается у детей достаточно часто и в 90% случаев не требует коррекции. Высокая степень может быть обусловлена тяжелыми внутриутробными патологиями, она является одним из признаков генетического заболевания, врожденного ретинита, альбинизма и других системных болезней.

Также может быть приобретенный астигматизм, симптомы которого появляются уже в более зрелом возрасте. Чаще всего этому предшествуют травмы различного характера – повреждения роговицы с образованием рубцов, подвывихи хрусталика, разрыв связок глазодвигательной системы. Астигматизм у детей не обязательно вызван непосредственно проблемами с глазом – повлиять могут травмы челюстно-лицевого аппарата, деформирующие стенки глазницы. Сопутствовать астигматизму и усугублять состояние зрительной системы ребенка могут такие нарушения, как птоз, нистагм, кератоконус, гипоплазия зрительного нерва.

В первые месяцы жизни установить любые рефракционные нарушения у ребенка практически невозможно – глазной аппарат еще недостаточно сформирован, малыш не фиксирует взгляд, за счет чего диагностика существенно затрудняется.

Однако в процессе развития органа зрения родители могут заметить такие признаки астигматизма у детей:

  • прищуривание во время попыток рассмотреть предметы;
  • повороты и наклоны головы для взгляда в сторону;
  • затруднения в хватании предметов;
  • спотыкания при ходьбе;
  • неуклюжесть;
  • промахи при необходимости положить предметы в определенное место;
  • нарушения фокусировки взгляда.

Жалобы, которые может описать ребенок в сознательном возрасте, не являются характерными для астигматизма, но указывают на наличие одной из существующих аномалий рефракции:

  • нечеткость, размытость предметов;
  • сложность в видении близкорасположенных предметов или затруднение при четком взгляде вдаль;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • ощущение дискомфорта, боли, усталости в глазах;
  • двоение;
  • слезотечение в моменты напряженного рассматривания предметов;
  • головные боли или головокружение в связи с сильным напряжением глаза.

Однако если степень астигматизма невысокая, ребенок долгое время может не ощущать субъективных нарушений, поскольку его организм адаптируется к врожденным изменениям. Часто они проявляются постепенно или обнаруживаются случайно во время осмотра специалистом, что приводит к позднему обращению и дальнейшим сложностям в лечении.

Первично это состояние разделяют на две большие группы, которые имеют принципиальные различия в причинах возникновения и необходимой реакции со стороны родителей и специалистов:

  • Физиологический. Незначительное искривление роговицы часто связано с неравномерным ростом ребенка, и в процессе развития оно приходит в норму. Такой астигматизм характеризуется разницей между преломлением по вертикальному и горизонтальному меридианам менее, чем в 1 диоптрию (дптр). Коррекции состояние не требует, на остроту зрения не влияет, часто обнаруживается случайно при проведении профилактических осмотров и проходит самостоятельно. Родителям не стоит беспокоиться, однако необходимо регулярно наблюдать за процессом и предпринимать профилактические меры.
  • Патологический. Эти случаи характеризуются разницей в преломлении по меридианам, превышающим 1 дптр, и степень астигматизма обратно пропорциональна остроте зрения у ребенка. Такие случаи требуют грамотной постановки диагноза и подбора специальных цилиндрических линз, устраняющих астигматические эффекты.

Также астигматизм разделяют в зависимости от элемента в глазном аппарате, искривление которого привело к развитию болезни у ребенка или взрослого:

  • Роговичный. Считается наиболее сильным, поскольку роговая оболочка обладает большей степенью преломления, поэтому астигматизм высокой степени чаще имеет роговичную форму.
  • Хрусталиковый. Связан с нарушениями главной оптической линзы глаза врожденного или приобретенного характера. Редко поддается коррекции очками.

Патологию в офтальмологической практике делят на такие типы:

  1. Правильный. Основная особенность – одинаковая сила преломления в пределах каждого из меридианов – условных линий, проходящих через центр глазного яблока по его поверхности. Характерной считается более плоская конфигурация горизонтального меридиана при вогнутом вертикальном. Являясь более распространенным, чаще всего он развивается под воздействием генетических факторов. Правильный астигматизм, в свою очередь, бывает нескольких видов, в зависимости от рефракционных свойств каждой из условных линий:
    • Простой гиперметропический или миопический – дальнозоркость или близорукость соответственно диагностируется только по вертикали или горизонтали.
    • Сложный гиперметропический или миопический – степень рефракционных изменений на разных меридианах существенно различается.
    • Смешанный – наличие гиперметропии и миопии в одном глазу одновременно.
  2. Неправильный. Разность силы преломления в таком случае характерна не только для двух меридианов, но и для отдельных участков каждого из них. Также часто две условные линии не перпендикулярны друг другу. Этот вариант практически не поддается коррекции очками и считается прямым показанием для хирургического вмешательства. Чаще всего он проявляется с рождения как симптом тяжелых системных патологий или становится последствием серьезных травм с образованием рубцов на роговице.

Также важную характеристику дают офтальмологи во время определения разницы рефракции в обоих главных меридианных линиях. Такое обследование позволяет установить степени астигматизма у детей:

  • Слабая – до 3 дптр. Наиболее распространенный и простой для подбора коррекции вариант.
  • Средняя – от 3 до 6 дптр. Такую степень редко удается скорректировать с помощью очков, приходится обращаться к специальным контактным линзам или хирургическим методам лечения.
  • Высокая – более 6 дптр. Заболевание в этой форме значительно влияет на качество жизни и является наиболее сложным для лечения.
Читайте также:  Код по мкб астигматизм амблиопия

Диагностический процесс при врожденных патологиях осложняется отсутствием жалоб у ребенка, поскольку даже в более сознательном возрасте он может не понимать, что у него имеется отклонение от нормы.

Поэтому первый поход на серьезное комплексное обследование у офтальмолога необходимо планировать примерно в возрасте примерно 2-3 месяцев. Современное оборудование позволяет оценить наличие рефракционных изменений уже в этот период, а своевременное начало лечения способно предотвратить развитие нежелательных последствий и осложнений в будущем.

  • Детям младшего возраста диагностика проводится с помощью авторефрактометра – специального компьютерного оборудования, позволяющего оценить состояние преломляющей способности всех сред глаза и выявить существующие отклонения.
  • Субъективная оценка остроты зрения с помощью таблиц и цилиндрических линз уместна в более старшем возрасте.
  • Скиаскопия – теневая проба в темной комнате. Детям проводится в условиях медикаментозного расширения зрачка.
  • Кератометрия – метод, позволяющий оценить степень кривизны наружной поверхности роговицы.
  • Компьютерная томография – один из наиболее информативных современных методов диагностики, позволяющий построить трехмерную модель изображения роговой оболочки, чтобы оценить не только степень ее искривления, но также размеры, форму и толщину.

Период до наступления совершеннолетия характеризуется ростом и развитием всех систем, включая зрительный орган. Поэтому лечение детского астигматизма чаще всего сводится к консервативным методам – назначению коррекции очками, специальному аппаратному лечению.

Все методы можно разделить на две большие группы:

  • Консервативные. Астигматические очки с цилиндрическими линзами – наиболее простой и безопасный способ коррекции патологии. Самая сложная задача для специалиста – максимально правильно подобрать необходимые стекла, а пациента – привыкнуть к изменению восприятия окружающего мира в очках. Первые дни может наблюдаться головная боль и головокружение, нарушения координации и выраженный дискомфорт. Однако через неделю такие побочные явления должны пройти. Также применяются жесткие контактные линзы – они надеваются только на время ночного сна. Их действие заключается в постепенном изменении кривизны роговицы. Однако эффективность такого метода ограничивается степенью астигматизма – линзы помогут только в случаях слабых проявления заболевания (до 1,5 дптр).
  • Хирургические. Кератопластика позволяет изменить форму роговой оболочки, а фоторефракционная кератэктомия и рефракционная замена хрусталика – устранить причину астигматизма. Аппаратура, используемая в центрах лазерной коррекции зрения, позволяет быстро, безопасно и эффективно корректировать многие нарушения рефракции, в том числе и астигматические искривления. Также существуют методики по имплантации внутриглазных линз. Метод лечения подбирается индивидуально, а также проводится оценка общего состояния организма и рисков операции.

Прогнозы астигматизма у детей зависят от степени тяжести заболевания, а также от своевременности и правильности лечения.

Мероприятия по предотвращению заболевания сводятся к общим советами по гигиене зрения и ведению здорового образа жизни:

  • развешивать погремушки на расстоянии не ближе, чем 40 см от новорожденного;
  • избегать чрезмерных ранних нагрузок для глаз – просмотра телевизора и других гаджетов;
  • работать при хорошем освещении с правильной осанкой;
  • чередовать периоды работы с отдыхом для глаз;
  • следить за поступлением в организм витаминов, в особенности группы А;
  • нормализовать режим питания и распорядок дня.

источник

Астигматизм — это искривление формы роговицы или хрусталика глаза. Из-за их неправильной формы попадающий свет преломляется неверно, и картинка может получаться смазанной, раздвоенной или искаженной формы.

Астигматизм у детей до года делится на несколько стадий, в зависимости от тяжести. Самое легкое отклонение зрения в районе 0.5 диоптрий считается нормой, над ним не проводится лечение и данная патология может сопровождать человека в течение всей жизни.

Детский астигматизм также имеет сложности в диагностировании, ведь наглядно увидеть, что у ребёнка имеется дефект, практически невозможно. Для этого используются медицинские аппараты, которые помогут указать степень тяжести развитого недуга и определиться с правильным лечением.

Астигматизм — нарушение восприятия световых лучей. Такое происходит при дефектах сетчатки, хрусталика или роговицы и приводит к невозможности воспринимать образы четко. У нормально видящего человека все лучи сходятся в один пучок в одну точку сетчатки.

При астигматизме световые лучи могут сходиться в несколько точек, перед сетчаткой и за ней. Это мешает видеть четкие очертания предметов.

Это заболевание чаще всего развивается именно в раннем возрасте, и при отсутствии лечения и серьезного отношения к проблеме со стороны родителей, может привести к косоглазию, дальнозоркости или близорукости, а также к существенному снижению зрения вплоть до слепоты.

Обычно астигматизм у ребенка имеет наследственный фактор. Если мама или папа страдают от болезней зрения, у чада есть вполне реальные шансы стать астигматиком. Риски вырастают, если в очках ходят и мама, и отец малыша.

Среди других причин возникновения недуга — нарушение гигиены зрения (ребенок смотрит телевизор слишком близко к экрану, много времени проводит за компьютером или с планшетом в руках, в его комнате недостаточное освещение или свет падает неправильно и т. д.).

Кроме того, астигматизм может быть вызван травмами головы или глаз или даже хронической нехваткой минералов и витаминов в детском организме. Недуг может проявляться как близорукий, дальнозоркий и как смешанный.

На сегодняшний день астигматизм является одним из самых распространенных недугов: в той или иной степени он есть у 40% жителей Земли. Чаще, отклонение от нормы незначительно. Пока оно не достигнет значения в 1 диоптрий, лечить ничего не требуется.

Это считается физиологической нормой для данного конкретного человека. Астигматизм у детей до года тоже не нуждается в коррекции, так как чаще всего он проходит самостоятельно, и после года ребенок начинает видеть вполне нормально.

У детей до года довольно сложно заподозрить астигматизм, но внимательным родителям не составит особого труда заметить в поведении ребенка характерные для снижения зрения симптомы. Малыш часто не может взять игрушку, которую хочет, потому что промахивается ручкой.

Для него это сложно, поэтому он не хочет. Ребенок не может сосредоточиться на предмете, который ему интересен, прищуривается, чтобы разглядеть мелкие предметы, а иногда наклоняет голову, чтобы лучше рассмотреть что-то.

Лечится астигматизм у детей чаще всего консервативными методами — ношением специально подобранных очков, а в школьном возрасте — контактных линз. Оперативными методами недуг у детей не лечится, все хирургические манипуляции возможны только тогда, когда органы зрения перестанут «расти», то есть до 18-20 лет операции не делают.

После этого возраста есть возможность провести коррекцию лазером, с помощью насечки и прижигания.

С греческого языка термин «астигматизм» дословно переводится как «бесточие». Почему так? Вспомним принципы фокусирования глаза. Главное правило острого зрения: световые лучи должны собираться в единой точке, которая непременно должна находиться на сетчатке, в самом ее центре, который называется макула.

При астигматизме лучи собираются сразу в нескольких точках, пройдя через роговицу и хрусталик. И они находятся не на сетчатке, а либо до нее, либо дальше нее. Поэтому в макуле отсутствует четкость, изображение получается размытым.

Для наглядности рассмотрим пример с разными формами мячей. Футбольный — идеально круглый. Если разрезать его пополам, получится отличная сфера. В любом сечении такой окружной поверхности световые потоки будут преломляться одинаково, и фокусировка стремится в одну точку.

Так и работает правильно организованная роговица глаза. Если же взять продолговатый мяч для игры в регби и также разрезать его пополам, заметно, как в различных сечениях происходит неодинаковая кривизна. Подобно устроен вытянутый астигматический глаз, в котором преломление происходит неодинаково.

В результате на сетчатке лежит не точка с собирательным фокусом, а круг светорассеяния. При астигматизме у детей нарушается работа зрения и форма в роговице или хрусталике, поэтому изменяется угол фокуса. При нормальной работе органа оптическая фокусировка имеет всего одну точку, на сетчатке.

При сложной форме может быть только близорукость, или только дальнозоркость в двух органах. А при смешанной форме астигматизма у ребенкав одном органе наличествует близорукость, а в другом – дальнозоркость.

Формирование зрения происходит на 3 неделе жизни плода. Первый семестр беременности принято считать решающим, поскольку именно в этот период идет закладка всех органов и систем организма. Способ жизни и здоровье матери играют важнейшую роль в формировании плода.

При рождении размер глазного яблока у младенца равен 67% от размера глаза у взрослого человека, но качество и особенности работы органов зрения у новорожденных и взрослых людей отличаются. До месяца ребенок видит все размыто и исключительно в оттенках серого.

Подобное восприятие связано с несовершенством сетчатки и отделов головного мозга, ответственных за передачу сигналов к глазам. На первом месяце жизни при близком зрительном контакте малыш постоянно будет смотреть в сторону, что обусловлено незрелостью цилиарной мышцы.

Иногда можно заметить, что вбок смотрит только один глаз — причиной подобного явления выступает недоразвитость нервов, которые управляют глазными мышцами. Со временем данный дефект исчезает, но постоянное и значительное отклонение представляет собой повод для визита к врачу офтальмологу.

На протяжении 2-3 месяцев существенно возрастает восприимчивость сетчатки. Предметы обретают контуры. Постепенно ребенок начинает распознавать некоторые краски базовой палитры, преимущественно теплые цвета. Позже развивается виденье холодных оттенков.

Важно убедиться, что глаза двигаются и видят одинаково хорошо. В период от 7 до 12 месяцев ребенок учится оценивать расстояние, размер и форму объектов.

Гиперметропическому астигматизму (код по МКБ 10–10Н 52,2.) характерно преобладание дальнозоркости. При нем изображение, передаваемое в мозг, фокусируется за сетчаткой. Считается, что такой вид глазных болезней передается по наследству. Российская и Американская Медицинские Ассоциации выделяют три вида развития патологии:

Простой гиперметропический астигматизм (до 2 диоптрий) — это когда патология наблюдается в одном глазике ребенка. Легкой степени болезни характерно непроявление симптомов. Она не приносит дискомфорта. При этой степени заболевания малыш не всегда может сам заметить нарушение зрения. Легкой форме характерно до 0,5 диоптрия.

Ребенок не нуждается в коррекции зрения, однако, родители должны приводить его к офтальмологу регулярно. Эта мера необходима, чтобы избежать прогрессирования болезни. Следует отметить, что простая форма наблюдается у детей до года, особенно у новорожденных.

Такая аномалия зрения у малышей связана с тем, что глазное яблоко ребенка еще не достигло нормальных размеров и все еще продолжает расти. Такое состояние может наблюдаться до первого года жизни.

Сложный гиперметропический астигматизм у детей (до 5 диоптрий) — такой диагноз ставится, когда дальнозоркость и астигматизм присутствуют в обоих глазах. Выраженность астигматизма в глазах ребенка может быть разной. Он вызван из-за асферической формы роговицы.

Преломленные лучи не фокусируются в одной точке оптической системы глазного яблока. В данном случае ребенок жалуется на туман в глазах и головную боль. Другие симптомы сложной степени заболевания:

  • расплывчатые предметы;
  • нечеткие контуры;
  • глаза быстро устают;
  • головная боль часто появляется после просмотра телевизора, чтения книги или увлекательной игры, требующей внимательность;
  • ребенок хорошо может видеть вдали, а вблизи плохо.

Еще один вид заболевания — гиперметропия высокой степени с астигматизмом (выше 5 диоптрий). При данной форме происходит существенное снижение остроты зрения. Помимо этого, сложная форма сопровождается, иногда, косоглазием. Это происходит потому, что ребенок очень сильно напрягает глаза, при этом не одевая очки.

Проявления высокой степени гиперметропии с астигматизмом:

  1. боль в глазах;
  2. постоянное зрительное переутомление;
  3. раздваивание;
  4. жжение;
  5. слезоточивость;
  6. резь в глазах.

Высокая степень характеризуется постоянной раздражительностью ребенка и перепадов настроения, что происходит из-за неспособности указать на нужный предмет или разглядеть его. Условия, приводящие к заболеванию разнообразны.

Основной причиной является генетическая предрасположенность, заболевание передается по наследству от родителей к ребенку. Нередко встречается приобретенный вид заболевания. Причины приобретенного гиперметропического астигматизма:

  • Болезнь формируется из-за развития рубцовой ткани, образовавшейся после приобретенной травмы.
  • Послеоперационные рубцы, возникающие после проведения тяжелых операций на глазах, тоже могут быть одной из причин болезни.
  • Воспалительные процессы, приводящие к потере роговицей своей сферичности.
  • Наличие глазных патологий.
  • Хронические заболевания или инфекции в организме ребенка.

Пагубно отношение к своему здоровью во время вынашивания малыша тоже могут привести к развитию патологии. Это такие факторы, как курение, алкоголь и наркотики. Кроме того, запустить процесс развития болезни могут такие заболевания:

  1. Пигментный ретинит.
  2. Альбинизм.
  3. Роговичный астигматизм.

Астигматизм у детей может быть физиологическим или патологическим. Физиологический астигматизм у детей характеризуется разницей в преломлении двух главных меридианов менее 1 дптр; не отражается на остроте зрения и не требует лечения.

Возникновение физиологического астигматизма связано с неравномерным ростом глазного яблока у детей. В случае патологического астигматизма у детей разница в преломлении превышает 1 дптр, поэтому сопровождается снижением зрения.

Также в детской офтальмологии различают правильный и неправильный астигматизм. При этом правильный астигматизм у детей может быть нескольких видов:

  • простым гиперметропическим – с нормальной рефракцией одного главного меридиана и гиперметропической – другого;
  • простым миопическим — с нормальной рефракцией одного главного меридиана и миопической – другого;
  • сложным гиперметропическим – с гиперметропической рефракцией обоих главных меридианов, но выраженной в различной степени;
  • сложным миопическим — с миопической рефракцией обоих главных меридианов, но выраженной в различной степени;
  • смешанным – с миопией в одном меридиане и гиперметропией – в другом.

Для неправильного астигматизма у детей характерны следующие признаки: скачкообразный, а не плавный переход рефракции от одного главного меридиана к другому; неперпендикулярность главных меридианов относительно друг друга; различная рефракция разных участков одного меридиана.

Читайте также:  Когда астигматизм не нуждается в коррекции

О степени астигматизма у детей судят по разнице рефракции в обоих главных меридианах. На основании этого выделяют 3 степени астигматизма у детей: слабую (менее 1 дптр), среднюю (от 3 до 6 дптр) и высокую (свыше 6 дптр).

Существует 5 видов астигматизма:

  1. Простой миопический (близорукий). Один из двух главных меридианов (далее ГМ) глаза близорукий, в то время как другой — нормальный (хорошее зрение называется эмметропия). Обозначается буквой М.
  2. Сложный миопический — близорукость присутствует в двух ГМ, она может быть разной степени. Записывается как ММ.
  3. Простой гиперметропический (дальнозоркий). Представляет комбинацию дальнозоркости в одном ГМ и норму в другом. Отмечается Н.
  4. Сложный гиперметропический, НН — это совокупность дальнозоркости разных степеней в обоих ГМ.
  5. Смешанный астигматизм. Имеет обозначение НМ или МН. При нем миопия в одном ГМ совмещается с гиперметропией в другом.

Также астигматизм может быть роговичным или хрусталиковым, а в некоторых случаях роговично-хрусталиковым.

С помощью проградуированной шкалы Табо определяют, в каком интервале лежат ГМ и различают 3 типа астигматизма:

  • Прямой — ГМ, у которого сильнее преломление, расположен по вертикали под углом 90º или с отклонением в 30º.
  • Обратный — ГМ, у которого сильнее преломление, располагается горизонтально по оси 0-180º или с отклонением до 30º.
  • С косыми осями — ГМ расположены в секторе 30-50º или 120-150º.
  1. Слабая,
  2. Средняя, 3-6 Дптр; лечить тяжелее, не все способы коррекции подходят.
  3. Высокая, > 6 Дптр; редкая степень астигматизма, возникающая в процессе сильных нарушений в роговице. Исправлять зрение в данном случае сложнее всего.

Чтобы понять причину возникновения этой болезни, резонно изучить строение зрительного органа, разобраться в принципе работы зрения. Важно помнить, что у новорожденных зрительный аппарат только начинает формироваться.

Астигматизм у малышей до года нередкое явление, на практике встречается довольно часто. При рождении глазные яблоки младенца имеют крутую роговицу. Практически каждый младенец дальнозоркий. Астигматизм у новорожденного достигает порой до шести диоптрий.

При формировании организма ребенка в первый год астигматизм исправляется. При нормальном формировании органов зрения у годовалого младенца зрение приходит в норму. К пятилетнему возрасту астигматизм у ребенка составляет 0.5 диоптрий, может достичь 0.75. Причин не так много. Наиболее частая причина — наследственность.

Если у малыша кто-то из родителей, оба родителя, или родители матери или отца имели(ют) астигматизм, то этот дефект может передаться следующему поколению. Причиной может являться полученная травма во время игры или операция, проведенная на глазах. Еще одним фактором являются побочные явления от различных болезней.

Также причиной астигматизма служит индивидуальное развитие ребенка до года, при котором неправильно развиваются зрительные органы, что приводит к аномалии строения хрусталика, роговицы или глазного яблока и, следовательно, нарушениям зрения, таким как дальнозоркость или его противоположность — близорукость.

В некоторых случаях, астигматизм характеризуется как смешанный. Смешанный — это состояние, когда имеется два фокуса на глаз, первый фокус перед сетчаткой, второй за ней. Такое состояние приводит к неправильному восприятию полученной картинки, что провоцирует снижение зрения.

Смешанным может быть один глаз или оба. Причины такой формы могут быть врожденными либо приобретенными (в результате травм, инфекции и т.д.) Можно выделить такие основные причины этой патологии у детей:

  • Оба родителя или один из них, бабушка или дедушка страдают от астигматизма и могут передать это нарушение по наследству своим детям или внукам;
  • Повреждения роговицы, операция на глазах;
  • Наличие иных заболеваний, состояний глаз, способствующих появлению астигматизма.

Для нормального роста и развития оптической системы свет должен проникать в глаза беспрепятственно. Если у ребенка наблюдается помутнение роговицы (дистрофия роговицы) или хрусталика (катаракта), не все лучи света проникают в глаз и изображение может быть размытым.

Это препятствует нормальному росту глаза и может привести к астигматизму. Чаще его наблюдают в глазах с такими заболеваниями как альбинизм, пигментный ретинит, гипоплазия зрительного нерва, нистагм, кератоконус. Эти состояния сами по себе могут вызывать затуманенное зрение.

Но у большинства детей астигматизм наблюдается даже в том случае, когда их родители здоровы и нет иных заболеваний, которые могли бы повлиять на его возникновение. Это является результатом индивидуальных особенностей развития глаза еще до рождения.

Выявить астигматизм у детей до года не так-то просто, ведь кроха еще не в состоянии объяснить, что видит предмет расплывчато. Кроме того, не зная, какой должна быть изначально картинка, маленький ребенок воспринимает такую форму виденья за эталон и не может понять, что он смотрит на окружающий мир неправильно.

Понять, что у грудничка развивается астигматизм, можно по следующим признакам:

  1. малыш не в состоянии точно поставить игрушку;
  2. играя, низко наклоняет голову;
  3. часто трет глазки — признак зрительного дискомфорта;
  4. «наталкивается» на углы мебели;
  5. прищуривается, чтобы лучше видеть, прикрывает ручкой один глазик;
  6. кладет игрушки мимо стола;
  7. при рассматривании предметов, ребенок каждый раз наклоняет или поворачивает голову в сторону — так он интуитивно ищет лучший оптический меридиан.

Конечно, маленький ребенок не пожалуется на быструю утомляемость и головную боль, но родители почувствуют это через капризное состояние малыша.

Крайне важно своевременно диагностировать астигматизм у детей в возрасте до года, чтобы можно было начать лечение глаз ребенка до девятилетнего возраста. Лечение наиболее эффективно и легко проходит именно в детском возрасте, пока глаз ребенка не сформировался окончательно.

Диагностировать визуально наличие астигматизма у младенцев — занятие не легких. Внешне никаких аномалий увидеть не получится, да и у младенца претензий к зрению не возникает. Именно по этой причине в первый год жизни малыша необходимо осматривать малыша у врача окулиста каждую четверть года.

В случае наличия в семье подобных проблем со зрением осмотр необходимо проводить чаще. Диагностика проводится окулистом, который для диагностирования применяет ретиноскопию (скиаскопию).

Процедура состоит из направления пучка света на сетчатку глаз, при котором окулист обратным зеркальным офтальмоскопом определяет преломление света (рефракцию), оценивает реакцию глаз, положение тени на глазном дне при перемещении луча света по глазному яблоку.

Сложность процедуры исходит из возраста ребенка. Непросто заставить младенца держать голову неподвижно, при этом смотреть в нужном для диагностики направлении. Это является причиной неправильной диагностики о величине или наличии астигматизма у ребенка грудничка.

Но вот поставить окончательный диагноз удается ближе к двум годам. Как оценивают рефракцию глаза и другие зрительные функции?

  • Скиаскопия. Метод исследования основан на теневых пробах. Офтальмолог в темной комнате усаживается на расстоянии 1 м от ребенка и освещает зрачок специальным зеркалом, поворачивая его из стороны в сторону, при этом наблюдая за движением тени в районе зрачка. Так определяют тип рефракции, степень астигматизма, близорукости или дальнозоркости.
  • Рефрактометрия. Определяется кривизна передней поверхности роговицы, ее радиус, диаметр. Метод позволяет уточнить вид астигматизма и правильно подобрать линзы для коррекции зрения.
  • Визиометрия. Ребенка усаживают на расстоянии 5 м от таблицы Орловой. В ней, вместо привычных взрослым букв, используются изображения, знакомые детям. Конечно, для оценки зрения подобным методом малыш уже должен уметь говорить.

На вопрос мам и пап о том, надо ли лечить выявленный астигматизм у чада, врачи отвечают, что все зависит от возраста. Если ребенку нет года, лечить пока ничего не надо. Если больше, то лечить надо обязательно, причем чем скорее родители вместе с врачами приступят к коррекции зрения малыша, тем лучше будет результат.

Очки носить ребенку придется постоянно. Не только во время чтения или просмотра телевизора, а всегда, и привыкнуть к этому у малыша получится не сразу. Задача родителей — подобрать ему удобную оправу, следить за тем, чтобы ребенок как можно скорее перестал воспринимать очки как нечто чужеродное и мешающее.

Чем старше чадо, тем труднее ему привыкнуть к ношению очков. Доктора предупреждают, что в периоде адаптации жалобы на головную боль, тошноту, вялость и усталость у ребенка — явление вполне нормальное. В среднем период привыкания длится от 1 до 2 недель, у некоторых детей — несколько дольше.

Рассчитывать на то, что очки «вылечат» не стоит. Они лишь затормаживают развитие астигматизма, корректируют текущую стадию. Но доктор напоминает, что нередко, недуг проходит сам по мере вырастания ребенка. Если этого не случится, после 18 лет всегда можно прибегнуть к лазерным технологиям и другим методам оперативного вмешательства.

Чаще всего гиперметропический астигматизм диагностируется у детей 2 года жизни. Обнаружить патологию в более раннем возрасте проблематично. Простая форма заболевания не требует лечения. Она считается физиологической формой и не влияет на четкость и остроту зрения ребенка.

А вот высокий и сложный гиперметропический астигматизм обоих глаз у детей требует коррекции зрения. Устранить погрешности рефрактерной функции глаз помогут специальные линзы, имеющие цилиндрическую форму. Такие линзы одновременно плюсовые и минусовые.

Благодаря им зрение значительно улучшается. Ребенок видит предметы, в таком виде, в котором они предоставлены. Сохранить остроту зрения помогут очки. Дети в очках лучше видят, они предотвращают развитие косоглазия. Разновидности операций для лечения гиперметропического астигматизма:

  1. Термокератокоагуляция.
  2. Лазерная термокератопластика.
  3. Гиперметропический лазерный кератомилез.

Лечение при помощи ЛТК имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества:

  • После операции пациент на следующий день может вернуться к нормальной деятельности.
  • Операция проводится быстро.
  • Редко бывают болевые ощущения.
  1. Пациенты испытывают временную близорукость.
  2. Некоторым пациентам в течение нескольких недель приходится носить очки.
  3. Небольшой риск заражения или потери зрения после операции.
  4. Чувство постороннего предмета в глазах.
  5. Чувствительность к свету в первые сутки после лазерной хирургии глаза.

В день операции следует кушать легкую пищу. Нельзя наносить макияж. Термокератокоагуляция проводится при помощи специальной иглы, нагретой до высокой температуры. Игла наносит точечные ожоги на периферической зоне роговицы, что позволяет вызвать сокращение волокон коллагена и исправить форму роговицы.

Лечение при помощи гиперметропического лазерного кератомилеза является современным методом и наиболее эффективным. Данный метод терапии используют при сложной и высокой степени развития болезни.

Лечение астигматизма у детей осуществляется с помощью хирургического и консервативного метода. Хирургическое лечение обычно применяют для лечения астигматизма у детей до 18 лет. Так же назначают контактную коррекцию или ношение очков.

Во многих медицинских центрах применяется контактная коррекция, которая является наиболее эффективным методом лечения астигматизма (это лечение устраняет недостатки очковой коррекции). После применения такого лечения предметы на сетчатке отображаются наиболее четко.

Единственным минусом является то, что за контактными линзами необходимо бережно и постоянно ухаживать, поэтому контактную коррекцию не назначают детям маленького возраста, особенно мальчикам.

Ортокератология — еще один метод лечения и коррекции астигматизма у детей. Лечение состоит в том, что необходимо носить твердые контактные линзы, временно исправляющие кривизну роговицы. Чаще всего носить их приходится во время сна.

После лечения с помощью ортокератологического метода роговица принимает наиболее правильную форму и это значительно улучшает зрение. Но длительно лечить астигматизм этим методом не рекомендуется. С течением некоторого времени роговица снова принимает свою обычную форму, и зрение опять ухудшается.

Полное выздоровление после лечения ортокератологическим методом гарантируется при астигматизме, которые не превышает 1,5 диоптрия, так же этот метод незаменим для тех детей, которые категорически отказываются носить контактные линзы или очки.

Если у ребенка диагностировали врожденный астигматизм, то в течение года его степень значительно снизится. Так же гарантированно стабилизируется степень астигматизма у детей к 7 летнему возрасту, но только когда нет сопутствующих патологий глаз и роговицы (например, кератоконуса).

Но были случаи, когда степень астигматизма с возрастом только увеличился, это происходит из-за полного отсутствия ухода и лечения глаз. Важно диагностировать астигматизм на ранних стадиях его возникновения. Это поможет назначить лечение, и индивидуально подобрать очки или линзы, что в итоге гарантирует избавление от астигматизма.

Поскольку проблема заключается в дефектах оптики, никакие волшебные таблетки с черникой и другие биодобавки не помогут. В отношении полидиафрагмальных очков лазер-вижн также нет доказательной базы об их эффективности. Чем же остановить развитие аномалии?

Самый популярный и доступный способ коррекции зрения у детей. При астигматизме рекомендуют очки с особыми цилиндрическими стеклами, предназначенные для ежедневного ношения. Первое время к очкам нужно привыкнуть. Ребенок может жаловаться на головную боль и неприятные ощущения от «нового взгляда» на мир.

За неделю все побочные эффекты обычно проходят, наступает привыкание. Если же по прошествии 7 дней ребенок и дальше жалуется на неудобства, необходимо повторно посетить офтальмолога, возможно, следует подобрать другие линзы. Кроме того, не каждая оправа оказывается удобной.

Ношение контактных линз, в отличие от очков, задействует правильное развитие центров зрения, результаты сопоставимы с лазерной коррекцией. Но проблема в том, что маленьким детям их применение невозможно, так как они не готовы их носить и ухаживать за ними ни физически, ни эмоционально.

При попытке взрослых вставить линзу вырывающемуся малышу возникает серьезная опасность поранить роговицу. Оптимальный рекомендуемый возраст для начала ношения контактных линз — 7-8 лет. Еще одна проблема — дороговизна метода, поскольку линзы регулярно нужно менять.

Если ребенку все же выбрана именно эта коррекция, от родителей требуется повышенное внимание, чтобы помогать малышу заботиться о линзах.

Современный эффективный и безопасный способ избавления от астигматизма приравнивается к операции. Процедура длится около 10-15 минут, предварительно в глаз закапываются местноанестезирующие капли. Непосредственное воздействие лазера обычно занимает 30-40 секунд.

Читайте также:  Кератотопография роговицы и астигматизм

Корригировать астигматизм у маленьких детей возможно только путем подбора очков. Применение контактных линз, а также лазерной и инвазивной хирургии для малыша абсолютно не приемлем. Стекла для коррекции астигматизма применяются цилиндрические.

Главные сечения в них расположены взаимно перпендикулярно. Главное сечение, которое совпадает с осью цилиндра оптически недеятельно. А вот перпендикулярное ему сечение имеет наибольшую преломляющую способность. Лучи, которые проходят линзу в плоскости сечения (деятельного), пересекаются в главном фокусе.

Таким образом, можно исправить у маленького ребенка простой астигматизм. А если тщательно подобрать очки, то можно и вовсе добиться полной коррекции его. Чтобы исправить сложный астигматизм, применяются сфероцилиндрические линзы. В таких линзах оба сечения оптически деятельны.

В этом случае значительно улучшается острота зрения. В процессе исправления астигматизма у детей до года подходит использование явления циклодукции, когда глаза вращаются вокруг переднезадней оси непроизвольно и возникает это при наклоне головы в разные стороны.

Используется такое явление при коррекции астигматизма высоких степеней, потому что чем более высока степень астигматизма, тем глаз чувствительнее к ошибке в оси цилиндра. На заключительном этапе по подбору очков специалисты предлагают проводить как бы “пробу на циклодукцию”.

Если в астигматическом глазу ось корригирующего цилиндра определена верно, то при любом наклоне головы (влево или вправо) будет снижаться острота зрения. А вот когда ось корригирующего цилиндра определена неверно, то при наклоне головы в одну сторону (например, влево) происходит улучшение зрения, а при наклоне в другую – зрение ухудшается.

Если лучи света, проникая в глаз, не могут сфокусироваться точно на сетчатке глаза, у ребенка может развиться амблиопия или «ленивый глаз». Это заболевание не означает, что глаз стал «ленивым» и перестал видеть. Оно связано с особенностями части головного мозга, отвечающей за зрение.

Для лечения амблиопии применяются специальные очки. Также можно использовать обычные очки, в которых заклеено одно стеклышко. Глаз, который видит лучше, закрывают, открывают тот, который видит хуже, чтобы стимулировать мозг и развивать зрение.

Глаз необходимо закрывать ежедневно только на несколько часов. Большее количество времени может спровоцировать искусственное возникновение амблиопии здорового глаза. Аппаратное лечение можно применять в качестве альтернативы лечению заклеенными очками. В этом случае сетчатка стимулируется лазером или лучом света.

Хотя сами по себе астигматические проявления не прогрессируют с возрастом или из-за отсутствия лечения, они могут поспособствовать развитию других глазных заболеваний, например:

  • амблиопии — так называемое формирование ленивого глаза, когда мозг получает две разные картинки и не может совместить их в одну, поэтому он подавляет или «отключает» работу одного из глаз;
  • астенопии — повышенной усталости глаз, ведущей к снижению остроты зрения;
  • косоглазия.

Еще одна причина необходимости раннего лечения заключена в том, что зрительная система и формирование глазного яблока развиваются на протяжении 14-15 лет жизни, а, значит, это самое благоприятное время для коррекции зрения. Отсюда напрашивается вывод: чем раньше начнется лечение, тем оно окажется эффективнее.

Снизить риски появления астигматизма у ребенка родители могут, если с самого рождения крохи будут соблюдать некоторые простые правила формирования правильного и здорового зрения.

  1. Не вешать яркие и красивые погремушки непосредственно перед лицом новорожденного. До 3 месяцев он все равно их неспособен толком рассмотреть и оценить. А после этого возраста низко висящие игрушки могут стать причиной развития косоглазия и астигматизма. Вешать погремушки стоит на расстоянии не менее 40-50 сантиметров от лица ребенка.
  2. Есть родители, которые стараются не включать в детской комнате яркого света, пользуются ночниками, из благих побуждений, естественно, создают приглушенный свет для новорожденного.Это распространенная ошибка, ведь такой размытый и нечеткий свет мешает формированию у малыша нормального цветовосприятия, и замедляет процессы становления четкости видения. Свет должен быть нормальным, в меру ярким.
  3. Цвет игрушек имеет огромное значение для развития зрения. В первые шесть месяцев жизни малышу лучше покупать крупные желтые и зеленые погремушки. После полугода органы зрения малыша могут различать и другие цвета, а потому чем ярче и многообразнее будут расцветки купленных для ребенка игрушек, тем лучше.

Родителям воспитанников детских садов следует помнить, что ребенок не должен много времени проводить перед монитором компьютера или у телевизора, при рисовании или чтении не нужно сильно наклонять голову.Родителям нужно научить чадо сидеть правильно во время занятий.

Мамам и папам школьников следует обратить внимание на освещение в комнате ребенка, когда тот учит уроки. При травмах глаз, головы, при частых головных болях, о которых школьник вполне может сообщить, следует показывать чадо не только педиатру, но и офтальмологу.

Всем без исключения деткам, страдающим астигматизмом и склонным к нему (при незначительных показателях в 0,5 диоптрии), рекомендуется делать специальную глазную гимнастику, которая укрепляет мышцы органов зрения и тренирует глазной нерв.

Важно не только знать, как «лечить» астигматизм у детей, но и что делать для недопущения его развития, защиты зрения. В перечень предупредительных мер входит:

  • тренировка для глаз – есть специальная гимнастика;
  • обустройство эффективного освещения в местах, где играет и отдыхает малыш;
  • чередование упражнений для зрения с отдыхом глаз;
  • замена ярких ламп дневного света на светильники мягкого свечения;
  • регулярный прием витаминов.

Проблема неполноценного зрения у детей рудного возраста полностью ложится на плечи родителей. Важно не упустить время и, как можно раньше обратиться за профессиональной помощью. Степень врожденного астигматизма имеет тенденцию к снижению в течение 1-го года жизни.

У большей части детей к 7-летнему возрасту степень астигматизма стабилизируется. При отсутствии коррекции с возрастом возможно как уменьшение, так и увеличение степени астигматизма.

Своевременно предпринятая коррекция астигматизма у детей способствует повышению остроты зрения, возможности уменьшения силы стекол или полному отказу от ношения очков. При астигматизме высоких степеней, не подвергающемся офтальмологической коррекции, могут развиться рефракционное косоглазие и амблиопия.

Дети с астигматизмом должны наблюдаться у окулиста и проходить плановое обследование дважды в год. Поскольку у детей происходит постоянный рост глаза, необходимо следить за своевременной сменой оптики.

Для снижения риска возникновения астигматизма у детей необходимо чередование зритель¬ных нагрузок с гимнастикой для глаз, подвижным отдыхом. Полезны занятия плаванием, контрастный душ, массаж шейно-воротниковой зоны, полноценное питание.

источник

Нарушение зрения, характеризующееся изменением восприятия света в результате изменения преломляющих свойств хрусталика, называется астигматизмом. Заболевание незначительно ухудшает остроту зрения, легко поддается терапии в младшем и среднем школьном возрасте.

Деформация преломляющих структур глаза приводит к нарушению восприятия света. Исходящие лучи не могут собраться в 1 фокусе. В результате изображение передается нечетко, размыто. Заболевание чаще развивается в раннем возрасте (до 2 лет). Как правило, патология – результат болезней глаз, врожденных нарушений органа зрения.

Физиологический тип детского астигматизма – это вариант нормы. Он обусловлен особенностями анатомического строения глаза новорожденных. Врожденный астигматизм глаз у детей к полутора годам устраняется самостоятельно.

Врожденный близорукий или смешанный астигматизм у детей встречается у 90% малышей до года. Приобретенная патология затрагивает около 60% пациентов 6–8 лет. Дальнозоркий тип патологии встречается значительно реже миопического. Осложнения заболевания встречаются нечасто, как правило, при наследственной форме. Наличие других патологий глаза увеличивает риск неблагоприятного прогноза. Среди осложнений:

  • амблиопия (синдром ленивого глаза) – стойкое снижение остроты зрения;
  • косоглазие – нарушение зрительных осей;
  • психологические проблемы (ребенок стесняется очков или проблем со зрением, у него занижена самооценка);
  • частые головные боли, головокружения,которые возникают из-за чрезмерного напряжения глаз.

Детский астигматизм подразделяют на виды по нескольким параметрам: степени выраженности, происхождению, расположению меридианов и вариантам нарушения преломления света. По выраженности выделяются слабая (до 3 диоптрий), средняя (3–6 диоптрий) и сильная (более 6 диоптрий) степени заболевания. По природе астигматизм подразделяется на патологический и физиологический. По месту развития он классифицируется на роговичный и хрусталиковый.

По расположению меридианов возможны несколько вариантов патологии:

  • Простой – изменения происходят только в 1 меридиане. Увеличение преломления приводит к миопическому типу астигматизма, уменьшение – к гиперметропическому (дальнозоркому).
  • Смешанный – формируется при изменении 1 меридиана по миопическому типу, а другого – по гиперметропическому.
  • Сложный – характеризуется изменением обоих меридианов, но по 1 типу, миопическому либо гиперметропическому.

Малыши, страдающие этим заболеванием, часто спотыкаются, падают. Дети не могут воспринимать напечатанный текст, стрелки на часах, кнопки и картинки на игрушках. Среди других симптомов:

  • усталость;
  • беспокойство ребенка;
  • быстрая утомляемость;
  • двойственность изображения;
  • жжение, сухость слизистой оболочки.

Первые признаки детского астигматизма проявляются в 3–4 месяца, когда ребенок начинает держать голову. Родители отмечают наклон головы и сильное прищуривание при попытке разглядеть предмет. Ребенок избегает рассматривания картинок, мультфильмов, фото, капризничает при необходимости выбрать какой-либо предмет. При миопии грудничок старается поднести предметы как можно ближе к лицу. При гиперметропическом типе астигматизма, наоборот, отдаляет их.

При врожденном характере заболевания у ребенка диагностируются нарушение кривизны роговицы или хрусталика, дистрофия тканей глаза. Иногда гипертропический астигматизм сопровождает альбинизм, ретинит, алкогольный синдром плода. Основное звено патогенеза развития детского астигматизма – нарушение функции хрусталика или роговицы. Приобретенная патология развивается по следующим причинам:

  • рубцы на роговице;
  • нистагм (неконтролируемые колебательные движения глаз высокой частоты);
  • подвывих хрусталика;
  • травмы глаза;
  • поражения зрительного нерва;
  • птоз (нависшее веко).

Врожденный детский астигматизм выявляется во время планового осмотра у окулиста в возрасте до 1 года. Врач проводит комплексную оценку состояния глаз, функции зрения. Астигматизм часто обусловлен наследственностью. Для постановки диагноза тщательно собирается семейный анамнез. Обнаружить заболевание помогают следующие методы:

  • Визометрия – проверка степени остроты зрения. Она помогает выявить, дифференцировать гиперметропический и миопический астигматизм у детей.

  • Биомикроскопия – это микроскопическое исследование роговицы, конъюнктивы, хрусталика, глазного дна. Она выявляет дистрофические, посттравматические изменения глазных структур. Исследование эффективно в диагностике кровоизлияний, помутнений.
  • Офтальмоскопия – детальный осмотр сетчатки глаза, оценка степени помутнения преломляющих структур с помощью офтальмоскопа. Цель диагностики – выявление патологических изменений сетчатки.
  • Скиаскопия (ретиноскопия) – определение самого дальнего расстояния нормального видения при разных условиях освещенности. Исследование помогает оценить работу хрусталика, роговицы и передней камеры глаза.
  • УЗИ глаза – безопасный метод визуализации и изучения глаза. Он выявляет наличие врожденных патологий, кровоизлияний, травм и дистрофических изменений.
  • Кератометрия – измерение кривизны передней камеры глаза.

  • Топокератометрия – определение размеров глаза с помощью авторефрактометра, наблюдение за его ростом у детей до года.

Терапия зависит от выраженности заболевания, причины, наличия сопутствующих офтальмологических патологий. Выбирая тактику лечения, врачи учитывают возраст ребенка. Малышам до года и детям со слабыми отклонениями остроты зрения коррекция не требуется. Ребенку с выраженной миопией или дальнозоркостью назначаются очки или контактные линзы.

Рекомендуются выполнять специальные упражнения для глаз, пройти массажный курс. Хирургические операции (кератотомия, термокератокоагуляция, имплантации) назначаются не ранее возраста 18–20 лет, после завершения формирования зрительной системы.

Для терапии простого астигматизма назначаются очки с цилиндрическими линзами. Для коррекции сложного и смешанного – показано применение комбинированных сфероцилиндрических линз. Очки выписываются ребенку в 2–3 года. По желанию возможно использование контактных линз. Они требуют тщательного ухода, поэтому не рекомендованы детям младше 12 лет.

Преимущества использования очков – простота применения, дешевизна. Среди недостатков отмечаются необходимость постоянного ношения, длительный период привыкания, психологический дискомфорт. Кроме того, очки не являются полноценным методом лечения, они только тормозят прогрессирование патологии.

Этот метод лечения подразумевает применение специальных жестких воздухопроницаемых линз, которые надеваются на ночь. За время сна линза временно исправляет роговицу. Эффект длится от 8 до 48 часов в зависимости от качества линз, выраженности изначальной патологии. У некоторых людей результат ортокератологии носит накопительный характер. С каждым применением линз положительный эффект сохраняется дольше.

Ортокератология подходит для лечения как миопического типа заболевания, так и дальнозоркого. Начинать лечение ночными линзами рекомендуется в 8–10 лет. Среди преимуществ ортокератологии отмечается отсутствие ограничений для применения. Недостаток – высокая стоимость самих линз и предметов ухода за ними. Пациенты также отмечают существенный дискомфорт при надевании линз и в период адаптации (до 2 недель).

Для дополнительной терапии применяется аппаратное лечение. С его помощью улучшаются кровообращение, питание глазных структур, развивается зрительный центр мозга ребенка. Эффективны следующие методы:

  • Массажные очки – стимулируют кислородоснабжение тканей, увеличивают микроциркуляцию.
  • Комплекс компьютерных программ – эффективен для коррекции и предупреждения косоглазия.
  • Магнитотерапия – воздействует на цилиарную мышцу, изменяющую кривизну хрусталика.
  • Электрофорез – применяется при необходимости устранения воспаления, неврита зрительного нерва.

Среди противопоказаний к аппаратному лечению выделяются онкологические заболевания, острые инфекционные патологии, высокая температура тела. Не рекомендуется одновременное прохождение нескольких курсов физиотерапии. При аппаратном лечении важно пройти весь курс назначенной терапии.

При отсутствии осложнений и сопутствующих офтальмологических патологий детский астигматизм хорошо поддается коррекции. У большей части пациентов к 7–8 годам выраженность болезни значительно уменьшается. Физиологический астигматизм у новорожденных детей проходит к 12–18 месяцам. Предупредить развитие патологии помогут следующие мероприятия:

  • отдых для глаз каждые 20–30 минут во время занятий, чтения;
  • хорошее освещение в комнате;
  • гимнастика для глаз;
  • отсутствие ярких игрушек у грудничка;
  • ограничение времени пользования компьютером, мобильным телефоном;
  • питание с повышенным содержанием витаминов группы B, A, E (морковь, яблоки, черника, другие овощи и фрукты);
  • регулярное обследование у окулиста (не реже 1–2 раза/год).

источник